Беседа ребе на недельную главу "Бамидбор".
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 1 -
Причина, по которой для принятия Торы, требовалась предшествующая ей
любовь к евреям, станет понятна в свете дополнительного разъяснения,
[служащего ответом на вопрос]: во имя чего дарование Торы должно было
быть осуществлено шестистам тысячам евреям в равной мере, вне различий
между одним [евреем] и другим?
Разница между евреями проявляется лишь на уровне их индивидуальных
способностей, однако, с точки зрения сущности души, все они
[абсолютно] равны. Поэтому, в час дарования Торы, когда Святой,
благословен Он, как бы связал свою Сущность - "Онейхи" ["Онейхи" -
местоимение "Я", с которого начинаются десять заповедей, указывает на
Сущность Все-вышнего, которую невозомжно определить никакими
эпитетами] с сущностью еврейского народа. А, с точки зрения [своей]
сущности, - "[все] души соответствуют [тому, что должно быть]", и
"Отец один у всех них", - [и это относится ко] всем шестистам тысячам
евреев, в равной степени.
Отсюда понятно также и то, что подготовкой к дарованию Торы служила
любовь между евреями: каким образом пробуждается сущность души? -
Любовью к евреям, как будет объясняться далее.
- 2 -
Предыдущий ребе передал [нам] учение БеШТа о [заповеди] любви к евреям
- также к [самым] простым людям:
"Тфилин Господина этого мира - что написано в них? - 'Кто, как народ
Твой Израиль - народ один [- особенный - объясняет "М'цудас Довид"] на
Земле!' Исроэйл [- еврейский народ] - это тфилин Святого, благословен
Он.
Есть ручной и головной тфилин. [Возложение] и того и другого
представляет из себя заповедь и обязывает [еврея в произнесении]
благословения - одного или двух, в соответсвии с различными
законодательных решений принятых в отношении этого [вопроса].
Наложению ручного тфилин предшествует наложение тфилин головного. То
же и в [наложении] тфилин Господина мира: ручной тфилин - обладатели
добрых дел (простые люди, выполняющие заповеди) предшествуют головному
тфилин - обладателям постижения (изучающим и знающим Тору)".
Это учение многих из евреев пробудило к [проявлению] любви к евреям
также к [самым] простым людям. Ведь у тех, кто обладает "добрыми
делами" есть значимость [еще] более высокая, нежели у "обладателей
постижения", как разъясняется во многих местах, что в простых людях
раскрывается простота Сущности.
- 3 -
Рав Цадик реб Зуся [из Аниполи] рассказывал Алтер-ребе слова своего
брата рава Цадика реб Элимелеха:
У Мезерического Магида [было заведено, что] ученики обслуживали его
посменно. И вот [...] однажды, в течение моей смены, - рассказывает
реб Элимелех, - позвал меня учитель мой, Магид, и сказал: "Слышишь
Мелех [уменьшительное от Элимелех], что говорят в небесной ешиве? -
Смысл [заповеди] любви к евреям - любить абсолютного злодея, как
абсолютного праведника!"
Эти слова Магида добавляют [нечто новое] к учению БеШТа. БеШТ,
[рассуждая о содержании заповеди любви к евреям,] говорил лишь о
простых, [неученых] людях. Магид раскрыл новое: [объяснил,] что
существует обязанность любить абсолютного злодея, - более того, что
любовь к абсолютному злодею должна быть по мере равной любви к
абсолютному праведнику.
(Окончание следует).
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. Из беседы ребе,
произнесенной на праздник Швуэс 5713 (1953) года.
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)