Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom veshana tova!


Один день хорошо, а два – лучше

Для евреев, проживающих за пределами Земли Израиля, двухдневная продолжительность праздников является вполне в порядке вещей. Здесь, как всегда, тесно переплетаются сухие рационально-алахические мотивы с причинами, лежащими в сугубо духовных плоскостях. Так, в Святой Земле святость времени (праздника) присоединяется к святости места (Земли Израиля) и этой «интенсивной, двойной» святости хватает один день, а там, где святость места недостаточна, этот недостаток искупляется удвоенной святостью времени.
Но для евреев Израиля Рош-ашана является единственным исключением, когда и там, точно также как заграницей еврейский праздник длится два дня. Причем, отношение наших мудрецов к этим двум дням – как к одному длинному дню.
Чтобы частично разобраться в причине этого феномена, давайте для начала разберемся, а что вообще мы празднуем в этот день? Итак, с какого момента евреи отсчитывают свои года? С дарования Торы? С выхода из Египта? С сотворения мира? С сотворения человека! Другими словами, в Рош-ашана мы празднуем годовщину шестого дня Творения. (О том, кто и с какой именно точки Вселенной вел учет дням до этого, чему соответственно являлась продолжительность этого дня – ведь день на Земле гораздо длиннее дня на Меркурие и короче
дня на Марсе, и как вообще определялась продолжительность первых трех «дней» до сотворения Солнца, мы можем только догадываться).
Но если первый день еврейского года это годовщина сотворения человека, то какую же годовщину представляет собой следующий, второй день Рош-Ашана? Соответственно годовщину следующего, седьмого дня Творения, другими словами – первого в мире шабата!
Мы уже говорили, что основная часть творения как раз и была создана в тот самый седьмой день творения. Иначе чем он отличался от дня восьмого, пятьсот первого, двух тысячи тридцать четвертого и т.д.? С наступлением Шабата у физического мира появилась... цель. Выражаясь языком математики, если до этого все творение развивалось обычным, линейным образом, то с наступлением Субботы обыкновенная прямая линия превратилась в вектор, обладающий направлением движения. С наступлением Шабата стало очевидно, что весь процесс
творения не являлся самоцелью, а был лишь качественной, необходимой подготовкой к истинной цели Творения – освящении материи.
Сотворение человека – событие крайне важное. Настолько, чтобы посвятить его годовщине специальный праздник. Но не настолько, чтобы стать самоцелью. Поэтому-то мы празднуем Рош-ашана не один, а два дня. Отмечая и творение, величайшее само по себе, по своему потенциалу, и цель, ради которой это творение и было создано. Ибо потенциал без цели лишен всякого смысла.
Счастливого вам праздника!


Недельное чтение Торы

На этой неделе шабат совпадает с Рош-ашана и поэтому вместо очередного недельного раздела Торы мы читаем отрывки, которые так или иначе читают в День Суда. Эти отрывки повествуют о рождении Ицхака и последних, самых тяжелых испытаниях его отца Авраама. Кроме того, мы читаем отрывок из книги пророка Шмуэля о молитве великой праведницы Ханы и рождении ее сына – самого пророка Шмуэля – вследствии этой молитвы.

Тема молитвы – одна из самых сложных для нашего понимания. И тут в очередной раз нам прежде всего надо отказаться от взлелеяных стереотипов.
Начнем с того, что, то, что переводится с иврит глаголом «молиться», на самом деле является возвратной формой глагола «судить». Другими словами, «молиться» по-еврейски значит «судить самого себя». Таким образом, еврейская молитва – это прежде всего уникальная возможность вынести честный приговор самому себе без дополнительных «подсказок» свыше, какими по сути являются те мелкие неприятности, окружающие нас повсюду. Так, удивление по поводу, как же молитве удается удалить суровость приговора, исчезает само по
себе. Тем более что и «судить самого себя» в рамках религии действия (коей, напоминаем, и является иудаизм) означает не бессмысленное самобичевание за прошлое, а осмысление действенного исправления на будущее.
И вот в этой-то точке человек вдруг начинает осознавать, что то, что он испортил в одиночку, исправить ему одному не под силу. На этом этапе зарождается прямая связь с Творцом – «приглашение к партнерству», просьба в конкретной помощи.
И здесь мы подошли к очередному краеугольному камню молитвы по-еврейски. На первый взгляд, это покажется смешно, но прежде чем просить, человек должен четко знать, что он конкретно хочет. Если человек желает непременно выиграть миллион, то ни одна молитва не сможет ему помочь, если он не купит лотерейный билет. Но для начала необходимо решить, что именно ему так необходимо? Сама по себе лотерея, миллион, или некая цель (допустим, беспечная жизнь без забот о хлебе насущном), которой он думает добиться с помощью
миллиона? О чем конкретно молиться, что именно просить? Ведь «пути Г-сподни неисповедимы» и, кто знает, не найдется ли с помощью молитвы оригинальный путь к поставленной конечной цели, пусть без лотереи и без миллиона? Причем в любом случае самоанализ молитвы дает свои плоды, ибо правильная формулировка задачи – первый шаг к ее решению!
Молитва пророчицы Ханы, о судьбе которой мы читаем в Рош-ашана, в еврейской традиции стала эталоном молитвы. В течение многих лет Хана была бесплодна и невыразимо страдала. Однако кульминацией ее страданий, в конце концов, и излившейся в ту самую молитву, послужил ободряющий тон мужа: О чем ты плачешь? Разве я для тебя не лучше, чем десять сыновей?
Но что же такого особенного в этих словах? Они, казалось бы, наоборот, должны были ее успокоить. Но в том-то и дело, что эти слова открыли ей истинную суть проблемы. Бесплодие мучало ее не из эгоистических побуждений, желания ответной любви и ласки. Все это она получала в десятикратном размере от мужа. (Мужья! Возьмите на заметку!) Не это была конечная цель, ради которой стоило так страдать и так молиться. Слова мужа дали Хане правильную перспективу: ребенок был ей необходим для полной реализации своего женского
потенциала, для максимальной отдачи. Когда же Хана осознала умом и сердцем цель своей молитвы, ее молитвы были услышаны.
Все эти события происходили как раз на Рош-ашана. Но этим не ограничивается текст, который мы читаем в этот день в синагогах. Отрывок завершается...еще одной молитвой Ханы. Во всяком случае, так это называет святой текст. Потому что в общепринятом значении, это – просто хвалебная песня, песнь благодарности, но никак не униженная просьба, ассоциирующаяся с понятием молитвы. И это – очередной принцип «молитвы по-еврейски». Каждая еврейская молитва (и стандартизованная, и личная) обязательно включает в себя элемент
благодарности. Благодарности за исполнение прошлых просьб, благодарности за саму возможность самоанализа, заведомую благодарность за будущее. Потому что связь с Творцом не замыкается ни в момент просьбы, ни в момент получения того, что мы просим, пока в наших сердцах жива благодарность. Просьба и благодарность – две неотъемлемые части еврейской молитвы, два звена в цепочке нашей постоянной связи с Источником!

