Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие в себе суперкачеств

  Все выпуски  

Память. Как запомнить ряд однотипных слов


Информационный Канал Subscribe.Ru


Развитие в себе суперкачеств № 57

Приветствую вас, дорогие подписчики!

 Память. Как запомнить ряд однотипных слов 

В реальной жизни чаще может вставать проблема запоминания перечней однотипных или однородных слов,  чем проблема запоминания слов, никак не связанных между собой. Примером такого перечня может служить ряд, состоящий исключительно из названий животных (например, это может быть перечень животных, включенных в Красную книгу в той или иной местности). Суть проблемы состоит в том, что даже если вы знаете, как выглядит каждое животное, составить хороший сюжет только из названий животных крайне сложно, к тому же наверняка не каждое животное вы сможете представить с должной степенью отчетливости.

Посмотрите сами. Предположим, вам необходимо запомнить следующий перечень животных: 

выдра, енот, барсук, шиншилла, опоссум, заяц, медведь, кенгуру, дикобраз, нутрия, норка, лиса и т.д. 

Даже если вы составите сюжет из таких слов, он вряд ли существенно облегчит запоминание их последовательности, члены последовательности будут путаться.

Для запоминания порядка слов в таком ряду необходимо подобрать к ним созвучные так, как вы делали это при запоминании абстрактных слов вторым способом. Например: выдра — выдрать, енот — ноты, барсук — бар, шиншилла — шина (или шило), опоссум — посуда (или сумка) и т.д.

При воспроизведении подобных рядов достаточно помнить, к какой теме они относились, чтобы правильно их перекодировать.

Упражнение 

Придумайте для названия каждого из названных выше животных созвучное слово, а затем запомните весь ряд, используя метод последовательных или связанных ассоциаций.

Этим способом можно запоминать любые списки однородных по какому-то параметру элементов, например, список продуктов, который надо купить или список инструментов, список городов.

Для некоторых списков однотипных слов можно применить 

другой способ. 

Например, для запоминания списка транспортных средств: 

самолет, катер, мотоцикл, пароход, поезд, телега, велосипед, ракета, машина, автобус, плот, аэроплан, катамаран, грузовик, байдарка.

Способ заключается в том, что каждый член этой последовательности нужно каким-нибудь образом связать со своими знакомыми, в данном случае в каждое транспортное средство можно мысленно посадить своего знакомого. Главное здесь — не перепутать последовательность этих людей. Добиться этого можно различными способами. Например: в каждое из этих транспортных средств посадите поочередно своих соседей, начиная с первого этажа. Из каждой квартиры по одному. В таком случае, проходя мысленно по этажам, вы легко назовете все виды транспорта в нужном порядке. Если вы помните какие-то другие "последовательности" людей (например, те кто где сидел в вашем классе в школе, институте, в гостях, своих однокурсников по алфавиту и т.д.), то можете воспользоваться ими. И еще один нюанс. Соседей надо не просто сажать в то или иное транспортное средство, а придумывать мини-сюжет про каждого. Например, заставлять висеть на хвосте самолета, ехать на мотоцикле на одном колесе, прыгать с парохода, падать в поезде с верхней полки, сжигать плот и т.д. Только таким образом вы сможете связать конкретного человека с конкретным транспортным средством. А поскольку вы не знаете, какому соседу какой транспорт попадется, то в итоге получится очень смешно.

Упражнение

Запомните список транспортных средств, приведенный выше.

 

Как запоминать правописание трудных слов

Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко (это называется "врожденной грамотностью"). Другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют четкие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются и запоминать их приходится только путем многократных повторений (словарные слова). Есть еще слова, являющиеся исключениями из правил, а также слова, для которых правила в принципе существуют, но применять их крайне сложно, например, слова, заимствованные из других языков.

Даже взрослые, вполне образованные люди начинают испытывать неуверенность в правильности написания того или иного слова при составлении важных документов, писем и вынуждены прибегать к помощи орфографических словарей. А если орфографического словаря под рукой нет? Бедным детишкам приходится еще сложнее. Сколько слез они проливают, заучивая Словарные слова, и какое разочарование подстерегает их, когда они продолжают делать все те же ошибки. Скольких нервов это все стоит родителям и учителям ?

Существует, однако, несколько простых и эффективных приемов для быстрого и без зубрежки запоминания правописания таких слов.

Первый способ

Предположим вы сомневаетесь в написании слова "терраса". Сколько букв "Р" надо писать в нем, одну или две? Вы открываете словарь и убеждаетесь, что в этом слове пишутся два "Р". {Как же теперь это запомнить? Прежде всего надо вспомнить какое-нибудь слово, где тоже пишутся два "Р", но в написании которого вы, в отличие от предыдущего, не сомневаетесь. Например, вы четко знаете, что в слове "террор" или "террорист" пишутся две буквы "Р". Если вы не вспомните слова с парной "Р", в котором вы уверены, — не отчаивайтесь. Можно воспользоваться любым другим, где присутствуют два "Р", но не обязательно рядом, например, подойдет  слово "прерия" или "рупор".

Следующий ваш шаг — построение ассоциативной связи  между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы уверены, то есть вспомогательным словом. Для этого вы можете представить себе террориста, спрятавшегося на террасе или поджигающего террасу. Вам остается лишь запомнить, что в слове "терраса" пишется столько "Р", сколько в связанном с ним по сюжету слове. Ход мысли при вспоминании должен быть примерно такой. Вам снова попадается злосчастное слово "терраса". Вы опять немного сомневаетесь (хотя может так получиться, что после однократного составления сюжета вам и сомневаться больше не придется). Вы припоминаете, какую ассоциацию вы придумывали и, вспомнив слово, в правописании которого вы не сомневаетесь, уже уверенно пишете и в слове "терраса" ДВЕ буквы "Р".

Теперь предположим, что вам надо запомнить, что в слове "территория" тоже надо писать два "Р". Остается только продолжить начатый сюжет и представить, что все это происходит на какой-то конкретной территории, например на частной, оккупированной или на территории детского сада, школы. (Так как слово "территория" достаточно абстрактное, его сначала надо конкретизировать с помощью ассоциации.) Можно представить себе, что террорист поджег террасу и перебежал на вражескую территорию. Этот сюжет будет храниться в вашей памяти без всяких усилий с вашей стороны. И когда вам вновь встретится слово "территория", достаточно будет просто вспомнить, что оно было в сюжете "про два "Р", а следовательно, в нем надо писать два "Р". Таким образом, вы можете пополнять свой сюжет, в который входят слова, имеющие два "Р" до бесконечности. Важно, чтобы он начинался со слова, правописание которого не вызывает у вас затруднений.

Возможности применения этого способа запоминания правописания достаточно широки. Вы сможете запомнить в каких словах пишется два или одно "Н", "Л" или "ЛЛ", "М" или "ММ", "С" или "СС", "П" или "ПП". Например, в качестве вспомогательного для запоминания слов, в которых надо писать два "Н" хорошо подойдет слово "НаводНение". В нем хоть и нет парной "Н" (но два и даже три "Н" в нем есть), зато с этим словом легко придумывать сюжет и включать в него все новые и новые слова. Представьте себе, что случилось наводнение и разрушило здание. Сначала упала колонна, а затем вода добралась и до антенны. Колонна постепенно тонет, а антенну уносит поток воды.

Есть слова, в которых, наоборот, кажется, что должны писаться две одинаковые буквы, а пишется одна. Например "проблема" (слышатся два "М"), "мороженое" (два "Н"), "продюсер" (почти все уверены, что в этом слове надо писать две буквы "С") . Для таких слов тоже полезно создать сюжеты, беря в качестве вспомогательных слова, в которых точно пишется одна соответствующая буква. Добавлять слова в сюжеты можно по мере того, как вы с ними сталкиваетесь.

Упражнение 

Придумайте сюжет для запоминания того, что в  словах пишутся две буквы "Л". (Слова можно запоминать в любом порядке.) Можете вспомнить свои  слова, те, в написании которых вы реально сомневаетесь и попробовать придумать сюжет(ы) для них.

"АЛЛЕЯ", "КОЛЛЕКЦИЯ", "ЦЕЛЛОФАН", "КРИСТАЛЛ", "ИЛЛЮЗИЯ", "БАЛЛОН"

Этот способ применим не только для запоминания парных согласных, он вполне подойдет и для запоминания слов-исключений, слов, которые пишутся с заглавной буквы и многого другого. Для запоминания правописания гласных букв его, конечно, тоже можно использовать, но мне кажется, что для этой цели есть более удобные способы.

 

Второй способ. Графический

Этот способ очень эффективен при работе с детьми, им удобно запоминать достаточно простые и наглядные слова, каких много в школьной программе. Для более сложных слов и абстрактных понятий лучше воспользоваться другими методами.

Графический метод запоминания правописания слов состоит в обыгрывании запоминаемой буквы в рисунке. То есть для запоминания сложного слова нужно нарисовать картинку, на которой будет изображено само запоминаемое слово и "проблемная" "буква. Например, для того, чтобы запомнить, что в слове "морковь" пишется "О" достаточно изобразить ее следующим образом. Рисуете две половинки морковки, а между ними букву "О".

Рисунок может быть очень и очень схематичным, никаких художественных данных для овладения этим способом не потребуется, ведь рисуете вы только для себя.

Для того, чтобы запомнить, что в слове "поросенок" второй (непроверяемой) гласной является буква "О" достаточно нарисовать пятачок поросенка, пририсовать в пятачке две дырочки, отметив для себя, что в этом слове пишутся два "О" — "пОрОсенок", хотя первую "О" можно проверить ударением. При воспроизведении вам достаточно будет вспомнить свою картинку с обыгранными в ней буквами, и правописание слова не вызовет у вас никаких трудностей. (С точки зрения психологии большое значение имеет еще тот факт, что вы рисуете эту картинку САМОСТОЯТЕЛЬНО.)

На самом деле нет такого слова, которое невозможно было бы изобразить графически. Главное — побольше фантазии. Есть слова более сложные, в которых надо запомнить сразу две или три буквы. Причем иногда эти буквы прямо "противоположные", например: "А" и "О", "Е" и "И". Эти буквы могут встретиться вам в одном слове, как в слове "вЕлОсИпед". Для того, чтобы противоположные буквы не перепутались, на вашем рисунке они должны быть расположены последовательно: сверху вниз и слева направо. При использовании этого метода вы запоминаете не абстрактную букву, состоящую из палочек и кружочков, а вполне конкретный образ, поэтому усвоить правописание слова становится гораздо легче.

После того, как образ создан, картинка нарисована, постарайтесь оживить ее, заставить двигаться. Еще эффективней станет ваша работа над словом, если вы примените метод соощущений.

Детям, особенно младшего школьного возраста, очень нравится запоминать правописание слов с помощью рисунков. Они с удовольствием рисуют картинки (ведь все дети очень любят рисовать) вместо утомительной зубрежки. Конечно, рисовать их нужно под руководством взрослого, особенно на первых этапах. Также необходимо дать ребенку установку на вспоминание собственных картинок в ситуациях, когда от него требуется правильно написать слово. Буквально за 2—3 дня вы сможете "пройти" вместе со своим ребенком все словарные слова, входящие в программу начальной школы (а это примерно 200 слов). Например, для того, чтобы ваш ребенок запомнил, что в слове "собака" пишется буква "О", нетрудно нарисовать свернувшуюся в клубок собаку, напоминающую по форме "О".

При этом в силу различных психологических причин важно, чтобы не только вы, но и ребенок сам, как сможет, нарисовал эту собаку или хотя бы срисовал вашу. И даже такое сложное для младших школьников слово "вермишель" котором надо запомнить целых две и к тому же "противоположных" буквы "Е" и "И", совсем несложно усвоить, нарисовав сначала свисающую с вилки вермишель в виде буквы "Е", а под ней тарелку с одной уже упавшей вермишелинкой, ставшей похожей на червячок в виде буквы "И".

Упражнение 

Придумайте и нарисуйте картинки к словарным словам (то есть к словам, правописание которых не проверяется правилами). На вашей картинке проблемная буква или буквы должны быть хорошо видны. Вы даже можете их выделить более жирными линиями. Заметьте также, что буквы в различных шрифтах могут выглядеть совершенно по-разному, и вы можете использовать эти вариации в своих рисунках (буквы большие и маленькие, округлые и заостренные, печатные и прописные).

Если у вас (или ваших знакомых) есть дети соответствующего возраста, то вы с легкостью можете проверить эффективность этого способа запоминания правописания на них. (Буквы, подлежащие запоминанию, в задании подчеркнуты.)

ЗАВОД 
ЛОПАТА
БЕГЕМОТ
КОРОВА
ВЕЕР
ПОРОШОК
ХОККЕЙ
ДЕЛЬФИН
КОТТЕДЖ
ЧЕМОДАН

 

Нарад, 
автор данной рассылки и сайта "Основы тайных знаний" - http://narad.ip-ua.com/

Архив выпусков рассылки находится в разделе новостей моего сайта. Не забывайте на него заходить - там постоянно происходят разные изменения!

Примечание: здесь и в последующем, помимо всего прочего, используются и перерабатываются материалы авторов: Татьяны Кавиновой, Татьяны Никитиной, Сергея Лебедева, Владимира Логинова.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное