Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Путешествие по Китаю

  Все выпуски  

Путешествие по Китаю. Как говорить с китайцами. Улицы Пекина.


Как к ним обращаться?

У китайцев есть имена и фамилии, а вот отчеств нет вообще. Сначала называется фамилия, потом – имя. Например, Чжоу Айминь: Чжоу – это фамилия, Айминь – имя («ай» – любовь, «минь» – народ). В вольном переводе звучит как «Людмила Чжоу».

Количество китайских имен подсчету не поддается, ибо имена у них не выбираются из списка уже существующих имен (например, в русском
языке – Елена, Татьяна, Петр, Федор...), а придумываются родителями. Иероглифы в имени могут означать все что угодно: «красота» (Мэйли), «строительство» (Цзяньшэ), «долгая весна» (Чаньчунь).

Согласно современным правилам транскрибирования фамилия и имя пишутся с большой буквы и между ними ставится пробел. Первый и второй (возможно, третий и четвертый) слоги в имени и фамилии пишутся слитно, при этом, никаких разделительных знаков не требуется. Например: Дэн Сяопин, Мао Цзэдун, Лю Шаоци.

Всего насчитывается около 6–8 тысяч китайских фамилий, но широко распространенных – не более двухсот. Самые распространенные фамилии: Чжан, Ван, Чжао, Чжоу, Ли, Лю.

Невежливо обращаться к китайцу только по фамилии, например: «Ну что, Ван, как доехал?» или «Ли, сколько стоит твой товар?». После фамилии при обращении к мужчине следует добавить слово «сяньшен» (господин). При обращении к женщине в возрасте – «нюйши» (леди, мадам, миссис). Например: Ван сяньшэн, Чжан сяньшэн, Ли нюйши.К фамилии девушки уместно добавить слово «сяоцзе» (мисс): Чжоу сяоцзе, Ху сяоцзе и т.д.

Слова «сяньшен», «нюйши», «сяоцзе» можно использовать при обращении к незнакомым людям на улице, в ресторане, в поезде и т.д. Есть еще одно универсальное обращение – «фууюань» (обслуга).

Оно применяется при обращении к официанту, горничной, портье, т. е. к обслуживающему персоналу ресторанов и гостиниц. Таким образом, к незнакомым людям лучше обращаться «сяньшен» (к мужчине любого возраста), «нюйши» (к женщине пожилого возраста), «сяоцзе» (к молодой женщине) , «фууюань» (к обслуживаюшему персоналу гостиниц и ресторанов).

К знакомому мужчине, если он директор или администратор, или просто имеет нормальное положение в обществе, можно обращаться, употребляя слово «сяньшен», например: Чжан сяньшен. Но если к чернорабочему на стройке так обратиться, то он будет долго смеяться. Действительно,
какой он «господин»?

Есть еще одна форма обращений: старшим говорят «лао» (старый, старший, почтенный), младшим – «сяо» (молодой, маленький), но, в отличие от «сяньшен», «нюйши», «сяоцзе», слова «лао» и «сяо» ставятся перед фамилией, а не после. Например: «лао Ван» (почтенный Ван), «сяо Чжан» (молодой Чжан). При обращении слова «лао» и «сяо» употребляются только в сочетании с фамилиями.

Еще 10–15 лет назад в Китае все поголовно называли друг друга «тунчжи» (товарищ). К женщинам обращались «нюй тунчжи» (товарищ
женщина), к мужчинам – «нань тунчжи» (товарищ мужчина). Было по меньшей мере странно слышать: «Товарищ женщина, передайте на билет», или «Где туалет для товарищей мужчин?»

Если не удается запомнить различия между «сяньшэн», «нюйши», «лао» и «сяо» – ничего страшного. Китайцы в большинстве своем люди доброжелательные и адекватные. Они понимают, что китайский язык для заморских гостей – штука почти непостижимая, так что если вы скажете хоть что-то на их языке, они будут удивлены и очень обрадованы.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Храм Неба Тяньтань

Храм Неба является символом столицы, поэтому в нем должен побывать каждый гость Пекина. Как уже упоминалось, китайские карты всегда рисовались как бы перевернутыми по сравнению с европейскими, т.е. юг был расположен наверху (там, где у нас север), а север — внизу. То же касается и пространственного расположения земли и неба на схемах и картах: китайцы изображали небо внизу, на юге, а землю — на севере, вверху карты.

Пекин с его улицами, четко ориентированными по сторонам света, издавна имел четыре храма, расположенных крестообразно на осях север–юг, восток—запад. При этом Храм Неба находится на юге, Храм Земли — на севере, Храм Солнца — на востоке и Храм Луны — на западе.

Храм Неба был построен одновременно с императорским дворцом Гугун — в 1420 году. Императоры двух династий, Мин и Цин, раз в году, 21 июня, совершали там ритуалы молитвы и жертвоприношения. Известно, что император считался Сыном Неба и Земли, а потому только он имел право обращаться к своим «родителям» с просьбами. Чтобы ничто не могло ему помешать в этом общении, алтари («Тяньтань» правильнее переводить «Алтарь Неба») строились далеко за городом.

Первоначально в Тяньтань императоры молились и божествам Земли, и божествам Неба. Поэтому этот Алтарь площадью в 273 га на севере с внешней стороны окружен круглой стеной (символ Неба), а на юге окружающая стена имеет прямоугольную форму (символ Земли). Впоследствии, согласно древним канонам, на северной окраине столицы построили Храм Земли, или Алтарь Земли, и начиная с 1530 г. императоры стали поклоняться разным божествам отдельно. При этом все постройки в Алтаре Неба остались круглой формы, а Алтарь Земли и сооружения на его территории выполнены в виде квадрата.

Как и некоторые другие древние сооружения на территории Пекина, Алтарь Неба неоднократно загорался от молнии. Не пощадили его и солдаты объединенной армии 8 государств в 1900 г., которые варварски разрушали и грабили древние реликвии. Однако Алтарь постоянно восстанавливали, и сегодня мы можем увидеть его во всем великолепии.

Как мы уже говорили, глазурованную черепицу желтого (золотистого) цвета использовали лишь при строительстве императорских дворцов. Что касается Алтаря Неба, то это единственное императорское строение с черепицей синего цвета, напоминающего небо. Храм обнесен двумя стенами: внутренней (длиной 5287 м) и внешней (длиной 6625 м).

Через южные ворота вы попадете прежде всего к круглому Алтарю Неба, который был построен в 1530 г. и имеет три яруса: диаметр верхнего — 10 м, среднего — 50, а нижнего — 67 м. Каждый ярус обнесен невысокими резными перилами из белоснежной китайской яшмы. Количество белых плит, использованных при строительстве ступеней, перил и площадки алтаря кратно девяти, и это символизирует долгую жизнь императора. Мраморная площадка алтаря обладает необычным акустическим свойством: голос стоящего в ее центре звучит особенно громко и торжественно.

Стена возвращающегося звука.

Вокруг следующего «нанизанного на ось» круглого строения под названием Зал Небесного свода (здесь хранились дощечки с именами предков императора) расположена знаменитая Стена возвращающегося звука. Эта стена высотой 6 м и длиной окружности 200 м обладает интересным свойством: если один человек, повернувшись к стене, тихо произнесет какую-нибудь фразу, другой человек, находящийся в противоположном конце от говорящего, услышит сказанное, как по телефону.

У стены всегда толпится немало туристов, пытающихся лично убедиться в силе отражающихся звуковых волн. Поэтому в шуме говорящих одновременно нелегко что-то вообще услышать. В последнее время вдоль стены установили металлические барьеры, не дающие подойти к ней вплотную.

Кстати, это не единственное акустически необычное место. Есть другое, доступ к которому неограничен. Это каменные плиты перед ступенями к Залу Небесного свода. Их называют Камнями трехкратного эха. Если встать на первую плиту, то, хлопнув в ладоши или закричав, услышишь одно эхо; сделав то же самое на второй плите, услышишь дважды повторенное эхо, и, соответственно, на третьей плите — троекратное эхо.

Зал Жатвенных молитв

И последнее сооружение на оси — самое великолепное и высокое — Зал Жатвенных молитв. Высота этого круглого здания с трехъярусной крышей 38 м. Площадь белоснежного каменного пьедестала, на котором возвышается Зал — 5900 кв. м. Тяжелую и высокую крышу поддерживают лишь 28 огромных колонн, выполненных из цельных стволов деревьев, привезенных из провинции Юньнань, которые называются махил.

В центре стоят четыре самых толстых колонны, каждую из которых смогут обхватить лишь три человека. Они называются Драконий колодец. Здесь на полу установлен круглый камень, на котором прожилки образуют естественный узор в виде дракона и феникса, а потолок над ним сделан в виде кессона — декоративного углубления, в котором находится свернувшийся дракон.

Помимо четырех центральных колонн имеется еще 12 в среднем ряду, они символизируют 12 месяцев, а также 12 — в наружном ряду, которые символизируют 12 двухчасовых отрезков (именно так отсчитывали время в древнем Китае).

Если войти в Храм (Алтарь) Неба через западные ворота, то до пересечения с осью юг—север придется преодолеть путь длиной в 500 м. Эта красивая дорога с двух сторон обрамлена кипарисовыми деревьями и ведет к огромной террасе, выложенной из камня. Высота ее 3 м, ширина — 28 м, а длина — 360 м. Эта терраса соединяет три основных строения, о которых мы говорили выше: два на юге и одно на севере.

Основные и вспомогательные сооружения занимают лишь небольшую часть огромной территории Храма Неба, все остальное занято парком с вековыми деревьями. Этот парк особенно любят пожилые люди, которые с восходом солнца занимаются здесь всевозможными видами китайской традиционной гимнастики.

Алтарь Неба находится на улице Тяньцяо (Небесный мост), неподалеку расположился столь любимый туристами рынок Хунцяо (Красный мост), который незнакомые с китайским языком называют Жемчужным.

Людмила Исаева.

РЫНКИ И МАГАЗИНЫ ПЕКИНА

Путешествие вокруг Ябаолу

Для россиян Китай ассоциируется с монастырем Шаолинь, Великой китайской стеной и площадью Тяньаньмэнь. Еще мы знаем, что китайцев очень много, едят они палочками и пишут иероглифы. И все это правда, а названные достопримечательности стоят того, чтобы на них посмотреть. Но для многих граждан стран постсоветского пространства Китай — это маленькая пекинская улочка Ябаолу с прилегающим районом. Здесь сосредоточены торговые представительства фабрик южных провинций КНР, поставляющих в Россию и далее одежду и обувь.

Первое, несколько сумбурное впечатление о Ябаолу, создают приставучие велорикши, продавцы sim-карт China Mobilе и раздатчики рекламных визиток. Уличные «чифаньки», постоянная автомобильная пробка — и над всем этим китайским столпотворением вывески на русском языке с ошибками.

На Ябаолу самая высокая в Пекине плотность славян, азербайджанцев и представителей других республик бывшего СССР. В большинстве своем это шоп-туристы и оптовики средней руки. Но есть и те, кто работает здесь постоянно. Торговым домам из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Иркутска, Киева, Минска выгодно иметь пекинские офисы с двумя-тремя сотрудниками.Для китайцев все они — русские.

Улица Ябаолу имеет в длину около 400 метров и выходит своим западным концом на Второе кольцо, а восточным — упирается в парк Житань. Южнее и севернее этой улицы расположено несколько тяготеющих к ней торговых центров и культурных памятников. На самой улице Ябаолу центров торговли так много, что рассказывать о них — неблагодарное занятие. Здесь сосредоточена крупнейшая в Китае оптовая торговля одеждой и обувью. Единичные экземпляры, оставшиеся от партий товаров, а также устаревшие модели продаются со значительной скидкой цен на так называемых «сливах».

На Ябаолу вы найдете несколько ресторанов русской кухни и ночных клубов. Ненавязчивый сервис предлагают проститутки «made in USSR». Есть сауна, где можно помыться и покушать, а за дополнительную плату принять два десятка дополнительных процедур — от соскабливания верхнего слоя кожи до тайского массажа. К вашим услугам парикмахерская и аптека для русских.

На фоне спокойной (в плане безопасности иностранцев) обстановки в Пекине район Ябаолу выглядит достаточно криминогенным. Здесь промышляют китайские воры-карманники, которые не только тырят сотовые телефоны, но и срезают сумки. С уличными деятелями не стоит проводить какие-либо денежные операции — могут подсунуть фальшивку. Береженого, как у нас говорят, бог бережет. В случае чего вызывайте полицию. Местные мошенники не любят разбирательств с участием стражей правопорядка.

Итак, не выходя за пределы этого небольшого пекинского района, вы имеете возможность совершить мини-путешествие по огромному Китаю.

В заключение — лирическое отступление.Если вы летней порой пройдете по улочкам этого района ночью, то услышите не только характерный скрип скотча, которым на складах карго обматывают тюки с товарами, но и еще нечто. Это — пение цикад в кронах деревьев, как и миллионы лет назад.

По материалам путеводителей издательства «Азия-Дэйта».


В избранное