Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У ЛИТОВЦЕВ


(из книги: Свѣдѣнiя о древнихъ литовцахъ И. Боричевского // Журнал Министерства народнаго просвѣщения, часть XLII. — СПб.: Типография Императорской Академiи наук, Январь-Март, 1844, 867 с. — отд. II.)

...Жертвъ у Литовцевъ было родовъ 16, а именно:

1) Жертва малая совершалась каждый разъ за столомъ: хозяинъ, изливъ въ чару пива, обмакивалъ въ него кусокъ хлѣба, и, отпивши немного, закусывалъ хлѣбомъ, а чару отдавалъ хозяйкѣ; та выливала пиво на порогъ, приговаривая: «пусть будетъ довольство въ домѣ для хозяина, гостя и убогаго».

2) Жертва обыкновенная отличалась отъ первой тѣмъ, что совершалась въ праздники, и къ ней приглашался жрецъ.

3) Годовая. Нѣсколько селенiй собирались всмѣстѣ въ концѣ года, и на общiя деньги покупали быка или козла. Вирнайтосъ, помолившись надъ нимъ всѣмъ богамъ, зарѣзывалъ животное, кровью его кропилъ народъ, а мясо, изрубивши, варили: между тѣмъ, надѣлавъ лепешекъ, пекли ихъ, перебрасывая черезъ огонь изъ рукъ въ руки. Когда все было готово, учреждался пиръ, и, по окончанiи его, оставшуюся кровь жертвеннаго животнаго несли домой, для окроплѣнiя стѣнъ.

4) Жертва великая или мокрая совершалась въ праздники Криве-Кривейтой или старшими жрецами: кропили народъ водою изъ всященныхъ рѣкъ, озеръ или ручьевъ, закололи животное, обносили мясо вокруг священнаго дуба, часть сожигали, остальное съѣдали.

5) Жертва величайшая совершалась непремѣнно самимъ Криве-Кривейтою, по случаю большаго праздника или свадьбы знатной особы, при громѣ музыки изъ котловъ, бубновъ, трубъ, роговъ и пр., и оканчивалась пиромъ для всѣхъ присутствующихъ.

6) Жертва богамъ подземнымъ. У подножiя алтаря или на поляхъ закапывали глубоко въ землю недогорѣвшiя кости отъ жертвъ, остатки жертвенныхъ пировъ и разбитые при этомъ сосуды; пиво выливали просто в землю.

7) Жертва непрерывная — поддержанiе священнаго огня; дрова употреблялись непремѣнно дубовыя и смола.

8) Жертва благодарственная совершалась въ честь боговъ за побѣду надъ врагами. Въ жертву приносили плѣнника, взятаго на полѣ битвы съ оружiемъ въ рукахъ, налошади и со всѣми военными депѣхами. Обведя плѣнника три раза кругомъ священнаго дуба, ставили между вкопанныхъ въ землю столбовъ, прнвявывали къ нимъ человѣка и лошадь цѣпями, обкдадывали вокругъ костромъ смольныхъ сухихъ дровъ такъ, чтобы головы не было видно, и зажигали. Есди плѣнниковъ было нѣсколько, то въ жертву избирали зватнѣйшаго, а при равенствѣ всѣхъ — бросали жребiй.

9) Жертва вь честь Лаймы; обрядъ совершенiя ея неизвѣстенъ.

10) Жертва умилостивительная. Явленiе въ домѣ бога Покла, совершившееся хитростiю жрецовъ, бьло предвѣстiемъ ужаснаго несчастiя. Объ умилостивленiи боговъ обращались къ жрецу; тотъ, послѣ разныхъ обрядовъ, указывалъ дицо, котораго кровь должна быть принесена въ жертву разгнѣваннымъ богамъ, и Литвинъ отдавалъ на закланiе даже любимое дитя. Съ разпространенiемъ просвѣщенiя, жрецъ наносилъ себѣ ножемъ рану, и свою кровь посвящалъ богамъ, а въ капищѣ предъ истуканами клали голову какого-либо звѣря.

11) Жертва за умершихъ. Въ честь адскимъ богамъ, на погребенiяхъ и при поминовенiяхъ умершихъ, проливали на земдю напиткн, часть пищи бросали вна столъ, и кидали на могилахъ. Въ случаяхъ торжественныхъ на кострахъ погребальныхъ жгли развыя вещи и даже живыхъ людей. Въ честь павшихъ на войвѣ сожигали на кострахъ плѣнниковъ им захваченныхъ животныхъ.

12) Жертва за отечество. Въ большихъ несчастiяхъ, какъ то: гибельной войнѣ, морѣ, голодѣ и пр., по вызову жрецовъ, долженъ былъ кто-либо добровольно сжечь себя, или пасть, сражаясь съ непрiятелемъ. Въ жертвахъ фанатизма недостатка никогда не было. Иногда сами жрецы всенародно сжигали себя для блага отечества.

13) Жертва черная — въ честь бога Гардоальдиса. Обряды ея неизвѣстны.

14) Жертва предвѣщательная. Для узнанiя успѣховъ войны и тому подобное, старались добыть плѣнника; при народѣ старшiй жрецъ ударялъ его ножемъ въ грудь: если кровь струилась, то предвѣщала удачу; если же сочилась каплями, то предвѣщала худый успѣхъ.

15) Жертва обѣтная — отправлялась въ набѣгѣ. Литовцы давали обѣтъ посвятить богамъ лучшую добычу, старались захватить красивую дѣвицу, украшали ее вѣнцомъ и цвѣтами, наряжали въ пышный уборъ, и приносили въ жертву; но сожигали ль ее, или закалывали — не извѣстно.

16) Жертва коня. Если набѣгъ былъ удаченъ, третья часть добычи отдавалась Криве-Кривейтѣ, въ честь богамъ. Одну изъ захваченныхъ лошадей загоняли до смерти, потомъ верховньй жрецъ ее зарѣзалъ и сжигалъ вна кострѣ. Богамь также посвящались лошади извѣстной масти — особенной въ каждой провинцiи. Такiя лошади отдавались Криве-Кривейтѣ; въ его власти было сжечь ее или, замѣнивъ другою жертвою, употреблять для себя, или же продать за границу...

В избранное