Беседа ребе, посвященная празднику Швуэс.
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 1 -
Объясняется в [книге] "Зеар", что праздник Швуэс возвышен более,
нежели все другие. По этой причине он справляется в промежутке между
праздниками Пейсах и сукейс, поскольку является "срединой
[сердцевиной] всего" - Тора, внутренняя суть всех вещей. Тот факт, что
праздник Швуэс справляется, [согласно обязанности из письменной Торы,]
всего один день, а не так, как Пейсах или Cукейс, справляющиеся в
течение семи и восьми дней, [соответственно,] происходит не потому,
что он [Швуэс] меньше их, но напротив того, [по той причине, что] один
день праздника Швуэс осуществляет: "...кто, как народ Твой - Израиль,
народ единый в земле" [...].
- 2 -
Два преимущества, которыми обладает "срединная линия":
а) "Cрединная линия" обладает большим достоинствам по отношению к
другим [правой и левой], как говорится в Талмуде: "Рав [то есть
учитель] - в середине; великий [то есть более выдающийся ученик] - по
правую руку его, а малый [менее выдающийся ученик] - по левую руку
его".
б) "Срединная линия" является корнем всех других линий, поскольку
"срединная линия поднимается до [сфиры] 'кесер' - корня и источника
всех сфирейс".
Те же два достоинства мы находим в "срединности" праздника Швуэс:
а) Праздник Швуэс выше других праздников.
б) В Швуэс была дана Тора, в которой говорится обо ВСЕХ [других]
праздниках.
Как говорилось выше, главная идея праздника Швуэс - Тора. Также
преимущество изучения Торы над выполнением [других] заповедей
заключена в двух, упомянутых выше идеях:
а) Заповедь изучения Торы более велика, нежели другие заповеди, как
сказали благословенной памяти мудрецы: "Изучение Торы [весит как] все
они вместе".
б) Изучение Торы - корень, приводящий ко [всем] другим заповедям. Как
сказали благословенной памяти мудрецы: "Велико изучение, приводящее к
действию".
- 3 -
Объяснение этому:
Шестьсот тринадцать заповедей соответствуют шестистам тринадцати
органам [тела человека]. Двести сорок восемь позитивных заповедей
соответствуют двумстам сорока восьми органам, а триста шестьдесят пять
негативных заповедей [запретов] соответствуют тремстам шестидесяти
пяти сосудам.
Тора является подобием мозга, и подобно тому, как мозг обладает более
высоким достоинством, нежели [все] другие органы, выражающимся в двух
вещах: а) жизненность мозга выше жизненности [оживляющей, наполняющей]
все [другие] органы; б) мозг включает в себя жизненность всех [других]
органов, и также [является] корнем их, - так это в отношении
преимущества Торы над другими заповедями, как объяснялось выше.
- 4 -
У "срединной линии" есть дополнительное преимущество, заключающееся в
том, что она поднимается вплоть до внутренних аспектов и сущностей
[сфиры] 'кесер' - еще выше, нежели корень и источник сфирейс,
заключенный в 'кесер'. Так же в отношении Торы. Кроме перечисленных
преимуществ, [которыми она обладает,]: что она приводит к выполнению
заповедей и выше всех заповедей, - преимущества, наличествующие в
заповеди изучения Торы, - в самой Торе есть [свое] преимущество: она
- мудрость Святого, благословен Он [...] В этом же заключается,
истинный смысл изучения Торы - "лишмо" ["во имя нее"], по простому
смыслу этих слов, - во имя самой Торы, даже не ради знания, каким
образом вести себя, - изучение Торы лишь во имя Торы.
Наподобие того, как сын, в течение долгого не видевший отца, когда тот
зовет его, когда видит его, - падает на шею своему отцу - царю,
обнимает и целует его, - [делает то], что не имеет никакого
практического смысла, не несет ему никакой выгоды, - делается ради
самого отца. Так еврей, когда у него есть свободное мгновение для
того, чтобы взять Отца своего - Царя, при помощи Торы, как сказали
благословенной памяти мудрецы: "Меня вы берете", во время самого
действия [- изучения Торы] он не думает ни о чем. - Ни о том, чтобы
"узнать, как действовать", ни о выполнении заповеди изучения Торы, -
он хватается за свою Тору, которая - Тора и Святой, благословен Он, -
одно целое. [...].
- 5 -
И это также является причиной тому, что Тора называется "эмес
[истина]". В соответствии с высказыванием благословенной памяти
мудрецов: "Нет [другой] истины, кроме Торы".
Идея истинности - то, у чего нет перерыва. Вещь прерванная - не
истинна. [...] Истина - стоит вечно. На это намекается также [самими]
буквами [слова "эмес"]: "алеф"-"мем"-"тов", как это объясняется в
Иерусалимском Талмуде: "алеф" - первая из букв [еврейского алфавита],
"мем" - средняя, а "тов" - последняя из букв. - "Эмес [истина]" -
одинакова и в начале, и в середине, и в конце.
Потому и называется Тора "эмес", - поскольку у нее нет ограничений.
Заповеди ограничены временем и пространством. Заповедь изучения Торы
также имеет ограничение по времени. (Занимающиеся бизнесом или
ремеслом, в соответствии с требованием Торы, свободны от изучения
Торы, когда [им] необходимо [заниматься выполнением служебных
обязанностей], как детально объясняется в "Шульхан Орухе" [в разделе]
"Законы изучения Торы"). Однако, сама Тора не ограничена вовсе, ни во
времени, ни в пространстве. [...]
- 6 -
В отношении практического действия.
Следует сделать свое изучение Торы постоянным. Не учиться так, чтобы
лишь выйти по минимальным требованиям, предъявляемым "Шульхан Орухом".
(В конечном итоге, такой подход может привести к выводу, что с точки
зрения "Шульхан Оруха" возможно изучение "одного раздела утром и
одного раздела вечером"). Поскольку, в дополнение к тому, что человеку
необходимо осознавать что в его распоряжении, возможно, есть больше
времени, [нежели он предполагает], и тогда он обязан, с точки зрения
[также] "Шульхан Оруха" учиться больше, - также если его расчеты
справедливы, ему из-за наслаждения, заключенного в Торе, надлежит
стараться в изучении Торы.
Также не следует оценивать величие изучения Торы, [в соответствии с
тем, насколько оно] направлено на "знание, каким образом надлежит
действовать". - В то время, когда у него возникает [практический]
вопрос, [он видит необходимость] изучать [Тору,] разбираться в Законе,
начиная с его источника, - [учить] Пятикнижие, Талмуд, "Ришейним",
"Ахрейним", вплоть до "Шульхан Орух" Алтер-ребе. Но когда к
практическому действию вопрос не имеет большого отношения, [он не
видит необходимости] изучать его. - Надо знать, что главным в идее
Торы является "Тора ради Торы", и необходимо сделать изучение ее
постоянным и ежесекундным "...увеличит Тору и усилит ее".
[...]
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. Из беседы ребе,
произнесенной на праздник Швуэс 5718 (1958) года.
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)