Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Обожаю сплетни!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Новости культуры http://russ.ru/culture ---------------------------------------------------------------------------- Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives Список авторов РЖ http://russ.ru/journal/archives/authors Поиск по РЖ http://russ.ru/search ---------------------------------------------------------------------------- Культурный Гид http://russ.ru/culture/guide 26 октября 1992 года Интерактив Это 52-ой выпуск "Культурного Гида". Считай - год. И потому я хочу попросить читателя выставить свою оценку по пятибалльной шкале каждому отделу. Кино Литература Арт Музыка ТВ-фильм Интерактив Прошлое Также, как всегда, приветствуются развернутые соображения по сопутствующему поводу. **стандартная форма - "год КГ"*** Кино Для начала: мои извинения читателям. По недопустимой халатности, давая объявление о фильмах Махсена Махмальбафа в кинотеатре "35 мм", я не только не удосужился уточнить его адрес, указанный в журнале "Афиша" как Покровка 20, но даже не дал себе труда переговорить с коллегами из этого издания. Если бы я сделал это, то знал бы, что "35 мм" - это бывший "Новороссийск", находящийся вовсе не на середине улицы Покровка, а в самом ее конце. В результате опечатки в "Афише", а также моей небрежности несколько десятков человек тщетно пытались попасть в кино в субботу. Самое обидное, что мысль о "Новороссийске", кажется, никого не посетила. Единственное, что я могу сказать в свое оправдание - так это то, что одной из жертв был я сам. В утешение не попавшим на "Габбех" скажу, что его собираются показать по телевизору через неделю под названием "Персидские ковры". А теперь - к тому, что можно увидеть на этой неделе в кино, а именно - о "Ведьме из Блэр". Реклама, обещающая очень страшный фильм, как всегда врет: фильм вовсе не страшный. Он встраивается не в контекст "Мумии" или "Призрака дома на холме" (который с 20 октября идет в отремонтированном "Горизонте"), а в контекст "Догмы 95" и "Забавных игр" Михаэля Ханеке. Дело не только в ручной камере, малом бюджете и том, что насилие на экране не показывают, а скорее в эффекте воздействия. Как и в "Торжестве", поначалу кажется, что смотришь любительскую съемку, и все начинается тогда, когда уже во все успел поверить. А в то, что происходит дальше, верить не хочется. И воспринимать это как кино уже не получается. На том же построен фильм Ханеке: его тоже нельзя воспринять как кино - потому что все законы традиционного нарратива нарушены: с самого начала ясно, чем дело кончится, никакой кульминации нет, да и вообще никаких ужасов в кадре не происходит. Результат во всех трех случаях один: чувство дискомфорта. Зрители не привыкли к такому кино. По большому счету надо было бы встать и уйти из зала - но на всех трех фильмах почти все выдерживают до конца. Вероятно, они все-таки подсознательно ассоциируют себя с героями - хотя бы потому, что им тоже неприятно и дискомфортно и они тоже хотели бы выйти. Но им, собственно, выйти некуда. Разве что за рамку кадра. И потому они бессмысленно ходят по лесу, крича Fuck! и Shit! и подбадривая себя умозаключения типа: "Вчера мы шли на юг и пришли туда, откуда вышли - значит, сегодня пойдем на восток". Даже перекреститься и помолиться они не догадываются. Лучшее, что может сделать героиня, это надиктовать в камеру прощальное письмо своей маме, окончательно превратившись в этот момент в маленькую девочку. Нарушение стереотипа восприятия, разрушения комфортного способа существования всегда вызывает изменения в психике - если угодно, скажите "в душе" - человека. Сюрреалисты, стоявшие у начала современного искусства, рассчитывали именно на это. И по большому счету это "разрушение" - одна из главных составляющих культуры ХХ века. Насилие, наркотики, психоанализ и - шире -психотерапия, современное искусство - все это пытается добиться одного и того же, но разными средствами. Цель всегда одна: правда о самом себе. В случае "Ведьмы из Блэр", "Торжества" и "Идиотов" и публика, и герои фильма могут прикоснуться к этой правде ("Игры", наиболее слабый из всех обсуждаемых фильмов, этого не делает: непохоже, чтобы персонажи хоть что-то поняли). Правда на то и правда, что словами невыразима, и потому не спрашивайте меня, в чем она заключена. Может быть, "мы все - маленькие дети в бесконечном темном лесу"? Или: "когда придет Нечто, нам будет нечего ему противопоставить"? "Ведьма из Блэр : курсовая с того света". Кинотеатр под Куполом, 26-28 октября. Литература Я все собираюсь огласить список тех современных российских прозаиков, которых лично я считаю самыми продвинутыми и модными. Опасаясь, что он будет невелик, я с удвоенной силой присматриваюсь к чужим спискам в надежде расширить свой. Один такой список полгода назад напечатал известный литературный журнал Playboy. Список был тоже невелик и включал в себя традиционного Пелевина и Сорокина (было это полгода назад, а сейчас Playboy грозит Пелевина выкинуть из числа модных авторов - в частности, за то, что, съездив на плэйбойские деньги в "творческую командировку" в Турцию, Виктор Олегович что-либо писать отказался. Что - если это действительно так - не есть хорошо), а также давно всем известного Мамлеева (писателя, конечно, очень хорошего, но вот насколько "модного"... уж не знаю) и куда менее известного, хотя вне сомнения модного, Владимира Тучкова. Мнение журнала Playboy нам, конечно, не указ. Но когда одна красивая и умная девушка (выражение "красивая и умная девушка" всегда напоминает мне о пассаже (http://lib.ru/UMBEKO/ekopolo.txt#ROSE12) Эко о том, что такое по-мо... про "по выражению Лиала, я люблю тебя безумно"), так вот, когда одна красивая и умная девушка сказала мне, что Тучкова надо обязательно читать, я окончательно поверил в его модность и продвинутость. Но тем не менее что-то не дает мне в этой истории покоя. Несмотря на продуманное и взвешенное присутствие в Интернете (включая колонку "злоба дня" http://www.vesti.ru/daynews/current в Вести.Ру), мне почему-то кажется, что Тучков некоторым образом удивительно несовременен, хотя, конечно, талантлив и заслуживает внимания. Тучков прославился своими стилизованными под Толстого рассказами о новых русских и мальчике, который заработал много долларов. Напечатаны они были впервые в НЛО, а в Сети доступны здесь (http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/TUCHKOV/PyatayaKniga.htm). Если это не самое лучшее произведение Тучкова, то самое характерное: все остальные построены по схожему принципу, хотя и менее явно просвечивающему. Таковы и его крупные произведения, такие как цикл рассказов "Смерть приходит из Интернета" (http://www.infoart.ru/magazine/novyi_mi/n5-98/index.htm) (отдельная загадка - найти упоминание Интернета в тексте) и мелкие, которых приведу два характерных образчика, чтобы было ясней, о чем я говорю: я тебя собрала на разборку во все самое лучшее где же теперь мне найти тот рушник что раны осушит твои мои слезы утрет (из цикла "Песни славянской души" (http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/TUCHKOV/Pesni.html)) Узнал, что в среде московских бомжей существует презабавное поверье, согласно которому обладатель стотысячной купюры с номером 0000001 может проживать без паспорта. Хохотал до слез! (из цикла "Розановый сад" (http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/TUCHKOV/RozanovSad.htm)) Иными словами, во всех случаях Тучков рассказывает о современной ("новой") действительности, используя ту или иную стилистическую модель: Толстого, фольклор, Розанова и т.д. Весь эффект, разумеется, строится на том, что сам Тучков отлично знает, что у "нового человека" психологии и этики в традиционном смысле как бы нет и потому писать о нем в духе психологической прозы (как то делает, например, Эргали Гер в "Сказках по телефону") не верно. И заранее отчаявшись подобрать адекватную форму, он берет самое неподходящее, добиваясь по крайней мере радостной улыбки читателя. Что, собственно, тоже немало. Перед похожей проблемой стоял и Пелевин, когда писал "GП" - и, возможно, именно поэтому роман напоминает не роман, а портфолио криэйтера. Выход Пелевина тоже не идеален, но выход Тучкова кажется мне все-таки несколько устаревшим: по большому счету это все тот же соцарт конца восьмидесятых, только сменивший тему: вместо совка нам рассказывают про бандитов и банкиров. Меня же не покидает надежда, что рано или поздно кто-нибудь все-таки подберет адекватный язык для нашей жизни... или, точнее, для жизни начала девяностых, потому что именно о ней и пишет Тучков. В кино это почти удалось Грише Константинопольскому - и, вероятно, не случайно, потому что первый путь лежит как раз через кино, образы которого гораздо адекватнее происходившему, чем образы классической литературы. (К этому способу тяготеет и Пелевин). Второй путь - вероятно, Тучкову идеологически более близкий - лежит в описании, выполненном по принципу "Зияющих высот": описании безжалостном, жестоком и моралистичном без шуток. В любом случае, это должно быть описание изнутри, а не снаружи... но, возможно, в силу возраста и социального положения Тучков к этому не способен. У банкиров же пока слишком много дел для того, чтобы самим писать про себя. Ну, ничего, мы подождем. 28 октября. Классики XXI века (http://www.vavilon.ru/lit/office/klassiki.html). Страстной бульвар, д.8. Вечер Владимира Тучкова Клубы Главным событием клубной недели с очевидностью станет уик-энд, пришедшийся на Хэллоуин. Игорь Бутман будет играть в Le Club, а в Республике Beefeater официанты нарядятся скелетами. Но самая волнующая программа планируется клубом "Дом". В субботу пройдет грандиозное действо "Воспоминание о рождении", посвященное практике реконструкции пренатальной памяти. Фольклорный театр "Ладанка" и ительмен Леонид Сысоев с Камчатки покажут перформанс и видеоинсталляцию. А также обещано камлание - уж не знаю, можно ли его считать перформансом и частью театра. А в воскресенье, собственно в День Всех Святых, будет представлена его мексиканская версия: Праздник Calaverada - День Всех Умерших. По правилам должны быть сахарные черепа и скелеты, но обещаны латиноамериканская музыка, старые мексиканские фильмы и фотографии. Что тоже хорошо. В ту же ночь "Китайский летчик Джао Да" под утро проводит after party "Добро победило". Приятная музыка и вроде бы бесплатный глинтвейн. Получить скидку можно здесь (http://www.24hours.ru/review.asp?id=2218&z=3). "Дом" - Большой Овчинниковский пер., 24, стр.4. "Китайский летчик Джао Да"- Лубянский проезд, 25, стр.1. ТВ-фильмы На этот раз ограничусь кратким анонсом, поскольку программа РТР богата чудовищно - каждый день можно что-то смотреть. Но я еще раз повторю о фильме Махсена Махмальбафа "Персидские ковры" ("Габбех") - воскресенье, РТР, 23:40. Кроме того, всем поклонникам Эмира Кустурицы настоятельно советую посмотреть по каналу Культура ретроспективу режиссера Александра Петровича: три фильма со вторника по четверг в 22:00. После "Скупщиков перьев" (единственный фильм Петровича, который я видел; показывается во вторник) "Время цыган" смотришь другими глазами. Вторник, "Культура", 22:00, "Трое". Среда, "Культура", 22:00, "Скупщики перьев". Четверг, "Культура", 22:00, "Скоро будет конце света". Воскресенье, РТР, 23:40, "Персидские ковры". Прошлое Приезжает "Ленинград"! Как мы рады, как я рад... Андрей Травин andrew@guitar.ru Группа "Ленинград" выступила в клубе "Китайский летчик Джао Да". Многие ее слышали раньше, помнили слова. Я прежде ее не слышал, у меня - несколько абзацев свежих впечатлений. Стиль группы я бы определил как "нежный панк". Но дело не в "ярлыке". Главное в том, какую подложку исполнители выбирают для ненормативной лексики и "ненормативного стиха". У частушек такой контекст сложился, утвержден и признан. Оставалось выявить его свойства и использовать. Во-первых, "Ленинград" взял от них полную свободу и умение называть вещи своими именами. Помните песню "Ленинграда", где в последней строке указывается, чем окончится свидание с "единственной"? Аналогично только в частушках, бывало, прямым текстом указывалось, что именно герой любит делать с его "милкой". А во-вторых, "Ленинград" взял от частушек маску придурковатости. После извлечения вступительных аккордов лица исполнителей "глупеют" прямо на глазах. Но главную "придурошность" музыке группы придает ее мощная духовая секция: туба, "Ящер", труба, кларнет и... по виду самый "большой козел" - на саксе. Впрочем, "Ленинград" ищет и другие образы героев, которым все по фигу. Кроме дурака и шута, человеком, которому все можно, оказывается "Агент 07". Именно так называется их новая песня, которую они дважды репетировали в "Китайском летчике" прямо на публике (а почему бы нет? - Джеймсу Бонду все можно, и им - тоже!). Самое яркое впечатление от концерта - это то, как счастливы были дамы. На лицах зрительниц было написано такое блаженство, словно этот самый орган, поминаемый через слово или, по крайней мере, через песню, был им вставлен и ощутим. *** А вот еще отзыв на один из прошлых номеров: По поводу граффити "GOD, FUCK AMERICA!". Подозреваю, что могу разрушить анонимность этого произведения. Скорее всего его автор - молекулярный биолог Василий Раменский. По крайней мере, идею такого лозунга я слышал от него несколько лет назад. Правда, у него фраза задумывалась без знаков препинания: "GOD FUCK AMERIKA" - чтобы виднее был тот самый сакральный смысл. Слова, помнится, должны были располагаться друг над другом и составлять такой американский символ веры. Приятно, что, судя по вашим словам, даже с пунктуацией она не потеряла свою амбивалентность. Кстати, слоган этот Вася выдумал вскоре после возвращения из Штатов, где он прожил два года и откуда в конце концов сбежал бегом. Но сначала, прежде, чем разочароваться и сбежать, он очень полюбил эту страну - красоты, зверей, музыку, небоскребы, морковный сок в супермаркетах... Кроме благородной ненависти к политкорректности, он привез оттуда массу добрых и красивых образов - скажем, огромный черный коп в кожаной куртке и темных очках, который дежурит на заснеженной автобусной остановке и, не снимая этих очков, читает дешевую карманную книжку под фонарем... Это я все к тому, что "GOD FUCK AMERICA" - это не чистый стеб. Там и стеб есть, и отголоски искренней патетики. В общем-то, это не пародия на "GOD, BLESS AMERICA!", а просто более личный, авторский, вариант этого благословления. Видимо, в личной Васиной Америке не хватало GOD и FUCK, сакрального и сексуального (что часто одно и то же), - вот он оттуда и смылся, пожелав этой стране на прощание больше господнего семени. (Патрикей Лисидзе patrikey@mailcity.com) *** Новые впечатления, комментарии и так далее принимаются и приветствуются. **форма** Интерактив Кого вы больше боитесь? Представителей власти, наделенных теми полномочиями, которые у них уже есть: 26 Представителей власти, получивших чрезвычайные полномочия: 22 Вообще ничего не боюсь: 14 Создаваемых народных дружин и отрядов самообороны: 11 Террористов: 4 Ну, собственно этого я и ожидал. Письмами читатели обосновывают свой выбор. На днях мой брат возвращался от меня к себе домой изрядно выпимши и был буквально у меня во дворе остановлен милицией на предмет документов. Учитывая, что на нем была вязаная шапочка растаманских цветов, а волосы у него были где-то малинового цвета, принять его за террориста было трудно. Милиция предложила ему пройти в ближайший подъезд, обыскала на предмет наркотиков, посмотрела деньги и документы и отпустила. Придя домой, мой брат обнаружил, что деньги в размере 300 долларов США исчезли бесследно. В расстроенных чувствах он позвонил мне, и я с приятелем, который у меня как раз ночевал, спустилась во двор, где и сказала ментам о том, что, мол, какие-то люди обыскали моего брата и деньги исчезли. Что я, конечно, подозреваю, что это бандиты промышляют здесь - и завтра напишу заявление, если бандитов не найдут. Впрочем, может это и вы были, сказала я, а деньги он просто выронил. Так вы поищите их как следует, иначе - заявление напишу. Мы с приятелем пошли пить водку домой, а менты через полчаса принесли назад долларов тридцать, которые нашли в подъезде. А еще минут через десять - компакт-диск. "Ну что, - сказал приятель, - 10% мы отбили". Мораль этой истории ясна: будь осторожен, а если что, продолжай рыпаться дальше. Всех денег не вернешь, но хоть что-то... (Анна Эйдис) Что может быть страшнее черни, получившей, пусть даже минимальные, права. Власть, получившая чрезвычайные полномочия, все же далека от нас. Закон всегда можно обойти. Чиновников, сиречь представителей власти, - купить. Если маленького человека уверят, что он участвует в историческом процессе, что от его деятельности зависит судьбы народа, что он, если не Бог, то некто близкий к Богу - это страшно, невозможно страшно. Такой методики придерживались и в Революцию, и в Первые пятилетки, и в Отечественную войну. И что мы видим - убивали налево и направо: аристократов, кулаков, купцов, попов - всех подряд, чем больше, тем лучше; доносили друг на друга в тридцатых (по тому же принципу); открывали Красный террор (ну чем не погром); даже сумели не только остановить, но и разгромить хорошо вооруженную и обученную немецкую армию. Дай сейчас волю - порешат чеченцев, как террористов, а когда чеченцы или все кавказцы кончатся (то есть будут перебиты) примутся за других (татар, евреев, новых! русских) все равно кого. Юрков ВладимирВсего Вами перечисленного, в том числе и того, что чего-нибудь не боюсь, а надо. (Алексей vakhtel@mail.ru) Вот вроде и все. Безопасной вам жизни, дорогие читатели. ---------------------------------------------------------------------------- Новости культуры в Русском Журнале http://russ.ru/culture Культурный гид http://russ.ru/culture/guide Соглядатай http://russ.ru/journal/culture/soglyad Современное искусство в Сети http://guelman.ru ---------------------------------------------------------------------------- Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html ---------------------------------------------------------------------------- (с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/ Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/
http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru |
В избранное | ||