Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале Новости культуры в Русском Журнале


Новости культуры в Русском Журнале


Сегодня в выпуске
22.03.2006

Образ врага

Бывают враги не всего народа, а лишь одной его части. Таких было множество, и один из них - сенатор Джозеф Маккарти, чье имя в Штатах сейчас вспоминается не только в связи с фильмом, чуть не взявшим главную кинопремию.

В этом году фильмы на самой знаменитой кинопремии были серьезней некуда. В результате Оскар достался драме "Столкновение", которую наши кинопрокатчики, твердо уверенные в том, что в России межрасовые американские проблемы никого не интересуют, даже не стали закупать для показа на широких экранах. В числе финалистов помимо спилберговского тяжеловеса "Мюнхена" и занудной драмы про то, как нелегко быть нетрадиционно ориентированным ковбоем (впрочем, "Горбатая гора" не осталась обделенной наградами и восторженными эпитетами), оказался новый фильм Джорджа Клуни "Доброй ночи и удачи". Этот фильм называют "учебником журналистики", говорят о "неслыханном нонконформизме Клуни" (хотя какой уж тут "неслыханный нонконформизм" после "Фаренгейта 9/11") и его большом гражданском мужестве. Помимо этих, несомненно, важных проблем в фильме ! говорится и о том, кого можно считать "врагом народа" (конечно, без употребления этого термина).

Сумрачное словосочетание "враг народа", знакомое нам теперь из учебников истории и рассказов пожилых родственников, в наши дни часто употребляется в ироническом смысле, нас вот "врагами народа" объявляла учительница математики за упорное нежелание слушать ее объяснения. Причем в этой ситуации нас было много и мы все были враги, а она была одна и олицетворяла измученный народ. "Яблочко" - это песня народная, ну я и решила, что я народ и придумала несколько куплетов самостоятельно", - говорит Ольга Арефьева на своем новом диске "Крутится-вертится". Часто вспоминают и известную байку про "врагов народа", рассказанную Довлатовым, где в застолье встретились великий князь и дочь Сталина, Светлана Аллилуева, а "посередине - я, то есть народ, тот самый, который они не поделили".

Представители либераль! но настроенной общественности тоже любят со стеснительным смеш! ком упот ребить это словосочетание. "Ну, вы, конечно, сочтете меня врагом народа, но я уверен, что монетизация льгот была совершенно оправдана и, более того, необходима", - писал один юноша в своем блоге, впрочем, его ожидания были не обмануты, называли его в комментариях и врагом народа, и куда как менее цензурно.

Но это все лирика, а если задуматься, стать врагом народа, и не в "сталинском смысле", а действительно врагом большей части целого народа, - для этого нужен большой масштаб. Некоторым, впрочем, удалось стать врагом сразу нескольких народов.

Для этого необходимо несколько условий. К примеру, будущий враг должен быть широко известен. Иван Иванов из города Иванова может быть исчадием ада в глубине души, а также в глазах чад и домочадцев, но народ про него знать не знает и узнать не захочет. Дальше (вспомним банальную фразу про один шаг от любви до ненависти!), конечно, необходимо, чтобы этот Иван Иванов, достигнув большой известности, народом б! ыл изначально любим. А уж потом "не оправдал", ущемил, а то и просто утопил страну в крови, прямо или косвенно поспособствовал тому, чтобы в каждой семье были свои репрессированные, голодавшие, нуждавшиеся и чтобы они и сами помнили, и внукам и правнукам своим завещали: вот этот, Иванов, он был враг и кровопийца, достойный памяти только для того, чтобы такого больше не было.

А есть и промежуточные варианты - враг не всего народа, а лишь одной его части. Одиозный персонаж, чья личность дала название целому историческому периоду, чье имя вспоминается при малейшем намеке на определенные тенденции. Таких было множество, и один из них - сенатор от северного штата Висконсин Джозеф Маккарти, чье имя в Штатах сейчас вспоминается не только в связи с фильмом, чуть не взявшим главную кинопремию. Маккарти в первую очередь был врагом американской интеллигенции, и, как показано все в том же фильме, эта интеллигенция его в результате и погубила. Все та же либеральная интел! лигенция в наши дни припоминала Бушу "маккартизм" и в свете внешнеполитических бросков в Афганистан и Ирак, и в свете недовольства по поводу беспрецедентных "мер безопасности", которые, разумеется, трансформировались в ограничение различного рода свобод. Хотя к агрессивной внешней политике, а если быть точнее, к бомбардировкам Китая ядерными бомбами призывал вовсе не Маккарти, а генерал Макартур (многие путают, даже в Америке; а что, фамилии-то похожи). Да и "проверки на лояльность", которыми измучили государственных работников, были бы невозможны без санкции президента Эйзенхауэра, который сначала схватился за Маккарти как за удобную ширму для борьбы. Борьбы не с коммунистической угрозой, как вещал с трибун брызгающий слюной, неприглядный и одиозный Маккарти, а для борьбы с вполне конкретным шпионажем. Несмотря на то что страх перед зловещими коммунистами был очень сил! ен, все-таки Джеймс Форрестол, выпрыгнувший из окна психиатрической клиники с криком "Русские идут!", был один. И враг у него тоже был один и вполне конкретный - острый психоз.

Маккарти доверчиво бросился в крестовый поход против коммунистов. Зашебуршился потревоженный Голливуд, вольные нравы которого были перечеркнуты вторжением "серых костюмов", требующих подписывания "клятвы на лояльность" и выдачи очередных "врагов народов" - коммунистов; были обеспокоены учителя и студенчество (а как же, кому, как не им, были интересны все эти марксистские газеты с мизерным тиражом и бесконечными спорами про будущее Америки, а также всемирного коммунизма). И наконец, были глубоко оскорблены работники средств массовой информации, которые платили Маккарти ненавистью и недоброжелательностью, с одной стороны, а с другой - радовались такому чудесному "новостному поводу", благо, тут враг был харизматичен и позволял вдоволь поплясать на ! его косточках (для этого даже не нужно было прилагать особенны! х усилий ); показывали пленку с выступлением Маккарти и разводили руками: дескать, "смотрите сами".

И люди, конечно, смотрели. Маккарти ведь не просто так стал сенатором. Изначально он пользовался популярностью, и его поддерживали даже вполне умеренные правые: такой отличный повод указать всем этим либералам, всем этим "розовым" завсегдатаям либеральных гостиных, всем этим фрондирующим голливудским режиссерам, разрушающим боевой дух честного американца, и заодно наглым продюсерам, которые им потакают в этом деле. Да, всех укоротить и усмирить, но самим при этом не замараться. Ведь это висконсинским сенатором пугали маленьких детишек родители, потерявшие работу. Ведь это его изводил холеный, умный и опасный интеллигент Эдвард Марроу со своим другом Фредом Френдли, журналисты с Си-би-эс, раз за разом уничтожавшие репутацию сенатора умело подобранными пленками с его ! публичными выступлениями, тщательно проверявшие и не оставлявшие без внимания все его действия.

Образ защитника простого американского народа от коммунистической заразы и шпионской угрозы, от разнообразнейших "врагов народа" в очень короткое время превратился в образ такого же "врага народа", тупого и невежественного, захватившего огромную власть, поправшего священную Пятую поправку к не менее священной американской Конституции и лишившего работы и благополучия тысячи людей.

Маккарти был дискредитирован после того, как ему подсунули сфальсифицированные документы относительно состояния дел в армии. И затем, после громкого скандала и специально организованной комиссии по расследованию его злодеяний, был отправлен в отставку.

А последним ударом было выступление президента Эйзенхауэра. Он публично осудил сенатора, которому был столь многим обязан. И прежде всего тем, что в результате главным врагом американского народа стал не он, президен! т, принимавший ключевые решения, а рядовой сенатор от Висконси! на Джозе ф Маккарти, оставивший после себя (вскоре он умер) вышколенные и перепуганные профсоюзы, боевитую прессу, гордую своей победой, и термин "маккартизм", которым чуть что еще долго будут попрекать любого американского государственного деятеля.

Подробнее

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

В избранное