Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Отдых и развлечения в Кыргызстане


Информационный Канал Subscribe.Ru

Отдых и развлечения в Кыргызстане

Выпуск
9
Горы - это прекрасно.      Алексей Слепухин 25 марта
2004 года
Количество подписчиков - 315

 

Петроглифы Чолпон-Аты.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!


Предлагаю вашему вниманию статью Алексея Слепухина "Петроглифы Чолпон-Аты", написанную по результатам посещения Кыргызстана летом 2002 года.

 

Петроглифы Чолпон-Аты.

(Урочище. Наследие древних саков. Каменные рисунки.)

 

    Приезжая на северное побережье Иссык-Куля, у каждого путешественника появляется возможность увидеть уникальные рисунки древности. Наше знакомство с этим музеем под открытым небом состоялось в августе 2002 года. Наш проводник Дмитрий Корабельников довёз нас до края огромной площади, усеянной здоровенными валунами. Выйдя из машины, мы стали озираться по сторонам, пытаясь сориентироваться на местности. Возле дороги стояли пять пролетов кованой решетки, нелепо отделявшие музейную территорию. Остальной периметр оказался не ограждённым. Наше первое впечатление было сумбурным. Где же эти каменные рисунки?

Продвигаясь вглубь среди камней разной величины, мы увидели, что нам на встречу двигается мужчина. Подойдя ближе, он представился: «Радий Нурмаметов, историк». Познакомившись, он предложил нам показать эту уникальную территорию.  Здесь в урочище тысячи камней с разнообразными рисунками; сюжеты отображают сцены охоты, войн и побед, обыденные зарисовки и, конечно, животных. Среди них чаще видны силуэты копытных – архары, козлы, олени, быки – и хищников, в основном, волков и снежных барсов. Вариаций каменных рисунков много. 

Авторы их потратили много времени, методично нанося на открытые вездесущему солнцу каменные бока свои художественные замыслы каменными или металлическими орудиями.  Рисунки сделаны в разное время, в промежутке со II тысячелетия до Р.Х. по VII век н.э. Основная масса петроглифов датируются VIII-VI веками до н.э., хотя сохранились и более поздние, тюркского происхождения. Античный период также оказал влияние, «облагородив» языческие места. Вот только что именно здесь было и как использовалось – ещё одна тайна этого уникального места. Большую роль в их изучении сыграл Дмитрий Федорович Винник, внимательно исследовавший даже самые маленькие и плохо сохранившиеся петроглифы. Им были расшифрованы (или предложены версии о содержании) некоторые необычные сюжеты.

       Урочище представляет собой огромную площадку в 42 гектара. Авторами большей части рисунков были кочевники сакского и усуньского племенных союзов, живших в Приисыккулье в разные эпохи. Искусство разных народов наслаивалось друг на друга, составляя  для нас каменную книгу немых свидетелей их жизни. Чтобы разобраться в этих хитросплетениях, нужно погрузиться в историю Древней Азии. 

 

*  *  *  *  *

 

                О культурах племён Прииссыккулья существует много сведений, особенно из ахеменидских и китайских источников. Начнём с саков. Древнейшее название для этих среднеазиатских кочевых племён, дошедшее до нас, например, из Авесты, звучит как туры, или «туры с быстрыми конями». Эти туры были извечными противниками древних иранцев. Ещё Геродот упоминал о них так: «Персы всех скифов называют саками…». Но вопрос о происхождении самого народа и его названия гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Интереснейшую интерпретацию происхождения слова «саки» выдвигал ещё Стефан Византийский, писавший: «Саки – народ; так называют скифов от доспехов (щит), потому что они изобрели его».

      Но вот в середине XX века появилась новая версия происхождения имени саков. Слово saka –  это производное от древнеиранского sak – идти, бежать или течь. Возможно, что это могло означать бегущий, кочевой, быстрый, странствующий, коими и были саки. Сакских племён было много, но назовём хотя бы часть из них: саки-хаумаварга, массагеты, заморские саки (европейские скифы), сакарауки, саки-тарадарайя, саки-тигрохауда. Географически они захватили огромный регион Передней Азии, причерноморья, прикаспия, приуралья, всё время, завоевывая новые земли, захватывая водные артерии и торговые пути. Про большую часть сакских племён можно достаточно твердо утверждать, что они имели «европейские корни». Но вот про саков-тигрохауда этого с точкой утверждать нельзя. В надписи на рельефах гробницы Дария в ущелье Накш-и-Рустем, что около Персеполя, в числе трёх завоеванных и зависимых от Древней Персии сакских племён, упоминаются и саки-тиграхауда. Надпись расположена прямо под изображением фигуры воина в остроконечной  шапке. При  этом явно проглядываются черты монголоидной расы: удлинённое и плоское лицо, узкий азиатский разрез глаз и борода в виде клина. Можно предположить, что здесь в Иссык-кульской котловине был настоящий «котел» из азиатских народов.

  Но истоки происхождения саков можно проследить гораздо глубже. И этому поспособствовало открытие древнего захоронения, совершенное П. Тугариновым ещё в 1914 году у деревни Андроново, близ города Ачинска в Красноярском крае. Так появилась «андроновская культура», имевшая три основных центра: западный, в Прикаспии и Приуральи, центральный, казахстанский, и восточный, южно-сибирский. Сакская же культура была создана племенами-пришельцами, потомками «андроновцев» Центрального Казахстана и Южной Сибири. Их культура зародилась ещё на родине «андроновцев», типичных представителей бронзового века, а окончательно сформировалась и оформилась на новых, более южных местах, в прииссыккулье.

   

Если саки вобрали в себя всё накопленное предыдущей «андроновской» культурой, то усуни – родственники и приемники саков, живших на этой территории в V веке до н.э – V веке н.э., были наследниками всего накопленного опыта предшествующих народов.

Первые упоминания об этом народе дают китайские источники, вводя понятие: Государство усунь. Первоначальное место дислоцирования этого народа район реки Данхэ, но это продолжалось недолго. Уже в третьем столетии усуньские племена были вынуждены перебраться в Монголию, а после нескольких кровопролитных битв с гуннами в район Семиречья и позднее в Тянь-Шань.

С гуннами усуни постоянно конфликтовали, и это привело к  их (усунь) союзу с китайцами, вследствие чего образовалась сильная оппозиция гуннской военной машине. На протяжении последующих трёх веков усуснькое государство пожинало плоды этого союза, так как попало под серьёзную зависимость от  чиновников Поднебесной империи. Особенно это проявилось на фоне борьбы куньбеков – правителей племён.  Китайская империя постоянно стравливала Великого куньбека с Малым. Постоянная раздробленность, политическая грызня, перемежающаяся с убийствами военноначальников, зависимость от других, более сильных, народов, - всё это привело к тому, что уже к V веку племенной союз усуней навсегда исчезает  из всемирной истории.

Примечательна внешность усуней (по китайским источникам): светлая кожа, голубые глаза, рыжие волосы, явно представители европеоидной расы.  В них прослеживается цепочка эволюции народов, начатая еще с «андроновцев», а, возможно, и ещё раньше.

Относительно хозяйственной стороны жизнедеятельности можно отметить тот факт, что этот народ вёл преимущественно скотоводческо-земледельческое существование. Усуни с удовольствием занимались земледелием, в основном «огородного» характера. Разводились многие виды  домашнего скота, но особая роль отводилась коню. Многие из богатых представителей усуньской элиты имели табуны до несколько тысяч лошадей. Коневодство играло основную роль в жизни этого народа, ибо эти племена были  «от природы» кочевники.  Так, усуни вывели интересный вид лошади для воинов, которых впоследствии и взяли на вооружение гунны, чья грозная армия формировалась на брегах Иссык-Куля.  Всадника на такой лошади  и начертал неизвестный автор на одном из валунов урочища Чолпон-Аты.

История этих народов интересна и многогранна, но пора переходить непосредственно к рисункам древности – петроглифам.

 

Алексей Слепухин,
путешественник, врач, действительный член Российского Географического Общества
г. Екатеринбург,
adventurer@r66.ru

 

Продолжение читайте в следующих выпусках рассылки.

Кстати, всех желающих посетить Киргизию прошу не стесняясь писать по адресу: tourism@mail.ru

К Вашим услугам отдых в пансионатах, санаториях, домах отдыха на побережье жемчужины Киргизии - озера Иссык-Куль; пешие, конные, велотуры по самым живописнейшим местам Киргизии; охота; рыбалка; сплав по горным рекам (рафтинг); погружение на морские глубины (дайвинг); восхождение на высочайшие горные вершины республики; отдых на горнолыжных курортах, санаториях республики и многое другое, что Вы только можете пожелать!!!

 

Кроме Киргизии также предлагаем два горящих тура в соседний Узбекистан:

1. "Суфийский тур" - будет проходить с 16 по 22 апреля. В течение этих дней вы соприкоснетесь восточной культурой, образом мыслей и жизни, с личностями, которые творили историю и которых знает весь мир. Вы побываете в Ташкенте, Самарканде, Бухаре - в городах с тысячелетней историей, увидите величественные памятники, познакомитесь с людьми. 

Суфизм - это образ жизни, который позволяет человеку реализовывать весь свой потенциал, данный нам Богом (Природой). Ошибочно считается, что суфизм - это какая-то неотъемлемая часть ислама. Вот что пишет об этом Роберт Грейвс во введении к книге Идрис Шаха "Суфизм":

"Несмотря на то, что суфиев ошибочно считают мусульманской сектой, их можно встретить в любой религии, и этим они похожи на "Вольных и Принятых Масонов", которые, в зависимости от конкретной ситуации, могут положить перед собой в Ложе Библию, Коран или Тору ….

2. Тур "Озера Фанских гор" - будет проходить с 15 июля.

Выехав из Самарканда на Таджикскую границу, мы сменим наш комфортабельный микроавтобус на специальный горный транспорт высокой проходимости, который забросит нас к месту нашего первого палаточного лагеря. Наш путь будет проходить по живописному ущелью реки Зеравшан, являющейся крупнейшей рекой региона и может занять... Подробнее

 

Ну, если Вы прочитали все это и дошли до конца этой страницы, то я хочу Вам сказать одно - берите своих друзей и к нам. Форма заказа тура здесь.
 

Времени осталось очень мало! Так что, всех желающих прошу очень срочно заполнять формы заявки на туры. Эти формы вы можете найти нажав на ссылки, указанные выше, и по ссылке в левой части найдете ссылку "Заказать тур".

 

Сайты поддержки рассылки: http://www.kyrgyztour.com
http://e-bishkek.narod.ru

 

Ведущий рассылки: Сергей Плугов.

 Все ответы, а также вопросы, замечания и предложения отправлять по адресу:  tourism@mail.ru и kyrg@mail.ru

 

Письма читателей я цитирую без каких-либо исправлений. Если кто-то не согласен с тем, чтобы я публиковал письмо, укажите специально это. В противном случае я имею право публиковать письма в рассылке.

 

Архив рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/rest.travel.bishkek

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное