Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале Новости культуры в Русском Журнале


Новости культуры в Русском Журнале


Сегодня в выпуске
20.10.2006

Все о поэзии 186

Дань. Дар-Уль-Ислам (Область Ислама). Дарий I Гистасп. Дарк, Мирей.

Дань

БСЭ, т. 20, М., 1930, ст. 421-422.

"Денежная или натуральная подать побежденных в пользу победителей, термин, употребляющийся главн. обр. по отношению к древним историческим периодам.

В эпоху феодализма Д. называется подать, вносимая вассалом (см.) в пользу сюзерена (см.).

В Киевской Руси Д. как военную контрибуцию платили славянские племена норманским выходцам, варягам и хазарам до 11 в.; во второй половине 13 в. рус. княжества платили Д. - контрибуцию татарам; с 11 до 13 в. Д. была прямою государственною податью; есть известия, что во время татарского нашествия помимо татарской Д. собиралась особая Д. в княжескую казну со свободного населения (по-видимому, не одних черных, но и частновладельческих земель, не освобожденных от нее особыми привилегиями).

От древнерусской Д., размеры к-рой находились в зависимости от аппетитов князя, ее собиравшего, и долготерпения плательщиков (см. в Летописи рассказ о смерти киевского князя Игоря), Дань татарская отличалась точно установленным размером, "чис-чом" ("по полугривне с сохи, а в сохе 2 мужа работники")".

Итд.

То есть - при татарах порядок был!

Вот как.

Потом этот же трюк - снижение податей - применили мусульмане при создании Халифата. Почему в Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии, Персии местное население, замордованное византийскими налогами и чиновниками, их встречало не как завоевателей, а как освободителей от Константинопольской тирании:

БСЭ, т.29, М., 1935, ст. 376, из статьи "Ислам":

"В результате арабских завоеваний в 7 и 8 вв. образовалось обширное государство - халифат (см.), в к-ром Ислам постепенно стал господствующей религией.

Первое столетие существования халифата было периодом завоевания и административно-хозяйственного освоения новых территорий в Зап. Азии, Северной Африке и Юж. Европе.

При династии Омейядов (661-750) населению завоеванных областей предоставлялось полное самоуправление и безусловная свобода вероисповедания при условии уплаты подушной и поземельной податей в мусульманскую казну.

Эти подати наряду с торговыми пошлинами и военной добычей составляли основную финансовую базу халифата. Поэтому правительство халифов не поощряло массового перехода населения завоеванных стран в Ислам, т.к. это уменьшало налоговые поступления, поскольку принявшие И. освобождались от уплаты податей. Впоследствии (ок.700) в виду массового перехода в Ислам покоренных арабами народов был издан закон, в силу к-рого вновь принявшие И. не освобождались от уплаты податей.

До 8 в. в завоеванных областях действовал прежний административный аппарат с туземным персоналом, делопроизводство по-прежнему велось на местных языках, были сохранены византийская и персидская денежные системы. Только военное командование было всецело в руках арабов, вооруженные отряды к-рых, не смешиваясь с туземным населением, жили в особых кварталах завоеванных городов или стояли военными лагерями, из к-рых впоследствии возникли города; многие важные должности в правительстве при дворе омейядских халифов были заняты христианами, к-рые играли руководящую роль в центральном административно-финансовом управлении халифата. Купечество завоеванных арабами городов, безразлично или даже враждебно относившееся к И., использовало все свое влияние для упрочения власти омейядских халифов, в тесном союзе с которыми оно продолжало эксплуатировать туземные трудящиеся массы.

При таком положении вполне понятна самая широкая веротерпимость арабских завоевателей по отношению к покоренному населению. В то же время среди этого населения было широко распространено убеждение, что Ислам не является особой религией, а представляет только одну из вновь возникших христианских сект".

Дар-Уль-Ислам (Область Ислама)

БСЭ, т. 20, М., 1930, ст. 491-492.

"Название, дававшееся законодательством ислама областям, населенным "правоверными", в отличие от дар-улъ-харба (см.), "областей войны", населенных немусульманскими народами. Первые являются областями мира и свободы, вторые должны быть завоеваны и покорены. Мусульманам предписано сражаться до тех пор, пока "неверные" не станут платить поголовной подати как покорные подданные.

Население дар-улъ-харба подчинено мусульманскому завоевателю и экономически (платит налоги, личные и поимущественные подати, выполняет барщинные работы), и юридически (христианин не может свидетельствовать на суде против мусульманина, не может нести военную службу и т.д.).

В таком положении находилось, например, христианское население балканских стран после турецкого завоевания".

Вот.

В 1930 году в БСЭ не стеснялись писать правду насчет того, чего сейчас написать политкорректность не дозволяет.

Дарий I Гистасп

БСЭ, т. 20, М., 1930, ст. 484.

"Персидский царь из рода Ахеменидов (на престоле 521-485 до хр. э.), организатор мировой персидской державы, объединившей под своей властью всю Переднюю Азию и Египет.

Феодальным тенденциям Д.Г. противопоставил централизованную бюрократию и специальную военную организацию; при нем были проведены прекрасно оборудованные дороги, создана гос. почта, предприняты работы по прорытию канала, соединяющего Нил с Красным морем.

Д. Г. была введена единая монетная система [золотой дарик - ок. 10 зол. руб.].
Его попытка включить в свою державу греческий мир окончилась неудачей [Марафонская битва 490, см. Греция (древняя), Исторический очерк]".

Немного, однако.

А Дарий, меж тем, был одним из величайших царей древности.

Вот М. Гаспаров о нем сообщает:

"Персы говорили, что Кир у них был царь-отец, Камбис - царь-господин, а Дарий - царь-торгаш. Это потому, что при Кире и Камбисе народы персидского царства приносили царям такие подарки, какие хотели, а Дарий установил для них твердую и неизменную дань. Злые языки уверяли, будто он даже хотел обобрать гробницу царицы Семирамиды. На гробнице этой было написано: "Кому из будущих царей понадобятся деньги, пусть вскроет эту гробницу". Никто на это не решался, а Дарий будто бы решился, но вместо денег нашел там лишь надпись: "Дурной ты, видно, человек, если корысти ради оскверняешь гробницы мертвых".

Впрочем, Дариева подать была не слишком велика. Говорили, что, назначив ее, он спросил своих наместников-сатрапов, в меру ли она. Сатрапы сказали: "В меру". Тогда Дарий убавил ее вдвое и в таком объеме приказал собирать".

- Гаспаров М., Занимательная Греция, М., НЛО, 1996, с. 127

Еще у Геродота есть интересная дискуссия меж персами с участием Дария, когда они, сбросив власть обманом захвативших ее магов, выбирали, какую форму правления им установить - демократию, олигархию или монархию, и разбор преимуществ и недостатков этих видов государственного устройства. Я бы воспроизвел - тем более, вопрос опять у нас актуальный, - но у меня файнридер сломался.

Кому интересно - ищите сами: Геродот, История, книга третья (Талия), пп. 80-83.

А! Вот. Починился файнридер - все вам сейчас будет.

Предыстория: после смерти Камбиза, власть в Персии захватили маги; заговорщики, в числе которых был Дарий, свергли магов и стали думать, что дальше:

"80. Когда волнение улеглось и прошло пять дней, заговорщики стали совещаться о [будущем] устройстве государства. Они держали речи, которые иным эллинам, правда, кажутся невероятными, но все же действительно были произнесены.

Так, Отаи высказался за то, чтобы передать власть всему персидскому народу. Он сказал:

"По-моему, не следует опять отдавать власть в руки одного единодержавного владыки. Это и неприятно, и нехорошо. Вы знаете ведь, до чего дошло своеволие Камбиса, и испытали на себе высокомерие мага.

Как же может государство быть благоустроенным, если самодержец волен творить все, что пожелает?

И действительно, если бы даже самый благородный человек был облечен такой властью, то едва ли остался бы верен своим прежним убеждениям. От богатства и роскоши, его окружающих, в нем зарождается высокомерие, а зависть и без того присуща человеческой натуре. А у кого два этих порока, у того уже они все. Он творит множество преступных деяний: одни - из-за пресыщения своеволием, другие - опять-таки из зависти. Конечно, такой властитель должен бы быть лишен зависти, так как ему, как государю, принадлежит все. Однако самодержец по своей натуре поступает со своими подвластными, [исходя из] совершенно противоположного [взгляда]. Ведь он завидует "лучшим" людям за то только, что те здравы и невредимы, а любит самых дурных граждан. Более всего он склонен внимать клевете. Это человек, с которым ладить труднее всего на свете. За сдержанное одобрение [его поступков] он распаляется, видя в этом недостаточную почтительность, а за высокое уважение он недоволен тобой, как льстецом. Но вот я! перехожу к самому плохому: он нарушает отеческие обычаи и законы, насилует женщин, казнит людей без суда.

Что до народного правления, то оно прежде всего обладает преимуществом перед всеми [другими] уже в силу своего прекрасного имени - "исономия". Затем, народ-правитель не творит ничего из того, что позволяет себе самодержец. Ведь народ управляет, [раздавая] государственные должности по жребию, и эти должности ответственны, а все решения зависят от народного собрания.

Итак, я предлагаю уничтожить единовластие и сделать народ владыкой, ибо у одного народоправства все блага и преимущества".

81. Таково было мнение Отана.

Мегабиз же советовал передать власть олигархии и говорил вот что:

"То, что сказал Отан об отмене самодержавной власти, повторю и я. Но что до его второго предложения - отдать верховную власть народу, то это далеко не самый лучший совет. Действительно, нет ничего безрассуднее и разнузданнее негодной черни. Поэтому недопустимо нам, спасаясь от высокомерия тирана, подпасть под владычество необузданной черни. Ведь тиран по крайней мере знает, что творит, а народ даже и не знает. Откуда же, в самом деле, у народа разум, если он не учен и не имеет никакой врожденной доблести? Очертя голову, подобно [бурному] весеннему потоку, без смысла и рассуждения, бросается народ к кормилу правления. Пусть ценит народное правление лишь тот, кто желает зла персам! Мы же облечем верховной властью тесный круг высшей знати (в их числе будем и мы). Ведь от "лучших" людей, конечно, исходят и лучшие решения [в государственных делах]".

82. Таково было мнение Мегабиза. Третьим же объявил свое мнение Дарий в таких словах:

"По-моему, Мегабиз верно отозвался о народе; на олигархию же у меня взгляд иной. Если мы возьмем из трех предложенных нам на выбор форм правления каждую в ее самом совершенном виде, т.е. совершенную демократию, совершенную олигархию и совершенную монархию, то последняя, по-моему, заслуживает гораздо большего предпочтения. Ведь нет, кажется, ничего прекраснее правления одного наилучшего властелина. Он безупречно управляет народом, исходя из наилучших побуждений, и при такой власти лучше всего могут сохраняться в тайне решения, [направленные] против врагов. Напротив, в олигархии, если даже немногие [лучшие] и стараются приносить пользу обществу, то обычно между отдельными людьми возникают ожесточенные распри. Ведь каждый желает первенствовать и проводить [в жизнь] свои замыслы. Так у них начинается яростная вражда между собой, отчего проистекают смуты, а от смут - кровопролития. От кровопролитий же дело доходит до единовластия, из чего совершенно ясно, что этот последний об! раз правления - наилучший.

При демократии опять-таки пороки неизбежны, а лишь только низость и подлость проникают в общественные дела, то это не приводит к вражде среди подлых людей, а, напротив, [между ними] возникают крепкие дружественные связи. Ведь эти вредители общества обычно действуют заодно, [устраивая заговоры]. Так идет дело, пока какой-нибудь народный вождь не покончит с ними. За это такого человека народ уважает, и затем этот прославленный [вождь] быстро становится единодержавным властителем. Отсюда еще раз ясно, что единовластие - наилучший образ правления.

Наконец, одним словом: откуда у нас, персов, свобода? Кто даровал ее нам? Народ, лучшие люди или единодержавный властитель? По-моему, все же если свобода дарована нам единодержавным властителем, то мы должны крепко держаться этого [образа правления] и вообще не нарушать добрых отеческих обычаев, ибо "мало хорошего в этом".

83. Таковы были эти три мнения.

А четверо остальных из семи примкнули к мнению Дария".

Далее следует интересная история, как жребием выбирали царя, и какую хитрость придумал Дарий, чтобы жребий пал именно на него, - но за этим обращайтесь напрямую к Геродоту. У него вообще множество очень интересных и познавательных историй.

Дарк, Мирей

32,10 КБ

1974 (?) - в СССР демонстрируется фильм "Высокий Блондин в черном ботинке", первый - для советских людей, во всяком случае, - в котором прославился Пьер Ришар.

Наибольшее впечатление на советских людей произвел и многажды затем друг другу пересказывался эпизод, как этот Пьер Ришар, являяся придурком, по ошибке был принят за шпиона, и настоящие шпионы его пытаются то уничтожить, то подвзорвать, то, наконец, соблазнить. Они заманивают его в свое шпионское логово. Там его встречает главная шпионка с целью, указанной выше. Она его встречает, блондинка, прядь падает на глаз, сигарета в мундштуке меж пальцев с маникюром, на ней - глухое, по горло, платье до пят, черное и шелковое - с отливом, жемчужная нить на шее. Все короче - высший свет, бонтон и полное комильфо. Она усаживает его в кресло:

48,21 КБ

- Кофе? Мартини? Виски? Бренди? - сурово спрашивает она.

Придурок Ришар, являясь придурком, придурковато чего-то лепечет. Она разворачивается к бару. Тут-то и грохает бомба, вызывающая столько разговоров и т.д. Потому что сверхстрогое платье наглухо закрыто до пят спереди, - сзади у него не только голая вся спина, но и аж верхняя часть жопы!

Мораль: вот бы эти картинки найти! На что нам Интернет, как не на то, чтобы находить все, что нужно?

33,11 КБ

Ответ: хрен!

Нет этих картинок!

Удалось выяснить лишь, что актриса, исполнявшая указанную роль была известная Мирей Дарк + найти некоторое количество ее изображений.

29,84 КБ

Во, нашла Гузель!

48,76 КБ

2.1 С 1960 по наши дни фильмография с картинками

2.2 Био

29,95 КБ

2.3 О М.Д. на японском и много картинок

2.4 Биография на People's History

55,03 КБ

2.5 Фильмография на киноэксперт.ру

Биография и фильмография на биостарс.ком

Статья о Мирей Дарк во французской википедии

Подробнее

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

В избранное