Развитие в себе суперкачеств

  Все выпуски  

Еще несколько схожих методов запоминания цифр


Информационный Канал Subscribe.Ru


Развитие в себе суперкачеств №38

Приветствую вас, дорогие подписчики!

 Еще несколько схожих методов запоминания цифр 

 Метод ассоциаций по цвету 
(Цветовой метод)

Закройте глаза и представьте себе цифру "3". Какого она цвета? Теперь постарайтесь увидеть цвет цифры "9". Получается ли у вас видеть цвет цифры? Является ли этот цвет постоянным?

Некоторые люди отчетливо видят цвета цифр, у других цифры бесцветные, и им нужно много тренироваться для того, чтобы представить цифры в Цвете. Среди тех, кто цвета цифр видит, есть те, для которых эти цвета постоянны (для них девятка, например, и сегодня желтая, и через неделю), и те, для которых цвета цифр меняются (в зависимости от времени, настроения и других причин). Конечно, лучше, если вы относитесь к тем, кто видит цвета цифр и у кого они постоянны, но даже если это не так, вы все равно сможете воспользоваться этим методом.

Сейчас попробуйте представить цвета каждой цифры от 0 до 9 и запишите то, что у вас получилось. Если никакого цвета не возникает, или есть цифры с одинаковыми цветами, или если вы чувствуете, что эти цвета случайные, и завтра многие из них изменятся, тогда искусственно придумайте для каждой цифры цвет и запомните их.

Как же запоминать цифры при помощи цветов?

В окружающем нас мире есть немало предметов, имеющих всегда один и тот же цвет (апельсин — оранжевый, огурец — зеленый, сыр — желтый, вата — белая, трава — зеленая, уголь — черный и т.д.) Кроме этого, в сознании каждого человека есть предметы, ассоциирующиеся с определенным цветом, иными словами, этот цвет предмета как бы закреплен в личном опыте человека. Например, долгие годы в моей квартире был телефон оранжевого цвета. Наконец, он отслужил свой век, и каких только телефонов у нас с тех пор не было, но со словом "телефон" у меня по-прежнему ассоциируется только оранжевый цвет. Так же, как со слово "чайник" — с белым цветом, а слово "куртка" — всегда с синим.

При желании вы можете выписать список цветов своих цифр, а напротив каждого цвета написать по нескольку предметов, которые ассоциируются у вас с этими цветами. Хорошо, если в вашем списке будут и ваши личные ассоциации тоже.

Итак, для того, чтобы запоминать цифры при помощи цветового метода вам необходимо делать следующее:

  1. При предъявлении цифры быстро представить или вспомнить ее цвет.

  2. Также быстро припомнить известный вам предмет (или существо) этого цвета.

  3. Из этих предметов, в которые вы перекодировали цифры с помощью цветов, вам, как и раньше, необходимо составить ассоциативный сюжет, не забывая про все правила его построения.

Например, "1" у меня всегда белая, "2" — коричневая, "3" — синяя, "4" — оранжевая, "5" — черная, "6" — красная, "7" — зеленая, "8" — фиолетовая или малиновая, "9" — желтая, "0" — прозрачная. Чтобы запомнить ряд цифр 62750437, я составляю следующий сюжет: "Синьор-помидор (6) лез по стволу дерева (ствол дерева для меня всегда коричневый — цифра "2"), но свалился оттуда, упав прямо на лягушку (7). От удара у нее перед глазами возникли черные точки (5). Точки исчезли, только когда она залезла в воду (0). На дне лежал апельсин (4). На апельсине стоял большой синий штамп (3). Когда она прикоснулась к штампу, он вдруг оторвался от апельсина, быстро покатился и затерялся в водорослях (7)".

Вместо метода последовательных ассоциаций можно воспользоваться и методом связанных ассоциаций, таким же образом перекодировав цифры в предметы. Цветовой метод запоминания не очень удобен при запоминании длинных рядов цифр, но вполне эффективен при запоминании 5—12 цифр.

 

Упражнение по развитию памяти 
12

В этом упражнении вам надо запомнить ряд цифр, применяя цветовой метод (а также метод последовательных или связанных ассоциаций, какой вам больше нравится).

906813045797

 

 Метод ассоциаций по материалам 
(Метод материалов)

Этот метод — практически брат-близнец предыдущего. Вся разница в том, что цифру надо ассоциировать не с цветом, а с материалом. Другими словами, вам нужно постараться представить материал, из которого сделана цифра. Людям, имеющим богатое воображение и фантазию, это сделать будет совсем несложно. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Расслабьтесь. Представьте какую-нибудь цифру. Постарайтесь мысленно дотронуться до нее и почувствовать, из какого материала она сделана. Это может быть металл, дерево, картон, стекло, пластмасса, резина, глина, что-то растительное, поролон, ткань, шерсть и т.д. Тем, у кого не получится почувствовать материал цифры, нужно, как и в предыдущем методе, искусственно придумать для каждой цифры материал, из которого она сделана, и запомнить эти соответствия.

Чтобы запоминать цифры, используя метод материалов, надо сначала представлять предметы, сделанные из материалов, с которыми ассоциируются цифры, а затем составлять сюжет из этих предметов.

Перед выполнением следующего упражнения запишите для каждой цифры материал, с которым она ассоциируется, и по 4—5 предметов, соответствующих ей по материалу.

 

Упражнение по развитию памяти 
13

Можете попробовать использовать метод материалов для запоминания следующего ряда цифр:

047732816145

Постарайтесь вспомнить цифры, которые вы запоминали в упражнениях №12 (цветовой метод) и №13. Если вы допускаете ошибки, потренируйтесь еще или используйте другие способы запоминания. Ряды цифр вы найдете в Приложении (в конце этого выпуска).

 Метод первой буквы 

Этот метод также похож на предыдущие, но, в отличие от них, в нем не потребуется ничего специально представлять.

У нас есть 10 цифр. Звучание всех их (за исключением двойки и девятки) начинается с разных букв. Один (или Раз), Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь, Восемь, Девять, Ноль. Букву "Д" оставим для двойки, для единицы воспользуемся буквой "Р" (Раз). Таким образом, для девятки можно использовать любые гласные буквы.

Все, что вам нужно для запоминания ряда цифр, — это придумывать слова, начинающиеся с нужной же буквы, и составлять из них сюжет. Выбираемые слова должны быть яркими, конкретными, такими, чтобы их легко можно было бы представить. Недостаток этого очень простого метода состоит в том, что здесь больше, чем в остальных случаях, надо следить за тем, чтобы эти слова не перепутались при воспроизведении с остальными словами сюжета. Чтобы такого не происходило, надо особо тщательно выделять в сюжете слова, которые у вас являются кодами цифр, делать их главными героями, применять по отношению к этим словам метод соощущения, а также стараться использовать в качестве вспомогательных слов при построении сюжета слова нейтральные, не вызывающие ярких образов.

Как и в предыдущих методах, вместо составления цепочки ассоциаций вы можете воспользоваться методом связанных ассоциаций. А используя метод связанных ассоциаций, вы можете, как в Упражнении №10 б (в предыдущем выпуске), связывать с каждым элементом усвоенного списка сразу две цифры.

Этот способ очень прост в применении и отлично подойдет для тех, у кого представления и перевоплощения вызывают существенные трудности. Об очень похожем на этот способ, но значительно более усовершенствованном методе (или даже системе) запоминания вы узнаете в дальнейшем (Цифро-буквенный код).

 

Упражнение по развитию памяти 
14

Запомните следующий ряд цифр методом первой буквы.

254806142075993

 

 Система Shedd  
(Шед)

Небольшое количество цифр, например, при запоминании исторических дат, можно запомнить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 375, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 3-х букв, второе — из 7-ми, а третье слово — из 9-ти букв. (Ноль в этой системе соответствует слову из 10 букв.)

Эта система, на мой взгляд, малоэффективна, поскольку, решив реально заучить этим способом ряд цифр, вы столкнетесь с проблемой выбора из множества удовлетворяющих количеству букв слов того единственного, которое вы включите в составляемую фразу. Проблема возрастает с увеличением количества элементов в запоминаемом числе. Однако при некоторой тренировке и при условии, что вы являетесь человеком, который очень любит широкий выбор, а главное, который обычно очень быстро принимает решения, эта система сможет вам существенно помочь при запоминании цифр.

Вторым большим недостатком этой системы является то, что сама фраза может получиться такой "корявой", что потребуются некоторые усилия для ее запоминания (хотя слова все же легче запоминать, чем цифры, в силу большей абстракции последних).

Эффективность система Shedd значительно возрастает, когда нужно запомнить цифры, относящиеся к узко определенной теме, например,  исторические даты. В этом случае сужается круг поиска соответствующих слов, а следовательно, уменьшается затрачиваемое время.

Например, запомнить дату рождения Клеопатры — 69 год до н.э. можно, придумав фразу — "царица-красавица" (в слове "царица" —6 букв, в слове "красавица" — 9).

Спартаковское восстание началось в 74 году до н.э. — вполне подойдут фразы "Спартак (7 букв) убит (4 буквы)" или "Хорошее дело" (задумал Спартак).

Выше перечисленные методы запоминания цифр не исчерпывают все способы их запоминания — их сочетаний очень много. У каждого из них есть свои приверженцы и защитники. В разных ситуациях и разным людям подходят разные методы. Чтобы правильно (а не по первому впечатлению) выбрать методы для себя, надо потренироваться запоминать каждым методом, сравнить результаты (количество ошибок, затраченные усилия).

У многих из вас возможно сложится впечатление, что легче и быстрее 4—5 раз повторить про себя ряд цифр или слов, чем трудиться над представлением цифр в виде тех или иных образов, оживлять их, а затем еще составлять сюжет... На самом деле это не так. 

  • Во-первых, быстрота приходит с практикой. Конечно, если вы " попробуете только один-два раза запомнить, применяя какой-нибудь из вышеописанных методов, а в дальнейшем не будете пытаться их применять, то одно лишь знание о факте их существования ничего не изменит. Для овладения любым новым делом надо поначалу прилагать усилия, будь то новое ремесло, тригонометрия или же новые методы запоминания. Вы помните, как тяжело было сначала применять даже самые простейшие тригонометрические формулы для решения задач? Но в процессе их постоянного использования вы стали замечать, что выбор нужной для решения задачи формулы происходит за доли секунды и применяете вы их автоматически. Применять новые методы запоминания тоже сначала, быть может, будет сложно и непривычно, но потом все окупится сторицей.

  • Во-вторых, информация, запоминавшаяся с применением различных мнемотехнических средств хранится значительно дольше. При этом вы всегда с легкостью сможете обращаться к уже запомненному материалу, и вам не надо будет снова и снова повторять его. 

  • В-третьих, после овладения методами эффективного запоминания у вас пропадет страх того, что в экстремальной ситуации вы не сможете запомнить необходимую для вас информацию. Освоенные методы всегда придут к вам на помощь.

Мало кто жалуется на то, что не может что-то запомнить. Чаще люди жалуются на то, что забывают уже запомненное. При этом мало кто отдает себе отчет в том, что когда уже на этапе запоминания было применено какое-нибудь эффективное средство, то на забывание жаловаться не приходится. Вот два примера. Наверное, всем известна фраза для запоминания последовательности цветов спектра: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". В этой фразе первая буква каждого слова является первой буквой в названии цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. И наверняка, сколько раз вам приходилось вспоминать спектр, столько раз в вашем сознании непроизвольно всплывала эта фраза, не отнимая при этом много времени, а главное, вспомнив ее, вы были уверены в правильности своего ответа. На самом деле запоминание цветов спектра произошло с применением мнемотехнического средства, только придумали этот сюжет не вы. А как действует!

Другой пример касается географии. Сможете ли вы хотя бы приблизительно нарисовать контур Португалии или Испании? Наверное нет. А контур Апеннинского полуострова (Италии), скорее всего, сможете. Более того, вероятно, это будет чуть ли не единственный контур из всей географической карты (не считая разве что контуров материков), который вы нарисуете более или менее точно. А почему? Потому, что еще в школе вам говорили о том, что он по форме похож на сапог, а вы, глядя на карту, удостоверились в этом сходстве. Пользуясь нашей терминологией — вам помогли установить ассоциативную связь между формой Апеннинского полуострова и формой некоего предмета, в данном случае — формой сапога. Наверняка, задумавшись, вы и сами сможете припомнить примеры из своей жизни, когда благодаря созданной ассоциативной связи (зачастую созданной неосознаваемо) вы помните хорошо какую-то информацию, помните ее уже давно, и она не стирается со временем. Задумайтесь. Вспомнили? А почему бы не поступать так всегда? Ваша задача научиться строить подобные связи осознанно, по своему желанию. Только применяя осмысленный и творческий подход к запоминанию, можно добиться хороших результатов и сделать так, чтобы запоминание перестало быть для вас проблемой.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Ряды цифр для запоминания различными методами 

4670219857
4739057843
0945216873
3001849852
5610217956 2178487691
2915906370
4128043359
6157026347

65740826785598694701 
74204896513724063018 
58032744981250630119

029583174603589421669157028221 
673091836723095847615228701623 
7584926561 83302489573984937552

В следующих рядах цифры сгруппированы по две и по три. В некоторых случаях из-за особенностей восприятия удобнее запоминать цифры, когда они объединены в группы по две или по три. Посмотрите, как удобнее запоминать цифры вам.

45 86 73 10 28 84 47 95 26 69 

90 65 38 51 05 97 14 86 70 23

43 08 72 68 16 31 49 56 02 98 

58 13 67 09 42 77 24 92 74 32

 

421 043 784 165 608 231 197 

006 209 381 175 027 504 266

647 138 082 591 726 912 763 

478 963 141 388 571 701 992

 

573 891 715 620 947 351 097 836 081 678 276 505 

657 840 248 567 154 960 795 784 869 735 190 873

 

75 84 92 75 63 08 16 50 89 72 54 08 96 79 93 65 72 85 56 13 

80 16 57 01 74 61 88 94 57 22 07 19 27 48 60 36 38 41 02 44 

70 83 90 28 46 57 81 04 90 57 56 34 52 13 54 80 15 36 49 21

Нарад, 
автор данной рассылки и сайта "Основы тайных знаний" - http://narad.ip-ua.com/
http://narad.km.ru/ , или http://narad2.narod.ru/

Архив выпусков рассылки находится в разделе новостей моего сайта. Не забывайте на него заходить - там постоянно происходят разные изменения!

Примечание: здесь и в последующем, помимо всего прочего, используются и перерабатываются материалы авторов: Татьяны Кавиновой, Татьяны Никитиной, Сергея Лебедева, Владимира Логинова.

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное