Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Новости культуры
http://russ.ru/culture
----------------------------------------------------------------------------
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Список авторов РЖ http://russ.ru/journal/archives/authors
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Культурный Гид
http://russ.ru/culture/guide

26 октября 1992 года

Интерактив

Это 52-ой выпуск "Культурного Гида". Считай - год. И потому я хочу 
попросить читателя выставить свою оценку по пятибалльной шкале каждому 
отделу.

Кино

Литература

Арт

Музыка

ТВ-фильм

Интерактив

Прошлое

Также, как всегда, приветствуются развернутые соображения по сопутствующему
поводу.



**стандартная форма - "год КГ"***


Кино

Для начала: мои извинения читателям. По недопустимой халатности, давая 
объявление о фильмах Махсена Махмальбафа в кинотеатре "35 мм", я не только 
не удосужился уточнить его адрес, указанный в журнале "Афиша" как Покровка 
20, но даже не дал себе труда переговорить с коллегами из этого издания. 
Если бы я сделал это, то знал бы, что "35 мм" - это бывший "Новороссийск", 
находящийся вовсе не на середине улицы Покровка, а в самом ее конце.

В результате опечатки в "Афише", а также моей небрежности несколько 
десятков человек тщетно пытались попасть в кино в субботу. Самое обидное, 
что мысль о "Новороссийске", кажется, никого не посетила. Единственное, что
я могу сказать в свое оправдание - так это то, что одной из жертв был я 
сам. В утешение не попавшим на "Габбех" скажу, что его собираются показать 
по телевизору через неделю под названием "Персидские ковры".

А теперь - к тому, что можно увидеть на этой неделе в кино, а именно - о 
"Ведьме из Блэр".

Реклама, обещающая очень страшный фильм, как всегда врет: фильм вовсе не 
страшный. Он встраивается не в контекст "Мумии" или "Призрака дома на 
холме" (который с 20 октября идет в отремонтированном "Горизонте"), а в 
контекст "Догмы 95" и "Забавных игр" Михаэля Ханеке. Дело не только в 
ручной камере, малом бюджете и том, что насилие на экране не показывают, а 
скорее в эффекте воздействия. Как и в "Торжестве", поначалу кажется, что 
смотришь любительскую съемку, и все начинается тогда, когда уже во все 
успел поверить. А в то, что происходит дальше, верить не хочется. И 
воспринимать это как кино уже не получается. На том же построен фильм 
Ханеке: его тоже нельзя воспринять как кино - потому что все законы 
традиционного нарратива нарушены: с самого начала ясно, чем дело кончится, 
никакой кульминации нет, да и вообще никаких ужасов в кадре не происходит.

Результат во всех трех случаях один: чувство дискомфорта. Зрители не 
привыкли к такому кино. По большому счету надо было бы встать и уйти из 
зала - но на всех трех фильмах почти все выдерживают до конца. Вероятно, 
они все-таки подсознательно ассоциируют себя с героями - хотя бы потому, 
что им тоже неприятно и дискомфортно и они тоже хотели бы выйти. Но им, 
собственно, выйти некуда. Разве что за рамку кадра.

И потому они бессмысленно ходят по лесу, крича Fuck! и Shit! и подбадривая 
себя умозаключения типа: "Вчера мы шли на юг и пришли туда, откуда вышли - 
значит, сегодня пойдем на восток". Даже перекреститься и помолиться они не 
догадываются. Лучшее, что может сделать героиня, это надиктовать в камеру 
прощальное письмо своей маме, окончательно превратившись в этот момент в 
маленькую девочку.

Нарушение стереотипа восприятия, разрушения комфортного способа 
существования всегда вызывает изменения в психике - если угодно, скажите "в
душе" - человека. Сюрреалисты, стоявшие у начала современного искусства, 
рассчитывали именно на это. И по большому счету это "разрушение" - одна из 
главных составляющих культуры ХХ века. Насилие, наркотики, психоанализ и - 
шире -психотерапия, современное искусство - все это пытается добиться 
одного и того же, но разными средствами. Цель всегда одна: правда о самом 
себе.

В случае "Ведьмы из Блэр", "Торжества" и "Идиотов" и публика, и герои 
фильма могут прикоснуться к этой правде ("Игры", наиболее слабый из всех 
обсуждаемых фильмов, этого не делает: непохоже, чтобы персонажи хоть что-то
поняли). Правда на то и правда, что словами невыразима, и потому не 
спрашивайте меня, в чем она заключена.

Может быть, "мы все - маленькие дети в бесконечном темном лесу"?

Или: "когда придет Нечто, нам будет нечего ему противопоставить"?

"Ведьма из Блэр : курсовая с того света". Кинотеатр под Куполом, 26-28 
октября.


Литература

Я все собираюсь огласить список тех современных российских прозаиков, 
которых лично я считаю самыми продвинутыми и модными. Опасаясь, что он 
будет невелик, я с удвоенной силой присматриваюсь к чужим спискам в надежде
расширить свой. Один такой список полгода назад напечатал известный 
литературный журнал Playboy. Список был тоже невелик и включал в себя 
традиционного Пелевина и Сорокина (было это полгода назад, а сейчас Playboy
грозит Пелевина выкинуть из числа модных авторов - в частности, за то, 
что, съездив на плэйбойские деньги в "творческую командировку" в Турцию, 
Виктор Олегович что-либо писать отказался. Что - если это действительно так
- не есть хорошо), а также давно всем известного Мамлеева (писателя, 
конечно, очень хорошего, но вот насколько "модного"... уж не знаю) и куда 
менее известного, хотя вне сомнения модного, Владимира Тучкова.

Мнение журнала Playboy нам, конечно, не указ. Но когда одна красивая и 
умная девушка (выражение "красивая и умная девушка" всегда напоминает мне о
пассаже (http://lib.ru/UMBEKO/ekopolo.txt#ROSE12) Эко о том, что такое 
по-мо... про "по выражению Лиала, я люблю тебя безумно"), так вот, когда 
одна красивая и умная девушка сказала мне, что Тучкова надо обязательно 
читать, я окончательно поверил в его модность и продвинутость.

Но тем не менее что-то не дает мне в этой истории покоя. Несмотря на 
продуманное и взвешенное присутствие в Интернете (включая колонку "злоба 
дня" http://www.vesti.ru/daynews/current в Вести.Ру), мне почему-то 
кажется, что Тучков некоторым образом удивительно несовременен, хотя, 
конечно, талантлив и заслуживает внимания.

Тучков прославился своими стилизованными под Толстого рассказами о новых 
русских и мальчике, который заработал много долларов. Напечатаны они были 
впервые в НЛО, а в Сети доступны здесь 
(http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/TUCHKOV/PyatayaKniga.htm). Если это не 
самое лучшее произведение Тучкова, то самое характерное: все остальные 
построены по схожему принципу, хотя и менее явно просвечивающему. Таковы и 
его крупные произведения, такие как цикл рассказов "Смерть приходит из 
Интернета" (http://www.infoart.ru/magazine/novyi_mi/n5-98/index.htm) 
(отдельная загадка - найти упоминание Интернета в тексте) и мелкие, которых
приведу два характерных образчика, чтобы было ясней, о чем я говорю:

я тебя собрала на разборку
во все самое лучшее
где же теперь мне найти
тот рушник
что раны осушит твои
мои слезы утрет

(из цикла "Песни славянской души" 
(http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/TUCHKOV/Pesni.html))

Узнал, что в среде московских бомжей существует презабавное поверье, 
согласно которому обладатель стотысячной купюры с номером 0000001 может 
проживать без паспорта. Хохотал до слез!

(из цикла "Розановый сад" 
(http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/TUCHKOV/RozanovSad.htm))


Иными словами, во всех случаях Тучков рассказывает о современной ("новой") 
действительности, используя ту или иную стилистическую модель: Толстого, 
фольклор, Розанова и т.д. Весь эффект, разумеется, строится на том, что сам
Тучков отлично знает, что у "нового человека" психологии и этики в 
традиционном смысле как бы нет и потому писать о нем в духе психологической
прозы (как то делает, например, Эргали Гер в "Сказках по телефону") не 
верно. И заранее отчаявшись подобрать адекватную форму, он берет самое 
неподходящее, добиваясь по крайней мере радостной улыбки читателя. Что, 
собственно, тоже немало.

Перед похожей проблемой стоял и Пелевин, когда писал "GП" - и, возможно, 
именно поэтому роман напоминает не роман, а портфолио криэйтера. Выход 
Пелевина тоже не идеален, но выход Тучкова кажется мне все-таки несколько 
устаревшим: по большому счету это все тот же соцарт конца восьмидесятых, 
только сменивший тему: вместо совка нам рассказывают про бандитов и 
банкиров.

Меня же не покидает надежда, что рано или поздно кто-нибудь все-таки 
подберет адекватный язык для нашей жизни... или, точнее, для жизни начала 
девяностых, потому что именно о ней и пишет Тучков. В кино это почти 
удалось Грише Константинопольскому - и, вероятно, не случайно, потому что 
первый путь лежит как раз через кино, образы которого гораздо адекватнее 
происходившему, чем образы классической литературы. (К этому способу 
тяготеет и Пелевин). Второй путь - вероятно, Тучкову идеологически более 
близкий - лежит в описании, выполненном по принципу "Зияющих высот": 
описании безжалостном, жестоком и моралистичном без шуток. В любом случае, 
это должно быть описание изнутри, а не снаружи... но, возможно, в силу 
возраста и социального положения Тучков к этому не способен. У банкиров же 
пока слишком много дел для того, чтобы самим писать про себя.

Ну, ничего, мы подождем.

28 октября. Классики XXI века 
(http://www.vavilon.ru/lit/office/klassiki.html). Страстной бульвар, д.8. 
Вечер Владимира Тучкова


Клубы

Главным событием клубной недели с очевидностью станет уик-энд, пришедшийся 
на Хэллоуин. Игорь Бутман будет играть в Le Club, а в Республике Beefeater 
официанты нарядятся скелетами. Но самая волнующая программа планируется 
клубом "Дом". В субботу пройдет грандиозное действо "Воспоминание о 
рождении", посвященное практике реконструкции пренатальной памяти. 
Фольклорный театр "Ладанка" и ительмен Леонид Сысоев с Камчатки покажут 
перформанс и видеоинсталляцию. А также обещано камлание - уж не знаю, можно
ли его считать перформансом и частью театра. А в воскресенье, собственно в
День Всех Святых, будет представлена его мексиканская версия: Праздник 
Calaverada - День Всех Умерших. По правилам должны быть сахарные черепа и 
скелеты, но обещаны латиноамериканская музыка, старые мексиканские фильмы и
фотографии. Что тоже хорошо.

В ту же ночь "Китайский летчик Джао Да" под утро проводит after party 
"Добро победило". Приятная музыка и вроде бы бесплатный глинтвейн. Получить
скидку можно здесь (http://www.24hours.ru/review.asp?id=2218&z=3).

"Дом" - Большой Овчинниковский пер., 24, стр.4.

"Китайский летчик Джао Да"- Лубянский проезд, 25, стр.1.


ТВ-фильмы

На этот раз ограничусь кратким анонсом, поскольку программа РТР богата 
чудовищно - каждый день можно что-то смотреть. Но я еще раз повторю о 
фильме Махсена Махмальбафа "Персидские ковры" ("Габбех") - воскресенье, 
РТР, 23:40.

Кроме того, всем поклонникам Эмира Кустурицы настоятельно советую 
посмотреть по каналу Культура ретроспективу режиссера Александра Петровича:
три фильма со вторника по четверг в 22:00. После "Скупщиков перьев" 
(единственный фильм Петровича, который я видел; показывается во вторник) 
"Время цыган" смотришь другими глазами.

Вторник, "Культура", 22:00, "Трое".

Среда, "Культура", 22:00, "Скупщики перьев".

Четверг, "Культура", 22:00, "Скоро будет конце света".

Воскресенье, РТР, 23:40, "Персидские ковры".


Прошлое

Приезжает "Ленинград"! Как мы рады, как я рад...

Андрей Травин andrew@guitar.ru

Группа "Ленинград" выступила в клубе "Китайский летчик Джао Да". Многие ее 
слышали раньше, помнили слова. Я прежде ее не слышал, у меня - несколько 
абзацев свежих впечатлений.

Стиль группы я бы определил как "нежный панк". Но дело не в "ярлыке".

Главное в том, какую подложку исполнители выбирают для ненормативной 
лексики и "ненормативного стиха". У частушек такой контекст сложился, 
утвержден и признан. Оставалось выявить его свойства и использовать.

Во-первых, "Ленинград" взял от них полную свободу и умение называть вещи 
своими именами. Помните песню "Ленинграда", где в последней строке 
указывается, чем окончится свидание с "единственной"? Аналогично только в 
частушках, бывало, прямым текстом указывалось, что именно герой любит 
делать с его "милкой".

А во-вторых, "Ленинград" взял от частушек маску придурковатости. После 
извлечения вступительных аккордов лица исполнителей "глупеют" прямо на 
глазах. Но главную "придурошность" музыке группы придает ее мощная духовая 
секция: туба, "Ящер", труба, кларнет и... по виду самый "большой козел" - 
на саксе.

Впрочем, "Ленинград" ищет и другие образы героев, которым все по фигу. 
Кроме дурака и шута, человеком, которому все можно, оказывается "Агент 07".
Именно так называется их новая песня, которую они дважды репетировали в 
"Китайском летчике" прямо на публике (а почему бы нет? - Джеймсу Бонду все 
можно, и им - тоже!).

Самое яркое впечатление от концерта - это то, как счастливы были дамы. На 
лицах зрительниц было написано такое блаженство, словно этот самый орган, 
поминаемый через слово или, по крайней мере, через песню, был им вставлен и
ощутим.

***

А вот еще отзыв на один из прошлых номеров:

По поводу граффити "GOD, FUCK AMERICA!". Подозреваю, что могу разрушить 
анонимность этого произведения. Скорее всего его автор - молекулярный 
биолог Василий Раменский. По крайней мере, идею такого лозунга я слышал от 
него несколько лет назад.

Правда, у него фраза задумывалась без знаков препинания: "GOD FUCK AMERIKA"
- чтобы виднее был тот самый сакральный смысл. Слова, помнится, должны 
были располагаться друг над другом и составлять такой американский символ 
веры. Приятно, что, судя по вашим словам, даже с пунктуацией она не 
потеряла свою амбивалентность.

Кстати, слоган этот Вася выдумал вскоре после возвращения из Штатов, где он
прожил два года и откуда в конце концов сбежал бегом. Но сначала, прежде, 
чем разочароваться и сбежать, он очень полюбил эту страну - красоты, 
зверей, музыку, небоскребы, морковный сок в супермаркетах... Кроме 
благородной ненависти к политкорректности, он привез оттуда массу добрых и 
красивых образов - скажем, огромный черный коп в кожаной куртке и темных 
очках, который дежурит на заснеженной автобусной остановке и, не снимая 
этих очков, читает дешевую карманную книжку под фонарем...

Это я все к тому, что "GOD FUCK AMERICA" - это не чистый стеб. Там и стеб 
есть, и отголоски искренней патетики. В общем-то, это не пародия на "GOD, 
BLESS AMERICA!", а просто более личный, авторский, вариант этого 
благословления. Видимо, в личной Васиной Америке не хватало GOD и FUCK, 
сакрального и сексуального (что часто одно и то же), - вот он оттуда и 
смылся, пожелав этой стране на прощание больше господнего семени. (Патрикей
Лисидзе patrikey@mailcity.com)

***

Новые впечатления, комментарии и так далее принимаются и приветствуются.

**форма**


Интерактив

 Кого вы больше боитесь?

Представителей власти, наделенных теми полномочиями, которые у них уже 
есть: 26

Представителей власти, получивших чрезвычайные полномочия: 22

Вообще ничего не боюсь: 14

Создаваемых народных дружин и отрядов самообороны: 11

Террористов: 4

Ну, собственно этого я и ожидал. Письмами читатели обосновывают свой выбор.

На днях мой брат возвращался от меня к себе домой изрядно выпимши и был 
буквально у меня во дворе остановлен милицией на предмет документов. 
Учитывая, что на нем была вязаная шапочка растаманских цветов, а волосы у 
него были где-то малинового цвета, принять его за террориста было трудно. 
Милиция предложила ему пройти в ближайший подъезд, обыскала на предмет 
наркотиков, посмотрела деньги и документы и отпустила.

Придя домой, мой брат обнаружил, что деньги в размере 300 долларов США 
исчезли бесследно. В расстроенных чувствах он позвонил мне, и я с 
приятелем, который у меня как раз ночевал, спустилась во двор, где и 
сказала ментам о том, что, мол, какие-то люди обыскали моего брата и деньги
исчезли. Что я, конечно, подозреваю, что это бандиты промышляют здесь - и 
завтра напишу заявление, если бандитов не найдут. Впрочем, может это и вы 
были, сказала я, а деньги он просто выронил. Так вы поищите их как следует,
иначе - заявление напишу.

Мы с приятелем пошли пить водку домой, а менты через полчаса принесли назад
долларов тридцать, которые нашли в подъезде. А еще минут через десять - 
компакт-диск. "Ну что, - сказал приятель, - 10% мы отбили".

Мораль этой истории ясна: будь осторожен, а если что, продолжай рыпаться 
дальше. Всех денег не вернешь, но хоть что-то... (Анна Эйдис)


Что может быть страшнее черни, получившей, пусть даже минимальные, права. 
Власть, получившая чрезвычайные полномочия, все же далека от нас. Закон 
всегда можно обойти. Чиновников, сиречь представителей власти, - купить. 
Если маленького человека уверят, что он участвует в историческом процессе, 
что от его деятельности зависит судьбы народа, что он, если не Бог, то 
некто близкий к Богу - это страшно, невозможно страшно. Такой методики 
придерживались и в Революцию, и в Первые пятилетки, и в Отечественную 
войну. И что мы видим - убивали налево и направо: аристократов, кулаков, 
купцов, попов - всех подряд, чем больше, тем лучше; доносили друг на друга 
в тридцатых (по тому же принципу); открывали Красный террор (ну чем не 
погром); даже сумели не только остановить, но и разгромить хорошо 
вооруженную и обученную немецкую армию. Дай сейчас волю - порешат чеченцев,
как террористов, а когда чеченцы или все кавказцы кончатся (то есть будут 
перебиты) примутся за других (татар, евреев, новых!
 русских) все равно кого. Юрков Владимир 

Всего Вами перечисленного, в том числе и того, что чего-нибудь не боюсь, а 
надо. (Алексей vakhtel@mail.ru)

Вот вроде и все. Безопасной вам жизни, дорогие читатели.

----------------------------------------------------------------------------
Новости культуры в Русском Журнале http://russ.ru/culture
Культурный гид http://russ.ru/culture/guide
Соглядатай http://russ.ru/journal/culture/soglyad

Современное искусство в Сети http://guelman.ru

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное