Беседа ребе на недельную главу "К'дейшим".
Вступление переводчика.
Всю совокупность мыслей, речей и действий человека Тора делит на три
области:
- мысли, речи и действия освященные, заповедованные, к которым Тора
обязывает
- мысли, речи и действия запрещенные, которые Тора запрещает делать и
- "р'шус" - разрешенное - то, что и не запрещено, и не заповедовано
Торой.
В нашей недельной главе содержится заповедь, определяющая отношение
человека к мыслям, речам и действиям области "р'шус". В самом начале
главы говорится: "Освящайтесь и будете святы". Слово "святой", на
еврейском языке - "кодейш", одновременно означает "отделенный".
Святость "по-еврейски" - отделенность от мира "в пользу" Все-вышнего.
К чему же относится понятие "освящения" ("Освящайтесь и будете
святы")?
Выполняя заповеди (как позитивные, так и негативные), евреи становятся
святы. Нет необходимости в дополнении других заповедей заповедью
"освящайте себя". Отсюда понятно, что слова: "освящайтесь и будете
святы", - относятся к другому - тому, что и не запрещено Торой, и не
заповедовано ей, мыслям речам и действиям, на внешнем уровне, подобным
мыслям, речам и действиям других народов, - "р'шус".
В сегодняшней беседе ребе анализирует значение и статус этой заповеди
в еврейском Законе, а также объясняет, почему именно с ее выполнением
мудрецы связали приход будущего Освобождения.
*
Для понимания беседы необходимо осознавать различие между "испаштус" -
"распространением" Б-жественности и Сущностью Б-жественности.
Б-жественный свет, раскрывающийся в мирах, как бы ни был высок, - лишь
"отблеск" Б-га, "отсвет" Б-жественного света. Впрочем, также для него
сегодняшний материальный мир Асия не является "сосудом". По этой
причине, раскрытия света подобного уровня приводят к нарушению порядка
вещей в материальном мире, ломке законов природы, - к тому, что мы
называем открытым чудом. К сущности же Б-жественности, не имеют
отношения сами понятия: "более высокий", "более низкий". Несмотря на
то, что именно она - источник всех уровней Б-жественного света, вообще
всех видов существования, наполняющих миры, - Сущность присутствует
везде. И, как сказали про Сущность Все-вышнего мудрецы: "Нет места,
свободного от Него".
Работа по "освящению себя в дозволенном", превращению будничных
мыслей, речей и поступков в святые, - именно она способна, в
результате, привести к раскрытию в материальном мире не
распространения, отсвета Б-жественного света, - а самОй Сущности
Все-вышнего, что и является целью мироздания. Как сказано в "Мидраше":
"Возжелалось Святому, благословен Он, чтобы у него, благословенного,
было жилище в нижних мирах".
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 1 -
Уже говорилось, что смысл святости и отделенности [слово "кодейш" -
"святой" - на иврите означает "отделенный"] имеет [в форме приказа]
отношение к тем вещам, которые, на внешнем уровне, кажутся подобными
[тем, что относятся к] народам мира. [Именно там] необходима святость.
В этом и заключается приказ, который содержится в [...] стихе:
"Освящайтесь и будете святы", - "освящай себя в дозволенном тебе". -
Также в разрешенных вещах должна быть заключена святость, как
написано: "Всеми путями твоими познай Его".
- 2 -
Приказ "Освящай себя в дозволенном тебе" не является, как полагают
некоторые, украшением заповеди или чем-то подобным. Он - положительная
заповедь Торы. А в отношении заповедей говорится: "Не сиди и не
взвешивай... Легкая из легких и тяжелая из тяжелых - равны". Отсюда:
заповедь "освящай себя" обладает тем же весом, что и все [другие]
заповеди.
Более того, Торой хасидизма объясняется, что [именно] Служение
[направленное на выполнение заповеди] "освящай себя в дозволенном
тебе" приведет к будущему Освобождению. Изучения Торы, выполнения
[позитивных] заповедей, воздержания от запрещенного недостаточно для
того, чтобы привлечь будущее Освобождение. [Для этого] необходимо
также "Освящай себя в дозволенном тебе".
И это также то, что сказали благословенной памяти мудрецы: "В будущем
перед праведниками будут говорить 'Кодейш! [Свят!]' подобно тому, как
сейчас [это] говорят пред Святым, благословен Он". Все раскрытия
будущего зависят от "дел наших и работы нашей сейчас", и понятно,
таким образом, что в том числе и это раскрытие: "В будущем перед
праведниками..." (и имеются здесь в виду все евреи, как написано: "А
народ Твой - все праведники!") будет следствием служения по освящению
[евреями самих себя]: "Освящай себя в дозволенном тебе".
- 3 -
Объяснением этому является то, что чем в большей степени высок свет,
тем в большей степени ему наносит ущерб всякое сокрытие, даже самое
тонкое.
Примером этому может служить, сказанное в Писании: "Вокруг него ветер
ураганный дует весьма сильно". [Слово "Нис'аро [досл.: "ветрено",
"дует ураганный ветер" - сходны со словом "саара [волос]", что дает
основания для следующего толкования]: Святой, благословен Он,
оценивает [поступки] праведников с точностью "на волос". Чем более
велик праведник, тем большую важность приобретает [применительно к
_нему_] самый незначительный поступок.
Подобное [мы находим также] в идее обрезания. Когда Авроом-овийну
должен был удостоиться раскрытия имени "Шин-далет-юд", ему необходимо
было удалить "[орла-агасо [грубую крайнюю плоть]", - "ходи предо мной
и будь непорочным", - [этими словами Авроом-овийну был дан приказ
сделать непорочным, без изъяна, собственное тело, - физически удалить
крайнюю плоть]. Однако, для получения Торы, когда происходило
раскрытие имени "Авайе [четырехбуквенного имени]" - более высокого,
нежели имя "Шин-далет-юд", - как написано: "И явился... под именем
Кейл Шакай ['шин-далет-юд'], но под именем Авайе не становился Я
известен им", - недостаточно было избавиться от "грубой крайней
плоти", необходима была и "прия" - удаление "крайней плоти тонкой":
"Вновь обрежь сыновей Израиля вторично", - это "прия", знание о
которой было дано Мейше на горе Синай.
[...] А для того, чтобы произошло раскрытие будущего [Освобождения],
являющееся еще более высоким, нежели то, что происходило при даровании
Торы, необходимо избавиться от "орлы [крайней плоти]" ("орлы сердца")
- наиболее тонкой, и, [в самом этом, -] не только по отношению к
запрещенным вещам, но и по отношению к вещам разрешенным: "Освящай
себя в дозволенном тебе".
- 4 -
Сказанное служит общим объяснением самой сути того, что будущее
раскрытие требует большей работы, нежели раскрытия [происходившие]
прежде.
Связь между будущим раскрытием и особой работой [направленной на его
реализацию] - "Освящай себя в дозволенном тебе":
[Принципиально] новое в будущем раскрытии - то, что тогда произойдет
раскрытие Сущности Благословенного [аспектов Б-жественности,
которые] выше Б-жественности, относящейся к мирам. Известно, что в
будущем будет полностью реализовано намерение, с которым Все-вышний
создал мир: "...чтобы было у Него, Благословенного жилище в нижних
мирах". - "...у _Него_..." - у Сущности Его.
Как в жилище "царя из плоти и крови", поселяются не только
"посланники" - особые силы его, - но и вся сущность человека [царя], -
так и в отношении "жилища Ему, Благословенному, в нижних мирах": оно
[должно стать] жилищем для Его Сущности [- для Него самого].
Для того чтобы подготовить жилище для Сущности Его, Благословенного,
сам процесс [подготовки] должен быть "сущностным": как применительно к
человеку, так и применительно к типу Служения [необходимого для
достижения этой задачи]. - Служение должно быть таким, чтобы
затрагивало их [и человека, и Служения] сущность, - а это достигается
лишь при помощи "освящай себя в дозволенном тебе", как будет
объясняться [ниже].
(Окончание cледует).
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. Из маймора ребе,
начинающегося словами "И теперь, если послушаешь" и беседы,
произнесенной им в последний день праздника Пейсах 5717 года (1957)
года).
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)