Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Эффективное лечение
Сразу же на исходе первого дня праздника Песах мы начинаем так называемый «счет омера», отсчет пятидесяти дней от праздника Свободы, Песаха, до праздника Дарования Торы, Шавуота. Итак, неделя Песаха только начинается, мы едва-едва приобрели вкус свободы, а мы уже смотрим вперед и считаем долгожданные дни до следующего пика еврейской жизни - осмысления цели этой свободы. Ибо свобода без цели - не более чем анархия. И об этом нельзя забывать даже в самый разгар нашего наслаждения этой, только что полученной нами,
свободой.
Дни счета омера далеко не самый счастливый период еврейского годового цикла. В эти дни не устраивают свадеб, не обращаются к услугам парикмахеров, а новые предметы одежды одевают исключительно на шабат.
Корни этого полутраура лежат в исторических событиях начала эры. Ужасная эпидемия унесла втечении этих дней жизнь 24 тысяч великих мудрецов, виднейших учеников раби Акивы. Их гибель была не случайна. Она послужила им наказанием за пренебрежительное отношение друг к другу. Каждый из них видел в себе превосходство над другими, не желая одновременно видеть превосходство других…
Возникает достаточно справедливый вопрос: если эти люди были настолько мудры, если Тора, чья цель улучшив каждого из нас, улучшить весь окружающий мир, была неотъемлимой частью их жизни, то откуда же в их сердцах возникло место гордыни и недостатку уважения к окружающим?
Все дело в том, что Тора не предназначена для ангелов. Она – удел простых смертных, ежедневно и ежесекундно подвергающихся различным соблазнам, живущим в постоянной внутренней борьбе противоречивых чувств. И решив принять на себя Ее уставы, мы делаем первый шаг навстречу ко Всевышнему, готового в любую минуту прийти к нам на помощь, но жизнь-то продолжается, а с ней и все соблазны и трудности.
Мы уже писали (глава Ваякхель) со слов рава Хасмана, что «по-настоящему мудр лишь тот, кто абстрактные знания проводит через свое сердце и, прочувствовав их, воплощает в жизнь».
Да, Тора – лучшее «лекарство» для обретения счастья и гармонии с самим собой. И чтобы достигнуть желаемого результата необходимо, чтобы она стала неотъемлимой частью жизни еврея (вот почему, многие евреи, пренебрегая материальными благами, посвящают всю свою жизнь изучению Торы в ешивах и колелях). Но эффективность этого «лекарства» зависит не только внимательно вчитываемся в рецепты и тратим деньги на покупку медикаментов, а от того насколько мы выполняем все инструкции Врача.

Недельные главы «Ахарей мот» («После смерти») и «Кдошим» («Святые»)
Центральное место главы «Ахарей мот» (имеется в виду гибель Надава и Авиу, описанная в главе «Шмини») занимает описание службы Судного Дня – Йом-Кипура. Кроме того, в конце главы перечисляются запрещенные половые связи. А глава «Кдошим» призывает каждого еврея стать святым, и чтобы добиться этого перечисляет 51 из 613 заповедей, среди которых заповеди «возлюби ближнего как самого себя», уважения мудрецов Торы и просто стариков, сельскохозяйственных забот о бедняках, запреты сплетен, любых форм идолопоклонства,
обмана и др.

Как мы помним, «для того чтобы быть святым в еврейском понимании не нужно скрываться за семью замками в монастырях. Достаточно соблюдать еврейский образ жизни с его конкретными заповедями, несмотря на все объективные препятствия, соблазны и возможности их преступить, не взирая на косые взгляды окружающих…»
Но все-таки как трудно быть настоящим евреем! Возьмем хотя бы данную недельную главу. 51 заповедь! Подумать только: нам запрещено не только грабить и лжесвидетельствовать, но и элементарно «перемалывать косточки» знакомым или обращаться ко всяким гадалкам и астрологам. И хорошо еще, что насегодня мало у кого есть значительные сельскохозяйственные участки, а то ведь пришлось бы оставлять бедным несобранный урожай на краю поля и виноградника, не подбирать упавшие колоски и даже целые забытые снопы! Так ведь, оглянуться
не успеешь, как сам обеднеешь! Зачем же нам столько заповедей?! Нельзя ли устроить для себя какие-нибудь послабления и жить более-менее как все?
На эту тему вспоминается один забавный анекдот. Один водитель заехал по делам в далекий город в одной восточной республике. Подъезжая к светофору, он увидел милиционера. Тем не менее, мало кто обращал внимания на этого стража порядка. Более того, практически все машины ехали на красный свет. Не желая отставать от других и выглядеть белой вороной, наш водитель, как и все, поехал на красный свет. Когда же милиционер его остановил, он только развел руками: «За что? Я же ехал как все!» На что милиционер задал контрвопрос:
«А ты хоть правила движения знаешь?» Наш водитель утвердительно кивнул. «Так вот, а они – не знают!»
Наша жизнь нередко сравнивается с дорогой. Возьмем хотя бы такое выражение как «жизненный путь». Но что мы знаем о «правилах движения» на этом пути? Изо дня в день мы подвергаем себя риску «попасть в аварию». А ведь сам Творец мира торжественно вручил нашим предкам на горе Синай эти незыблемые «правила дорожного движения».
На трассе с оживленным движением мы вряд ли побежим наперерез мчащимся машинам, не дожидаясь зеленого света. Хотя признаемся, такие ожидания у каждого светофора отнимают у нас немало времени.
Не странно ли что при этом на гораздо более крутой и опасной дороге жизни мы под разными предлогами по нескольку раз в день нарушаем правила, не задумываясь о последствиях нашего поведения?
Неужели мы хотим ехать «как все» на красный свет, в то время как нам даны исключительные знания дорожных правил?
Да, конечно не просто выучить многочисленные «дорожные знаки», научиться «управлять машиной» при крутых поворотах и другим «водительским» тонкостям, а самое главное – применять их на дороге, но ведь что может быть дороже нашей жизни?

Жемчужины еврейского комментария
«(Аарон) возьмет двух козлов и поставит перед Б-гом у входа в Скинию Завета. Аарон возложит жребий на двух козлов: один жребий – Б-гу, один жребий – Азазелю. Аарон принесет козла, на которого выпал жребий «Б-гу», в искупительную жертву. А козел, на которого выпал жребий «Азазелю», будет стоять живым перед Б-гом чтобы искупить его и послать его Азазелю в пустыню»(Ваикра 16: 7-10)

Эти строки описывают одну из главных церемоний празднования Йом-Кипур в пустыне и в земле Израиля во время существования Храма. Необходимо учесть небольшие дополнения: оба козла абсолютно одинаковы и разница в их участи определялась только жребием. На долю козла «Б-гу» выпадало жертвоприношение с высшей степенью святости. Козел же «Азазелю» (так называемый, «козел отпущения») после завершения этой части церемонии выводился из Храма в гористую местность пустыни вокруг Иерусалима и… сбрасывался со скалы в пропасть.
Рав Шимшон-Рефаель Гирш так комментирует эти события Йои-Кипура: давайте немного пофантазируем и представим себе «ощущения» и «размышления» козла, предназначенного «Азазелю», если бы он только был способен мыслить по-человечески. Вероятно, он был необычайно счастлив, видя, что в отличие от его принесенного в жертву собрата, он остался в живых. В его голове наверняка пронеслись бы гордые мысли о разнице в его положении, живом и здоровом, и положении своего друга, пусть принесенного в жертву при самых святейших
обстоятельствах, но при этом потерявшего жизнь.
Можно представить также радостную реакцию козла, когда его выводили в пустыню, «на просторы свободного мира» из узко ограниченной территории Иерусалимского Храма. А апогеем гордости и счастья (возрастающих пропорционально жалости «несчастного товарища, неудостоившегося дожить до этого счастливого момента) в глазах этого козла безусловно казался бы миг поднятия на самую вершину скалы.
Но все его иллюзии моментально рассеивались в минуту ужасного конца, ради которого-то он и был поднят на самый верх…
Так и мы. Перед нами - две альтернативы, два жизненных пути. Один из них – путь, предлагаемый самим Творцом, бесспорно требующий некоторых жертв с нашей стороны, но ведущий, в конце концов, к нашему же благу. Второй же – путь «полной свободы» и жизни «в свое удовольствие», не признающий никаких узких рамок, путь весьма привлекатлеьный на первый взгляд, но с весьма непривлекательными последствиями..

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
*
Еврей учит сына бизнесу и говорит:
- Сынок, мой торговый партнер Михаил Зильберман забыл вернуть мне деньги. Напиши-ка ему телеграммку!
Сын приходит с телеграммой: «Уважаемый г-н Зильберман! Верните, пожалуйста, нам наши деньги!»
Отец посмотрел и говорит:
- Э-э, нет, сынок! Покороче бы надо!
Сын приходит с новой телеграммой: «Г-н Зильберман! Верните деньги!»
-Опять не то! Подожди, я через пару минут принесу тебе правильный текст.
Возвращается через минуту с телеграммой. В ней написано: «Миша, ну?»
*
Моти возврaщaется домой. Жена встречает его с радостными вестями: «Ну, нaконец-то я выбросилa твой стaрый костюм.» «Ты что?! А в чем же теперь я буду ходить в нaлоговую инспекцию?!!!»

В избранное