Шана това у-метука!

Женский уголок

Первой ассоциацией Рош-ашана является яблоко, которое мы обмакиваем в мед. С этого, собственно говоря, непосредственно и начинается новогодняя трапеза. Так как иудаизм не признает случайностей, то и за этим обычаем явно следует искать какую-нибудь аллегорию.
Говоря о яблоке, прежде всего, необходимо отказаться от христианских ассоциаций, связывающих этот «ни в чем неповинный» плод с «первородным грехом». Разбирая вопрос, какой именно плод отведала Хава (не упустив при этом случая накормить им и мужа), еврейские мудрецы спорят, был ли это виноград, инжир, этрог или пшеница (до изгнания Первого Человека из Ган-Эден являющаяся деревом), но никто никогда в еврейской традиции не называл «яблоко» в данном контексте.
Напротив, еврейские ассоциации, связанные с этим плодом абсолютно пололжительные. Ведь наряду с гранатами и финиками (которые мы также с удовольствие едим в Рош-ашана) яблоки считаются одним из символов еврейского народа.
А мед, как мы уже говорили в наших рассылках, наряду с молоком, водой и вином является одним из символов Торы. Так, когда еврейский ребенок в трехлетнем возрасте впервые идет учиться, ему показывают (и даже дают попробовать) буквы еврейского алфавита, смазанные медом, чтобы самым что ни на есть буквальным способом ввести ребенка во вкус еврейской учебы.
Другими словами, в Рош-ашана, день суда над всем миром, когда «даже рыба трепещет в воде» (не забывайте при этом, что рыба опять-таки является символом еврейского народа, а вода – самой распространенной аллегорией Торы), мы начинаем свою трапезу с погружения яблока, символизирующего наш многострадальный народ, в мед, символизирующий Тору. Тем самым, мы заявляем суду: «смотрите все: еврейский народ все также погружен в мир Торы!» И лучшей «защитной речи» невозможно и придумать!

А теперь предлагаем вам несколько кулинарных фантазий на тему «яблока в меду».

Новогодний салат.
Мелко шинкуем краснокочанную капусту. Солим и перемешиваем руками. Добавляем 2 свежих огурца, нарезанных мелкими кубиками. Смешиваем банку яблочного пюре с четвертью стакана меда и 2 столовыми ложками растительного масла без запаха. Заправляем салат.

Яблочно-медовый пирог
Нарезаем дольками 5 кислых яблок. Смешиваем их с двумя ложками меда. Замачиваем пол-стакана изюма в вине и добавляем к яблокам. Приготовляем песочное тесто из полутора стакана муки, 150 г маргарина и 3\4 стакана сахара. Добавляем начинку. Печем час в умеренно-горячей духовке.

Приятного вам всем аппетита и сладкого нового года!



Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Мойше, ты не можешь объяснить мне вашу мужскую психологию? Почему мужчины сначала буквально носят женщину на руках, а потом бросают?
- А ты, дорогая, не замечаешь, насколько вы прибавляете в весе?

Молодая еврейская мама с ребёнком на приёме у психиатра:
- Доктор, посмотрите, пожалуйста, что с моим мальчиком: ему уже три года - а он ещё не умеет играть на скрипке!

В избранное