Развитие в себе суперкачеств

  Все выпуски  

Развитие в себе суперкачеств


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Рассылка "Развитие в себе супер качеств" №10
Приветствую вас, дорогие подписчики!

 Забывание 


С чем связано забывание? Почему оно происходит? Каковы его закономерности? Можно ли его избежать? Задавали ли вы себе хотя бы раз в жизни эти вопросы?

Единой научной теории забывания, как и единой теории памяти, нет. Каждый учёный объясняет забывание в соответствии с тем, какой теории о механизмах и строении памяти он придерживается. И всё же существуют общие закономерности процесса забывания и его обратной стороны – сохранения, с которыми согласны большинство исследователей этого процесса.

Многочисленные исследования показали, что 

в памяти хранится значительно большее количество информации, чем та, которая доступна воспроизведению. 

По этому признаку выделяют память актуальную (информация, доступная воспроизведению) и память латентную (то, что содержится в памяти в латентном, т.е. в скрытом виде). То, что доступно воспроизведению, по каким-то причинам оказывается существенно меньше (и по объёму и по содержанию) того, что хранится в памяти. 

Наверняка, каждому из вас знакома ситуация, когда после ответа на экзамене вы выходите из аудитории и вспоминаете материал, который упустили при ответе. А случалось ли вам произносить когда-нибудь легендарную фразу: «Я знаю, но забыл»? Я думаю, что наверняка случалось, и если не вслух (опасаясь насмешек), то уж про себя точно. 

Действительно, в памяти хранится очень многое. А в скрытом виде в ней хранится абсолютно всё, что с нами происходило с момента рождения и даже за некоторое время до него. Человек даже сам не знает, не в состоянии осознать, перечислить, что и в каком объёме он помнит. 

Так спустя длительное время мы с лёгкостью восстанавливаем двигательные навыки, например, игры на фортепьяно, или же во время гипноза вспоминаем то, что казалось бы, давным-давно забыто. 

Длительное хранения следов прежнего опыта проявляется также и в том, что мы переносим старые правила на совершенно новый материал, а также во многом другом. И всё же мы забываем, и если бы это было не так, вряд ли люди вообще бы обратились к проблемам памяти, а вы в свою очередь вряд ли заинтересовались бы этой темой.

Забывание прежде всего связано с неумением вспомнить, другими словами, с неумением подобрать нужный ключ к нужной двери, за которой лежит нужная информация. А говоря научным языком, забывание можно определить как невозможность перевода информации из латентного состояния в актуальное. Почему же возникает эта «невозможность»? Причин может быть много. Остановимся на самых главных из них.

Согласно одной из концепции, при запоминании (регистрации) происходит кодирование информации на различных уровнях 

  • физическом (зрительные, звуковые и другие характеристики информации), 
  • понятийном, предполагающем обобщение, 
  • и на ещё более высоком уровне обобщения. 

В результате такого множественного кодирования информация может «записываться» к нам в память во всей её полноте. Однако при конкретном запоминании запись происходит преимущественно на одном из уровней регистрации (выбор этого уровня зачастую происходит при нашем участии). И забывание может быть связано с несоответствием между формой регистрации (т.е. кодированием при запоминании) и способом вспоминания.

Вам наверняка знаком рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». Мучительные поиски фамилии, «словно как бы лошадиной», которую так вовремя и не вспомнили. Фамилия эта, как выяснилось позже, оказалось Овсов. Почти анекдот. Почему же приказчик не мог вспомнить фамилию?

Всё дело в том, что регистрации произошла только на слишком высоком уровне обобщения, поиск конкретного материала на котором достаточно проблематичен. Недаром герои рассказа перебрали всё, что только можно связанное с лошадьми (амуницию, масти, возраста и т.д.). Забывание такого типа встречается сплошь и рядом. 

Вот пример из жизни, практически копирующий события чеховского рассказа. Младшая сестрёнка моей подруги пришла из детского сада и стала радостно рассказывать, что каждому из них поручили ухаживать за определённым цветком, из тех, что росли в их комнате в детском саду. Кроме этого, каждый ребёнок должен знать всё про свой цветок. Мама, естественно, спросила у девочки как называется цветок, который достался ей. И тут девочка заплакала. Какой ужас! Она забыла название своего цветка! Тогда мама спросила её, на что похоже было это название. Девочка сразу же ответила, что «название связано с лошадьми». Вся семья стала, как в чеховском рассказе, искать название комнатного растения, которое было «связано с лошадьми». Вариантов у них, конечно, было значительно меньше, чем у чеховских героев, более того, через несколько минут они оказались в состоянии недоумения. На самом деле искомое растение оказалось бегонией. Ход мыслей пятилетнего ребёнка очевиден: «бегония» похоже на слово бегать (или бега). Бегает кто? Бегают лошади. Нет, конечно, собаки тоже бегают, особенно за кошками, но как быстро и красиво бегают лошади! Может быть перед этим она видела бега по телевизору. Так или иначе, но связь получилось у неё однозначной: бегония – бегать – лошадь. Девочка, кстати говоря, для своих пяти лет проявила исключительную смекалку, сообразив, что просто так она сразу такое слово не запомнит, и придумала (сама!) для себя средство запоминания. Неудача же её была связана с тем же, что и у чеховского приказчика – она «зарегистрировала» запоминаемое слово только на слишком высоком уровне обобщения.

Другой немаловажной в изучении процессов памяти проблемой является проблема запоминания общих и частных признаков. У каждого предмета существуют более общие, существенные и частные, несущественные признаки. Например, стол. Этим понятием мы называем совершенно разные столы, и кухонные, и письменные, и журнальные и т.д. Почему? Дело в том, что в нашей памяти хранится обобщённое понятие стол, составленное на основе наиболее важных признаков. Это его функции (за столом сидят, на него что-то кладут и, как правило, оставляют место для какой-то деятельности, он достаточно устойчив), его связи, отношения с другими предметами. Такие же его характеристики, как форма, цвет, высота, являются несущественными. Следовательно, образ стола – это не пассивный отпечаток того, что мы видим, а итог сложной, но часто совершенно неосознаваемой деятельности синтеза, обобщения, абстракции. В результате которой фиксируются существенные и отбрасываются несущественные признаки. Обобщённость образа – значимое свойство памяти, так как позволяет более свободно ориентироваться в окружающем мире и взаимодействовать с ним.

Случалось ли вам самим сооружать импровизированный столик, скажем, на природе? При его сооружении вы наверняка пользовались самыми существенными признаками, относящимися к понятию «стол». Вас, наверное, заботило, чтобы была создана некая горизонтальная поверхность, на которой могло бы что-то быть положено (или поставлено) и вокруг которой вы могли бы разместиться. Во всяком случае, надо полагать, что ни цвет, ни форма, ни размер созданного вами предмета не стали для вас определяющими в этой работе.

Вернёмся к нашим лошадям. В обоих случая герои не смогли восстановить нити построенной ими самими ассоциативной связи, потому что в истории с «лошадиной фамилией» связь «лошадь – овёс» оказалась слишком частной. А в истории с «лошадиным растением» связь «лошадь – бег» - слишком общей, но в обоих случаях связи оказались достаточно случайными. Таким образом забывание может быть следствием того, что выбранный кодовый признак запоминания является случайным.

Другая важная причина забывания – это интерференция следов. Сложное слово «интерференция» не должно испугать вас, оно заимствовано из физики, где в общем смысле означает 

взаимодействие двух (или нескольких) процессов, протекающих в одно и то же время и оказывающих друг на друга различное влияние (положительное или отрицательное). 

Про интерференцию (взаимное влияние) следов памяти знать важно и полезно. Поскольку знание некоторых особенностей этого явления поможет вам более грамотно и рационально организовать свою работу по запоминанию различного материала, а это уже большой шанс навстречу вашей памяти.

Дело в том, что в памяти могут происходить несколько процессов одновременно: Фиксация новых данных, переработка (например, выделение существенных признаков уже воспринятой информации) воспроизведение запоминавшейся ранее информации. Как следствие этого, протекание каких-то процессов памяти может затормаживаться или даже блокироваться протеканием других.

Например, если вам надо заучить ряд, состоящий из 10 слов (или ряд любых других элементов), то вы можете обнаружить, что элементы, расположенные в начале и в конце ряда, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Задача такого запоминания, между прочим, совсем не абстрактная, как это может показаться на первый взгляд, а очень жизненная. В самом деле - запоминать некоторые списки нам приходится довольно часто. Будь это список вещей, которые необходимо купить, или же расписание пригородных электричек или расписание визита вашей делегации – в любом случае вы с большой вероятностью (и уверенностью) назовёте первый и последний элементы списка (например, даты прилёта и отлёта) и вам значительно тяжелее будет припомнить промежуточные компоненты. 

Такая забывчивость называется «эффектом края», который был открыт ещё в конце прошлого века немецким учёным Эббингаузом. «Эффект края» неоднократно подтверждён исследованиями многих психологов. 

Более трудное воспроизведение слов или цифр, в середине ряда, связано с интерферирующим воздействием (взаимовлияющим, в данном случае – взаимомешающим) воздействием, которое оказывает на них начала последовательности элементов и её конца. Первые элементы ряда запоминаются хорошо, так как они путём многократного (про себя) повторения успевают перейти в долговременную память, а последние помнятся хорошо, так как не успели ещё уйти из кратковременной. Воспроизведение же средних элементов оказывается затруднено отрицательным влиянием следов памяти, идущих от крайних членов ряда. Однако в среднем через 3-5 повторений мы добиваемся полного и безошибочного воспроизведения запоминаемого ряда. Таким образом интерференция бывает преодолена. 

(Кстати, вместо 3-5 повторений при запоминании можно использовать специальные техники, о которых вы узнаете в дальнейшем, и преодолеть интерференцию (избежать её) уже при первом запоминании материала). Замечу также, что чем больше объём запоминаемого материала, тем выраженнее отрицательное действие друг на друга следов памяти. И это тоже можно считать одним из механизмов забывания.

Вот самый простейший пример отрицательного влияния интерференции. (Напомню, что словом «интерференция» мы называем взаимное влияние друг на друга не только следов памяти, но и любых процессов, протекающих в одно и то же время). Вы идёте в другую комнату для того, чтобы там что-то взять. По дороге о чём-то думаете, и если сильно увлечётесь своими думами, то, придя в комнату, обнаруживаете, что забыли, зачем сюда пришли. Виновата в этом, в общем-то, не ваша «дырявая голова», а вполне конкретный враг вспоминания – интерференция (вы не можете вспомнить, что вы хотели взять, потому что воспроизведение этого затормозилось переработкой каких-то фактов, о которых вы думали по дороге).

Деятельность, выполняемая в промежутке между запоминанием и воспроизведением материала, получила название интерферирующей (мешающей) деятельности. А теперь – внимание:

Чем ближе промежуточная между запоминанием и воспроизведением деятельность к содержанию того, что вы запоминали, тем больше вероятность, что она вызовет забывание.

Такая интерферирующая деятельность называется гомогенной (однородной). Раз есть однородная интерференция, значит, должна быть и разнородная? Правильно. Есть и такой вид интерферирующей деятельности. В науке её называют гетерогенной. Если вам пока ещё в этих «гомо» и «гетеро» что-то непонятно, то, прочитав примеры, вы сразу во всём разберётесь.

Пример. Вам надо запомнить цифры: 9 4 8 3 7 2 6. Может быть, это номер банковского кода, курс валюты маленького южноафриканского государства, в котором вы оказались, номер вашего паспорта, расчётный счёт предприятия, номер пейджера или телефона и т.д. 

Итак, запоминайте их, пока не воспроизведёте безошибочно. 

Теперь отвлекитесь и проверьте содержимое своих карманов, сумочки или ящика стола. Выкладывайте все вещи по очереди, а затем аккуратно уберите всё назад. 

Теперь вспомните цифры. 

То, что вы сейчас делали в промежутке между двумя воспроизведениями цифр, в нашей терминологии можно назвать гетерогенной интерферирующей деятельностью, которая, я надеюсь, не привела к глобальному забыванию цифр. Деятельностью вы занимались совершенно разнородной, имеющих мало общих черт – перекладывание предметов и запоминание цифр.

Вот ещё цифры, которые надо запомнить: 6 3 8 0 1 2 5. 

Воспроизведите их. 

Теперь решите несколько математических примеров. 

А затем попытайтесь вспомнить цифры. 

Сложнее? Выполнение математических действий было гомогенной па материалу (и там, и там цифры) интерферирующей деятельностью. Забывание было бы ещё выраженнее, если бы вам надо было бы после запоминания ряда цифр запомнить ещё один ряд цифр, а затем воспроизвести первый. А после этого второй. Это уже была бы гомогенная и по материалу (цифры) и по задаче (запоминание) деятельность. Однако вы были некоторым образом подготовлены к «подвоху» и запоминали цифры с особой тщательностью, в реальной же жизни отрицательное влияние интерференции может выражаться ещё заметнее. Вы только представьте, что вам надо запомнить подряд два банковских кода. А если три сразу?!

Теперь постараемся извлечь практическую выгоду из всего сказанного выше по поводу взаимного влияния следов памяти (интерференции). Поскольку таких взаимовлияний нельзя избежать, можно попытаться так организовать свою деятельность, чтобы свести их отрицательный эффект к минимуму. Для этого важно знать ещё одно условие усиления отрицательного влияния интерференции. А именно то, что 

если интерферирующая деятельность по каким-то причинам является особенно трудной именно для данного человека (то есть субъективно трудной), то она может оказывать самое сильное тормозящее влияние на воспроизведение, сильнее, чем даже гомогенная по всем характеристикам деятельность.

Например, если первоклассника попросить после запоминания цифр написать фамилию имя и отчество своих родителей, то, возможно, эта, субъективно сложная для него деятельность (у него ещё нет навыка автоматизированного письма) затормозит воспроизведение цифр сильнее, чем запоминание ещё одного ряда цифр (то есть запоминание двух рядов цифр подряд окажется для него более простым, чем запоминание и письмо, поскольку ему пока ещё писать намного труднее, чем запоминать). Это условие необходимо учитывать при переходе от запоминания к выполнению других заданий. Другими словами, если вы хотите снизить вероятность забывания, старайтесь избегать сразу после запоминания перехода к субъективно трудным для вас заданиям.

Вот ещё несколько рекомендаций для тех, кто хочет уменьшить потери при запоминании путём правильной организации своей деятельности.

Не надо заучивать два даже разнородных материала один за другим. Лучше после запоминания одного материала перейти к любым другим занятиям, в которых задача запомнить не ставится. (Не забывайте, что эти занятия не должны быть для вас субъективно трудными). После этого можете заучивать следующий материал. Если говорить о приготовлении домашнего задания школьниками или студентами, то надо так расположить последовательность подготовки, чтобы «соседние» предметы оказались как можно более разными по материалу, а запоминание чередовалось с выполнением другой деятельности, например, чтением или запоминанием контурных карт. Постарайтесь избежать распространенной, во многих отношениях соблазнительной, но очень неэффективной в смысле качества схемы: «Сначала сделаю всё письменное, а потом устное».

Завершая разговор о забывании, хочется сказать, что на самом деле забывание – это не такая уж плохая штука, не такая уж бесполезная и вредоносная, с которой надо всеми силами бороться. Часто оно необходимо и даже полезно! Оно освобождает сознание от перегрузок, от тягостных впечатлений и переживаний прошлого. Вы только представьте себе, что бы с вами было, сели бы вы ничего не забывали?! Наша актуальная память была бы перегружена не только кучей ненужных знаний и фактов, но и неприятными эмоциональными переживаниями. И, быть может, не будь той же интерференции, мы ходили бы в вечной депрессии. Важно знать закономерности забывания и стараться сознательно управлять этим процессом, переводя информацию из актуальной памяти в латентную и с такой же лёгкостью обратно… Только вот ключи или коды для такого перевода должны быть всегда при вас.

Нарад, 
автор  данной рассылки и сайта "Основы тайных знаний" - http://www.narad.crimea.com/  или http://narad2.narod.ru/

(Не забывайте обязательно заходить на сам сайт, в котором постоянно происходят разные изменения!) 

Примечание: здесь и в последующем, помимо всего прочего, используются  и перерабатываются материалы авторов: Татьяны Кавиновой,  Татьяны Никитиной, Сергея Лебедева, Владимира Логинова.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное