Начну с небольшого объявления :) Поскольку сейчас эта рассылка
стоит совсем не на первом месте в списке моих дел, приглашаю соведущего, который будет вести рассылку большую
часть времени. Я же буду размещать фото на сайте (если таковые будут) и иногда тоже делать выпуски рассылки.
Уже есть один кандидат - Валерий, но он почему-то молчит :) Так что желающие - пишите. webmaster@ipiter.ru или Peterburg@msx.ru
Продолжим :) Поздравляю всех с весной и наступающим праздником, который мы, петербуржцы,
встречаем отменными морозами. Поэтому сегодня прогулка не по Питеру, а по его пригороду.
Павловск
Из всех царских летних резиденций вокруг Петербурга Павловск возник
самым последним, в 1777 году на берегах обмелевшей реки Славянки. Здесь нет такого великолепия как в Петродворце или
Пушкине, зато есть красивые пейзажи и огромный 600-гектарный парк.
История возникновения Павловска восходит к двум
деревянным домикам Краку и Крику на берегу Славянки, где отдыхали уставшие от преследования всяческой
дичи и пушного зверя охотники резиденции Царское Село. Вскоре надобность в домиках отпала,
потому что к концу 70-х годов XVIII века на этих землях развернулось строительство Павловска.
Когда в 1777 году у наследника престола Павла и его
жены Марии Федоровны родился сын, Александр I, Екатерина II подарила сыну 362 десятнины земли к югу от
Царского Села. Местность эта стала называться селом Павловским.
Царским особам не подобает ютиться в маленьких
охотничьих девятикомнатных домиках, поэтому здесь начинается грандиозное строительство под
общим руководством шотландца Чарльза Камерона. Камерон учел все особенности ландшафта и природные условия и
создал стилистически единый ансамбль, объединяющий извилистую ленту Славянки, поляны и живописные уголки
данной местности. Архитектор плавно вписал дворец и парк в окружающее их богатство пейзажа, стараясь
по минимуму нарушать естественные линии русской северной природы.
В парке, по замыслу его создателя, посетитель
может часами бродить по извилистым аллеям и тропинкам, поражаясь непрерывной смене пейзажей, нетронутых
человеческой рукой. А дворец не должен поражать своим великолепием и отделкой, а служить
людям удобным домом, в котором конечно же есть парадные залы. Этот замысел архитектор полностью
претворил в жизнь. Вы можете убедиться в этом посмотрев на Павловский дворец
и одно из помещений - Египетский вестибюль.
Дворец построили быстро: за 4 года. Невдалеке находился уголок в регулярном
стиле – Собственный садик, где выращивали редкие для северного климата растения, каштановые, тутовые деревья.
Под углом к аллее Камерон построил помещение для птиц - Вольер,
который гармонично вписался в окружающее.
В числе первых построек на берегу Славянки появилась
колоннада Аполлона, который стал одним их главных героев скульптурного убранства Павловского парка.
После вступления на престол Павел стал переделывать по-своему летнюю резиденцию и перенес колоннаду
в другое место - на холм напротив дворцовых окон. Почва здесь была сыра и ненадежна из-за канавы водоотлива
от верхних прудов и в одну из летних ночей подмытые породы не выдержали и часть массивной колоннады рухнула.
Но художественная ценность сооружения при этом не пострадала – теперь колоннада стала выглядеть как античная.
В таком виде ее и оставили.
Еще одним замечательным сооружением Камерона в Павловском парке
является Храм дружбы в излучине Славянки. Он опоясан кольцом стройных колонн и свет проникает туда только
через купол, однако Храм при этом не кажется темным. В центре павильона скульптор поставил
статую Екатерины II в виде богини плодородия Цереры.
После смерти Екатерины II архитектора отстранили от работ в Павловске, лишили дома и учеников.
Камерон уехал на Украину и продолжал работать там. Но неожиданно, через полтора года был снова приглашен
в Павловск.
В этот второй период Камерон построил
павильон «Холодная баня» и мост через Славянку с четырьмя фигурками кентавров – копиями с античных оригиналов.
Последнее же произведение Камерона в парке - это Павильон Трех граций в Собственном садике.
Императорской семье хотелось видеть Павловск более пышным
и торжественным, чем сейчас. Поэтому Камерона, с его простотой и строгостью форм, сменил Винченцо Бренна,
чьи постройки отличались большей парадностью и тяжеловсеностью.
Бренна надстроил дворец, создал и оформил много внутренних помещений. В парке рядом с Тройной липовой
аллеей новый архитектор создал Большие круги – две круглые террасы из туфа, чуть приподнятые над поверхностью
со скульптурами в центре.
Одно из самых оригинальных сооружений Бренны Пиль-башня в отдаленной части парка на берегу Славянки.
Местность вокруг казалось сошла с деревенской картинки: вращались колеса водяной, «пильной», -
отсюда название Пиль-башня – мельницы, журчала вода, словом настоящий сельский уголок. А внутри было
изысканное помещение дворцового типа, декорированное живописью и лепкой. Этот контраст на посетителей
производил безошибочный эффект. Также Бренна создал парки Старая и Новая Сильвия.
В 1801 году Бренна закончил работу в Павловске и уехал в
Дрезден.
После смерти Павла хозяйкой Павловской резиденции стала
вдовствующая императрица. Хотя Александр I не питал особой любви к Павловску, строительство и благоустройство
здесь продолжалось еще первые несколько десятилетий. За этим следила и управляла Мария Федоровна.
В разное время сюда приглашались Джакомо Кварнеги (Смольный, Академия наук, Эрмитажный театр и др.),
Андрей Воронихин (Казанский собор, Горный институт), Тома де Томон (ансамбль Стрелки Васильевского острова),
Карл Росси (здание Главного штаба с триумфальной аркой). И конечно Пьетро Гонзаго, который создал в Павловске
Долину прудов на участке площалью 130 гектаров, участок Красная долина с незабываемыми природными картинами,
огромный район Белой березы с уголком, который называется «Самое красивое место».
Примерно полвека продолжалось строительство дворцово-паркового
ансамбля Павловска. Строили его крепостные крестьяне с утра до поздней ночи в тяжелейших условиях, в отсутствие
всяких механизмов, вручную, под страхом жестоких наказаний.
В 1828 году умерла Мария Федоровна и новым владельцем стал
брат Николая I Михаил Павлович, а затем великий князь Константин Николаевич. Они не стали заботиться о сохранении
парка и дворца и постепенно все стало приходить в запустение.
В октябре 1837 году по территории парка пролегли рельсы
первой в России железной дороги. Быстрое средство передвижения стало привлекать сюда чиновников, военных, художников,
писателей. Как грибы стали расти дачные участки. Здесь бывали Ф.М. Достоевский, И. Штраус, Ф.И. Шаляпин, А. Ахматова.
В конце XIX - начале XX века Павловск изменился мало. Он продолжал
оставаться собственностью царской семьи до 1917 года. Перед Отечественной войной из Павловска вывезли на восток
все, что смогли, а что не смогли, закопали или замуровали в подвалах. А в январе 1944, после ухода отсюда немцев,
перед глазами хозяев предстали разрушенный дворец с минами в подвалах, искалеченный парк
с 70 000 вырубленных деревьев, обломки взорванных мостов. Павильоны Старое шале, Розовый полностью погибли.
Реставраторам предстояла нелегкая работа, с которой они справились.
В этом году Павловску исполняется 228 лет.
Рекомендую журнал
Результат - журнал о том как развить предпринимательские качества, открыть
бизнес или Свое Дело с нуля, стать более самостоятельным и независимым не только в материальном плане.