Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Кина не будет!

  Все выпуски  

Кина не будет!: Любимая женщина механика Гаврилова


  ..:  К И Н А  Н Е  Б У Д Е Т !  :..  

какая гадость - эта ваша заливная рыба!

Любимая женщина механика Гаврилова

Любимая женщина механика Гаврилова

Главная роль: Людмила Гурченко

Сюжет. Все началось с того, что судовой механик Гаврилов не явился на собственную свадьбу. Рита прождала его весь день, страдая и надеясь. А дальше… Дальше – история любви.

Про сюжет. В течение всего фильма сохранялась мощнейшая интрига в отношении таинственного закадрового Гаврилова; сжавшаяся к финалу пружина интриги мощно выстрелила потрясающей молчаливой сценой встречи страдающих любовников, сценой неуклюжей и необычайно романтичной одновременно. Зрителю было подано готовое блюдо хеппи энда, после которого – нет сомнений! – всё у этих героев теперь будет хорошо.

Фильм больше похож на рекламу виртуальных сценических образов Риты и Гаврилова: она – отчаянно влюблённая, сильная и красивая, но по иронии судьбы очень страдающая от одиночества, он – мачо-бунтарь, нравственно безупречный богатырь и пылкий любовник, мечта любой женщины. Не влюбиться в этаких экранных милашек невозможно, и поэтому их история несколько страдает обречённостью на успех.

Сюжет фильма вобрал в себя энергетику морской романтики, где моряк загранплаваний мог отчаянно влюбиться в запретную (для того времени) иностранку, где служба на флоте могла угрожать семейному счастью молодой семьи, и т.д. Это также мощный смысловой посыл всему рабочему классу, ведь очаровательный Гаврилов – к тому же ещё и «лучший механик на флоте»! Далее, он вершитель правосудия над хулиганами, и в этом был недвусмысленный нравственный посыл молодёжи. Одновременно фильм высмеивал мелочное тщеславие проходимцев от культуры, снисходительно-брезгливо указывал на людей-футляров, и даже мимоходом покритиковал недостатки советской распределительной системы. Но главное здесь – это мелодрама, где за ширмой различных мелких событий отчётливо нарисовались контуры человеческих страданий о неразделённой любви и тоски по высоким отношениям. Довольно разноплановый и положительной заряженный сюжет, хотя большинство событий здесь произошли всего лишь в рамках одного дня.

Тоска по любовной романтике – вот настоящий главный герой этой картины. Она здесь преследовала практически каждого персонажа: кто-то давно смирился и махнул на всё рукой, кто-то молчаливо страдал и замещал тоску работой, кто-то плакал в подушку по неупавшей с неба звезде и всё же благоразумно довольствовался хотя бы доставшимся кусочком метеорита, кто-то вечно был недоволен и натурально бесился с жиру, кто-то в отчаянье бросался в самые крайние меры...

Мне очень не понравился фоновый эпизод с «украденной» грузинами невестой. За этой историей легко угадывались предшествовавшая этому бурная романтическая связь с грузином, затем скандальная размолвка, затем немедленный скоротечный роман назло грузину, и, наконец, – «безумно-романтичный» побег из-под венца. Трагикомичность ситуации здесь в том, что несчастный жених в этой ситуации бросился её догонять, – это и жалко и омерзительно одновременно! Ведь это мог быть её старинный воздыхатель, порядочный молодой человек, которому долго не давалась эта «крепость», а он терпеливо вёл «осаду», пока им так коварно не воспользовались. Он ни в чём не виноват, но его всё равно выставили на посмешище... И представили всё в комичном ключе, под восторженные взгляды, одобрительные жесты и насмешки главной героини. (Подлая ж ты сука! – так тебе и надо, что твоя свадьба расстроилась!..)

Прекрасное евстигнеевское: «Ты кто?!» – так выпукло нарисовало в одной этой короткой фразе всю беспомощность, бессмысленность и пошлость «гения» из «творческой богемы» Прекрасный момент!

Про героев. Лев Гаврилов – безмолвный рыцарь этой истории, где в течение всего фильма из уст в уста лишь передавались легенды о его подвигах на всевозможных фронтах, и все эти разговоры задавали вполне серьёзный тон всему происходящему, что становилось очевидно: этот Лев – точно не проходимец, этот Лев – достойный и благородный носитель своего царственного имени. Благодаря такой серьёзной подготовке зрителя, последняя сцена получилась очень торжественной и трогательной. Какая удивительная и одновременно проницательная роль, – ни единого слова, но какой масштаб, – человечище!!! Образ Гаврилова не вызывает сомнений в своей безупречности, чего я не могу сказать о героине Гурченко (о ней ниже).

Фильм показал один день из жизни страдающей от обмана женщины, лихорадочно мечущейся между надеждой и отчаяньем. Её дочь-старшеклассница сначала упрекала её и хотела по-своему «помочь», но через невольное сострадание смирилась с выбором матери и оказала ей человеческую поддержку. В лице ребёнка хорошо показана дуга героя, чего нельзя здесь сказать почти ни о ком другом (разве что подруга Люся тоже совершила некий очистительный «возврат на свою блевотину»). Пронзительная сцена, когда девочка сквозь витрину глядела на мать и пыталась до неё докричаться, а та в исступлённом танце уже пребывала в состоянии «пустилась во все тяжкие»... Человек сильно меняется благодаря деятельному состраданию, и это хорошо показали на примере девочки. Ребёнок, невольно вынесший груз таких испытаний, наверняка будет особенно сильно беречь хорошие отношения со своим будущим мужем.

Особая роль отведена персонажу Паши в исполнении Всеволода Шиловского. По фильму он словно антипод Гаврилова (применительно к понятиям Риты о прекрасном). Но он отнюдь не плохой человек, он тоже хороший, только очень непохожий на него. Гаврилов – словно воплощение бури и жажды к жизни, Паша – воплощение мелкого мещанства и тихого семейного счастья; Гаврилов – дерзко устанавливал новые правила и заставлял им подчиняться, Паша – покорно плыл по течению. Перед Ритой стоял трудный выбор: продолжить ждать «у моря погоды» или согласиться на тёплое пашино болото. Другого выбора словно бы и не было... (По правде, это была ложная альтернатива). Этот мнимый нравственный выбор авторы фильма поставили и перед зрителем: он должен выбрать «бурю» и отвергнуть «болото»... Но ведь это не Паша ворвался в жизнь Риты, словно бульдозер, не он разворошил её душу, а наоборот. Она правильно ему сказала, что она очень плохой человек, и я не могу с этим не согласиться. Женщина с такими выдающимися данными не смогла до 38 лет найти себе подходящую пару, и в отчаянии видела только один вариант перед собой: Паша, которым же сама брезговала, и ненавидела его глубоко в душе. Недаром она потребовала, чтобы тот немедленно побрился, – она сразу подчеркнула, кто будет в доме главным; плюс, эта сакральная пашина жертва – тарелочка, над которой Рита лишь снисходительно улыбнулась... Здесь непростая нравственная проблема, но зрителя вслед за Ритой – заставили Пашей брезговать! В конце он намеренно был выставлен робкой тенью на фоне чужого праздника жизни, и зрители уже облегчённо забыли, что Пашу, – невинного застенчивого добряка, – только что «переехал бульдозер»; его использовали и отбросили, словно никому уже не нужное резиновое изделие... Ах, какое изощрённое надругательство!.. Очень легко назвать Пашу «тюфяком», «тряпкой», «неудачником», но такие «Паши» всё равно имеют полное право на жизнь; и уж точно нельзя их упрекать в желании быть счастливыми. Паши – это безликие, но очень нужные винтики большого механизма, без них он не будет работать (ведь в самом-то деле, должен же кто-то резать бумагу, пусть и не в модных брюках!)

Хорошо, что главную роль сыграла Людмила Гурченко, – сыграла очень проникновенно и с душой. Половина всех глубинных смыслов картины была передана одной лишь мимикой актрисы. Талантище! С другой стороны, 38-летняя героиня в исполнении 46-летней актрисы... Можно подумать, никакая другая актриса более подходящего возраста не справилась бы. Несмотря на отчаянную прижизненную гонку Гурченко за «молодостью», её возраст здесь всё же заметен.

Про Риту уже отчасти высказался, и повторюсь: она мне неприятна. Это прямая противоположность моего идеала женщины, достойной настоящего семейного счастья: коварная интриганка, эпатажная гуляка, хулиганка и сорвиголова. Настоящий огонь! Подобное тянется к подобному, и женщина-буря в этом сюжете притянула к себе мужчину-урагана. В действительности, этот фильм словно про саму Гурченко, будто сюжет писали специально под её характер: достаточно посмотреть на список её прижизненных «побед», – как она поураганила и кого она «переехала бульдозером»... Мир твоему праху, Людмила, ты была гениальной актрисой!

Минусы. Это могло легко ускользнуть от внимания за множеством слов о нелёгкой жизни матери-одиночки, за маской страданий от внезапной обиды, но мне сильно резанул слух один диалог. Когда Рита пришла в парикмахерскую со своими жалобами и тоской, то в разговоре с женатой подругой сказала ей: «Я скорей повешусь, чем буду жить с нелюбимым человеком, – приспосабливаться, как вы все». На что та, – оправдываясь, – ответила, что любит своего мужа, но уже вскоре начала рассуждать в этом же ключе, что в её муже нет ничего хорошего, что в нём нет никакого толка «ни днём, ни ночью», и даже его зарплата в два раза ниже её... В сущности, произошло нравственное покушение со стороны подруги на чужое семейное счастье: не имея собственного, эта «разведёнка» взялась огульно критиковать чужие семьи, и вместо поддержки устроенной в личном плане подруги, вызвала её на опасное откровение. Словами: «На кого мы стали с тобой похожи?» – Рита обобщённо ещё раз подчеркнула, что она, незамужняя, вместе с женатой подругой словно бы находятся в равном положении, – положении некоей мрачной безысходности, неразделённой тоски и одиночества. Ах, какая подлость, в первую очередь, по отношению к семье своей подруги!!! Но – хвала создателям фильма! – они уже в следующем эпизоде раскритиковали это нравственный разбой, когда показали, чего стоят на самом деле эти «сильные и независимые» в свои тридцать восемь, даже будучи расфуфыренными по полной программе... Остался сильный неприятный осадок от такого поведения главной героини. Можно возразить, что сказанное было следствием тяжёлого стечения личных обстоятельств, криком души о наболевшем. Но если бы она так не думала наедине с собой, пусть даже ради самоутешения, то никогда бы и не сказала ничего подобного в критической ситуации. А такое поведение с подругой – просто омерзительно!

Зачем-то впихнули в это, и без того сжатое время одного экранного дня, сцену с «выбрасыванием» дефицитного товара и уличной «бойней» за него, – когда советский гражданин, даже в самом своём прекрасном праздничном образе, вынужден был внезапно отбрасывать всякие понятия о приличиях и кидаться чуть ли не в рукопашную схватку за эмалированный тазик... По-моему, и без этой сцены вполне достаточно было показано душевных страданий героини для этого конкретного дня в её жизни, чтобы ещё таким негодным примером омрачать этот день. Полагаю, в 1981 году это смотрелось очень гармонично и естественно: ничего особенного не произошло, обычная будничная картина, тогда все так жили. Но сейчас это выглядит дешёвой антисоветской агиткой. Время идёт и приносит новые смыслы...

Вывод. Фильм прекрасен и непрост. Отличное советское кино. Наконец-то посмотрел.


[ваши комментарии]

[другие рецензии]

___________________________________
Сайт рассылки: http://konoplev.net/

В избранное