для читателей рассылки-
от автора рассылки, доктора психологии Валерия Розанова,
летний подарок-
вы можете бесплатно
воспользоваться его методикой для решения своих
проблем или
достижения
своих целей, избавления от вредных привычек,
лечения, нормализации веса и тд. Просим сюда
http://razomir.ru/kodrass.htm
Культ дуба (или бога дуба) существовал, по-видимому, у всех европейских народов
арийского происхождения. У греков и италийцев это дерево ассоциировалось с
величайшим из богов, Зевсом или Юпитером, божеством неба, дождя и грома.
Святилище в Додоне, где поклонялись Зевсу в виде дуба-оракула, было, возможно,
самым древним и наверняка самым знаменитым в Греции. Достойным жилищем для бога,
чей голос слышится и в шелесте дубовых листьев, и в грохоте грома, сделали это
место грозы, которые, как известно, в Додоне разражаются чаще, чем где-либо в
Европе. Бронзовые гонги вокруг святилища, которые при ветре издавали гудящий
звук, были предназначены для подражания грому, чьи раскаты и громыханья часто
слышались в ущельях суровых и бесплодных гор, замыкающих мрачную долину. Как мы
видели, в Беотии священный брак Зевса и Геры, бога и богини дуба, с большой
пышностью отмечался религиозным союзом государств. А на горе Ликей в Аркадии
ипостась Зевса как бога дуба и дождя явно проступала в магическом средстве, к
которому прибегал жрец Зевса: он обмакивал ветку дуба в священный источник.
Греки регулярно молились Зевсу в этой ипостаси о ниспослании дождя. И это
естественно. Ведь часто (хотя и не всегда) местонахождением Зевса были горы, на
которых собираются тучи и растут дубы. Изображение Земли, молящей Зевса о дожде,
хранилось в афинском Акрополе. А во время засухи Зевса молили сами афиняне:
„Дождь, дай дождь, о возлюбленный Зевс, полям афинян и долинам“.
Зевс опять-таки управлял не только дождем, но громом и молнией. В Олимпии и
других местах поклонялись Зевсу Громовержцу, а в Афинах на городской стене
имелся жертвенный очаг Зевса Молниеносца, где в определенное время года
должностные лица жреческого звания следили за молниями над горой Парнасом.
Греки, как правило, обносили пораженные молнией места оградой и посвящали их
Зевсу Низвергателю, ни сходящему с небес во вспышке молнии. В этих огражденных
местах устанавливались алтари, и на них приносились жертвы. Из надписей
явствует, что в Афинах существовало несколько таких мест.
Если уж древнегреческие цари претендовали на то, чтобы быть потомками Зевса и
даже носить его имя, можно с основанием допустить, что они также пытались
осуществлять божественные функции, то есть вызывать молнию и дождь на благо
своего народа или для устрашения врагов. В этом смысле предание о Салмонее,
возможно, отражает притязания целого класса царьков, каждый из которых в старину
правил небольшой областью в покрытых дубравами горах Греции. От них, как и от
ирландских королей, ожидали плодородия почвы и плодовитости скота. А могли ли
они отвечать этим ожиданиям лучше, нежели исполняя роль Зевса, великого бога
дуба, грома и дождя? Они олицетворяли Зевса так же, как италийские цари
олицетворяли Юпитера.
В древней Италии все дубы были посвящены Юпитеру италийскому, двойнику Зевса, а
в Риме на Капитолии ему поклонялись как божеству не только дуба, но дождя и
грома. Один римский писатель, противопоставляя добрые старые времена веку, когда
„никто не почитает небо за небо и ни во что не ставит Юпитера“, рассказывает
нам, как во время оно благородные матроны босиком, с распущенными волосами, но с
чистыми помыслами поднимались по склону Капитолийского холма и молили Юпитера о
дожде. И тут же, продолжает он, дождь начинал лить как из ведра, и все
возвращались промокшими до нитки. „Но ныне, — восклицает он, — мы уже не
религиозны. Поэтому и сохнут поля“.
Переходя из Южной Европы в Центральную, мы сталкиваемся с великим богом дуба и
грома у варварских народов арийской расы, которые жили в обширных дремучих
лесах. Так, у кельтов Галии друиды считали более всего священной омелу и дуб, на
котором она произрастает. Для совершения торжественных служб они выбирали
дубовые рощи и ни одного обряда не справляли без дубовых листьев. „Кельты, —
пишет греческий автор, — поклоняются Зевсу, а кельтским символом Зевса является
высокий дуб“. Кельтские завоеватели, которые поселились в Азии в III веке до
нашей эры, видимо, принесли с собой на новую родину культ дуба. В самом сердце
Малой Азии галатский сенат собирался в местечке, которое носило типично
кельтское название „священная дубовая роща“ или „храм из дубового дерева“.
Специалисты считают, что само слово „друиды“ означает „люди дуба“.
Почитание священных рощ, как видно, имело первостепенное значение в религии
древних германцев; главным священным деревом у них, согласно Гримму, был дуб.
Он, вероятно, был посвящен богу грома Донару или Тунару, равнозначному
норвежскому Тору. Священный дуб неподалеку от Гейсмара в Гессене, который
Бонифаций{52} срубил в VIII веке, носил среди язычников имя дуба Юпитера, что
по-старонемецки читалось: Donares eih — „дуб Донара“. Что тевтонский бог грома
Донар, Тунар, Тор отождествлялся с италийским богом грома Юпитером, явствует из
английского слова Thursday (четверг), „день Тунара“, что является простым
переводом латинского выражения „dies Iovis“. Итак, у древних тевтонцев, так же
как у греков и италийцев, бог дуба был также богом грома. Более того, в нем
видели великую оплодотворяющую силу, которая посылает дождь и заставляет землю
приносить плоды. Так, Адам Бременский{53} рассказывает нам, что „Тор царит в
воздухе: это он управляет громом и молнией, ветром и дождем, хорошей погодой и
урожаем“. В этом тевтонский бог грома опять-таки похож на своих южных собратьев
Зевса и Юпитера.
У славян дуб, видимо, также был священным деревом бога грома Перуна, подобия
Зевса и Юпитера. Известно, что в Новгороде когда-то стояла статуя Перуна в виде
человека с громовым камнем в руке. В его честь день и ночь горел костер из
дубовых поленьев, а если он угасал, то служители за недосмотр обрекались на
смерть. Подобно Зевсу и Юпитеру, Перун, кажется, был главным божеством своего
народа. Прокопий рассказывает, что славяне „верили, что единый бог, создатель
молнии, был владыкой всех вещей, и приносили ему в жертву быков и другую
живность“.
для читателей рассылки- от автора
рассылки, доктора психологии Валерия Розанова, летний подарок- вы можете бесплатно воспользоваться его методикой для решения своих проблем или достижения
своих целей, избавления от вредных привычек,
лечения, нормализации веса и тд. Просим сюда
http://razomir.ru/kodrass.htm