Властелин Времени

  Все выпуски  

Весь сюжетно-композиционный строй трилогии приподнят романтическим пафосом. Он проявляется не только в особенностях восприятия мира героями повестей и самого автора, но и в переплетении элементов ребячьей фантазии с реальностью, проникновением сказочных мотивов в судьбы реальных подростков. Писатель не ограничивается только этим. Ему важно наверняка задеть романтическую струнку в читательской душе. В связи с этим и появляется вынесенная ещё из детских мечтаний атрибутика, и через неё приближается вплотную, становится осязаемой романтическая символика. Здесь и напряжённо тревожный или торжественный рокот барабанов, и протяжные звуки горнов, и гордый рыцарский дух вновь установленных ритуалов, основанных на принципах справедливости и уважения, чести и достоинства, ритуалов, освящённых холодновато строгим блеском шпаг, готовых к применению в горячей схватке за эти принципы человечности. Уже в этом произведении берёт начало развёрнутая впоследствии (в других повестях) в целостную концепцию идея, состоящая в том, что спасение человечества - в детях: дети спасут мир. В названии трилогии символически отражена именно это идея: <<МАЛЬЧИК>> со <<ШПАГОЙ>>.


Если

ВЛАСТЕЛИН ВРЕМЕНИ - 19 (549).

Хроники разумной жизни

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Центр в Екатеринбурге, связь через электронную почту: zovuzovu@narod.ru, или zovu_pochta@list.ru

Выпуск посвящен выходу в свет октябрьского выпуска эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

В нашей рассылке вся информация о свежих материалах, анонсы новых номеров журнала "ЗОВУ РИТМ" (подробности по журналу см. здесь: http://zovu.zovu.ru), а также новости пяти проектов (сайтов) Пресс-центра ЗоВУ!

 

 

Выпуск посвящается памяти писателя и поэта, педагога и командора Владислава Петровича Крапивина

 

Годы жизни Крапивина В.П.: 14 октября 1938 - 1 сентября 2020.

Все публикации с фотографиями и иллюстрациями см. в журнале "ЗОВУ РИТМ".

Читать все тексты можно в журнале "ЗОВУ РИТМ" за октябрь 2020, который можно скачать со стр. http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=358

 

Ключ к пониманию механизма глобального изменения климата планеты и долговременного прогноза

Радостная весть из России. Эврика! Найдено объяснение реальной причины ритмичного глобального изменения климата и механизма её реализации. Эта идея спасёт мир от безумных действий климатического капкана с вирусным замыслом – управлять человечеством посредством вирусных пандемий. На сегодняшний день самой обсуждаемой темой является проблема глобального изменения климата. От итогов обсуждения зависит состояние экологии, здравоохранения, международного права и законодательства, экономического развития, благосостояния и благополучия людей. Современное упрощённое представление о роли выбрасываемых производственной деятельностью человечества парниковых газов в изменении климата планеты стало причиной социальной напряжённости, причиной политического давления на производственную деятельность всех народов, причиной геноцида посредством бактериологического воздействия на жизнь людей с целью сокращения их численности. В статье предложена Универсальная модель молекулярного квантового генератора, которая убедительно объясняет причину реального изменения и реального способа регулирования климата Земли.

Полный текст см. на сайте: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=357

 

Видеоанонс всех номеров доступен на стр. http://zovu.zovu.ru (или http://zovu.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=569, или http://zovuobraz.ru )

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (октябрь 2020):

(см. полностью все статьи рассылок в журнале или некоторые из них на сайте)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 607) - ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

- «... Писатель помещает своего героя в самую гущу реальной жизни, в среду, которая относится к нему весьма противоречиво: часть принимает и поддерживает, а часть не принимает, яростно борется против него, отталкивает, как нечто чужеродное и опасное...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 549) - АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

- «...Мир В.Крапивина огромен и сложен. И неправы те, кто «прописывает» его исключительно по ведомству «детской» литературы... На наш взгляд, это существенный нюанс. Настоящая литература вообще не делится на детскую и взрослую, просто некоторые произведения по сложности не совсем доступны для детского понимания...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 488) - ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ТРИЛОГИИ «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

- «...Писатель творит романтически несколько идеализированную, но правдивую собственную модель мира и собственную концепцию современного подростка, образ которого достаточно привлекателен и заманчив в качестве если не идеала, то благородного примера для подражания...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 478) - РОДНЫЕ ИСТОКИ «ДРЕВНЕЙ» ЛАТЫНИ, или РУССКАЯ «ЛАТИНА» (по книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»?)

«... Среди простого населения того периода истории - латынь с самого начала считалась языком «мертвым», потому что с самого начала она лишь искусственный конструктор - в отличие от народной Живой Речи...»

 

Внимание! ПОЛНЫЙ АНОНС ОКТЯБРЬского номера журнала "ЗОВУ РИТМ" можно посмотреть и скачать журнал по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=358, а еще можно скачать СЕНТЯБРЬский номер по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=356.

 

 

!?! По страницам свободно распространяемого электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

 

НАПОМИНАНИЕ 31 ГОД СПУСТЯ:

 

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ "МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ"

 

Средства изображения характеров

Именно его романтический реализм выделяет В.Крапивина среди писателей детской темы. Поэтому он и не вписывается в общее русло и идёт в литературе как бы особняком, как в своё время А.Грин. Выбранный им метод обусловливает и своеобразный отбор изобразительных средств.

Романтически обострённое восприятие не позволяет сглаживать острые углы детских конфликтов. Крапивинская проблематика достаточно актуальна для детей и взрослых, особенно в аспекте нравственно-эстетическом. Писателю важно показать положительного героя наших дней, поддержать честь подростков. В борьбе старого и нового он противопоставляет несправедливости и косности человечность. Всем ходом рассказа стремится передать победу добра и правды, непременно доводя сюжет до счастливой развязки, хотя иногда это не совсем уместно и оправданно. Писателем подвергается нелицеприятной критике ложно-педагогическая мораль в школе и семье.

В силу этого сюжеты В.Крапивина, как правило, строятся на конфликте добра и справедливости с косной средой, с обывателями. Для него важно оградить детскую высокую мечту от грязных равнодушных рук. Его занимают острые нравственные проблемы, поиски новых форм человеческого общежития, взаимоотношений взрослых и детей, детского общения. Автором правдиво отражается эволюция мечты подростка: от игры и фантазии к реальности; переход позиции, занятой в игре (сказке), в реальную жизненную позицию.

Внешне всё обыденно. События происходят в обычном пионерском лагере, по пути в город, а затем в городе. В течение года. И события вовсе не значительные. Разве мало сбегающих из летних пионерских лагерей? Мало что ли наблюдаем детские драки? Ну а в школе встречаются ситуации похлеще, чем в книгах Крапивина. Однако мастерство писателя эти обыденные картины превращает в яркие обстоятельства жизни, носящие принципиальный характер, связывает их стройной композицией в единое целое. Конечно, определённая авторская заданность ощущается, но динамичность развития действия сглаживает эту искусственность. Да и основное течение повествования, в сущности, находится не на событийном уровне, хотя это и важно для детского восприятия, а на большей глубине, на нравственно-психологическом уровне.

Весь сюжетно-композиционный строй трилогии приподнят романтическим пафосом. Он проявляется не только в особенностях восприятия мира героями повестей и самого автора, но и в переплетении элементов ребячьей фантазии с реальностью, проникновением сказочных мотивов в судьбы реальных подростков. Писатель не ограничивается только этим. Ему важно наверняка задеть романтическую струнку в читательской душе. В связи с этим и появляется вынесенная ещё из детских мечтаний атрибутика, и через неё приближается вплотную, становится осязаемой романтическая символика. Здесь и напряжённо тревожный или торжественный рокот барабанов, и протяжные звуки горнов, и гордый рыцарский дух вновь установленных ритуалов, основанных на принципах справедливости и уважения, чести и достоинства, ритуалов, освящённых холодновато строгим блеском шпаг, готовых к применению в горячей схватке за эти принципы человечности. Уже в этом произведении берёт начало развёрнутая впоследствии (в других повестях) в целостную концепцию идея, состоящая в том, что спасение человечества - в детях: дети спасут мир. В названии трилогии символически отражена именно это идея: «МАЛЬЧИК» со «ШПАГОЙ».

Клуб «Эспада» тоже не совсем клуб для подросткового времяпрепровождения, а сплочённый коллектив со строгой сознательной дисциплиной, ни в какое сравнение не идущей с порядками в описанном в первой повести пионерском лагере «Смена». Писатель сознательно противопоставляет дискредитировавшему себя заформализованному пионерскому движению живое, сплочённое общими интересами, неформальное объединение. Вроде бы та же атрибутика: горн, барабаны, звенья, отряд... Но какой высокий и желанный смысл они здесь приобретают! Какое нравственное содержание! Какая честь носить звание капитана или командора, иметь свою эмблему! Что по сравнению с ними сухое, казённо-бюрократическое сочетание: «председатель совета отряда»? А в слове «дружина», в применении к пионерам, совершенно не чувствуется его изначальный смысл. Нашим ребячьим группам в школе пока действительно больше соответствует слово-штамп «организация». Очень верно подмечено и официально закреплено!

У В.Крапивина и в жизни иначе: «Каравелла». И в трилогии - клуб «Эспада». Но не ради экзотики взяты испанские слова, нити гораздо прочнее, и тянутся от Серёжи Каховского, от наших детей, к подросткам в других странах. Серёжа и Генка часто думают о чилийском мальчике с испанским именем Алехандро Альварес Риос, которому грозят фашистские пули. И «Гренада», и всадники, и многие другие «экзотизмы» имеют глубокий идейный смысл: словно лёгкие краски под тонкой кистью художника, они оживляют, расцвечивают, возвышают и картину жизни, и восприятие этой картины читателем.

Однако мы здесь вплотную подошли к поэтике особой, к поэтике имён, которую писатель тоже использует наряду с цветным изображением и музыкальностью повествования для выражения своего отношения, своей оценки происходящему. Для примера возьмём несколько «говорящих» фамилий героев, которые достаточно выразительно иллюстрируют позицию автора.

В первую очередь, разумеется, «Каховский». Фамилия досталась Сергею, через отца, от деда, участника гражданской войны. Кроме того, эту же фамилию носил известный декабрист. Из юности революции и краснозвёздные всадники со шпагами, о которых Серёжа сочинил свою сказку, сыгравшую в его жизни, быть может, решающую роль на пути к своему «звёздному часу», как поворотный пункт в становлении характера. Будто в крови у него боевитость и мужество предков, героев Каховки. Даже через такие вот «мелкие» детали автор подчёркивает свою центральную мысль - мысль о преемственности мужества.

Давая журналисту Алексею Борисовичу самую распространённую фамилию - Иванов, писатель, конечно, лукавит со своим хотением видеть очень много таких же добрых и умных воспитателей, понимающих детство. Но он прав в том отношении, что мудрая их доброта тоже преемственна, идёт из глубин веков, как дошли до нас известные сказки об Иванушке.
«Говорят» у В.Крапивина и фамилии отрицательных героев: Совков, который, как «совок», гребёт всё под себя, везде ищет свою выгоду. Его же «суют» куда надо и не надо, как номенклатурного управленца - то он заведующий овощной базой, то начальник пионерского лагеря. Основная его черта характера – «соваться» не в своё дело, как в своё, казаться компетентным во всем.

Ну а в фамилии «Дзыкин» слышится лишь ничего не выражающий для обычного читателя пустой звук, как и убогая душа его носителя - типичнейшего обывателя.

Как правило, героям В.Крапивина свойственна необыкновенная близость к природе, слиянность с ней, впрочем как и самому автору. Это умение по-детски слушать и видеть природу тоже имеет важное значение в раскрытии характеров. Через такие вот описания, через видение героем внешнего мира писатель передаёт его внутреннее состояние:

«Серёжа украдкой глянул в окно. Солнечная щель была теперь оранжевая, по ней, как по огненной дороге, летели маленькие облачка, похожие на кавалеристов с бурками. Они словно шли в атаку на непогоду…»

Или там же:

«Циклон уходил. Тёмные облака откатывались к югу ряд за рядом. Они были похожи на армию, которая отступает, хотя ещё не совсем разбита. К полудню синими проблесками стало мелькать небо, а потом в широкий разрыв пушечным ядром вылетело раскалённое солнце, и красный столбик термометра, салютуя, взлетел на девять делений...»

Дети находятся к природе ближе, чем все взрослые. И всё доброе тоже изначально стремится в лоно матери-природы. Удивительна трогательная простота взгляда на мир глазами ребёнка, подростка, свойственная В.Крапивину.

У него свой голос, свой стиль. С учётом его мастерства рассказчика получается трудно передаваемая необычная авторская интонация. Язык писателя точен, скуп, образен. В произведениях Гайдара отмечаются народные истоки детской речи. Несмотря на городскую упрощённо-усредненную языковую среду, такую же приближённость к народнопоэтическому языку сквозь призму детского романтического мировосприятия можно обнаружить и у В.Крапивина. Мы отнюдь не разделяем упрёков в адрес писателя в «консерватизме» языка, образного слова (Разумихин А. Правило без исключений. // Урал. 1982. №8.).

Манера рассказа лёгкая, лиричная, раздумчивая, с характерным для него доверительным тоном. Эта простота изложения покоряет настроением, радостной светлой тональностью. Иногда у писателя «заговаривают» даже знаки препинания. Но простота не мешает глубоко залегающему пласту психологического подтекста, напряжённого внутреннего действия.

Авторская позиция в повестях

Любое художественное произведение выражает определённую авторскую позицию: через характер художественного отражения действительности и через характер преобразования этой действительности. И то, и другое представляют точку зрения писателя на изображаемое, в чём убеждает нас проанализированная нами трилогия «Мальчик со шпагой». Говоря словами М.Бахтина, «каждый момент произведения дан нам в реакции автора на него» (Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.,1972. - С.7.). Следовательно, в конкретном художественном произведении надо искать определённые принципы, законы словесно-художественного построения образов. Потому что «внутри произведения для читателя автор - совокупность творческих принципов» (Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.,1972. - С.130.).

В ходе анализа мы убедились, что автор выражает свою позицию главным образом через героев трилогии, которые в совокупности достаточно ясно представляют авторскую концепцию подростка. Кроме этого, он использует в немалой степени и сюжетно-композиционные средства, иной раз и отбором фактов и выразительных средств даёт понять свою точку зрения. Не отказывается и от прямого включения в ткань повествования с той или иной оценкой, с тем или иным суждением, обращением к читателю. Поэтому в данной работе в той или иной степени освещаются и близкая писателю сфера жизни, и особенности его поэтического видения, и характер выбора центрального героя, и сюжетно-композиционное строение произведения, и выразительные средства и характер отбора фактов, а также стиль, метод и пафос. Кроме того, совокупность персонажей, взаимосвязи между ними, группировка образов, отношение автора к ним. Только такой анализ даёт целостную картину модели мира, изображённого в данном художественном произведении.

Мир В.Крапивина огромен и сложен. И неправы те, кто «прописывает» его исключительно по ведомству «детской» литературы. Некоторыми критиками ещё с начала 60-х годов утверждается, что он пишет одновременно для детей и взрослых (например, О.Александров и Р.Бухарцев - в 1963 году). В том же неоднократно признаётся в разные годы и сам писатель. На наш взгляд, это существенный нюанс. Настоящая литература вообще не делится на детскую и взрослую, просто некоторые произведения по сложности не совсем доступны для детского понимания.

В.Крапивин не ограничивается анализом ребячьих характеров и ребячьих отношений как формирующихся характеров и отношений. Весьма важное концептуальное значение для него имеет предвосхищение завтрашнего, откуда он переносит в настоящее столько, сколько может перенести и закрепить в настоящем. Это ведет к углублению психологизма, что не всегда удаётся сочетать с занимательностью. Но чаще всего В.Крапивин счастливо проходит между этими Сциллой и Харибдой, в результате книга получается «необычной», «сильной». Сила, пожалуй, в том ещё, что с 60-х годов (в частности, с повести «Оруженосец Кашка») автор «доказательно утверждает, что в ребёнке любого возраста нужно видеть, признавать и уважать человека» (Марченко С. Три часа в стране Кашки. // На смену! 1966. 8 окт.).

О правдивости повествования здесь уже говорилось. Добавим только, что писатель не приукрашивает, не замазывает недостатки жизни в духе «педагогов», тщетно пытающихся оградить детей от всего кажущегося плохим, создавая вокруг них чуть ли не тепличные условия. Они считают, что дети не доросли до полной правды (а до полуправды - то есть лжи - значит, доросли!). В то время даже на уровне правительства и ЦК так же благополучно считали, что и народ, как ребёнок, не дорос до полной правды. Именно правдивость изображения больше всего задевала тех, кто в своё время возмущался произведениями В.Крапивина, хотя правдивость - краеугольный камень реализма. Особенностью Крапивина является то, что правдиво воспроизводя реальность, он не лишает читателя оптимизма, веры в торжество высокой романтической мечты.
Недаром его герой наследует, говоря словами самого В.Крапивина, «жгучую любовь к своей революционной стране и бескомпромиссность в борьбе со злом», присущие гайдаровскому Тимуру. В этом ключ к пониманию образа Серёжи Каховского.

И всё-таки Серёжа Каховский - не «сегодняшний Тимур». Это другой герой своего времени, рождённый другим временем. И у писателя несколько иное понимание сути воспитания на новом этапе жизни. В результате, рождается своя собственная модель жизни, не очень-то похожая на реальную, но роднящая В.Крапивина с Грином, с его ощущением сказки жизни.

В повести «Всадники на станции Роса» у В.Крапивина «только очень маленькие дети верят в чудеса. Да ещё старые, много пожившие люди утверждают, что чудеса всё-таки бывают… …Он (С.Каховский. - А.Н.) был просто мальчик и твёрдо знал: на свете не бывает чудес…» И в тайне верил, что появятся они, его всадники из сказки, когда потребуется их помощь. Такое сочетание бывает, наверное, только в детстве: твёрдая уверенность в отсутствии чудес и жажда чуда. Мы становимся свидетелями душевного потрясения Серёжи, когда его сказочные всадники на самом деле прискакали в трудную для него минуту. Сколько угодно и здесь можно рассуждать о гайдаровских или иных мотивах, но суть-то заключается именно в гриновском делании чудес своими руками: «Когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя» (Грин А. Алые паруса.). И сколько угодно можно говорить о стечении ряда обстоятельств, вмешательстве Алексея Борисовича, а дело заключается в умении и желании ими воспользоваться. В подтверждение и тут можно сослаться на А.Грина: «Всё, что неожиданно изменяет нашу жизнь, - не случайность. Оно - в нас самих и ждёт лишь внешнего повода для выражения действием» (Грин А. Дорога никуда). В итоге, Ассоль дождалась чуда - алых парусов и своего принца! Серёжа дождался всадников, и сам воспылал желанием стать Всадником!

Всё творчество В.Крапивина, в частности, трилогия «Мальчик со шпагой» во всей своей структуре, в своём содержании, подчиняясь закономерностям художественного развития, в то же время тесно связано с взаимодействием старого и нового в самой общественно-исторической действительности, которая не очень располагала к тому, чтобы её безнаказанно критиковали. Отчасти и поэтому опирается В.Крапивин не только на гриновскую романтику, но и на его же некоторую отстранённость от реальности. Потому что по-гайдаровски непримиримая прямота в 70-е годы укладывалась лишь в русло восхваления «социалистических достижений». И всё же произведения В.Крапивина стали существенной критикой всего косного в воспитании подростков, притом критикой мастерской, высокохудожественной, опирающейся и на практическую педагогическую деятельность автора.

Таким образом, В.Крапивин, открыто и категорически не выступая против устоявшихся (или застоявшихся) догматов официальной идеологии и политического лицемерия, обращается к общечеловеческим ценностям, тем самым выражая косвенное несогласие, в умеренной форме, с официальной охранительной линией в литературе и искусстве.
Своя же концепция современного подростка у В.Крапивина, как показывает проделанный анализ, опирается на общечеловеческие нравственные ценности, мало зависящие от той или иной идеологии того или иного общества, с одной стороны, и на прочную базу его убеждённости в своей правоте, на единство жизненной и творческой позиций, с которых он подверг художественному анализу современную действительность, с другой.

Заключение

В жизни всегда происходит борьба нового со старым, которая проявляется в различных социальных конфликтах - болевых точках нашей действительности. Под пером писателя они становятся художественными, если исследуются движущие противоречия самой жизни, проявляющиеся в столкновении мыслей в ищущем сознании. За три десятилетия работы с пионерами В.Крапивин видит эту жизнь с разных, порой весьма неприглядных, сторон, что и отражается в истории клуба «Каравелла».

«Жильцы квартала... на собраниях охотно голосовали: выгнать «крапивинцев». «Бои» шли на разных фронтах. Местная «молодёжь» взламывала шкафы с отрядным имуществом, била стёкла, натравливала на десятилетних ребятишек своих псов и караулила «пионерчиков» по вечерам в переулках и подъездах. «Педагоги» громили отряд на родительских собраниях и расписывали дневники ребят красными чернилами. Домовая «общественность» писала жалобы... Жалобы проверялись всякими комиссиями... Грозят который раз «закрыть» отряд... Или пьяный «общественник» врывается в штаб и газовым ключом пробивает голову одному из инструкторов» (Барабанщики, вперёд! Свердловск, 1986. - С.86-90).

Это только малая часть того, что пришлось испытать и с чем сталкиваться писателю, и того, в каких «боях» мужали подростки, как их «воспитывали».

В трилогии «Мальчик со шпагой» всё это смягчено, хотя и в ней, как мы пытались показать, ситуация достаточно трагичная. Вот она где, пища для столкновения мыслей в ищущем сознании! Почему бесчисленные чинуши множества ведомств и инстанций, запретители разного ранга и калибра, искренне ратуя за организованность и порядок, совершенно не думает о самих детях? Почему когда все светлые умы человечества говорили и каждый здравомыслящий понимает, что человеческая душа уникальна и неповторима, множество воспитателей и других ответственных лиц из государственных, общественных и даже партийных органов занимаются валовым производством будущей «рабсилы», вместо создания условий для самореализации каждой личности, даже маленькой, формирующейся? Но есть и другие, такие, как В.Крапивин и герои его книг, которые помогают воспитывать борцов, вдохновляют подростков на активную деятельность в настоящем и будущем. Недаром о трилогии «Мальчик со шпагой» дети говорят: «Эту книгу мы будем вспоминать, когда будем взрослыми».

Трилогия «Мальчик со шпагой» - произведение многоплановое: содержит не только критику всего косного в воспитании детей в школе и семье, в социальном окружении подростка, но и пропаганду передовых идей педагогики, вплоть до создания моделей коллективной жизнедеятельности подростков. Писатель не даёт готовых рецептов и конкретных методик. Его повести прежде всего учат думать, бороться, дружить. Быть самостоятельным. Быть личностью в коллективе. Быть человеком в жизни.

Долгое время считалось, что учитель научит ученика, подготовит к жизни, а потом обученный пойдёт самостоятельно покорять и изменять мир. Жизнь на тысячах примеров доказывает несостоятельность такого упрощённого подхода к воспитанию и обучению, когда в результате развелась тьма людей-«многознаек», не имеющих ни грана практического навыка. В.Крапивин, следуя своим путём в русле прогрессивной педагогики, лучшими страницами своей книги убеждает, что эффективное развитие личности возможно лишь через дружбу и сотрудничество, через коллектив и совместную деятельность взрослых и детей.

Сделанный нами анализ трилогии «Мальчик со шпагой» показывает, что жизнь подростков В.Крапивиным изображается не беспроблемной, противоречия писатель не сглаживает, а наоборот, обнажает через яркий контраст отрицательных сторон реальности в соотнесённости с концепцией автора, его видением должного быть. Писатель не только учитывает детскую психологию, но и предлагает свой идеал современного подростка.

Надо признать, что В.Крапивин создаёт не просто привлекательный для читателя образ подростка, как он сам говорит, «образ современного мальчишки». Этот образ нельзя воспринять в отрыве от тех реалий жизни, которые формируют его характер: семьи, друзей, клуба, школы, лагеря, улицы, страны, всего окружающего мира. Всё это является развивающим фактором личности подростка, неразрывно связанным с ним, и приобретает концептуальное значение. Писатель искусно вписывает идеализированного подростка, такого, каким он хочет его видеть, в реальную действительность 70-х годов со всеми достоинствами и изъянами этого времени.

В связи с этим, В.Крапивин развенчивает ханжескую мораль и существующую практику воспитания подрастающего поколения, основанные на теории авторитарной педагогики, далёком от уважения самоценной личности ребёнка. Не ограничиваясь критикой, писатель даёт и своё понимание отношения к детям везде, где они есть, и это является ещё одной существенной частью создаваемой им концепции. Мы приходим к выводу, что именно эта сторона творчества В.Крапивина выводит его повести за пределы собственно детской литературы: тема детства адресуется и маленькому читателю, читателю-подростку, и взрослому.

Существенной частью крапивинской концепции современного подростка становится её направленность на преобразование действительности по законам прекрасного и человечного. Эта направленность согласуется у писателя и с его творческим методом, и темой детства, и является своеобразным новаторским продолжением гайдаровских и макаренковских традиций в гриновской манере повествования. Романтизм и даёт В.Крапивину возможность сосредоточить внимание на главном и придать определённую завершённость концептуальному взгляду на современного подростка, хотя с трилогии «Мальчик со шпагой» такой подход берёт лишь начало и в значительной степени разворачивается в последующих произведениях писателя.

И последнее, на что обращает внимание наш анализ, это - позиция автора, уверенного в том, что стоит перед людьми развернуть прекрасную возможность, прекрасную и обоснованную перспективу, увлечь ею, и они захотят превратить мечту в действительность.

ОБРАЗ СЕРЁЖИ КАХОВСКОГО - ЭТО ТА ИСТИННАЯ МОДЕЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА, КАКИМИ ЭТИ ПОДРОСТКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ, НО НЕ СТАЛИ В СИЛУ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ. Но писатель не теряет оптимизма, вновь и вновь создаёт в последующих произведениях образы, похожие на Серёжу Каховского в главном.

В.Крапивин продолжает дополнять и развивать своё видение современного подростка. В последние годы выясняется, что нам необходимы именно такие подростки, какие давно уже изображены в книгах В.Крапивина. Подростки, способные вырасти в активных преобразователей общественных отношений, способных вернуть каждому утрачиваемую духовность, сохранить и развивать дальше общечеловеческую культуру.

 

НЯНИН АЛЕКСЕЙ. ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ». (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.). - Свердловск. Уральский Государственный Университет им. А.М.Горького. 1989 г. - 62 с. – Источник (скачать ): http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=332

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах без разрешения является нарушением авторских прав!!!

 

Справочная информация по уровням вещания и практика:


см. начало в предыдущем выпуске: ...

4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=17), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://zovu.zovu.ru), газета "Золотые Врата Урала" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=16) , 47 брошюр (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=19) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=18). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz .
5) Выставка-магазин "У Золотых ворот" (здесь можно выбрать и заказать литературу Команды ЗоВУ и РИТМ): http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=2!

Наши сайты ждут вас: 1) Золотые Врата Урала - http://zovu.ru, 2) Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) - http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8. 3) Зову Образ Лада - http://zovuobraz.ru. 4) ШУТ-КИ.НЕТ - http://shut-ki.net , 5) Журнал "ЗОВУ РИТМ" (скачать бесплатно) - http://zovu.zovu.ru,

До следующих встреч! Наша почта: zovuzovu@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2020.

* * *


В избранное