Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русский народный календарь

  Все выпуски  

Русский народный календарь


Служба Рассылок Subscribe.Ru

7 января
Рождество Христово

Перед утреней проводится обряд "обсевания" изб, который называется авсень (таусень, титусень - "рассвет", "утро"). Пастух, обходя дома, поздравляет каждую семью с Рождеством и бросает в избу горсть овса с приговором:
"На живущих, на плодящих и на здоровье", "Сею-посеваю ярой пшеницей, овсом, гречихой на телят, на ягнят и на всех крестьян!"
Скуп январь на солнце. Но как взойдет красное, не обессудь, морозец! Что выше лесу? Что краше свету? - Солнце! Играет оно в этот день, народ радует.
Приметами о грядущем богат январь. В стародавние времена цепко всякую по наследству сказанную примету в голове держали. Да не случаю сказывали, а ко дню прикладывали. Примета к примете - и будто с доброй помочью хозяйство справляется. Ладнее в житье-бытье бывает с приметой-то! Примета к примете - и на белом свете яснее день со днем связывать, хозяйство на прибыль складывать, вести дом. Вот что старики наши знали:
На Рождество звездистая ночь - ягод с болота по осени будет не уволочь.
На 7 января - метель, считай, что рой пчелиный летает прибылой рой, рождественский.
На Рождество день теплый - жди, что хлеб поднимется темный.
Нивушка темна, хлебушком не пуста. Всякий колос подаст жнице голос, силушку станет тянуть. А бабоньки-то, те помнили, что наклонишься к земле, тронешь ее рукой усталой, и с тебя будто семь нош спадет. Земля - она принимает тяготы наши. Не охобачивает (не бьет), а как матушка жалеет.
На Рождество звезд ворох - уродится богатым горох.
Ворох - это мера древняя, груда добрая.
Так что примечали на грядущий урожай. Ведь этот звездный ворох небесный обернется земным, жданным, питающим род людской. И скажут в деревне, когда настанет срок молотьбы: "Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок". И почерпнуть старались молотильщики кашу тоже с ворохом. С верхом. Чтобы спорынья велась в дому. Чтобы не пустовал горшок, не остывал бы печной под, не скудели бы закрома хозяйские.
Поутру 7 января можно было спросить, встретив того, по кому душа покой потеряла: "Ты меня любишь?" И полагалось ответить по совести. Нельзя было солгать. Старые люди говорили: "В этот день земля слышит". И за неверное слово разверзается она, забирает покривившего словом.
На 7 января можно было и тяготу "разомкнуть". Можно было камень, что пригнетал капусту или огурцы в кадке, принести да в поленья горящие в печь затолкнуть кочергой. Камень раскалится. Девица выкатит камень на совок да и бежит к проруби, к студеной водице. Со словами: "Мое сердце в тебе, а твое в камени!" - она бросит рассыпающий искры камень. Как только он расколется, то любовь, что сердце гнетет, по народному поверью, уйдет.
На 7 января ждали солнца, играло оно в этот день. Солнце играет - силу темную гонит в рассохи, в щели глубоки. Сила темная становится махонькой. То наперсточком вдруг по половицам катится в дальний угол, то клубком из нитей черных - в подпечье. А хозяйка веник из крапивушки принесет из сеней холодных да кипятком ошпарит. Мести по углам полагалось в святые вечера.

8 января
Собор тресвятой Богородицы
Бабьи каши - праздник повитух и рожениц

Рождественские святки

Именинники: Ефим, Константин.
Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах.
А еще не в столь далекие времена матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: "Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь". И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей.
"Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!"
И в ребячий короб ото всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: "Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!"
И, так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славельщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

9 января
Стефанов день
Рождественские святки

Именинники: Степан, Федор.
В этот день нанимали всей деревней пастухов, заключали с ними договор, угощали. "В пастухи наймешься - вся деревня у тебя в долгу".
Этот день считается днем найма работников и каждый мог высказать свое неудовольствие хозяину и не заключить с ним договор, поэтому говорили: "На святого Степана каждый себе пан".
В этот день проводили обряды защиты от худого глаза. За деревней на заснеженной Красной горке крестьяне ставили 12 кольев или жердей. У этих кольев девушки сливали воду в чашу пагубную, точно смывали тоску с сердца и выплескивали ее в середину круга.
Заботились особо и о лошадях, поили их водой, пропущенной через серебряное сито.

10 января
День Агафии и Домны
Рождественские святки

То хвост лошадиный следы заметает, ввечеру крестьянина беспутит. То глаза совиные, откуда ни возьмись, загорятся меж поленницей и крышей сарайки. Беги, мужик, в избу! Ты, хозяюшка, засветло прикрой в избу двери! Ряженые ходят! Личину из бересты вырежут, вымажут - кто сажей, кто свеклой - аль зверь какой так ехидно поглядывает на крестьянский двор. Добра - не жди. Вот ненасытный волчище лапищей в окошко стучит.
Ряженые - гонители порч.
Ряженые - хранители здоровья.
Но как же - они в личинах несусветных. Рыком и хохотом, цокотом и свистом они устрашают. "Погоди, голубчик!" - скажет бабушка внучику испуганному. Ряженые нечистую sилу бесят, запутывают. Оглянуться нечисть не успеет, а ей под стать бочком, скоком кто-то схорониться у сруба колодца поспешает. Нечисть сунется поглядеть, а на нее лохань ледяной воды: "У-ух!" Нечисть от этакого баловства дрожмя дрожит.
Так что на шутки ряженых в деревне никто не обижался. Чудили они. То двери обольют водой. А на крепком морозе двери-то и застынут. Хозяин утром топором стучит. "Избу поди-ко разворотишь! - сосед со двора кричит. - Погоди, огонь тутотко разведу". Смеется сосед-то. А ничего! Былью и небылью исстари было отмечено святочное время. Кудесами ряженых.

11 января
Рождественские святки

На Святки гадают особенно много и по-разному. Так, девушка, отправлялась к амбару и сказав: "Суженый-ряженый, приходи рожь мерить!", прислушивались к звукам внутри амбара: если послышится, что там пересыпают зерно, то девушка выйдет замуж за богатого, если же почудится, что метут пол веником - быть ей за бедным.
Повсеместно девушки на Святках выходили "снег полоть". Снег собираешь в полу пальто и говоришь: "Поля, полю снежок на собачий следок!" Потом снег из полы пальто перекинешь через левое плечо и скажешь: "Наша клята, ваша свята. Миленький, ау!". Приговаривали и так: "Полю, полю белый снег, полю, приговариваю: взлай. взлай, собачка, на чужой стороне, у свекра на дворе, у свекрови на печном столбе, у ладушки на кроватушке".
Очень распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу (на столе) шепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу - к богатству, хлеб - к урожаю, ножницы - суженый будет портной, золу - табачник, уголь - к вечному девичеству, монетки - к деньгам, если петух клюнет зеркало - муж будет щеголем, и т. д.
На ночь девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью чешется, и его узнают по масти оставшихся волос.
"Богатый, бедный, вдовец, холостец" - перечисляет девушка, считая колья в тыну.
Выдергивали из стога колосок: если попадется с зерном, замужем быть за богатым. Костромские девки "сковородник маме под подушку клали - блинами жениха кормить. Сковородку под матрац, сковородник вдоль кровати".
Из рассказа одной крестьянки: "Научили меня, когда спать ложиться бросить пояс на трубу или на брус и сказать: "Пояс, пояс, покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с которым повенчаться''. Вот я так сделала, и приснился мне сон: иду я и вижу пруд, на нем гуси, утки плавают и парень загоняет их белобрысый, а жених у меня в этой деревне был черный волосом. А замуж вышла в другую деревню. Смотрю - пруд под окном и мужик мой белобрысенький. Серафимом звали". Страшным, но "самым верным" считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого далеко не каждая девушка.

12 января
Онисья Порезуха
Рождественские святки

Именинники: Анисья, Давид, Иосиф, Макар, Тимон, Федора.
Крестьяне режут свиней и гусей и по печени и селезенке судят о характере зимы.
Если селезенка ровная и гладкая, то ожидай зиму суровую; толстая печень в середине зимы означает, что стужи начнутся с середины зимы.
В это время отмечались холода: "Зимняя Анисья платком лицо закрывает", "Ко дню Анисьи холода над землей повисли".

13 января
Меланья. Васильев вечер

Именинники: Меланья.
Святочные гаданья на Васильев вечер свершались в каждой семье, где были девушки. "Загадает девица красная под Василя все сбудется, а что сбудется - не милуется". Девушки гадали о судьбе, замужестве. Иногда гадали с опаской: а вдруг вместо будущего жениха в зеркале появится нечистый?
На Васильев вечер, еще до наступления рассвета, варили обрядовую кашу. Когда каша поспевала, горшок вынимали из печи и осматривали. Если он треснул, то это предвещало беду. То же самое было связано и с неполным горшком. Красная каша, полная предвещала счастье всему дому и счастье для дочери. Каша мелкая, белая - сплошные неурядицы.
Своеобразный обряд - засевание зерен. Для этого дети рассыпали зерна ярового хлеба со словами: "Уроди, Боже, всякого жита по закрому, да по великому". Зачастую дети ходили перед обеднею по домам и "сеяли" из рукава. При этом пели "засевальные песни".
Обрядом считалось также хождение по домам в Васильев вечер для собирания пирогов и свиных ножек. Собравшись у окна зажиточной семьи, толпа причитывала: "Кишку да ножки в верхнее окошко".
Примечали:
Васильева ночь звездиста - к урожаю ягод.
Если в эту ночь ветер дует с юга - год будет жарким и благополучным, с запада - к изобилию молока и рыб, с востока - жди урожая фруктов.

Подробнее о Васильевом вечере>>


   Все даты в календаре указаны по новому стилю.
   Ваши вопросы и пожелания отправляйте Трифону
   по адресу: info@mailru.com
Архив рассылки "Русский народный календарь" доступен по адресу
http://tradicia.km.ru
Присылайте новости фольклорной жизни в Вашем регионе info@mailru.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное