Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале Новости культуры в Русском Журнале


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости культуры в Русском Журнале


Сегодня в выпуске
17.10.2005

Румынские новости

Считать ли нашествие куриного вируса на Румынию проявлением гнева Всевышнего, я не знаю. Тема:

По сообщению информационных агентств, один румынский уголовник, содержащийся, впрочем, под стражей в городе Тимишоаре, подал в суд на Бога.

Бог, представленный в Румынии православной церковью и проживающий по адресу: небеса, с точки зрения истца, является ответственным за нарушение контракта, заключенного при крещении и включающего обязательство оберегать криминального румына от козней диавола и вообще от неприятностей.

Богу предъявлены обвинения в мошенничестве и злоупотреблении властью.

А еще пишут, что в Румынии свирепствует птичий грипп.

Источники:
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=6839
http://www.polit.ru/news/2005/10/14/romania.html

Вариации:

Именно в Тимишоаре, как известно, началась! румынская революция. В этом трансильванском городе проживал борец за права венгерского меньшинства священник Ласло Текеш. Ровно 16 лет назад, в ноябре 1989 года, власти попытались выслать Текеша из страны; тогда жители Тимишоары взяли дом пастора в живое кольцо. Противостояние продолжалось в течение месяца, и 17 декабря Николае Чаушеску собрал политбюро для окончательного решения проблемы, предварительно заблокировав въезд в страну для всех иностранцев, кроме граждан Кубы, Китая и Северной Кореи. На заседании произошло неожиданное: Чаушеску объявил о снятии с должностей руководителей силовых ведомств, но политбюро отказалось принимать такое решение. Чаушеску устроил истерику, однако силовики остались на своих местах. На следующий день румынский бог отбыл в Иран, но уже через два дня прервал визит и вернулся в Бухарест.

21 декабря Чаушеску созвал митинг трудящихся в защиту румынского социализма. Что произошло на митинге, толком не понятно: во время выступления вождя в! толпе прогремел взрыв, Чаушеску застыл на трибуне в нелепой п! озе, тел етрансляция была прервана на несколько минут, а когда она возобновилась, выяснилось, что защитники социализма кричат "Долой тирана! Долой коммунизм!" и топчут ногами портреты Николае и Елены Чаушеску. В Бухаресте воцарился полный бардак: ездили танки, бегали вооруженные люди, какие-то снайперы палили во все, что движется, толпа окружила здание ЦК, с крыши которого чета Чаушеску бежала на личном вертолете. Вечером 22 декабря супругов задержали в городе Тырговиште. Там они под предлогом обеспечения личной безопасности были помещены в гарнизонную тюрьму. 25 декабря в Тырговиште прибыли организаторы суда над Чаушеску. В тот же день, 25 декабря 1989 года, в 14 часов 50 минут Николае и Елена Чаушеску были расстреляны.

Чаушеску, пожалуй, второй по известности румынский политический деятель. Первым по праву следует считать князя Влада Цепеша, известного более как Дракула, правившего в Валахии в середине XV века. Древнерусская повесть о Дракуле (составленная, как пол! агают некоторые исследователи, на основании венгерских и/или немецких источников посольским дьяком Ф. Курицыным), напоминает свернутую стенограмму суда над супругами Чаушеску (не реального, ограничившегося скупой риторикой революционной целесообразности, но гипотетического). Обвинение описывает неумеренные зверства диктатора:

    Единою же пусти по всеи земли своеи веление, да кто стар и немощен, или чим вреден или нищ, вси да приидут к нему. И собрашася бесчисленое множество нищих и странных к нему, чающе от него великиа милости. Он же повеле собрати всех во едину храмину велику, на то устроену, и повеле дати им ясти и пити доволно; они же ядше и возвеселишася. Он же сам приде к ним и глагола им: "что еще требуете?" Они же вси отвещаша: "Ведает, государю, бог и твое величество, как тя бог вразумит". Он же глагола к ним: "хощете ли, да сотворю вас беспечалны на сем свете, и ничим же нужни будете?" Они же, чающе от него велико нечто, и гл! аголаша вси: "Хощем, государю". Он же повеле заперет! и храм и зажещи огнем, и вси ту изгореша. И глаголаше к боляром своим: "да весте, что учиних тако: первое да не стужают людем, и никтоже да не будеть нищь в моеи земли, но вси богатии, второе свободих их, да не стражут никтоже от них на сем свете от нищеты или от недуга".

Защита же настаивает на том, что при Владе Цепеше порядок был:

    И толико ненавидя во своеи земли зла, яко хто учинит кое зло, татбу или разбои или кую лжу или неправду, тои никако не будет жив. Аще ли велики болярин, или священник, или инок, или просты, аще и велико богатьство имел бы кто, не может искупитися от смерти, и толико грозен бысть. Источник его и кладязь на едином месте. И к тому кладязу и источнику пришли путие мнози от многых стран, и прихождаху людие мнози и пияху от кладязя и источника воду, студена бо бе и сладка. Он же у того кладязя на пустом месте постави чару велию и дивну злату; и хто хотяще воду пити, да тою чарою пиет, на том месте да поставит, и, елико оно врем! я пребысть, никтоже смеаше ту чару взяти.

В своей известной работе Ю.М. Лотман описал в качестве двух основополагающих архетипов социокультурных отношений "договор" (магическую модель) и "вручение себя" (религиозную модель). Государственные структуры, ориентированные на первую модель, порождают сложные юридические системы, устанавливающие соответствия между поступками и их последствиями, при этом власть включается в систему этих эквивалентностей. Максимального развития эта модель достигает при демократическом правлении: выборная (получаемая в обмен на голоса граждан) власть выступает здесь как наемный работник (обязательно сменяемый, причем в случае нарушения контракта со стороны власти - сменяемый экстраординарным, хотя и законным путем). Вторая модель порождает государственные системы другого типа: здесь власть наделяется свойствами сверхъестественными, она санкционирована высшими силами и принципиально несменяема; между служением власти и в! оздаянием за это служение нет и не может быть прямой логическо! й связи.

История знает случаи резкого перехода общества от одной модели поведения к другой. Сложные трансформации, которым при этом подвергаются и социальные институты, и индивидуальное поведение граждан, могут быть прекрасно проиллюстрированы дерзкой юридико-теологической эскападой румынского анти-Иова. "Если Бога нет, то какой же я генерал?" - спрашивал литературный герой. Тимишоарский уголовник пошел дальше.

Считать ли нашествие куриного вируса на Румынию проявлением гнева Всевышнего, я не знаю.

Социологи устверждают, что идею третьего президентского срока поддерживает примерно половина граждан России. Правда, в их число не входит Владимир Путин.

Комментарии:

Е. К.

Показательно, что в сборниках "рассказов из румынской истории" широкий жест Цепеша в отношении немощных и убогих преподносится не как зверство, а как доказательство здравомыслия государя, избавившего страну от попрошаек, мнимых калек и прочего балласт! а. Рассказывают также, что, пока правил Цепеш, у каждого колодца лежал золотой кубок и никто не смел на него покуситься. Земля была богата и состояла в образцовом порядке. Общественная посуда исчезла, как только стало известно о смерти страшного и ужасного.

Во времена Чаушеску обычные жители пребывали в постоянном состоянии дефицита. Не хватало не только кофе и чая - сливочное масло было редкостью. Страна же была по-прежнему богата, и порядок в ней тоже вроде бы был, если не считать, конечно, злого венгра, точившего свой кинжал в Тимишоаре.

Когда в дельте Дуная обнаружили трех мертвых уток и одну курицу, ехидная румынская пресса предположила, что идею гриппа подал министр сельского хозяйства, которого внимание телевидения обидно обходило в последнее время. "Да что вы, в самом деле, у нас испокон века птица дохла", - сообщили жители заключенного в карантин села, "мы это зовем куриной холерой". Жителей привили от сезонного гриппа, птицу передуш! или и сожгли, пообещав по триста у.е. компенсации, а ехидная п! ресса за молкла, когда лондонская лаборатория подтвердила тип H5N1. Президент Румынии заверил общественность, что ситуация под контролем. Один из работников птицефермы успел заболеть ОРЗ. "Хочет, чтобы о нем написали в газетах", - шепчет пресса.

Альма Патер

Согласно данным официального сайта Румынской патриархии, не менее 40 священников трудится по румынским тюрьмам, но, видно, не всех заключенных они успевают удовлетворить в досудебном порядке. Должно быть, по причине того, что иной раз отвлекаются на обезвреживание грабителей; жаль, в заметке это не уточняется, не Словом ли Божиим был обездвижен бандит. Любопытно отметить, что у Румынской православной церкви, оказывается, уже устоялись отношения с Дракулой - правда, конфликтные: уж когда ЮНЕСКО, принц Чарльз и "Гринпис" поставили свои жирные крес! ты на планах Дракуленда в Сигишоаре, то и автокефальные mitropoliti, arhiepiscopi, episcopi eparhioti и episcopi-vicari, сиречь митрополиты, архиепископы, епископы епархиальные и епископы викарные возвысили, как говорится, свой глас. Что вызывает, разумеется, подозрения: небось проектировщики "Dracula Park" деньги одних инвесторов проели, а других на инвестиции на развели, ну и кивают сейчас: да мы бы что, да вот ЮНЕСКО с автокефальным нашим патриархом не велит. Это уж с первого знакомства с историей достопамятной переправы через Днестр подспудно на румын грешишь: уж если кавалер ордена Золотого руна не вписался в румынскую реальность, то каковы же те, кто к ней адаптирован?!

Татьяна Данилова

Тесак имел жуткий вид и был острей бритвы. Я только начала четвертовать курицу, как по радио сказали: "Эстонский филиал фонда Сорос! а призвал жителей Эстонии к солидарности с оппозицией в Белору! ссии ". Для выражения солидарности предлагали зажечь свечу и поставить ее на окошко. Голос диктора был слегка припудрен гражданским негодованием.

(Огненный лис в системной панели при упоминании о курице повернул голову и уставился в глаза автору постинга.)

Лукашенко - это сегодняшний Влад Цепеш. Он исказнил оппозицию, ОРТ, НТВ, а еще, кажется, от рук белорусского Дракулы пострадало несколько московских кроликов то ли из НБР, то ли из СПС. СМИ нуждаются в антигерое, а мнение народное можно изложить петитом. Получится миленькая картинка, где представлен весь спектр мнений.

Ах да, мы отклонились от предложенной темы -  курица, трансильванский граф, свечи на окне, - вот, вспомнила! Можно ли полено, подброшенное в печь по случаю плохой погоды, считать поддержкой оппозиции и, соответственно, выражением протеста? Активное сопротивление климатическому беспределу не примут ли за политическую позицию?

Павел Воронин

Один анг! лийский дипломат, некто Джордж Типтофт, граф Уорчестерский, служивший в Риме и наслушавшийся там рассказов о Дракуле и его эффективных способах борьбы с восстаниями, решил как-то применить свои зания на практике. В 1470 году в Линкольншире он стал сажать мятежников на кол - за что тут же и был казнен с формулировкой "за методы, не свойственные нравам страны".

Вот чего не хватает современному правосудию, так это подобной честности. Все эти "уклонения от уплаты налогов" и "хищения чужого имущества путем обмана" вызывают ухмылку при всей своей правдивости. Учиться у предков, учиться у предков и еще раз учиться у предков, как завещал великий предок. "Нежелание делиться и слушаться батьку, несвойственное нравам страны" - каково звучит, а? То-то же.

PS. Тем временем совершенно непонятным остается тот факт, что при всей распространенности разговоров о "кровавой гэбне" даже Латынина так ни разу и не сравнила Путин! а с Цепешем. Все-таки неправильные у нас в стране маргиналы ка! кие-то.

Игрушечный вариант. Расти им еще до Майкла Мура и расти.

Макс Фрай

Судя по тому, какая прекрасная в этом году выдалась осень, Господа нашего уже судили (возможно, по той же статье) в какой-то другой европейской стране, примерно в начале сентября. И приговорили к месяцу общественных работ. А как еще объяснить нежданную климатическую благодать?

Было бы очень славно, если бы румынский суд проявил дальновидность и присудил Ему еще - ну хотя бы пятнадцать суток. А там, глядишь, и московские власти вчинят Отцу нашему иск за поджог торфяников. То-то заживем.

И всяко лучше обратить наконец внимание на безответственного гражданина Господа, чем друг дружке стези в степи выпрямлять почем зря, в том числе и методом сажания на кол.

Дима Фон-Дер-Флаасс

У нас есть внушающий оптимизм пример Фауста: сначала он снял все сливки с договора, а потом вовремя себя вручил. Хочется продолжить: "такова и нынешняя Росси! я", но не буду.


Обсудить тему, вариации или комментарии || Ознакомиться с чужими комментариями


Подробнее

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: russ.culture
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное