Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин Времени

  Все выпуски  

Небезынтересен и портрет <<хозяина>>, начальника лагеря Тихона Михайловича Совкова, оказавшегося на ниве педагогики после не совсем чистых дел на овощной базе. Не зря журналист Иванов иронизирует над ним, говоря <<дети чем-то отличаются от овощей>>, хотя Совков, по всей видимости, не хочет вникать в эту разницу. Подмечено довольно распространённое явление, когда искусство воспитания поручается случайным людям из номенклатурного списка. Совков скользкий, двуличный человек, антипедагог, взявший на себя полномочия <<цензора>>, считая вполне приличным занятием вскрытие чужих писем и вполне нормальным публичное чтение письма на линейке перед сотнями детей. Установил в лагере строжайший режим, который предусматривает, как пишет Серёжа в письме к отцу, <<каждый день одно и то же!>> Приблизил к себе развязных подростков, холуев, которых громко называл <<мушкетёрами>> и поручал поддерживать порядок в лагере. А <<уполномоченные>> начальником <<мушкетёры>> наводили порядок, применяя угрозы, унижения и насилие. Написал клеветническое письмо в газету на председателя соседнего колхоза, который не согласился на махинации Совкова с извлечением выгоды за счёт использования детского труда, и подписался неразборчиво, не забыв при этом честолюбиво указать: <<Руководящий работник>>. В здравом уме считает, что тёмные очки Кости <<отделяют его от детей>>. Устроил в пионерской комнате <<гауптвахту>> для нарушителей режима и лично с ними разбирался. Когда <<мушкетёры>> хотели доставить туда же Серёжу, он возмущённо заявил: <<Пусть он сам сидит под арестом, если хочет. Здесь не кадетский корпус>>. У этого невысокого, кругловатого, энергичного человека временами вкрадчиво ласковый голос. Но на линейке, перед беззащитными детьми, у него совершенно иной тон. Он <<при каждом слове резко дёргал устремлённым вниз указательным пальцем - словно кнопки нажимал или неумело печатал на большой пишущей машинке>>. А вот фрагмент его речи перед детьми: <<Отдельные безобразные случаи превратились в систему... Администрация будет вынуждена... Есть меры, к


Если

ВЛАСТЕЛИН ВРЕМЕНИ - 17 (547).

Хроники разумной жизни

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Центр в Екатеринбурге, связь через электронную почту: zovuzovu@narod.ru, или zovu_pochta@list.ru

Выпуск посвящен выходу в свет сентябрьского выпуска эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

В нашей рассылке вся информация о свежих материалах, анонсы новых номеров журнала "ЗОВУ РИТМ" (подробности по журналу см. здесь: http://zovu.zovu.ru), а также новости пяти проектов (сайтов) Пресс-центра ЗоВУ!

 

 

Выпуск посвящен памяти писателя и командора Владислава Петровича Крапивина

 

Годы жизни Крапивина В.П.: 14 октября 1938 - 1 сентября 2020.

Все публикации с фотографиями и иллюстрациями см. в журнале "ЗОВУ РИТМ".

 

А еще сегодня, 17 сентября, уже год, как нет с нами выдающегося историка Пыжикова Александра Владимировича (27 ноября 1965 - 17 сентября 2019), публикация тоже в этом номере ... … ...

( читать все тексты можно в журнале "ЗОВУ РИТМ" за сентябрь 2020, который можно скачать со стр. http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=356)

Видеоанонс всех номеров доступен на стр. http://zovu.zovu.ru (или http://zovu.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=569, или http://zovuobraz.ru )

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (сентябрь 2020):

(см. полностью все статьи рассылок в журнале или некоторые из них на сайте)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 605) - ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

- «... Свою задачу В.Крапивин, как писатель - автор произведений детской литературы, сформулировал ясно: через правдивое отражение действительности дать свою собственную модель («каким вижу»), свою концепцию подростка, с прицелом на будущее («хотел бы видеть»), в чём, в частности, заключён преобразовательный момент...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 547) - КОНФЛИКТ ПОДРОСТКА СО СРЕДОЙ В РОМАНЕ «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

- «...Писатель даёт свою суровую оценку не только всему косному в школе, в семье, на улице, взрослым и детям, но и предлагает ещё в каждом случае своё понимание вопроса, как должны строиться отношения в семье, школе и на улице - словом, везде, где есть дети...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 486) - ВЛАДИСЛАВ КРАПИВИН И ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- «...Творчество В.Крапивина не может быть замкнуто на какой-то одной связи с предшествующим литературным опытом. Он синтезирует традиции, идущие от того или иного писателя, в особом, крапивинском своеобразии его произведений, даёт новаторский сплав этих традиций в приложении к современному материалу ...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 476) - РОДНЫЕ ИСТОКИ «ДРЕВНЕЙ» ЛАТЫНИ, или РУССКАЯ «ЛАТИНА» (по книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»?)

«... Из нас давно пытаются вылепить «древних латинов» по миропониманию, чтобы мы полностью стали служебным приложением или дополнением «римского мира» или «западной цивилизации». Языковая политика последних столетий и отношение к русскому языку полностью этой тенденции соответствуют...»

 

Внимание! ПОЛНЫЙ АНОНС СЕНТЯБРЬского номера журнала "ЗОВУ РИТМ" можно посмотреть и скачать журнал по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=356, а еще можно скачать АВГУСТовский номер по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=355.

 

 

!?! По страницам свободно распространяемого электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

 

НАПОМИНАНИЕ 31 ГОД СПУСТЯ:

 

КОНФЛИКТ ПОДРОСТКА СО СРЕДОЙ В РОМАНЕ "МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ"

 

Постижение характера подростка в повестях В.Крапивина начнём с характеристики отношения к подростку, к проблемам детства «взрослых» героев писателя. Это даст нам возможность обрисовать и ту среду, в которой действует крапивинский герой-подросток и которая проявляет его характер. По отношению к детям «взрослые» герои Крапивина чётко поляризованы.
Среди взрослого «населения» повестей к друзьям детства относятся: журналист Алексей Борисович Иванов, вожатый в лагере «Смена» Костя, отец С.Каховского, руководитель клуба «Эспада» Олег Петрович Московкин, журналист Владимир Матвеевич Карцев, Володя с катера «Азимут», директор школы Анатолий Афанасьевич Артемьев, лейтенант милиции Сергей Ковалевский, учительница третьего класса Надежда Анатольевна и множество других эпизодических лиц.

Алексей Борисович не случайно оказался рядом с Серёжей. Он часто служит проводником авторских мыслей, авторского отношения к детям, к жизни. Иванов не пройдёт равнодушно мимо детских забот и тревог, обязательно проявит участие, поможет, где надо. Хотя, что и говорить, жизнь приучила к тому, что такие люди воспринимаются иной раз как «дон-кихоты», в смысле не от мира сего. И такое сравнение явно не в пользу обыденной жизни, где вольготно чувствуют себя дзыкины, грачёвы, всякие там воспитатели с овощебазовским стажем и ряд других, готовых согласиться с тем, что с нечаянной откровенностью брякнула юная проводница с поезда: «Намордники для всех обязательны». А детям, по их мнению, в любом случае «со взрослыми спорить не полагается». Алексей Борисович, человек с длинным лицом с круглыми складками у рта, с редкими волосами и длинными залысинами, с большими прокуренными зубами, оставляет самое приятное впечатление со своей добротой, принципиальностью, с его любопытством и наблюдательностью, с профессиональной привычкой всех обо всём расспрашивать, с силой характера и уважением к детству. Это о нём Совков сказал: «У вас удивительная способность возникать, где не надо». А журналист отпарировал: «Видите ли, тут у нас точки зрения очень разные. Когда вы считаете, что не надо, я как раз думаю, что надо».

Другой непосредственно погружённый в мир детства герой - вожатый Костя, поразивший Серёжу своими песнями на гитаре, особенно сочинённым самим песней про маленького горниста. Он весёлый, неутомимый, справедливый, не смущается, всегда помогает малышам и не кричит на мальчишек, самостоятелен, не старается подражать кому бы то ни было, в отличие от другой вожатой Гортензии Кушкиной. Костя носит зелёные шорты с широким командирским ремнём и тёмные очки, которые вызывают постоянное неудовольствие начальника, считающего, что они заслоняют его от детей и мешают воспитывать. Это Костя сказал: «Не всё ли равно, кто придумал песню? Главное, что поют...» Очень не любит сцены расставания, слёзы. Во многом похож на него и бывший вожатый Володя с катера «Азимут», пояснивший, почему они не любят расставаться: «Пацаны - они народ такой. К ним привязываешься… …Я прошлым летом две смены вожатым в лагере работал, от райкома комсомола. А потом отказался. Потому что, как начинают разъезжаться по домам - будто от сердца отдираешь». Почти то же самое скажет позднее руководитель «Эспады» Олег.

Много хороших людей на страницах повестей В.Крапивина, людей, с пониманием смотрящих на детство и подростков. Они составляют как бы один полюс отношения к детям. Сами они немало сохранили в себе драгоценных осколков детства. Но есть и такие, которые слишком расточительно бросались этим состоянием, или даже отшвыривали, как ненужный хлам. Их тоже немало. Широко охватывает В.Крапивин и развенчивает эту косную среду. От Дзыкина, Совкова и Грачёва поднимается до образа Виталия Александровича, серьёзного учёного-археолога, увлечённого своим делом представителя интеллигенции (в самом расхожем понимании этого слова), но человека, холодного душой, индивидуалиста, равнодушного ко всему, что его непосредственно не задевает. Он считает, что «нельзя высокие принципы применять к жизненным мелочам». И поэтому закрывается журналом и «не видит - не слышит», как в троллейбусе, в двух шагах, озлобленные обыватели упиваются своей безнаказанностью, доводя детей до слёз без причины. Вспомним интеллигента Достоевского с его словами о слезинке ребёнка, и археолог Вяткин со своими принципами окажется бесконечно далеко от интеллигентности, вполне заслуживая брошенного в сердцах его сестрой слова: «Изверг».

А если добавить сюда ещё двух «интеллигентных» учительниц: учительницу английского языка, которая считает, что если ребёнок плохо учится, то его надо посадить за стол с книгой и никуда, ни в какие клубы и кружки не пускать, от участия в коллективных играх, типа «Зарницы», отстранить; и учительницу начальных классов Нелли Ивановну. Для последней характерны: чинопочитание (растерялась, когда исчезли с выставки дневники с двойками, и подумала, не по указанию ли директора), грубость (учащегося в лицо обзывает хулиганом в присутствии директора и пожилой учительницы), распространяет сплетни (искренне считает, что летом в лагере Каховский оскорбил начальника и натравил собаку на физрука), формалистка в вопросах воспитания (считает, что Сенцов примерный, дисциплинированный мальчик, ставит его в пример Каховскому. А тот, оказывается, юный «молчалин» наших дней, выслуживает документ об образовании, приспособленец, убеждений твёрдых не имеет, чувство достоинства притуплено. Его, как труса, исключили из «Эспады», и он попал, в конце концов, под влияние уличных хулиганов-подростков), неразборчивость в средствах (Каховского ставит на одну доску с теми, кто на улице отбирает у малышей гривенники), грубый диктат (для того, чтобы «выдали» разбившего стекло, она решила взять детей измором, оставив их, обучающихся во вторую смену малышей, после уроков поздним вечером). Писатель на страницах трилогии убеждённо и горячо выступает против такой «педагогической» морали, догматически безоговорочно осуждающей всякий протест ученика и всякое участие школьника в драках, не вдаваясь в мотивы и причины. Недаром Серёже приходится усваивать «науку спорить с взрослыми» за справедливость, особенно с такими горе-педагогами, как Нелли Ивановна с её самодурством.

Что и говорить, не с лучшей стороны показывает себя школа. Не об этом мечтала Н.К.Крупская, писавшая о том, что «всякий формализм должен быть изгнан из школы, должно отсутствовать всякое принуждение». Ведь «недисциплинированность», конфликтность Сергея Каховского во многом протест против извращённого процесса воспитания и наказание формальной педагогики, для которой дети - не более, чем «предмет» и «продукт» воспитания. Поэтому неудивительно появление целой галереи отрицательных типов именно в среде, призванной заниматься воспитанием детей. Тут и многоопытный, а потому ещё более изощрённый в подавлении детской инициативы, чем Нелли Ивановна, невозмутимый и прямой завуч, как Елизавета Максимовна, тут и физрук Станислав Андреевич и путающаяся с ним крикливая вожатая Гортензия, стремящаяся во что бы то ни стало блюсти режим и порядок, проводить множество тематических сборов и походить на старшую вожатую Евгению Семёновну. Она, бестактная, бесцеремонная, грубая, покричит для порядка, похлопает крашеными ресницами и незаметно исчезает, как говорят дети, «на свидание со Стасиком» (т.е. с физруком). О Серёжиной сказке Гортензия высказалась: «Про каких-то волшебников, говорящих верблюдов, лошадей...» А сам Станислав Андреевич, педагог, задавленный наробразовской административной системой до слепой исполнительности, и в этой своей ослеплённости даже не подозревающий, что поступает непедагогично, применяя силу против подростка, бросает Серёже в лицо такие слова: «...Псих. Ну чёрт с тобой. Вот напишут тебе в школу такую характеристику, что на всю жизнь запомнишь». Нелишне привести ещё ряд примеров его «воспитательного» арсенала из его разговора с Каховским на станции Роса: «Если всякий будет на ерунду обижаться да из лагеря бегать, что тогда?.. Сам во всём виноват, а ещё выкаблучиваешься… (о собаке – прим.ред.) Где ты подобрал эту зверюгу? ... за версту видно, что он дурак и трус. Выходит ты променял весь лагерь на бродячего пса (абсурдистская логика из уст педагога. - А.Н.)... За тебя отвечает коллектив. И администрация. ... Покидать лагерь ты не имеешь права... Потому что порядок должен быть. Вот пускай приедут родители, напишут заявление... Мне директор сказал, чтоб тебя в лагерь доставить. Я доставлю, будь спокоен...» И этот «интеллигент» каменными пальцами хватает Серёжу, будто ему поручили доставить со станции вещь, багаж. Весьма жалка его фигура, когда из этого ничего не получилось, и ему пришлось уйти ни с чем: «Станислав Андреевич остановился, уронил в траву чемоданчик, куртку и опять зашагал. Не оглянулся...» Не до этого, ведь ему не удалось исполнить приказ хозяина!

Небезынтересен и портрет «хозяина», начальника лагеря Тихона Михайловича Совкова, оказавшегося на ниве педагогики после не совсем чистых дел на овощной базе. Не зря журналист Иванов иронизирует над ним, говоря «дети чем-то отличаются от овощей», хотя Совков, по всей видимости, не хочет вникать в эту разницу. Подмечено довольно распространённое явление, когда искусство воспитания поручается случайным людям из номенклатурного списка. Совков скользкий, двуличный человек, антипедагог, взявший на себя полномочия «цензора», считая вполне приличным занятием вскрытие чужих писем и вполне нормальным публичное чтение письма на линейке перед сотнями детей. Установил в лагере строжайший режим, который предусматривает, как пишет Серёжа в письме к отцу, «каждый день одно и то же!» Приблизил к себе развязных подростков, холуев, которых громко называл «мушкетёрами» и поручал поддерживать порядок в лагере. А «уполномоченные» начальником «мушкетёры» наводили порядок, применяя угрозы, унижения и насилие. Написал клеветническое письмо в газету на председателя соседнего колхоза, который не согласился на махинации Совкова с извлечением выгоды за счёт использования детского труда, и подписался неразборчиво, не забыв при этом честолюбиво указать: «Руководящий работник». В здравом уме считает, что тёмные очки Кости «отделяют его от детей». Устроил в пионерской комнате «гауптвахту» для нарушителей режима и лично с ними разбирался. Когда «мушкетёры» хотели доставить туда же Серёжу, он возмущённо заявил: «Пусть он сам сидит под арестом, если хочет. Здесь не кадетский корпус». У этого невысокого, кругловатого, энергичного человека временами вкрадчиво ласковый голос. Но на линейке, перед беззащитными детьми, у него совершенно иной тон. Он «при каждом слове резко дёргал устремлённым вниз указательным пальцем - словно кнопки нажимал или неумело печатал на большой пишущей машинке». А вот фрагмент его речи перед детьми: «Отдельные безобразные случаи превратились в систему... Администрация будет вынуждена... Есть меры, которые заставят нарушителей... Порядок этот... Вам бы всё скакать, а мы, взрослые, отвечаем... Совести у вас нет... Безобразничаете, а потом жалуетесь родителям. Приезжайте, мол, заберите отсюда, а то как в тюрьме...» Нет, не случайно обмолвился Тихон Михайлович о «тюрьме», хотя этого слова в письме Серёжи как раз и нет, значит, понимает и сам, на что походит порядок его в пионерском лагере. Но ведь беда заключается в том, что для таких, превративших страну сначала во всесоюзную тюрьму, а потом в казарму, воспитание и социализм иначе и не представляются.

Такая вот воспитательная среда, такая атмосфера в лагере. Одни к ней приспосабливаются, другие протестуют... и оказываются неугодными, подвергаются репрессиям. В то же время начальник лагеря боится огласки и всеми способами пытается вернуть Серёжу в лагерь. Журналист Иванов предупреждает: «Тебя будут обвинять в дезертирстве. Скажут, не уходить надо было из лагеря, а доказывать свою правоту, раз уж ты уверен, что прав». Серёжа отвечает, что «доказывать там некому. Одни смеются, другим всё равно. Ведь знают, что нельзя чужие письма читать, а молчат... А Тихон Михайлович... Он думает, что с ребятами что хочешь можно сделать!» Прочно пустила корни у нас сталинская педагогика, и именно она процветает за внешне благополучным, по формальным показателям, фасадом школы.

На этом фоне даже уход Серёжи из лагеря под всеобщее молчание и пассивность выглядит «бунтом» против «устоев» общества. Не трудно догадаться, что ожидало бы Серёжу, если бы он попытался там «доказывать свое правоту». Осмеяние или организованная травля, ещё большее усугубление отрицательного эффекта воспитательного уровня в лагере.

Поляризацию отношения к детям писатель показывает и через семью. Мы знаем, что чаще всего именно в семье закладываются самые основы человеческого характера. Ясно выраженная авторская позиция по отношению к воспитательной атмосфере семьи проявляется, к примеру, через контраст семей Каховских и Грачёвых. У Серёжи дома всё надёжно и разумно, в семье царит бережно хранимый культ безвременно ушедшей из жизни матери. Отношения справедливые и принципиальные, основанные на любви и уважении. Иначе у Стасика Грачёва, который страшится любой боли, любой жестокости и любых угроз. И так каждый день. В школе боится «двоек», дома - отцовского ремня, безжалостных расправ, на улице - всяких Кис и Гусынь. В отличие от здорового духа в семье Каховских, у Грачёвых дома удушливая атмосфера недоверия, душевной глухоты, невнимания к тем, кто рядом, убеждённость отца в собственной непогрешимости. И результаты - дети - соответствующие: Серёжа, всегда готовый сразиться за добро и справедливость, и Стасик, готовый в любой момент склонить голову перед всяким подонком физически посильнее его. За порогом дома, где всё время приходится выбирать между добром и злом, один из них - боец, а другой - приспособленец.

Вне школы, лагеря, семьи, продолжается поляризация героев на улице и в быту. Здесь галерею отрицательных персонажей продолжают: типичные обыватели Петя Дзыкин и его толстая жена; тупой чиновник, ненавидящий детей, домоуправ Сыронисский и его помощники - бухгалтер и «дама с лицом-сковородкой»; мадам Сенцова, а также инспектор ОНО по внешкольным учреждениям Стихотворов... Они относятся к детям, пожалуй, ничуть не лучше показанного в этой же трилогии рецидивиста Гаврилова («Гаврика»). А сколько эпизодических лиц добавляют в эту картину тёмных красок! Тут и тёти из «уличного комитета», и тётя в троллейбусе, устроившая скандал из-за того, что мальчик нечаянно задел её багаж, расставленный в узком проходе. И пьяные дядьки, кидающие бутылки в застрявшего беспомощного Нока. И контролёрша в «Спутнике» и ряд других, вплоть до невидимого чиновника из райисполкома Подолякина, который, быть может, не читая, подмахнул свою подпись на бумаге, являющейся основанием для закрытия детского клуба «Эспада». Нет смысла перечислять всех и описывать их: в основном они такие же, как уже раскрытые здесь Совков, Нелли Ивановна, Грачёв, Дзыкин и им подобные. Поэтому, завершая картину среды, в которой действуют главные герои В.Крапивина, и группировку образов, коснёмся непосредственно детского мира. Потому что разделение на два лагеря берёт начало ещё в детстве.

Уже там выделяются и такие персонажи, как Митя Кольцов, Димка Соломин, Гена Медведев («Кузнечик»), Наташа Лесникова, Данилка Вострецов и с десяток других подростков, близких Каховскому. Но и такие, как «мушкетёры» Совкова («Пудра», Гутя, Витька Солобаев), уличные хулиганы (Лысый, Гусыня, Киса), «примерный ученик», отражение своей матери, мадам Сенцовой, Сенцов, появляются в детстве. Не знаменательно ли, что в школе в чести именно такие, как Сенцов, послушная исполнительница Лилька Граевская, прозванная «мадам Жирафой»; прилежные отличницы, готовые вызубрить всё, что прикажут, вроде шестиклассницы Галки Гуляевой; задирающая нос перед ребятами Вика Гармашева, председатель совета дружины и «тень» школьной администрации. А такие «конфликтные» подростки, как Сергей Каховский, приходятся не ко двору, их ставят на одну доску с хулиганами только потому, что они конфликтные: за что они борются - это формалистов от педагогики не интересует.

В.Крапивин не упрощает действительность. Среда, в которую погружены его подростки, достаточно сложна и противоречива, и описана она реалистично, хотя не без романтической заострённости, переходящей местами в публицистичность. Писатель даёт свою суровую оценку не только всему косному в школе, в семье, на улице, взрослым и детям, но и предлагает ещё в каждом случае своё понимание вопроса, как должны строиться отношения в семье, школе и на улице - словом, везде, где есть дети. Из этого понимания вырастает авторская концепция современного подростка, этим обусловливается и выбор центрального героя.

НЯНИН АЛЕКСЕЙ. ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ». (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.). - Свердловск. Уральский Государственный Университет им. А.М.Горького. 1989 г. - 62 с. – Источник (скачать ): http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=332

 

 

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах без разрешения является нарушением авторских прав!!!

 

Справочная информация по уровням вещания и практика:


см. начало в предыдущем выпуске: ...

4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=17), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://zovu.zovu.ru), газета "Золотые Врата Урала" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=16) , 47 брошюр (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=19) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=18). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz .
5) Выставка-магазин "У Золотых ворот" (здесь можно выбрать и заказать литературу Команды ЗоВУ и РИТМ): http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=2!

Наши сайты ждут вас: 1) Золотые Врата Урала - http://zovu.ru, 2) Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) - http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8. 3) Зову Образ Лада - http://zovuobraz.ru. 4) ШУТ-КИ.НЕТ - http://shut-ki.net , 5) Журнал "ЗОВУ РИТМ" (скачать бесплатно) - http://zovu.zovu.ru,

До следующих встреч! Наша почта: zovuzovu@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2020.

* * *


В избранное