Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украинские новости культуры

  Все выпуски  

Художники солнечного Крыма


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка новостей "Художники солнечного Крыма"

Рецензия "ЭКСПРЕССИЯ ОБРАЗА"

         Художник из Коктебеля Стас Шляхтин - человек поистине уникальный. Он удивительным образом сочетает работу по созданию картин и служение в церкви. Причем, он не пишет иконы, так называемый новодел, а создает собственные экспрессивные живописные произведения.

         Выпускник Харьковского художественного училища, уже много лет живет на берегу Черного моря, в овеянном легендами Коктебеле. Это не случайно. Стаса Шляхтина издавна тянуло на землю Юго-Восточного Крыма, связанную с пребыванием на ней Максимилиана Волошина, Марины Цветаевой, Андрея Белого и с именами многих других деятелей культуры.

         Очарование горных пейзажей, величественного потухшего вулкана Кара-Даг, пышных кустов сирени собственного сада придает особую романтическую ноту многим его произведениям.

Художественная натура Стаса Шляхтина постоянно жаждет интенсивных визуальных впечатлений, дающих творческий импульс его живописной стихии. Художник вступает в телепатический диалог с изображаемым мотивом, вернее, наоборот, - он видит мотив, получает от него таинственный знак, а потом начинает писать. Пишет энергично, самозабвенно, на мощном эмоциональном порыве. И в результате творческого процесса возникают метафизические живописные образы.

         Согласно авторской концепции выставка "Экспрессия образа" выстраивается из пейзажных и портретных произведений. Владея высокой живописной культурой, Стас Шляхтин наполняет свои работы (такие, как "Пейзаж с двумя деревьями", "Пейзаж с белой стеной" и "Пейзаж с красными крышами") особенным сиянием, какой-то возвышенной лучезарностью. В них чувствуется влияние живописи французских импрессионистов.
         Особенно хочется остановиться на произведении "Святая гора". Несмотря на ее небольшой формат, поражает точность и выверенность композиции, внутренняя монументальность. Монументальность, как качество стенописи, достигаемое специфической трактовкой формы, а не размером. Со Святой горы льется чистый Фаворский свет, наполняя всю картину молитвенным размышлением.
         Пейзаж "Деревья в саду" подкупает зрителя динамикой композиции и взрывом эмоций, создаваемых искрометной техникой экспрессивного мазка. Картина звучит как целый оркестр. Удары черного наравне с желтым создают звучные цветовые аккорды на зеленовато-голубоватом фоне ландшафта. Метафорические растительные мотивы, структурируясь, выливаются в глубоко личную авторскую мелодию, создающую ощущение свежести и праздничности одновременно. Пластика в Шляхтинском исполнении буквально трансформируется в музыку.
         Информационное поле пейзажных полотен Стаса Шляхтина значительно шире изображаемых им фигуративных мотивов. Художник старается осмыслить экспрессию "событий" и отыскать лежащий в ее основе язык.
         В масляной живописи глубину художника можно наверняка измерить содержанием написанных им портретов. Это правило едва ли допускает какое-либо исключение. Портреты Стаса Шляхтина исполнены глубоким внутренним напряжением, которое создает амбивалентность восприятия. Благодаря авторской манере пространство художественного образа значительно расширяется. Живописца не интересует внешняя физиогномика, он опускается глубже, в драматические душевные коллизии. Портреты воспринимаются как судьба, как образ мирочувствия и миропостижения. Идет активное раскрытие внутреннего через внешнее, возникает портрет-биография.
         Стас Шляхтин пишет портреты как знаменитых людей (Валентин Никулин, Сергей Параджанов), так и не совсем известных музыкантов, художников и студентов. Ему важна суть - человеческая личность, ее индивидуальная неповторимость.
         Прирожденный колорист, Стас Шляхтин смело и напористо гармонизует сложнейшие цветовые созвучия, соединяя экспрессию цвета и экспрессию мазка. Особенно мощно это качество проявилось в его поздних портретах. В этот период в его живопись входит метафизический элемент, не поступающийся собой ради профанов. Так, в портрете "Ольги" художник достигает сильного цветового накала ярко-красного и золотисто-желтого. Лаконичность очертаний максимально крупного плана, когда изображается только одна голова, усиливает монументальность образа. Способ художественного изложения этого портрета раскрывает глубинные мировые пространства, поднимает идею религии, будущего, судьбы.
         Другая метафизическая голова известного кинорежиссера Сергея Параджанова написана на сколоченных досках. Контраст текстуры пострадавшей от времени поверхности и монолитной, монументальной головы с внимательным, как бы пронизывающим взглядом лежит в основе художественного решения данного портрета. Особенно здесь важно отметить работу цвета. Палитра живописца состоит из желтого, красного, зеленого, синего цветов, которые мастер приводит в цветовое единство.
         В портрете "Пророка" доминирует коричнево-терракотовый цвет, который переходит в напряженную красную охру, оттененную холодным краплаком. Яркий желто-зеленый удар, расположенный в верхней части головы, уравновешивается лимонно-желтым цветом волос, распластанных по плечу, слева и диагональю жемчужно-светлых пятен в правой нижней части картины. Жемчужный перекликается с изысканным цветом скулы и надбровной дуги. Так же как и в предыдущем произведении цвет основы, а портрет написан на дереве, служит важнейшим звеном создания колорита. Портрет святого воспринимается как пространство мироздания, которое стало более близким благодаря транспозиции в элемент музыкального.
         Можно с определенной долей уверенности сказать, что приведенная композиция ничем не уступает лучшим произведениям немецкого экспрессионизма. В портрете фотографа Андрея Трофанова ясно прослеживается специфика художественного языка Стаса Шляхтина - соединений точного штриха и крупных цветовых пятен. Вытянутостью пропорций головы оригинала еще больше усилена острой вертикальностью формата портрета. Благородная, золотисто-охристая поверхность лба контрастирует с активным красным, переходящим в синий, фоном. Выразительность взора достигается путем графического решения формы глаза - энергичных ударов пастели по коричневато-золотистому цветовому фону орнамента. Полученная таким образом романтическая абстрактность взгляда свидетельствует об удивительной самобытности и неординарности личности портретируемого.
         Можно, не боясь преувеличения, сказать, что почти во всех произведениях Стаса Шляхтина прорывается музыкальная тенденция его художественной стихии. Он стремится создать несколькими штрихами, пятнами или тонами некий неисчерпаемый по содержанию образ, микрокосмос, подобный Вселенной. Он стремится художественно заклинать действительность бесконечного пространства, и в этом ему помогает вера в Бога.
         В настоящее время, когда масляная живопись переживает "кризис жанра", когда в "табели о рангах" современного искусства позиции картины значительно пошатнулись, выставка Стаса Шляхтина "Экспрессия образа" подарит зрителям радость от встречи с настоящим искусством и познакомит с новым периодом творчества маэстро из Коктебеля.

Коктебель-Москва, август 2002 г.

Виктор Дмитриевич Уваров,
доктор искусствоведения, член московского Союза художников, международного художественного фонда, график, живописец, мастер таписсерии.

Подробнее - читайте на сайте Стаса Шляхтина


 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.travel.koktebel
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное