Ижевский киноклуб:

  Все выпуски  

Ижевский киноклуб:


                        Информационный канал Subscribe.Ru
-*--------------------------------------------------------------------------
кинотеатр <<Аврора>>,
сеанс:
18 февраля, кинопоказ
суббота, 16.00
                            СРЕДИ СЕРЫХ КАМНЕЙ
                       -----------------------------
                       СССР, 1983 г., цвет., 88 мин
                    Постер фильма "СРЕДИ СЕРЫХ КАМНЕЙ"
По повести Владимира Короленко "Дети подземелья"
автор сценария и режиссер
КИРА МУРАТОВА (в титрах - Иван Сидоров)
оператор
АЛЕКСЕЙ РОДИОНОВ
художник-постановщик
АЛЕКСЕЙ ГИДУЛЯНОВ
в ролях:
ИГОРЬ ШАРАПОВ,
ОКСАНА ШЛАПАК,
СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН,
СЕРГЕЙ ПОПОВ,
ВИКТОР АРИСТОВ,
НИНА РУСЛАНОВА и др.
ССЫЛКИ:
  * [http://www.arthouse.ru/person.asp?id=308] все о Кире Муратовой:
    интервью, эссе, публикации, фото
  * Алексей Герман и Александр Сокуров - [http://www.arthouse.ru/
    attachment.asp?id=525] о Кире Муратове.
  * Кира Муратова. Вполне маргинальная мания величия. Из книги Андрея
    Плахова "[http://www.horosheekino.ru/%E3%EE%E4.%20http://
    kira-muratova.narod.ru/stat0002.htm] Всего 33: Звезды мировой
    кинорежиссуры", 1999
  * Валерий Кичин "[http://www.film.ru/article.asp?ID=4057] Похвала
    глупости", эссе
  * [http://kinoart.ru/magazine/01-2005/now/muratova0105] Кира Муратова.
    Интервью Дмитрию Десятерику, журнал "Искусство кино".
                       -----------------------------
Кира Муратова
                                  "Правды нет! Есть мироздание и его хаос!"
                                                              Кира Муратова
Смерть жены опустошила дом судьи. Теперь он одержим мучительными
воспоминаниями о жене и прошлом. Действительность вызывает в нем лишь
досаду и раздражение. Сын судьи Вася стремится прочь из родительского дома.
Его друзьями становятся дети нищего - Валек и Маруся, живущие среди
могильных плит. Иногда он бывает с ними счастлив - и тогда ему жаль своего
отца. Странная атмосфера, причудливая вереница мимолетных, но ярких человеч
еских образов, калейдоскоп индивидуальных и коллективных ценностей, лицевая
сторона бытия и изнанка переживаний, параллели и пересечения детского и
взрослого взгляда на мир, полифония жизни и смерти - здесь то, о чем нельзя
сказать, но во что можно проникнуть
Я посмотрел изрезанный, выпущенный под чужим именем фильм "Среди серых
камней". И ругайте меня как хотите, я считаю его лучшим фильмом Муратовой.
Редко кино поднимается до таких высот, чтобы ты запоминал целые фразы.
"Кошка съела птичку... птичка злая, голодная птичка, голодная!" - кричит
Русланова, играет неподражаемо. Это был какой-то божественный набор
божественного вдохновения. Я не то что особенно рыдаю на чужих фильмах, а
тут расплакался. Когда тебя все время выгоняют, а вокруг все боятся,
видеть, как другой ничего не боится - это как вдруг прочесть "Реквием",
который Ахматова заставила заучить наизусть и рукопись которого была в
нашем доме.
                                                             Алексей Герман
Кадр из фильма "СРЕДИ СЕРЫХ КАМНЕЙ"
Фильм "Среди серых камней" стал для Муратовой трагичным финалом "опального"
периода ее творчества, времени, когда все ее фильмы ложились на полку, а
сама режиссер была одним из самых преследуемых фигур советского
кинематографа. Ее первые картины терзали глаз и ухо, были мелкотемны,
провинциальны, убоги, потому что герои этих картин не выходили за пределы
личных переживаний. А главное, и не хотели выходить, не имели в том
потребности и как бы даже не подозревали о необходимости подчинять личное
общественному. Казалось бы абсолютно невинная камерная картина "Долгие
проводы" (1971 г.) стала предметом специального решения ЦК компартии
Украины. Фильм был запрещен к показу. Был снят с должности директор
Одесской киностудии, и заменен председатель украинского Госкино. А Муратову
надолго отлучили от профессии, и дисквалифицировали из режиссеров в
библиотекари.
И в европейском, и в мировом кино она входит в десятку сильнейших,
соперников у нее немного, может быть Триер, равных ей нет. Она для
кинематографа даже слишком умна, ведь мировое кино не любит умных
режиссеров, презирает их, ибо кто тогда публика?
                                         Александр Сокуров о Кире Муратовой
Кира Муратова Через восемь лет вынужденного молчания советский библиотекарь
Муратова снимает, уже на Ленфильме, "Познавая белый свет". И Госкино
Украины решает вдруг, что "можно разрешить Муратовой экранизацию
какого-нибудь известного произведения классики" - чтобы не беспокоиться по
поводу "искажения советской действительности". Так возникает проект фильма
"Княжна Мери" (по произведениям М.Лермонтова). И тут же режиссера ждет
новый удар: фильм был решительно остановлен после актерских проб. Взору
киношных чиновников предстали взволнованные и опять "непривычные"
лермонтовские герои, юные, пытающиеся понять себя - и не способные понять и
полюбить.
Живые люди - это очень опасно, понимаете, живые... Я всегда говорю, что хоч
у их всех загнать в пленку, и все! После этого они могут делать все, что
угодно: пить, болеть, умереть. Они уже существуют, они уже мои, и не только
мои. Я могу умереть, со мной может произойти что угодно, но эта вещь
существует помимо них, помимо меня! Существует...
                                                 Кира Муратова, из интервью
Даже в перестроечном киноэнциклопедическом словаре 1987 года из шести
фильмов, поставленных режиссером к этому времени, указаны только два.
Остальных словно бы не существует в природе, как и картины "Среди серых
камней. Этот фильм был настолько лишен умильной сентиментальности, которую
ждали в Госкино, так жестоко представил персонажей, что "дети подземелья"
вызывали не слезы умиления, а будоражили, раздражали, хотя и они, как и
прежние муратовские герои, мечтали, говорили о любви, но находились в
пространстве без любви и понимания. Режиссера вновь отстранили от работы,
на сей раз с особым цинизмом.
ДЕРЖАВНИЙ КОМIТЕТ УРАIНСЬКОI РСР ПО КIНЕМАТОГРАФII
СЦЕНАРНА РЕДАКЦIЙНА КОЛЕГIЯ
No 3/1-13-06
13.12.1982 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по черновому монтажу фильма "Дети подземелья".
Автор сценария и режиссер К.Муратова.
Сценарная редакционная коллегия Госкино УССР просмотрела черновой монтаж
фильма "Дети подземелья" и считает, что он нуждается в обязательном
сокращении ряда сцен и эпизодов, которые не лежат в сюжетно-фабульной
драматургии и лишь усугубляют ощущение перенасыщенности материала патологич
ескими типами, режиссерской нарочитостью в показе ненормального поведения
психически больных людей, в частности:
1) спящие в ящике;
2) драка старух;
3) два фокусника;
4) съедение стакана;
5) танец девушки на кладбище;
6) толпа детишек в пыли на дороге;
7) Маруся среди венков на могиле;
8) план мертвой Маруси;
9) план горящей шляпы;
10) никак не связана с материалом длинная сцена чтения журнала "Нива" о
племени, питающемся глиной;
11) требуют сокращения излишне длинные начальные планы судьи и сына;
Кадр из фильма "СРЕДИ СЕРЫХ КАМНЕЙ"
Фильм начали кромсать. Я знаю, что чиновники очень не любят, когда
режиссеры убирают свою фамилию из титров, и пообещала это сделать. Мне
сказали: "Ну и убирайте! Какую поставить?" Тогда в злости сказала: "Да
какую хотите - Иванов, Петров, Сидоров!" - и они поставили - Иван Сидоров.
И до времени положили изрезанный фильм "на полку".
                                                 Кира Муратова, из интервью
Фильм вышел с титром: "режиссер Иван Сидоров" и до сих пор в таком виде
хранится в кинофондах России.
                       -----------------------------
Она, без преувеличения, самый загадочный режиссер современности. Ужасная и
прекрасная, парадоксальная и независимая. Режиссер с мировым именем,
создатель собственного уникального стиля, за который при советской власти
ее считали профнепригодной, настолько она не вписывалась в традиционные
рамки социалистического искусства. Ее фильмы запрещали и клали на "полку",
ее саму дисквалифицировали в библиотекари, ее имя изымали из тиров. Сейчас
Муратова - культовая персона современного кинематографической ландшафта.
Редко появляется на публике, не бывает в тусовках, не мелькает на ТВ, редко
дает интервью и продолжает с упорством снимать шедевры - на полуразрушенной
Одесской киностудии. Ее жизнь - это только кино. Фильмы Киры Муратовой
можно любить, можно ненавидеть, но не узнавать невозможно. Если нужно
объяснить непосвященному, что такое авторское кино - достаточно показать ее
картину. Любую и с любого места.
Муратова предпочитает не работать со звездами - ее актеры - малоизвестны
или вообще любители. Впрочем, она открывала настоящие таланты - это Нина
Русланова, Зинаида Шарко, Рената Литвинова.
Она одновременно поет свою песню и одновременно все время делает совершенно
разные картины. Я ее называю настоящей. Она моложе всех. Она рокер, панк. О
чень дерзкая.
                                                           Рената Литвинова
Она всегда предлагает зрителю исцеление - электрошоком или путем
патологоанатомического вскрытия - не суть. И на таких как она, сумасшедших
и самостоятельных режиссерах, и держится то, что зовут искусством кино.
Но именно личности и есть главное в искусстве, а фильм - только обрамление.
Муратова никогда и ничего не боится. Душа ее героев болит от того, что
общество устроено как клетка и человек заключен в этой клетке, что он
никогда не говорит о Боге, о провидении.
Александр Сокуров о Кире Муратовой
                       -----------------------------
Кадр из фильма "СРЕДИ СЕРЫХ КАМНЕЙ"
КИРА МУРАТОВА: МНЕ ИНТЕРЕСНО СЕРЬЕЗНОЕ КИНО
- Согласны ли вы с тем, что часто исследуете темные стороны души человеч
еской?
- Считаю, что я просто исследую человеческие характеры, в которых много
разных составляющих. Понимаете, русский человек очень серьезен, и из этой
серьезности проистекают такие черты его характера, как правдоискательство,
богостроительство, правдолюбство. Легкое отношение к жизни, конечно, куда
более приятно: да не будем мы доискиваться, кто из нас прав, ладно, замнем
для ясности - тут, как говорится, каждому свое.
- В чем, по-вашему, заключается задача художника?
- В том, чтобы быть интересным, но сразу для всех невозможно, хорошо бы для
начала самому себе. Тогда есть шанс оказаться интересным хотя бы себе
подобным. А если ставите задачу быть интересным для всех, это пустое, это
будет подобно рассеянью в тумане. Мне, например, неинтересно
развлекательное кино, ну не развлекает оно меня. Наверное, я не умею
снимать кино для большинства, поэтому и снимаю для меньшинства, и чем
больше будет "меньшинство" у каждого художника, тем лучше, считаю, для
всех.
- У ваших фильмов особое звучание, их можно воспринимать на слух, откуда у
вас это свойство?
- Музыкой я занималась, но недостаточно, чтобы освоить музыкальный стиль, а
человеческой речи придаю особое значение. Наш любимый педагог Сергей
Герасимов нацеливал нас на то, чтобы любили человеческие характеры,
исследовали человеческую интонацию и - писали. Все его ученики были
пишущие, изображение не имело для него такого значения. А то, о чем вы
говорите, появляется в моих фильмах по-разному. Иногда какая-то сценка
зацепит, ты не знаешь даже, почему она тебя волнует, просто репетируешь с
актерами, а потом уже начинаешь на это наслаивать, усложняешь,
разветвляешь. А "звучание" приходит в последнюю очередь, в монтаже чаще
всего. Кому-то это нравится, кому-то дико и смешно. Я не знаю, откуда у
меня это свойство.
- А откуда такая любовь к животным, знаете, обычно деревенские люди
подвержены таким чувствам?
- Да ничего подобного, вот разве любят они собак? Собаки живут у них
впроголодь. В их понимании животные должны приносить пользу - коровы,
лошадь, куры, собака, которая сидит на цепи и охраняет их дом. А тех, кто
держит дома собаку или кошку, они считают слабонервными. Я просто люблю
животных, потому что они искренние. Я выросла в интеллигентной семье,
которая много перемещалась (мы жили в России, Молдавии, Румынии), но моя
любовь к животным никак не связана с воспитанием.
На самом деле я терпеть не могу самомнение человека, считающего себя венцом
творения и верхом совершенства. Заметьте, это он сам себя так возвеличил, а
между тем он гораздо жесточе тех живых существ, которые едят, чтобы
насытиться, а не для того, чтобы еще и мучить. Так вот я жалею животных,
потому что мы вырвали их из среды, втянули в свою жизнь и сделали
беспомощными, зависимыми от нас, и еще предъявляем к ним какие-то
претензии. Да мне их элементарно жалко, и это чувство сродни тем, которые
испытывают всякие бедные старушки, которые держат вокруг себя по двенадцать
кошек и кормят их.
- Кира Георгиевна, по-вашему, человек становится лучше в процессе эволюции?
- Да ни в коей мере, с чего бы это: чем выше взлетит, тем ниже брякнется.
Обычно с первобытным обществом сравнивают нашу жизнь, но я, простите, не
понимаю, чем те люди были хуже нас. А компьютеры им были просто не нужны.
   Из интервью Киры Муратовой Нине Катаевой, газета "Гудок", 7 декабря 2002
                                                                       года
                       -----------------------------
Кира Муратова БИОГРАФИЯ РЕЖИССЕРА
МУРАТОВА Кира Георгиевна (урожд. - Короткова), режиссер, сценарист,
актриса, монтажер. Родилась 05.11.1934, городок Сороки, Бессарабия, ныне -
Молдавия
В 1994 удостоена почетного "Леопарда" МКФ в Локарно; Лауреат Российской
независимой премии "Триумф-95"; Народная артистка Украины (1990); Лауреат
премии "Ника" (1990, 1994); Лауреат Государственной премии Украины им.
Т.Г.Шевченко (1997); Лауреат Главной премии Искусств (1999, Берлинская
Академия искусств); Лауреат Премии "Свобода" (2000, Американский фонд
кино); Награждена орденом Ярослава Мудрого; Призер международных и отеч
ественных кинофестивалей.
Училась в 1952-53 на филологическом факультете МГУ. В 1962 окончила ВГИК
(мастерская С. А. Герасимова). Уже в самых ранних (более традиционных,
реалистических, даже бытовых) картинах Муратовой - дипломная работа "У
Крутого Яра" (1962) и первая полнометражная лента "Наш честный хлеб" (1965)
(обе сделаны в соавторстве с А. Муратовым) - теперь не без изумления можно
обнаружить немало примет личного муратовского стиля. Это свидетельствует о
том, что Муратова в своем творчестве, несмотря на видимую разнородность
своих работ, остается удивительно цельным художником и, может быть,
единственная из этого поколения наших кинематографистов, сохраняет вкус
новизны и новаторства, неожиданного подхода к материалу.
Ее первый самостоятельный фильм "Короткие встречи" (1968, Муратова также
исполнила в нем главную женскую роль) во многих смыслах является
переходным, избавляющимся от необходимости фабульного, линейного и
психологически заданного повествования благодаря включению внесюжетных
лирико-поэтических отступлений, а также из-за более явного пристрастия
режиссера к отстраняющим приемам как изобразительного, так и словесного
плана. Потом в специальном постановлении ЦК компартии Украины относительно
картины "Долгие проводы" (1971, ее выпуск был приостановлен, появилась на
экранах только в 1987, премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в
Локарно) это будет названо формализмом и идолопоклонством, подражанием
западным режиссерам, начиная с Антониони и кончая чешской "новой волной"
(Милош Форман и Вера Хитилова).
Она всегда стремилась обнаружить свежим и острым взглядом в окружающем мире
то, что в нем не замечают другие. В годы застоя Муратова преследовалась
исключительно за то, что ни она сама, ни ее герои никак не могли вписаться
в тогдашние представления о том, какие же должны быть люди на экране. По
сравнению с работами среднего ("Познавая белый свет", 1979; "Среди серых
камней", 1983; "Перемена участи", 1987) и позднего периодов ("Астенический
синдром", 1989, премия "Ника"; "Чувствительный милиционер", 1992; "Увлеч
енья", 1994, премии "Ника"; "Три истории", 1996) две первые ленты Муратовой
"Короткие встречи" и "Долгие проводы" производят редкостное ностальгическое
впечатление, как будто (в первую очередь это относится к "Долгим проводам")
начинаешь воспринимать их как собственную биографию. Мелодрама на тему
"мать и сын" о неизбежной разлуке и желании ее отодвинуть как можно дальше
порождает подспудное ощущение конца эпохи, безысходности и вселенской
тоски.
Юный герой фильма "Долгие проводы" рвется преодолеть тесную зависимость от
матери и воссоединиться с далеким отцом. Но гораздо важнее мотив
вынужденного примирения сына с рыдающей в истерике матерью и его
намеренного оттягивания поездки к отцу. Юноша должен остаться не потому, ч
то "мы здесь живем" (а надо напомнить, что для начала 1970-х годов тема
отъезда имела в Одессе отнюдь не только семейно-бытовой подтекст), а из-за
непреходящего чувства родства со всем, что трудно "кинуть в краю родном".
Кира МуратоваДля самой Муратовой эта пора действительно стала временем
долгого, мучительного ожидания-прозябания. Ее следующая работа с неожиданно
светлым названием "Познавая белый свет" могла появиться только за пределами
Одессы - в Ленинграде, а наиболее мрачная, серая погода настала в первой
половине 1980-х годов, что и зафиксировано в самой сумеречной картине
Муратовой "Среди серых камней". Подспудный конфликт в творчестве Муратовой,
вероятно, заключается прежде всего в трактовке конкретного материала и
вообще действительности. Оставаясь по своей человеческой сущности глубоч
айшим мизантропом, она тем не менее пытается в себе эту мизантропию
преодолеть.
Название центральной по хронологии творчества и действительно важной для
режиссера картины "Астенический синдром" в какой-то степени поясняет, что
художник поневоле должен пребывать в состоянии повышенного нервного
напряжения, чтобы попытаться выразить упрямо не поддающуюся запечатлению,
такую внешне сумбурную и косноязычную реальность. Эта лента, созданная с
удивительным бесстрашием и художнической независимостью, даже
демонстративно распадается на не стыкующиеся три части, да и внутри
дробится на причудливо рассыпанную мозаику, которая не воспринимается
адекватно по отдельным кусочкам или кадрам, а воздействует, будучи
собранной воедино, уже в сознании активно воспринимающего зрителя. И порой
кинематограф Муратовой оказывает настоящий терапевтический эффект, как,
допустим, фильмы "Чувствительный милиционер" или "Увлеченья". Это
удивительно жизнерадостные ленты, в которых присутствует та Муратова, какой
она, наверно, хотела бы быть. Там от ее мизантропии не остается и следа.
Настолько это сделано легко и с юмором, может быть, порой и с издевкой,
злой иронией. Тем не менее картины удивительно светлые и увлеченные.
Название "Увлеченья" невероятно точно, поскольку Муратова в своем творч
естве остается на протяжении почти 40 лет удивительно увлеченным
художником.
Можно по-разному относиться к людям, которых называют фанатиками. Принято с
читать их чудаками, одержимыми, странными. Но эти увлеченные люди, которых
показала режиссер в "Увлеченьях", должны быть ей близки, так как она сама,
по своей сути, является на редкость увлечена кино. И иногда совсем
увлекаясь, Муратова преодолевает в себе мрачное отношение к
действительности вообще и к людям, в частности, - тогда у нее получаются
светлые, забавные, лиричные картины.
Когда же Муратова находится по каким-то житейским обстоятельствам в
подавленном состоянии, то это отражается на ее работах. Особенно это было
ощутимо в период создания "Среди серых камней". Были свои причины, по
которым в этом фильме Муратова отказалась от авторства и демонстративно
взяла мужской псевдоним Иван Сидоров. Но фигурируя в этом качестве, она
здесь наиболее не равна себе.
"Три истории" - тоже особо мрачная картина. Муратова была права, говоря, ч
то ничего особенного не изобрела, а жизнь еще хуже, чем мы ее показываем.
Но "Три истории" сделаны абсолютно равнодушно, нейтрально. И этот тон задан
в самом начале, когда герой Сергея Маковецкого проходит мимо зоопарка. Если
в фильме и есть какое-то любопытство художника, то, как у посетителя
кунсткамеры или зоопарка. И в гениальном аттракционе, когда кошка мучает
курицу, чувствуется равнодушное наблюдение со стороны, чего не было у
Муратовой раньше, даже в самых мрачных ее картинах.
Кадр из фильма "СРЕДИ СЕРЫХ КАМНЕЙ" В трех своих фильмах - "Среди серых
камней", "Перемена участи" и "Три истории" - режиссер действительно
проявляет наибольшую злость по отношению к фактуре и действительности,
нежели в других лентах (особенно "Короткие встречи", "Долгие проводы" и
"Познавая белый свет"), которые выражают ее более человеческие стороны твор
чества. И не случайно именно в них прием укрощения фактуры становится
главным. Муратовой настолько уже нравится играть с материалом, что она
забывает о самом материале. Он тут становится абсолютно неважным - то есть
в этих картинах режиссер проявляет себя в большей степени уже как истинный
формалист.
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
1961 У КРУТОГО ЯРА сорежиссер, автор сценария
1964 НАШ ЧЕСТНЫЙ ХЛЕБ сорежиссер
1967 КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ автор сценария, режиссер, актриса
1969 ОПАСНЫЕ ГАСТРОЛИ актриса
1971 ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ режиссер
1978 ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ СВЕТ режиссер, автор сценария
1983 СРЕДИ СЕРЫХ КАМНЕЙ автор сценария, режиссер
1985 Я ТЕБЯ ПОМНЮ монтаж
1987 ПЕРЕМЕНА УЧАСТИ автор сценария, режиссер
1989 АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ режиссер, автор сценария
1992 ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ МИЛИЦИОНЕР режиссер, автор сценария
1993 ПОСТОРОННИЙ Полемические фрагменты к портрету. Актриса
1994 УВЛЕЧЕНЬЯ автор сценария, режиссер
1997 ТРИ ИСТОРИИ автор сценария, режиссер
1999 PISMO V AMERIKU (ПИСЬМО В АМЕРИКУ), режиссер
2001 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЛЮДИ режиссер, автор сценария
2002 ЧЕХОВСКИЕ МОТИВЫ режиссер
2004 СПРАВКА режиссер
2004 НАСТРОЙЩИК режиссер
              [http://www.horosheekino.ru/timeline.htm] назад на РАСПИСАНИЕ

-*--------------------------------------------------------------------------
Подписан адрес: 
Отписаться: http://subscribe.ru/member/unsub?grp=rest.cinema.kinoklub&email=

http://subscribe.ru/                            http://subscribe.ru/feedback

Код этой рассылки: rest.cinema.kinoklub
Поддержка подписчиков http://subscribe.ru/feedback/
Другие рассылки этой тематики http://subscribe.ru/catalog/rest/cinema?email=
Другие рассылки этого автора http://subscribe.ru/author/20747

  

В избранное