Рожденная 15 января посвящена была шесточной ометалочке. Шесточной ометалочкой было или куриное крыло, или перья, связанные красной тряпицей. Когда у кого в печи призором назола пробегала (т.е. печь сглазили), хвостом волчьим она Сыть и Быть сметала, и не пеклось когда, а подгорало, и сколь дрова ни жги - тепла не прибывало, - звали рожденную 15 января. И приходила она ни свет ни заря обряжаться. Сперва совок возьмет и кочергу, всю золу и уголья из печи выгребет, говорит: "К добру выгребись!", потом шесточной ометалочкой вьюшки и шесток обметет: "Ходи, огонь, по сердцу пня-колоды, не гнети хлеба-сыти!" На поду поленья крест-накрест сложит, лучину подоткнет, а поверх срубом дома поленья кладет.
Много забот у рожденной 15 января. Печь истопит да скорешенько бежит мох у курятников трясти.
Ведь у белого бора, у дорог на семи следах, у ворот на семи ветрах, у нежилого подворья стоит лихоманка. О трех клювах она. Кика на ней из черного да белого пера, одежка - из шкуры подъярка. Желта с лица лихоманка, рукаста, зоб набит, а глаза голодны, куролапая она. Пройдет по следу человека - и тот след перевалится. Порченой немочью зовут ее. "Где я пройду, там три года куры нестись не будут!" - и насылает куриную слепоту, ощипывает перо с кур, катит в куриное гнездо, в закут ломоты, зевоты.
Но сперва искала лихоманка двора, где петух о семи годах, петух черного пера.
Этому-то петуху кланялась лихоманка низехонько, клегтала, насест его слюной обмывала. Есть поверье, что семигодовалый черный петух откладывает в навоз 15 января яйцо. А 4 июня из этого яйца родится Царь змей Василиск. Тогда в деревне усыхает земля, и гуляет огонь от избы до избы, и начинает сохнуть все молодое. В деревне следовали такому обычаю. Рожденная 15 января трясла около курятников мох болотный - шелк лягушачий. А бабы валяли из золы лепехи да выносили поскорее на мостовичины их. Верили, бросится лихоманка мох подбирать (из него она, мол, крутит себе поддевку) и увидя лепеху, примет за хлебную, заглотает. Тогда нутро у лихоманки зола изожжет.
Торопилась еще всякая хозяйка печь окутать, уголья горящие в ведре унести во двор. Из-под коровы брала навоз она да уголья обминала: дым сотворяла. И шла окуривать курятник:
Куриная слепота,
в хлеву не шастай,
в подклети не глуми,
иди восвояси,
а то изведу путы,
изойму твои закуты,
тебя велю
гнать уголью!
16 января Малахия Доильница
Именинники:Гордей.
В этот день бывало нечисть коров задаивала. У неведомой sилы - полуночниц, крикс и кикимор, у sтени-поsтени - у всего, что человек и видывал если, то ненароком на миг и не боле, но, увидев, навсегда запоминал, - были свои желания и боли, тягости и стремления.
Так что 16 января бабы в деревне оберечь своих коров старались. Издавна идет: когда корову доишь, лишний глаз гони. Лишний глаз мог быть нечист. Он мог подглядеть ласку, позариться на доброту. От sглаза, от порчи заговаривали коровушку.
Варили в этот день кашу на молоке, овсяную или из мучицы давали каше остыть да прямо в горшке в хлев несли. Потчевали коровушку. На блюдо клали хлебный каравай, клеверным сенцом обсыпали, коровушке подавали: "Поешь, родимая!" Старались подостлать под ноги корове поболе соломы. Бока скотине отирали тоже соломой.
Выходи, sила нечистая! От двора ко двору кричали: "Гоним нечистого, снегом скрытого, вольного в этот день не только на своем болоте sтрах на все живое наводить, но и среди людей добро со sлом мешать, скатывать любовь с белой горы, в сердце человека сомненье вселять, тяготу".
Человек за порог, а черт - поперек. То собакой шелудивой, то вороном, черным комом к дому прибившимся, - черт в черного
птаха обернется. А человек только за порог ступит, стонет птица на крыльце. Не птичьим стоном. Вой в том волчий, стук полночный, плач ребенка, холодом спеленутого. Сердце тот стон разрывает, тоской пытает.
Потому-то и приспевает время гнать черта из деревни. А был он обликом под стать парню, что красотой обжигает девичьи сердца. Но об ту пору с лица был задумчив он. Тоска снедала и нечистого. Томим он был любовью.
Мужики и бабы ввечеру наизнанку надевали тулупы. С собой прихватывали кочерги да ожиги, за лыковые пояса сковороды затыкали. Огненоши, те мужики, что с ветошью зажженной по дворам ходили, кричали: "Выходи, sила нечистая!" И выходил он в тулупе, что наизнанку не вывернут. Тут кидалась с ожигами, с поленьями, с кочергами на него толпа людская.
Забивали черта, коли он не успевал обернуться в тварь неведомую. На том месте, где черта били, зажигали кострище и начиналось гулянье. Чтобы оберечь свое здоровье, парни и девушки прыгали через кострище. А тем временем прибывало дня на куриный скок.
18 января Крещенский сочельник
Именинники:Аполлинария, Григорий.
Ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят. Медвежьей лапой во всякое окошко стучат.
А девушкам надобно узнать о суженом-ряженом. И конечно, если красную ленту и гребень положить под подушку и спросить: "Кто придет меня причесать?" - то Он обязательно покажется во сне. И уж по тому, как Он будет волосы причесывать: драть ли? ласково ли плести? аль за косу вздумает таскать?! - смекали девушки, каков Он норовом.
Чтобы увидеть Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели колыхнется ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть "разверстые небеса". При этом говорили: "Увидишь сполохи - проси хоть царствия небесного. Все исполнится".
19 января Крещение
Крещенский снег хранят от всяких недугов. Ночью идут Крестным ходом к специально подготовленной проруби и, помолясь, трижды окунаются: "Во имя Отца, Сына и Святаго Духа". На здравое житье-бытье, на избавление от немочей, для укрепления духа. По благословению окунают как малых, так и старых, и кто в Богоявленскую ночь приобщился к таинству Крещенского омовения, тот не знает простуд и хворей в течение года; если же кто, исповедовавшись в своих грехах, с верою великой окунется, то по Божьему Промыслу и смертельные болезни проходят. Ночь сия волшебством полна, как в человеке есть остов - крест православный, так и в водах он в эти дни проявляется, открывает тайну свою, имеющим душу чистую и сердце зоркое…
18 и 19 января освящают воду - Водосвятие, Праздник Светов. Эту воду, как и Крещенский снег, хранят для избавления от болезней, если вдруг дитятко плачем зальется, матушка сразу же умоет его Крещенской водой и дитя успокоится.
С Крещения до Масленицы играли свадьбы. Поэтому девушки на заре слушали: "Не стукнет ли воротное кольцо?" Было поверье, что в этом стуке можно узнать имя суженого. Кидали башмачок за ворота и смотрели в какую сторону повернут носок, оттуда и следует ждать жениха, если башмачок падал носком во двор - значит, сидеть в девках еще год. Примечали:
Если крещенские морозы сильнее рождественских - год будет урожайный.Крещение под полный месяц - к большой воде.
Метель на Крещение - к хорошему роению пчел.
20 января Иван Креститель
Именинники:Иван.
До Масленицы к родителям невесты засылают сватов и играют свадьбы. Примечали:
Коли в этот день над водой туман, то и хлеба будет много.
Если погода ясная - к засушливому лету, если пасмурная и снежная - к обильному урожаю.
Все даты в календаре указаны по новому стилю.
Ваши вопросы и пожелания отправляйте Трифону
по адресу:
info@mailru.com
Архив рассылки "Русский народный календарь" доступен по адресу http://tradicia.km.ru
Присылайте новости фольклорной жизни в Вашем регионе info@mailru.com