Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале / Text only


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Новости культуры
Все дискуссии "Новостей культуры"
Московская афиша



Павел Руднев
Небо в "колесах"
"Эпоха Табакова" во МХАТе началась с наркотиков

Олег Табаков, недавно назначенный главой МХАТа имени Чехова, спокойно, без громких скандалов, но методично расчищает себе дорогу. Уже переведены на контракты штатные режиссеры театра, сняты с репертуара многие мертворожденные спектакли ("Горе от ума", "Гроза", "Преступление и наказание"). Табаков спокойно следил за тем, как "доделываются" начатые при Олеге Ефремове спектакли. При этом он сдает в аренду (утверждая, что не снижает ее стоимости) площадки МХАТа под спектакли собственного театра, потихоньку вводит актеров "Табакерки" в новые и старые мхатовские спектакли, готовит свои премьеры. Самой яркой должна стать модная западная пьеса "#13" в режиссуре Владимира Машкова.

Олег Табаков

В январе во МХАТе были показаны сразу три новые работы - "Лесная песня" Леси Украинки (режиссер - Роман Козак), "Венецианский антиквар" Карло Гольдони (Николай Шейко) и "Девушки битлов", в роли драматурга здесь дебютировал знаменитый переводчик Сергей Волынец. Поставил последний спектакль ученик Табакова и частый гость "Табакерки" Александр Марин. Его работа и обозначила начало "эпохи Табакова".

Александр Марин любит фантастический реализм. Обычно первая половина всех его спектаклей - внятное и увлекательное повествование. Потом начинается нечто невероятное, необъяснимое, шумное, цветастое, бестолковое. Такими "сценическими каракулями" был им недавно поставлен "Песочный человек" в Театре Табакова, так сделана и нынешняя постановка во МХАТе.

В первой половине "Девушек битлов" еще теплится мечта: не утерять нить смысла. На телевизионное шоу (Ведущий - Игорь Угольников) приглашают писателя, скрывающегося под псевдонимом Сержант Пеппер (Игорь Золотовицкий). Он должен представить четыре "женские истории" и их героинь, которые когда-то переспали с ливерпульской четверкой. Девушки "битлов" рассказывают о том, как им удалось затащить музыкантов в постель и как из этого не вышло ровным счетом ничего. Кроме песен - Lovely Rita (Нелли Неведина), Sexy Sady (Юлия Чебакова), Lucy in the Sky with Diamonds (Полина Медведева) и Michelle (Наталья Рогожкина). Тут пытливое сознание начинает подсказывать сразу несколько вариантов продолжения истории. Но ни один потомственный ясновидящий не способен предсказать истинного развития дальнейших событий.

После очередной исповеди, от "Люси в облаках и с алмазами" (первые буквы названия песни для молодых шестидесятников однозначно складывались в аббревиатуру LSD), ведущего заставляют публично выкурить марихуану и положить под язычок стерильно белую таблетку. И жизнь тут же делается совсем иной - чистой, светлой и радостной. Ведущий становится страдающим героем собственного шоу. Начинается кабаре с элементами клоунады и КВН'а. Мишель оказывается нестареющей уже двести лет мамой Пеппера, а Секси Сэди - приемной матерью Джона Леннона. Шоу становится коллективной наркотической галлюцинацией, а позже превращается в лечебницу для умалишенных. Когда появляются люди в белых халатах в гриме Ленина, Маркса, Маяковского и Эйнштейна - становится совсем неприлично.

Ситуация изменится еще несколько раз - лечебница окажется телестудией, а телестудия - снова виртуальной грезой, затем дивным хиппи-садом в стиле Strawberry field forever и затем снова феерическим телеапофеозом. Смысла от подобных метаморфоз не прибавляется, а зрительский интерес - иссякает. Режиссер не способен поставить точку в нужном месте. От "битловской" легенды в пьесе ничего не остается - ее обирают по частям, как туристы подбирают камешки с памятников древности. Выразить это просто и внятно постановщику "Девушек битлов" было явно не по силам.

Наркотическая тема становится для современного Художественного театра поистине исповедальной. Табаков снял с репертуара все спектакли Ефремова-младшего, не оставив надежд на процветание тусовке Михаила Олеговича - Ивану Охлобыстину, Гарику Сукачеву (фразу последнего "Мы ворвались во МХАТ, как фашисты в Европу" журналисты вспоминали на премьере с особым удовольствием). Для той компании наркотики стали главной темой в творчестве ("Злодейка, или Крик дельфина" и "Максимилиан Столпник"). Но новый МХАТ снова выносит злосчастную тему на подмостки, представив с самой привлекательной стороны. Обкуренные и наевшиеся "колес" участники телешоу, они же пациенты "желтого дома" ("желтой субмарины"), в финале поют, держась за руки, гимн Джона Леннона Come together. Присоединяйся - и тоже улетишь в те самые облака с теми самыми алмазами!





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное