Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Узбекистан: мифы и реальность

  Все выпуски  

Узбекистан: мифы и реальность


Информационный Канал Subscribe.Ru

Узбекистан: мифы и реальность.


Уважаемые подписчики, просьба всегда указывать в ваших письмах страну, в которой проживаете.

Объявление!!! Требуются соавторы для ведения рассылки "Украина:мифы и реальность". Заинтересованных лиц просим написать на turist.28@mail.ru


От любознательного подписчика Сергея Чекурова получила только два письма, но мифов аж на 10 выпусков можно набрать. Все эти мифы типичны, схожие вопросы поступают и от прочих. Поэтому сегодняшний номер посвящаю разбору только его писем.

А вот другой любознательный подписчик Славик навел на меня такого страху, что пожалуй свою рекомендацию <не разрешено гулять после 10-00> сменю на 9-00. Причем утра! :) Подробнее о тонкостях преступного мира в рассылке <Уголки вселенной, планета земля> и в следующем номере.


Выпуск #9"Ташкент и жители Ташкента"

Да!!!!

> С удивлением подписался на подписку об Узбекистане.

> Два года как уехал из Ташкента.

> На мой взгляд, очень много ляпов в историях, которые вы представляете, получать начал с 9 .

> Про Тимура особенно, как таковых и узбеков то в те времена не было, были тюрки.

> Да и про государственность Узбекистана тоже вопрос... на мой взгляд.

Ш Сергей

Да почитав вас, пишу второй раз.

До чего ловко же вы все переворачиваете.

Просто нет предела возмущения!!!!!

Захватчики.....

Да РУССКИЕ, именно РУССКИЕ насли освобождение и СВОБОДУ большинству УЗБЕКОВ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.

Нет всеобщей свободы вообще, не будь "захваченной " Россией быть бы Вам анклавом Англии, с тем самым зарождением капитализма с остатком рабовладельчиства.где узбеки были бы в самом низу, я имею ввиду истинно безграмотный в массе своей 99,9 %.населения.

Говорить вообще то о 20 веке и истории коммунизма, так то особая история...

Но Россия несла свет и просветительство, свободу рабочим и истинно крестьянству, а говорить , .....мой дед был БАЕМ и он хороший ????.

ПРавда вот истинный критерий ......

Я долго жил в Ташкенте..

Я Люблю этот город.

НО СВОБОДЫ ТАМ НЕТ!!!!!!!!!!.

И НЕТ!!!!!!!!!!.

Коррупция и взяточничество написанно у любого чиновника на лбу.

Извините за грубый слог.


 

МИФ 22 Во времена Тимура узбеков как таковых не было.

В выпуске ?6 подробно давалась полная статистика формирования народа.

Добавлю лишь следующее: в соответствии с книгой "История Узбекской ССР", окончательное формирование народа узбеков относят к 11-12 веку. Язык назывался тогда иначе, но именно этот язык называется сейчас "староузбекским".

Конечно, книга эта ныне считается несколько устаревшей, были многие дополнительные открытия, но в вопросе о формировании народности они отодвигают дату еще раньше, в 5-6 века.

Когда Тимур начал свои действия, узбеки уже не просто были, они были основной народностью Маверанахра. Другое дело, что сам Тимур далеко не узбек. Он барлас. Но, скажем так, Екатерина вторая тоже была немкой...не считать же Россию того периода немецким государством из-за этого?


МИФ 23 Рабовладельческий Узбекистан.

Что интересно, данное понятие о невольничестве в Средней Азии весьма распространено, однако никогда в Азии не формировался даже в глубокой древности абсолютный рабовладельческий строй.

Во времена расцвета рабовладельческого строя в Греции и Египте, в Азии данный вид производства не прижился. Причиной этому был климат. Узбекистан не единственная страна, в которой не было рабства. Рабство как вид производства здесь было попросту невыгодно. Это в Египте и Греции с их вечно одинаковой погодой, рабы могли ходить в одних набедренных повязках и единственными затратами на них было питание. В Узбекистане, с его резкими сменами от холода к жаре, раба нужно было содержать, кормить, обеспечить кровом. Иначе он не выживал. Именно поэтому отношение к рабам было совсем другое. Это не была дешевая рабочая сила. Это было дорогим удовольствием. Невольники, как правило, воспитывались вместе со свободными людьми в одинаковых условиях. Единственной разницей было то, что рабам больше преподавали военное дело. Военные отряды формировались в основном из невольников. К слову сказать, Чингисхан также первоначально был невольником.

Как вообще формировались рабы? Это были военнопленные. Поскольку по всей стране тогда кочевали различные племена и были они все весьма воинственны, то попасть в плен мог кто угодно - и вождь племени, и мелкий пастух. Воители не могли относиться к достойным противникам без уважения. К тому же военная фортуна также изменчива, и вчерашние победители сегодня уже могли стать побежденными.

Рабов называли <гулом>ами. Это не было позорным либо унизительным названием. Это был просто статус человека. Во многих племенах дети рабов рождались уже свободными, однако традиционно становились военными. Поэтому имя Гулом сохранилось у узбеков до сих пор. (Пример: Гофур Гулом).

Ко времени вторжения в Азию русских невольничество в Азии существовало в следующем виде: любой человек, если он имел долг и не мог его выплатить в срок, должен был этот долг отработать. Те люди, кто не смогли бы отработать свой долг за всю свою жизнь - становились как бы пожизненными работниками, а значит, фактически, рабами. Однако учет велся, и если каким-то образом человеку все же удавалось выплатить долг, он становился свободным.

Вообще, явление рабства было очень редким. В отличие от России с его крепостным правом, которое, кстати, на момент вторжения войск, не было отменено, и даже самый захудалый сельский барин имел в наличии около ста душ, в Азии почти ни один бай не мог похвастаться обилием рабов. Невольницы в больших количествах населявшие гаремы имелись только у эмиров. Официально Ислам позволял иметь только до четырех жен, но Ислам не запрещал разводов. Порядок был несложен - у эмира бывала старшая (главная) жена, из благородного рода, она же чаще всего и бывала матерью наследника престола. Место же третьей и четвертой жены было непостоянным, и занять его могла любая, на кого эмир, а точнее специальные женщины, прислужницы гарема, обращали свой <милостивый> взор. Через какое-то время эмир давал ей развод, и место жены опять становилось вакантным, сама же девушка оставалась в гареме в качестве танцовщицы, певицы, прислужницы. Подробно про формирование гаремов написал Абдулла Кадыри в своем романе <Мехробдан чаён> (<Скорпион из алтаря>), который собирал материал для своего романа от женщины, бывшей когда-то любимой женой Худаер-хана.

Количество женщин эмира могло доходить до тысячи. И все они, естественно, фактически были невольницами, хотя это слово и не использовалось в обиходе. Таким образом, по количеству своих невольников эмир, возможно, смог бы поспорить с помещиком среднего класса в России, где зажиточными считались помещики, имевшие от 1500 душ. Но вот Российские императоры уж точно были побогаче насчет этого...

Таким образом, отметается сформировавшаяся и очень сильно укоренившаяся в сознаниях людей версия об освобождении Узбекистана от рабства Россией. Россия не могла освободить Узбекистан от того, что еще не было искоренено в ней самой.


МИФ 24 <Узбекистан - анклав Англии, не будь России> и прочие <ля-ля>

Честно говоря, никогда не понимала, а почему собственно лучше быть анклавом России, чем Англии?

То есть, собственно говоря, какая разница? И почему жуткие последствия от захвата англичан должны быть хуже, чем последствия вторжения Российских войск? Оккупация она и в Африке оккупация...

Обычно приводятся ответы, что англичане не считали бы местное население за людей и т.д. Но Российское командование также не считало азиатов равными себе. Азиаты назывались туземцами, их культурное наследие не ценилось высоко. Что касается того, что у колониальной Англии была привычка захватывать и тащить к себе все ценности государств, ею захватываемой, так русские умудрились каким-то образом все же продать именно Англии бОльшую часть редких образцов национальной сокровищницы, вследствие чего в настоящее время в музеях Англии гораздо больше экспонатов истории Азии, чем в самой Азии.

Но вообще (это мое личное мнение), несмотря на саму абсурдность поставленного вопроса, все же сочтем быть захваченными Россией благом по сравнению с возможностью быть захваченными Англией.

Но существовала ли тогда реальная угроза Средней Азии от Англии?

Время захвата Россией Азии совпало с периодом объединения Германии, что было весьма важным событием в Европе. Объединение Германии, не шло простым путем, оно давалось кровью и большими жертвами среди немецкого же государства. По сути раздробленная на многочисленные мелкие княжества Германия, была захвачена одним из своих королевств - Пруссией. Каждый шаг пруссаков строго осуждался и в Европе, и в России. Пруссаки громили австрийцев, вошли в Париж и наложили огромную контрибуцию французам. Германия, объединяясь, становилась опасна.

Англия, в той геополитической ситуации, как правило, была противницей России. На период объединения Германии, император Вильгельм был дядей императора Александра, и родственные узы, хоть и временно, но делали союзниками эти две страны. Франция и Австрия, побежденные Пруссией, временно вышли из игры. Другое дело Англия - вечная соперница во всем: на море, в торговле, в плане влияния. Сама Англия была попросту неприступна. А вот её колонии... Особенно Индия, считавшаяся жемчужиной среди завоеванных Англией стран, и добраться до которой можно было через Азию.

Среднеазиатские цари часто совершали набеги в Индию и неоднократно завоевывали её. Махмуд Газневи, Тамерлан, Бабур - и это еще не все. Индия была уязвима со стороны Средней Азии, и захват Азии Россией был предупреждением Англии.

Получается, что это Английская колония была под угрозой, это Индия могла оказаться в анклаве России, а Средняя Азия и Узбекистан, в частности, были лишь путем, очередной козырной картой (хочется верить, что не <шестеркой> :-/ ) в политической имперской игре России.

Подтверждением этого может служить и тот факт, что Афганистан, находящийся непосредственно по соседству с Индией, так и не был захвачен Англией.


МИФ 25 <Россия несла свет и просветительство>

Первая же ассоциация от этой фразы, это ненавязчивая такая аналогия уже всемирно известной истории США с Ираком...

Мыслимое ли дело вообще, чтобы захват одного народа другим, был благом для захваченного народа? Создаются ли войны, для того чтобы нести свет и просветительство? Вообще нуждается ли свет и просветительство в военных действиях?

Определенно нет, немыслимо, не создаются, не нуждается.

В истории Узбекистана захват более развитой стороной был в случае с Александром Македонским. Греки несли народам Азии свободу от персидского ига. По крайней мере, такова вроде была официальная версия, выдвигаемая Македонским, который по слухам <стульев не ломал>. В результате этого <блага> более половины населения Согдианы было перебито в результате оказания <варварского> и, наверное, нецивилизованного сопротивления светлым и просвещенным греко-македонским <миссионерам>. Многие уведены в рабство, поскольку, по словам <просвещенного> Аристотеля <быть рабом для варвара - благо>. Шумные города опустели, в стране воцарился голод. А ведь Александр высоко ценил местное население, был женат на дочери местного князя Оксиарта Роксане, устанавливал связи между греками и согдами, пытаясь стереть грани, различавшие их. А вот <местные> ответили благодетелю черной неблагодарностью, вылившемуся в восстание Спитамена. На счастье Македонского, хоть сражались не так цивилизованно, как греки, а то, кто знает, как потом история трактовалась бы...

Вторым случаем такого блага оказалась Россия, которая, несмотря на отсталость в европейском плане, по сравнение с тремя ханствами была очень развитой страной. Война на территории Средней Азии была жестока и бессмысленна. Неспроста талантливый русский художник-солдат Верещагин на известной картине, посвященной войне в Средней Азии рисовал горы черепов и воронье над ним.

Тем не менее, российское командование хотело сохранить <лицо>, особенно перед Англией, которая осуждала всячески захватнические действия России (как последняя сейчас осуждает США в Ираке). Англия, конечно, думала лишь о своих интересах, что не мешало, однако, ей в данном случае быть правой (повторюсь, как и Россия касательно США, говоря, что <Янки> нечего делать в Ираке).

Уже после взятия Ташкента генералом Черняевым были созваны главы города, для подготовки документов подтверждающих, что население, страдавшее от мусульманских правителей, само сдало город русским войскам. Домулло Солихбек-охунд, бывший тогда среди них, дал отрицательный ответ Черняеву. В <Тарихи Жадидаи Тошкент> Мухаммада Солиха, также участвовавшего в этом совете, записаны следующие слова:

<Каждую крепость и область от Белой мечети (Окмасжид) до стороны Гулжа назареяне и русские после больших боев и грабежей подчинили себе. Большинство боев велись внезапно, ночью, без предупреждения, без переговоров, без условий с жесточайшими убийствами. В частности, город Тошканд с половины месяца Зулхижжа по двенадцатое число месяца Сафар был оставлен без воды и еды. После гибели амирлашкара (военачальника) Муллы Алимкула город остался без предводителя, без султана и без войска. Оставленный Эмиром Бухары и всеми племенами и родами, мусульманами из Хорезма, Ферганы и прочих городов без помощи, без оружия, без питания народ Тошканда и те, кто волею судьбы оказался в нем, сражались до конца. Во вторник ночью, русские и назареяне, преодолев ворота Хиёбон, воспользовались неподготовленностью населения и вошли в город. Борьба в городе продолжалась до четверга, многие здания были объяты пламенем, усталые и жаждущие, враги и друзья перемешались в этой бойне, и сражались плечом к плечу, не зная с кем. И, наконец, после обеденного намаза в четверг русские и назареяне захотели заключить перемирие и дали нам обещания. После этого мы согласились с их условиями и заключили мир>.

За эти слова Домулло Солихбек был отправлен на каторгу в Сибирь, а вместе с ним и шестеро из собравшегося совета, согласившиеся с его словами.

После принятых мер Черняев еще раз созывает совет с беспрекословным требованием подготовить необходимый ему документ. За это время в городе вспыхивает восстание, оставившее в истории название <восстание оспы>. В ослабленном Ташкенте, пережившем все ужасы осады, вспыхнула эпидемия оспы. Недовольство населения вылилось в восстание, которое было подавлено, и за которым последовали массовые ссылки в Сибирь. Были сняты со своих должностей большинство казиев и городовых. Для устрашения местного населения русские войска расположились и в старой части города, хотя по заключенному договору они обязывались не вступать в Старый город. Абулкосим-эшон выходит с письменным протестом к генерал-губернатору Вревскому и добивается вывода русских войск. В это же время он и сам заражается оспой. 30 июня в большом сборище возле мечети Жоме, Абулкосим-эшон в своем обращении к населению, говорит также, что эпидемия прекратится с его смертью. Остроумов в своей книге <Константин Петрович фон Кауфман - организатор Туркестанского края> пишет, что сраженный в свои старческие дни событиями последних дней, благородный Абулкосимхон после этого вскорости умер (4 июля). И что удивительно, после его смерти эпидемия пошла на убыль. Ташкентские сарты (узбеки) верили, что конец эпидемии настал по причине его кончины.

Меры, принятые Черняевым, возымели свое действие. Кази Калян Хакимхужа, бывший свидетелем этих событий, тот самый, который составлял договор перемирия с Российским командованием, остался фактически единственным главой среди местного населения. Поставленный перед тяжелым выбором проявить принципиальность Домуллы Солихбека и опять погрузить истощенный эпидемией город в ужасы ссылок, расстрелов, наказаний или выбрать худой мир, он выбирает последнее, и составляет документ, который требует генерал Черняев.

Репутация России в глазах мирового сообщества была спасена. Россия стала не захватчиком, а освободителем угнетенного народа. Претензии Англии были сняты. Однако цена, которую пришлось за это заплатить ташкентцам, оказалась слишком высока. Ну, так они и не покупали, только платили...


МИФ 26: Я Люблю этот город, НО...

....Я пишу о городе -что он прекрасен неспроста. Я заходила на сайт Ташкента, и просмотрев фотографии, была просто очарована его красотой...(Ирина)

  ....помню как мы заходил на алайский базар, выбирали лепешки, никогда не мог равнодушно проходить мимо них. И гуляяяли до сквера с хрустом и шелестом....(Игорь)

Ташкент, да и весь Узбекистан в целом, обладает странным качеством очаровывать всех, кто его узнает. Александр Македонский после завоевания Согдианы стал перенимать многие обычаи восточных царей, носить их одежду, его сподвижники даже упрекали его за это.

Арабы после завоевания этой территории через какое-то время сами же начинали возглавлять крупные восстания и сыграли решающую роль в отделении Мавераннахра от арабского халифата.

Монголы после завоевания этой земли начали менять свой образ жизни на оседлый. Переняли многие обычаи, полностью слились с местным населением и начали своих же соплеменников - кочевых монголов называть презрительно <джучи>.

Очарованный страной Тамерлан иной раз готов был уничтожить целый город лишь для того, чтобы вывезти из него еще одного уникального мастера, который украсил бы Мавереннахр очередным архитектурным шедевром.

....Мне так не хватает открытых лиц, всех вас, просто воздуха Ташкента! И неба со звездами, а не сплошь мутное. Синевы здесь не хватает! Только приехав сюда я поняла собственно значение слова <восточная луна>. До этого признаюсь, не понимала, луна как луна...Сейчас я могу поэмы слагать :)...(Евгения)

...как надоел этот холод и дождь. К теплу хочу. В Ташкент...(Сергей)

...а куранты там все еще стоят? А то я слышал, что в Ташкенте много чего поменяли...(Павел)

Ташкент это город, который принимает всех. К нему очень легко приспособиться. От него сложно отвыкнуть. И невозможно забыть. Конечно, здесь есть свои <коренные> столичные жители с возгласами <паааанааеехаали тут>, но даже эти возгласы звучат как приглашение. Узбекистан настолько гостеприимен, что иной раз кажется, будто он сам звал своих бесчисленных завоевателей. Кто знает, может, и не на пустом месте возникли слухи, что он попросил Россию присоединить его к необъятной себе, чтобы через много лет сыны Узбекистана в одном строю с русскими участвовали в Великой Войне, защищая свою тогда общую Отчизну.

...больше всего мне нравится рисовать узбекских Бабаев. Я их просто обожаю! С белыми бородами, такие чистые, аккуратные, улыбчивые. Иной раз хочется и того нарисовать и этого, и третьего еще захватить!... (неизвестная художница)

...приятно в чужой стороне услышать весточку о родных местах...(Руслан)

...прикольно ты пишешь! И знаешь, что я тебе скажу? Ташкентское метро это просто образец искусства по сравнению с этим...(Олеся)

...встретил однокурсниц. Я ведь учился в Самаркандском медицинском. Их удивительные темные глаза с тонкими черными бровями. Сейчас они конечно уже изменились, но взгляд остался тот же... (еще один таинственный)

Лучше всего наверное можно сказать словами поэта:

.... Я родился в сердце Туркестана,

В городе зеленых площадей,

В тишине чайхан, теней чинары,

В пыльном воздухе высоких тополей.

Южный город с изумрудной кроной,

С воздухом наполненным жарой,

Ты когда-то был велик и дорог,

Только я давно уже не твой...

Мне милее белые березы,

Серых сосен дружный хоровод,

Лютые февральские морозы,

И весенний ранний ледоход.

Я люблю бескрайние просторы

До весны оставленных полей...

Только... очень часто снятся горы,

И фонтаны жарких летних дней...

Рахманов Рустам


Читайте в следующем номере:

<...Если потерпевший был человек умный, то он не шел в милицию - бесполезно. А шел он к Салим-баю. И нес ему подарок. В неспешной беседе в чайхане, после обязательных расспросов о семье и делах, надо было посетовать на пропажу, вскользь упомянуть о том, что был бы благодарен человеку, помогшему с проблемой. На что Салим-бай, рассеянно покивав, определенного ничего не отвечал....>


Ляпы эксперта:

Из словаря Ожегова;

НАЦИЗМ - а, м. Германский фашизм. || прил. нацистский, -ая, -ое.

НАЦИОНАЛИЗМ - а, м. 1. Идеология и политика, исходящая из идей национального
превосходства и противопоставления своей нации другим. 2. Проявление
психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи
национальной замкнутости. || прил. националистический, -ая, -ое.
Националистические взгляды.

******

Вроде бы не одно и то-же.

С уважением Влад

Эксперт: Ну да..того...немного...погорячилась...вот..

Вывод экспертной комиссии: все слова "нацизм" в выпуске ?8 читать как "национализм", эксперта поставить в угол за нарушение политкорректности


Уважаемые подписчики!

Вы также можете быть в составе экспертной комиссии.

Для этого достаточно внимательно следить за публикациями и отправлять письмо по адресу turist.28@mail.ru если заметите "ляп"

Ваше мнение имеет значение!!!

Пишите Ваши добрые и сердитые письма на turist.28@mail.ru

Присылайте свои мифы об Узбекистане, мы будем рады рассмотреть КАЖДЫЙ из них.

Если Вам необходима какая-либо информация из Ташкента или у вас есть просьбы и пожелания, также пишите нам по адресу turist.28@mail.ru Мы будем рады вам помочь! Все, что мы делаем бесплатно.

автор рассылки - Наргиза

военный консультант - лейтенант запаса, Камбар Саидов

Рассылки Subscribe.Ru

Азия: ты V моя, моя любимая!!!

Уголки вселенной, планета земля !!!

 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.travel.tashkent28
Отписаться

В избранное