Дворцовая. История одной площади. Часть 3, заключительная.
    Изучая историю Дворцовой площади, я нашла книгу замечательного радиожурналиста Виктора Бузинова "Дворцовая площадь.
Неформальный путеводитель". Автор многие годы вел на радио цикл передач о Петербурге. Советую прочитать эту книгу, очень интересно и захватывающе.
И сегодня я воспользуюсь некоторыми фактами из этой книги.
    Посещая сегодня Дворцовую площадь, мы не представляем ее без Александровской колонны. Она очень гармонично
располагается в центре площади...в центре ли? Архитектор Огюст Монферран поставил колонну в 100 метрах от Зимнего
и почти в 140 метрах от арки Главного штаба. Но трудно найти на Дворцовой более идеальное место для колонны. Ведь давно известно,
что не все поставленное в центре смотрится как поставленное в центре :)
    Колонну решили поставить после вступления русских войск в Париж в честь Александра I и
победы русских над французами в 1812-1814 гг.
    Глыбу гранита нашли в Пютерлакском карьере, за Выборгом,
где уже заготовляли колонны для Исаакиевского собора. Добыть огромную глыбу при помощи взрывчатых веществ было невозможно: это бы повредило
монолит. Поэтому все делалось вручную.
    В течение двух лет днем и ночью на скале раздавался неумолчный стук кувалд. Вдоль скалы стояло 300-400 рабочих,
часть из них держала в руках длинные, окованные сталью ломы, направляя их вертикально к горе. По каждому такому лому попеременно ударяли
два человека кувалдами. особенно тяжело было тем, которые держали ломы: сотрясения передавались всему телу, а лязг вызывал глухоту. Поэтому через
2-3 месяца приходилось менять рабочих: одни становились глухими, другие получали параличи рук.
    Условия жизни рабочих были ужасными - они работали по 15 часов в сутки, даже в праздники, а жили в неотапливаемых
землянках, бараках, шалашах.
    Осенью 1831 г. глыбу отбили от скалы, обтесали и доставили в Петербург вместе с гранитным монолитом для пъедестала
весом в 400 тонн. 3 месяца забивали сваи, на сваи положили гранитные блоки. Укладка этого огромного цоколя происходила зимой, при 15° морозе,
поэтому Монферран к раствору примешал водку. Около 1000 рабочих и более 1500 гвардейцев при помощи блоков и канатов подняли
огромный монолит на место.
   
Колонну увенчали фигурой ангела, лицо которого имеет сходство с лицом Александра I. Скульптор Ангела Б.Орловский, его резцу также принадлежат
памятники Суворову и Барклаю де Толлли у Казанского собора.
    Сейчас немного сухих цифр :) Вся колонна весит более 600 тонн, диаметр ее 3,66 м внизу и 3,1 м вверху, общая
высота - 47,5 м, высота Ангела - 6,4 м.
    Остается добавить, что гранитный монолит покоится на пъедестале без всякого крепления благодаря своей
тяжести и точным расчетам. При последних обследованиях Александровского столпа оказалось, что монумент не так уж незыблем и готов еще через
полтораста лет уподобится Пизанской башне. Столп повело в сторону арки Главного штаба, но всего лишь на миллиметровый крен - это считается
вполне допустимым для сооружений такого масштаба. Мы скоро увидим, что же стало со столпом, мы же долгожители, вы не забыли? :)
    И еще хочу немного рассказать о Певческом мосте. В восточной части площади где она примыкает к Мойке есть мост,
один из самых широких в Петербурге. Мост ведет к заднию Капеллы, благодаря которой мост и получил свое название.
И умоста и у Капелллы в эти дни праздник. Капелла отмечает свое 525 летие,
а мост недавно открылся после реконструкции, которой не было за все 164 года его существования.
    Был среди певчих Капеллы полковник Андрей Федорович Петров. Женат он был на Ксении Григорьевне и проживал
с ней где-то на Петроградской стороне. Потом он внезапно умер и оставил жену вдовой в 26 лет.
    Ксения после неожиданной смерти мужа раздала все имущество бедным, а дом подарила знакомой. Сама же одела одежду
покойного и стала уверять всех, что она не Ксения, а Андрей Федорович, и что ее муж обратился в нее.
    Ксения стала странствовать по Петербургу, спала где придется, молилась много и предсказывала горожанам их судьбу,
причем всегда только доброе. Матери радовались, если Ксения Блаженная целовала их детей - считалось это приносит счастье, торговцы упрашивали
взять что-нибудь из их товара бесплатно - торговля шла успешней, извозчики старались подвозить ее.
   45 лет продолжались ее странствования. Скончалась она в начале XIX века и похоронена на
Смоленском кладбище. В середине XIX века на народные деньги над ее могилой поставили небольшую каменную часовню, которую сменили на более
вместительную в 1902 году. Там и сейчас много народу, у этой питерской юродивой, способной творить чудо и желавшей всем счастья.
    Вернемся к Певческому мосту :) Он находится в удивительном месте. Кажется, если немного постоять вечером
на мосту, то услышишь мелодии Михаила Глинки, преподававшего в Капелле, или отголоски
предсмертного концерта Александра Вертинского.
    А последню точку в архитектурном убранстве Дворцовой площади поставили в 1843 году со строительством на месте
Экзерциргауза здания штаба Гвардейского корпуса, возведенного в духе классицизма.
    Вот мы и закончили эту длинную прогулку по Дворцовой :) Выпуск хочу закончить словами Виктора Бузинова:
"Дворцовая - великая площадь. Она не только каменное сердце города, не только блистательное произведение искусства, но и ключ к пониманию
российского прошлого, его бед и несбывшихся надежд".
    На сайте можно посмотреть Петергоф,
Павловск, Казанский собор.
Заходите :) Отдельное спасибо Михаилу Соколову за фото :) Читатели, не оставайтесь равнодушными, присылайте интересные фотографии
(размером не больше 100 Kb)!