Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Отдых и развлечения в Кыргызстане


Информационный Канал Subscribe.Ru

Отдых и развлечения в Кыргызстане

Выпуск
10
Горы - это прекрасно.      Алексей Слепухин 5 апреля
2004 года
Количество подписчиков - 320

 

Петроглифы Чолпон-Аты.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!


Предлагаю вашему вниманию продолжение статьи Алексея Слепухина "Петроглифы Чолпон-Аты", написанную по результатам посещения Кыргызстана летом 2002 года.

 

Петроглифы Чолпон-Аты.

(Урочище. Наследие древних саков. Каменные рисунки.)

 

*  *  *  *  *
 

     Большая часть камней – это граниты. Некоторые из них имеют включения марганца и железа, в результате сильного солнечного воздействия на этот состав на верхних поверхностях возникает так называемый «пустынный загар», несколько микронов толщиной.  На такие поверхности древние художники и наносили свои рисунки. Получалось очень интересно: темный естественный фон (солнечная радиация) и тонкие вязи фигурок животных и людей.

        Есть в урочище уникальное каменное полотно с так называемым «зебувидным быком», прародителем современных быков, широко распространенных по всей Юго-Восточной Азии.  Этот «предок», смотрящий на север в сторону отрогов хребта Кунгей Ала-Тоо, был создан в период, когда солнцепоклонство не было сильно развито и преобладали анималистические культы, то есть 3500 лет назад в поздний бронзовый период.

   Недалеко от решетки лежит большой валун с интереснейшей картиной. Сцена охоты: стадо или группа козлов, каждый из изображённых копытных со своим рисунком. Сбоку  видна фигурка человека с луком в руках, олицетворяющая одного из жителей земель котловины Иссык-Куля. Чуть повыше нарисован крадущийся хищник, видимо ирбис, и собаки.  Древние жители Иссык-Куля были солнцепоклонниками и везде старались подчеркнуть этот момент. Так, у часто изображаемых козлов рога намерено, закруглены в рисунке.

     Необычен камень с разломом по середине, будто разрубленный надвое так, что насильно рассеченные стороны утопают в почве. Однако рисунок на них всё же сохранился, правда, несколько блёклый.

     Бредя среди камней, мы натыкаемся на глыбу гранита с несколько утрированным изображением козла. Вытянутое тело совершает прыжок. Задние ноги напряжённо вытянуты, отрывая сильное тело от поверхности, передние наоборот короткие, видимо, поджаты. Голову копытного венчают великолепные круглые рога, четко выделяющиеся из всего рисунка.

     Рассматривая петроглифы, я вспомнил подобные рисунки из книги известного французского исследователя  и путешественника Мишеля Песселя «Золото муравьёв», посвященной поискам в Гималаях легендарной «страны дардов». В его труде приведены многие древние рисунки, схожие по технике и сюжетной линии с чолпон-атинскими наскальными изображениями. Нам повезло познакомиться с этим видом искусства, когда-то широко распространённым на огромной территории азиатского континента.

      Особенное место среди тысяч наскальных рисунков занимает и этот, с двумя оленями с огромными разветвлёнными рогами. Эти рога – «древо жизни», символ всего живого на земле. Скорее всего, они выполнены в сакско-усуньский период.

       Радий показывает нам свой любимый петроглиф, автора которого он любовно называет «античным Ван Гогом» за реалистичность рисунка. На нём изображён козел с пропорциональным телом. Обладатель великолепных рогов, красавец-самец словно притормозил на камешке, готовый в любую минуту сорваться с кручи дальше, в бесконечность Тянь-Шаня. По телу животного нарисованы круги, которые мы поначалу приняли за «солярные знаки», но наш провожатый подчёркивает, что,  скорее всего это рисунок орнамента. Этот же сюжет плавно перекочевал через столетия в современные каноны искусства киргизов, применяемый в шердаках (войлочные ковры), поскольку в мусульманский период изображение людей и животных было уже запрещено. Позади  силуэта козла видны небольшие фигуры хищника, вероятнее барса – обитателя снежных вершин, и человека с непомерно большим луком. Скорее всего, здесь был изображен не короткий охотничий, а длинный боевой лук, состоявший из восьми частей. Современная реконструкция данного оружия показала, что использовать подобный лук мог только чрезвычайно сильный человек, так как техника натяжения тетивы была сродни движению разжимания. При чём выстрел производился со скачущей лошади. Лучник, разжав тетиву от лука, выпускал стрелу мгновенно, ибо удерживать его, было очень тяжело, особенно на скаку. Возможно, именно это уникальное оружие здесь и изображено.

     Чуть дальше другой примечательный рисунок – всадник на лошади. На голове у наездника, по мнению нашего гида, высокий колпак, который носили саки-тигрохуада, населявшие Семиречье. Колпак похож на современный кыргызский головной убор, только слегка загнутый назад. Именно такой колпак был найден в боковом захоронении царской усыпальницы Ессык под Алма-Аты. Возможно, на этом камне и изображён такой сакский воин в головном уборе. Многие рисунки надо ещё расшифровывать, т.к. урочище хранит не одну тайну. За сакским всадником расположена фигура другого человека, только вниз головой. Скорее всего, это поверженный враг, которого и везёт всадник. Но это пока версия, хоть и очень убедительная.

     Вообще чолпон-атинские петроглифы более реалистичные, нежели подобные «художества» в других местах Тянь-Шаня. К примеру, в местечке Саймалы-Таш использована другая технология создания каменных картин, а именно точечное нанесение. При этом наскальные рисунки Саймалы-Таш намного богаче урочища Чолпон-Аты.

          Кроме разбросанных на большой площади петроглифов, урочище знаменито ещё своими круговыми кладками, также характерными для солнцепоклонников.  Эти круги  имеют разные диаметры, большие и крохотные; иногда обрамлены огромными валунами почти в человеческий рост. В середине кругов исследователи отметили серьёзное геомагнитное излучение. Видимо древние люди использовали  это природное явление в своих ритуалах. Вот только мы, как ни старались, ничего на себе не почувствовали.  Но зато обратили внимание на интересный момент - «круг в круге», - словно жрецы, добиваясь увеличения неведомой нам силы, специально создавали круто загнутые спирали. Иногда кладки незаметны для идущего человека. Чтобы угадать очертания, надо постоять, привыкнув к кажущемуся хаосу камней. Вот бы увидеть всё урочище с высоты птичьего полёта, тогда может быть мы, и поняли, для чего всё здесь возводилось.

     Среди множества круговых кладок мы заприметили пару необычных, но только прямоугольной формы. Радий пояснил, что это скорее не могильник, а поминальное место, какая-то другая разновидность ритуальной постройки. Нечто вроде античного храма. Такое место бросается в глаза, прежде всего своей двойной «оградкой», а вот для чего она – ответить сложно.

    Ещё одно каменное образование – огромная стена, возведённая примерно 3000 –3500 лет назад. Тогда она была выше человеческого роста и тянулась от самых гор до озера, охраняя всю территорию от всевозможных вторжений.

Нынешнее её состояние в виде вьющейся змейкой фундамента из валунов слабо иллюстрирует грандиозность постройки, если отключить воображение.

                 Основные вредители и противники наследия древних – это даже не время, а мох и человек. Мох словно осторожная армия врага крадётся по многочисленным камням, не зная поражений в этой битве веков и «съедая», сметая на своём пути всё и вся. На настоящий момент ученые пытаются противостоять моховым атакам, удаляя их с каменных полотен, но при их снятии навсегда исчезают и загадочные рисунки.

    Человек также вносит свою весомую и недальновидную лепту. Во времена Советского Союза в южной части урочища строили аэропорт, не задумываясь над последствиями строительства.  Поэтому часть заповедной территории была варварски перепахана и безвозвратно утеряна. Камни с рисунками оказались либо сдвинуты с места, либо вывезены, поскольку мешали строительству. Сейчас с достоверностью сложно утверждать, сколько утрачено уникальных петроглифов и круговых кладок. Чуть южнее и восточнее район строительства частных домов, в основании которых явно были использованы камни урочища. Не везти же людям строительный материал издалека, когда свои валуны девать некуда. Многие жители, да и приезжие, нарочито пытаются  создать свои произведения рядом со свидетельствами прошлого. Вдобавок музей под открытым небом совсем не охраняется. На сколько лет удастся сохранить это наследие древних сказать трудно.

      Во время нашего пребывания в урочище мы смогли убедиться в реставрационных работах, проводимых немецкими специалистами во главе с археологом г-ном Бодо Анке и силами сотрудников Государственного исторического музея Кыргызстана в Бишкеке, с которыми мы здесь познакомились. Сейчас в Чолпон-Атинском урочище проводятся консервация каменных рисунков, нанесение специального раствора для сохранения и защиты от влажности и перепадов температуры. Не забываются и мхи, для которых разработан уничтожающий состав.

 

Алексей Слепухин,
путешественник, врач, действительный член Российского Географического Общества
г. Екатеринбург,
adventurer@r66.ru

 

Продолжение читайте в следующем выпуске рассылки.

Кстати, всех желающих посетить Киргизию прошу не стесняясь писать по адресу: tourism@mail.ru

К Вашим услугам отдых в пансионатах, санаториях, домах отдыха на побережье жемчужины Киргизии - озера Иссык-Куль; пешие, конные, велотуры по самым живописнейшим местам Киргизии; охота; рыбалка; сплав по горным рекам (рафтинг); погружение на морские глубины (дайвинг); восхождение на высочайшие горные вершины республики; отдых на горнолыжных курортах, санаториях республики и многое другое, что Вы только можете пожелать!!!

 

Кроме Киргизии также предлагаем два горящих тура в соседний Узбекистан:

1. "Суфийский тур" - будет проходить с 16 по 22 апреля. В течение этих дней вы соприкоснетесь восточной культурой, образом мыслей и жизни, с личностями, которые творили историю и которых знает весь мир. Вы побываете в Ташкенте, Самарканде, Бухаре - в городах с тысячелетней историей, увидите величественные памятники, познакомитесь с людьми. 

Суфизм - это образ жизни, который позволяет человеку реализовывать весь свой потенциал, данный нам Богом (Природой). Ошибочно считается, что суфизм - это какая-то неотъемлемая часть ислама. Вот что пишет об этом Роберт Грейвс во введении к книге Идрис Шаха "Суфизм":

"Несмотря на то, что суфиев ошибочно считают мусульманской сектой, их можно встретить в любой религии, и этим они похожи на "Вольных и Принятых Масонов", которые, в зависимости от конкретной ситуации, могут положить перед собой в Ложе Библию, Коран или Тору ….

2. Тур "Озера Фанских гор" - будет проходить с 15 июля.

Выехав из Самарканда на Таджикскую границу, мы сменим наш комфортабельный микроавтобус на специальный горный транспорт высокой проходимости, который забросит нас к месту нашего первого палаточного лагеря. Наш путь будет проходить по живописному ущелью реки Зеравшан, являющейся крупнейшей рекой региона и может занять... Подробнее

 

Ну, если Вы прочитали все это и дошли до конца этой страницы, то я хочу Вам сказать одно - берите своих друзей и к нам. Форма заказа тура здесь.
 

Времени осталось очень мало! Так что, всех желающих прошу очень срочно заполнять формы заявки на туры. Эти формы вы можете найти нажав на ссылки, указанные выше, и по ссылке в левой части найдете ссылку "Заказать тур".

 

Сайты поддержки рассылки: http://www.kyrgyztour.com
http://e-bishkek.narod.ru

 

Ведущий рассылки: Сергей Плугов.

 Все ответы, а также вопросы, замечания и предложения отправлять по адресу:  tourism@mail.ru и kyrg@mail.ru

 

Письма читателей я цитирую без каких-либо исправлений. Если кто-то не согласен с тем, чтобы я публиковал письмо, укажите специально это. В противном случае я имею право публиковать письма в рассылке.

 

Архив рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/rest.travel.bishkek

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное