Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале / Курсив не мой


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Новости культуры
Все дискуссии "Новостей культуры"
Московская афиша



Вахит Каркыраев
Покойники и "оберманекены". Заплыв #12
Обзор по культуре бумажной прессы

Отвратительная погода, и в газетах, как назло, читать нечего. Ну разве некрологи по поводу смерти артиста Вадима Тонкова. Умный Павел Сигалов в Коммерсанте находит точные характеристики для актера, более известного в народе как Вероника Маврикиевна: "Стоило ему накинуть на плечи потрепанную горжетку, надеть очки, старомодную шляпку и сложить губы в брезгливо-растерянную улыбку, как Тонков превращался в одну из самых популярных женщин Советского Союза..." Другой пример - из Известий (Юлия Рахаева): "...Это было недавно, это было давно... Печальная весть оказалась поводом для того, чтобы с благодарностью вспомнить..." Еще один - из Независимой газеты: "...дуэт Маврикиевны и Никитичны как бы заключал советскую эпоху, формулировал последние шутки изжившего себя строя.<...>Со смертью артиста знаменитый дуэт умолк навсегда".

Как пишутся в газетах некрологи - давний анекдот. На мой взгляд, лучше вообще не писать, если из-под пера лезут одни штампы. Но в консервативных Известиях, привитых пару лет назад на древо продвинутого Русского телеграфа, старая закваска лезет из всех дырок. Кажется, никто не пишет больше питерского корреспондента газеты Юлии Кантор. Сегодня она представлена аж двумя материалами; правда, один можно встретить только в сетевой версии Известий. Автор рецензии на новую "Федру" в БДТ - классический пример журналиста, который безнадежно любит культуру, а посему считает возможным писать о ней. Но кроме честного и подробного описания ничего не выходит.

Отошлю читателей к рецензиям более профессиональных театральных критиков. Роман Должанский в Коммерсанте стирает в порошок Дмитрия Астрахана за его первый спектакль "Путник в ночи": "Опусы Астрахана легко обругать, но невозможно разоблачить, потому что разоблачать тогда надо не его, а дуру-публику. И чтобы там ни написала горстка критиков, билеты будут спрашивать от угла Тверского бульвара".

Ведомости рассказывают о "Девушках битлов" во МХАТе, но поскольку особых театральных горизонтов спектакль Александра Марина не открывает, в основном рассказывают о реставрационных планах Олега Табакова. "Девушки битлов" - первый спектакль, санкционированный целиком новым худруком МХАТа. Поэтому особенно интересно было узнать мнение Григория Заславского в Независимой газете, который заранее радовался началу "эры Табакова".

Посвятив немало строк планам и описанию меню пресс-фуршета ("с бутербродами с красной и белой рыбой, с пирожками с капустой и с мясом"), критик оттягивает самое главное. Но вот и он занялся привычным делом, но чувствуется, что в авторском многословии критический взгляд тонет. А есть места, где спектакль удостоился даже скрытой похвалы, а коллеги - оплеухи: "...кончается снова мило, но оценить сентиментальный финал получается не у всех". Все рецензенты "Девушек битлов" безошибочно угадали в наркотике, принимаемом Игорем Угольниковым, ЛСД. Заславский пишет: "какой-то сильный наркотик". Главный редактор НГ Виталий Третьяков за лишнее упоминание наркотиков может и с работы уволить. Примеры были.

"Битлов" вспоминают сегодня и во Времени-МН. Правда, по другому поводу: в лондонской галерее полиция изъяла "непристойные" рисунки Джона Леннона. "...Глава отдела по непристойным публикациям Скотленд-Ярда <...> действовал на основе материалов досье на Леннона, составленного еще в 70-х, и обскурантистского закона 1830 года". Про более пристойные художества пишут Известия пером своего ульяновского корреспондента. Знаменитый шоу-мен Никас Сафронов пишет портрет новоизбранного губернатора Шаманова, который "будет изображен в штатском (хотя и парадном) костюме на фоне Волги и моста через нее".

Редакции, правда, показалось этого мало, и она приправила статью своим комментарием без подписи: "Эротический сюр его полотен мало чем отличается по качеству и фантазии от многочисленной живописной клубнички, слегка приправленной мистикой, которую производят тысячи художников - профессиональных и не очень - во всем мире..." Это вчера Известия хотели "на елку влезть", а сегодня они делают "умное лицо".

После всего этого остается только почитать про что-нибудь необязательное. В Сегодня Майя Одина недрогнувшей рукой театрального критика разбирает новую программу никулинского цирка. А Время новостей перевыполняет план по неакадемической музыке - сразу две публикации - про группу "Оберманекен" и фестиваль старых английских рок-групп.

За "боями местного значения" можно пропустить главное. Время новостей сообщает о переподчинении "Мосфильма" Министерству культуры: "Похоже, все свыклись с мыслью, что министр культуры Михаил Швыдкой точно просчитывает всякое решение и умеет воплотить его в жизнь". Ведомости пишут о "конкурсе на проектирование павильона для размещения баженовской модели Кремлевского дворца в Александровском саду". Что "Мосфильм", когда в скором времени каждый сможет полюбоваться, как матушка-императрица Екатерина II хотела превратить Кремль в московский Лувр. Еще Ведомости (вкратце) и Коммерсант (подробно) информируют коллекционеров о предстоящем аукционе картин из собрания почившего в бозе "Инкомбанка". Кому "Черный квадрат" Малевича? Налетай, подешевело...





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное