Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЕрекламные кино-рецензии от Леонида Шевченко - Лабиринт Фавна (11 из 12)


ЛАБИРИНТ ФАВНА / Pan's Labyrinth


Режиссёр: Гилльермо дель Торо ("Блэйд 2", "Хеллбой")

СЮЖЕТ

1944 год, Испания. В стране идёт гражданская война – насколько меня правильно проинформировали знакомые историки, народ разделился по части желания присоединяться или не присоединяться к гитлеровской Германии. Жители на местах бунтуют, и власти посылают солдат для подавления партизанских волнений. Солдаты живут в деревнях и заодно распределяют продовольствие, тем самым решая две задачи – централизованно распределяя ресурсы и отрезая повстанцам доступ к благам цивилизации. Постепенно командиры карательных отрядов становятся своего рода правителями и мэрами целых областей.

Один из таких командиров – суровый капитан, слушающий по утрам военные марши и жестоко наказывающий любые подозрительные проявления – выписывает из города к себе, в глушь, свою беременную жену. У жены уже есть достаточно взрослая (лет 10) дочка от предыдущего брака, которая капитану, в общем, нафиг не сдалась, но ради любимой женщины и будущего наследника он готов терпеть и девочку.

Девочка, естественно, чувствует недоброе к себе отношение. Жить в реальном мире ей в связи с этим становится не комфортно, она уходит в мир мечты и вдруг обнаруживает совсем рядом, буквально за воротами лагеря, настоящую волшебную страну. В старинном лабиринте она встречает Фавна, который рассказывает ей, что она – принцесса подземного царства, давным-давно сбежавшая от своего отца, и что теперь, когда она наконец-то нашлась, ей предстоит пройти три испытания, которые подтвердят её королевское происхождение.

А вокруг бушует война. Каратели теснят партизан, партизаны устраивают набеги, капитан свирепствует и пытает пленных, беременная мама девочки страдает и кричит... А девочка вступает в противоборство с гигантской жабой, добывает волшебный ключ, рисует мелом на стенах двери и всё ближе подходит к последнему, решающему испытанию...

ВЕРДИКТ

Чертовски офигенное кино, просто сказка! Волшебная музыка, волшебный мир, потрясающая печальная история... Да, фильм жёсткий. Здесь разве что не показывают пытки, но довольно явно на них намекают, а в одном из эпизодов герой сам себе зашивает нитками разорванную щёку – царапающий момент, но снятый великолепно, и добавляющий означенному герою объёма по полной программе. И, в общем,  вся эта жёсткость впечатления не портит – скорее, этакий получается контраст между сказочным миром девочки и реальным миром взрослых. Просто помните о том, что фиг знает, надо ли детям на это смотреть, а то история знает примеры того, как многие родители сочли "Лабиринт Фавна" чуть ли не детской сказкой...

Хотя история, и правда, рассказана волшебная. По большому счёту, так и не ясно, был ли мир Фавна реальностью, или это – лишь фантазия в голове девочки. Да, отдельные элементы указывают на то, что – фантазия. Но с тем же успехом в эту фантазию можно поверить, и она оживёт. Такого достичь – ох, как непросто, и Гиллермо дель Торо в связи с этим объявляется супер-режиссёром и талантом. "Блэйды 2", "Хеллбои", даже Куароновский "Гарри Поттер" (а Куарон здесь выступил в роли продюсера) – все смиренно отходят в сторону перед лицом истинного величия.!

При том, что особо спецэффектами никто в глаза не тычет. Фавн поначалу так и вовсе кажется лишь не особо искусно загримированным человеком... Но лишь поначалу – лишь до того момента, пока он не начинает всё больше выходить из тени на своих замысловатых кривых ногах и обросший ветками и деревяшками. Атмосфера создаётся – будь здоров. Лабиринт, начинающийся еда ли не прямо в лагере повстанцев, огромное раздвоенное дерево в лесу, таинственные и жуткие миры, скрывающиеся прямо за стенами обычных домов – и стоит лишь нарисовать мелом дверь на стене, как попадаешь в другое измерение... Этот мир захватывает, затягивает, и безоговорочно вынуждает поверить в свою реальность. Он настоящий!

Очень интересно, кстати, сделано то, что события в сказочном мире перекликаются с реальностью. Ключ там – и ключ здесь; жаба, словно бы олицетворяющая собой капитана с ключом (а впоследствии, может быть, роль капитана играл безглазый); чудесное спасение в последний момент: в сказочном мире – девочки, в реальном – служанки Мерседес... И уход сказочного мира в тень после трагических событий в реальности... Натуральное волшебство! Два мира переплетаются, пляшут вокруг друг друга, чтобы в итоге сойтись в одной точке... и пойти дальше, не заметив один другого. Чудо.

Фактически, режиссёр не сфальшивил ни в чём. Герои вызывают сочувствие все без исключения, и даже злодей-капитан не выглядит совсем уж откровенным Доктором Зло. Это просто очень сильный человек, оказавшийся не в силах справиться с внешними обстоятельствами, хотя и пытавшийся изо всех сил взять ситуацию в свои руки. Даже его финальный поступок, в общем-то, может быть оправдан заботой о сыне... Ребята, фильм, в котором злодей вызывает искреннее человеческое сочувствие, дорогого стоит, даже если снят за три копейки.

А "Фавн" – в том-то и дело! – снят вовсе не за три копейки. Это большое, настоящее кино, с честными, настоящими спецэффектами. Которые, да, не бросаются в глаза, но свою долю реальности происходящему добавляют. И музыка здесь – просто фантастическая, пусть практически весь фильм и играет одна и та же мелодия... Но, "гудит" ли её Мерседес, или играет оркестр – она в любом случае великолепна и остаётся в голове надолго.

Как и весь фильм. Он остаётся, действительно. Он не проходит бесследно. После него снятся странные сны, после него в голове на некоторое время поселяется козлоногий фавн и воцаряются три высоких трона – какой бы снаружи ни лил проливной дождь... Это – истинное волшебство.

Впрочем, слишком уж мрачным этот фильм оказался, чтобы попасть на самую вершину. Пересмотреть его – да, хочу. В пятёрку лучших фильмов года, среди "Ледникового периода-2", "Питера FM", "Мне не больно" и "Казино Рояль" – запросто. Рекомендовать посмотреть – стану всем и каждому. Уже рекомендую. Хотя и не самая вершина. Да и пусть. Это лишь моё субъективное мнение крестьянина из провинции.

Потому что и так получилось вечное искусство. Смотрите быстрее, пока не закончился прокат... А, уже закончился? Чёрт. В этом городе только успевай успевать на хорошие фильмы!

ОЦЕНКА – 11 из 12.

 Леонид ШЕВЧЕНКО aka Linch

mailto: linch@mail333.com


В избранное