Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Обожаю сплетни!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости культуры в Русском Журнале Новости культуры в Русском Журнале
Новости культуры в Русском ЖурналеСегодня в выпуске 31.03.2006 Проблема выбора
Goldenmask.Club в Театральном Центре на СтрастномВ Москве стартовал Goldenmask.Club - музыкальный марафон, приуроченный к театральному фестивалю "Золотая маска". В прошлом году Эдуард Бояков, художественный руководитель театра "Практика" и отец-основатель "Маски", сотрудничал с фольклористом и этнографом, замечательным вокалистом Сергеем Старостиным - получился мощный проект с привлечением музыкантов из разных стран - от Грузии до США. В этом году Goldenmask.Club обещает быть еще масштабнее, к Боякову присоединился Александр Чепарухин, продюсер и глава концертного агентства Greenwave. На протяжении долгих лет Чепарухин привозит со всего мира блистательных музыкантов; и в этом году Goldenmask.Club на первую половину апреля грозит не давать меломанам передышки. Если учесть, что музыкальная жизнь Москвы при этом отнюдь не! замирает, а идет полным ходом, становится как-то не по себе: проблема выбора станет центральной проблемой месяца. Итак к 1 апреля остались: Пат Мастелотто, барабанщик King Crimson с 1994 года и коллега Трея Ганна, сумасшедший конгломерат - пакистанско-английский ансамбль Fun-Da-Mental, польский лихой деревенский оркестр Kapela ze vsi Warszawa, нью-йоркские эклектики Hazmat Modine, бард и гитарист, номинант Грэмми Гари Лукас в безумной компании с музыкантами из Television и Talking Heads, крутоватая панк-девушка Nina Nastasia и "наши"- группа "Ва-Та-Га", жители Карелии, увлеченные поморскими, славянскими, финно-угорскими музыкальными традициями; и ансамбль Farlanders с новыми вокалистками - Таисией и Ольгой Краснопевцевыми. А 15 апреля в день завершения марафона зрителя ждет мощнейшее испытание: на сцену выйдут все участники разом, все это будет называться "Русский джем" - и воспомин! ания об этом музыкальном массиве должны будут зарядить публику! эмоцией до следующего фестиваля. Подробное расписание на сайте Goldenmask.Club. Le Jazz в клубе IkraВторой фестиваль французского джаза охватит в этом году три города: Ханты-Мансийск, Москву и Санкт-Петербург. В Москве музыканты окажутся 7 и 8 апреля, а играть будут в клубе Ikra. Прошлогодний фестиваль, помнится, вызвал бурные и вполне радостные эмоции публики, однако оказался фестивалем не столько французского джаза, сколько международной музыки разных направлений. К собственно джазменам из всех участников можно было отнести только Бирели Лагрена и Сильвана Люка; а вот увидев в фестивальной программе имя Нино Катамадзе, меломаны изумленно прищуривались. Разно! жанровость никак не повлияла на качество фестиваля, и Le Jazz оказался мероприятием веселым и достойным. В этом году состав участников и в большей мере соответствует названию. В первый день московского фестиваля на сцене появится Belmondo Quintet - проект братьев Стефана и Лионеля Бельмондо (первый был в свое время благословлен и разрекламирован Чатом Бейкером), а затем их сменит квартет Ришара Гальяно - исполнителя на бандонеоне, человека, освоившего и приручившего музыку французских улиц - мюзет. На следующий день перед публикой предстанут великолепный джазовый самоучка пианист Жан-Мишель Пильк и вокалистка Элизабет Катманду, француженка афро-греческого происхождения - ее голосом восхищались Мишель Легран и Леон Паркер. А завершит фестиваль квинтет Жюльена Луро - саксофониста, работающего в разных жанрах, от джаз-рока до электроники. Шилклопер на Красных холмах7 апреля знаменитый музыкант Аркадий Шилклопер, играющий на валторне, альпийском роге, флюгельгорне, диджериду (список можно долго продолжать), представит в Доме Музыки свой международный проект Global Village Ensemble. Идея проста: собрать на сцене как можно больше музыкантов со всего мира и устроить грандиозный джем "музыки всего земного шара". Глубоко убежденный в том, что музыка не знает границ и географических делений, Шилклопер всегда стремился к сотрудничеству - к сотрудничеству как к самому содержательному виду работы и искусства. Успев переиграть с великим множеством разных музыкантов, он довел свою идею до совершенства, придумав Global Village Ensemble. Состав его меняется от выступления к выступлению, поэтому говорить о постоянной программе не приходится - в соответствии с древними канонами каждый концерт оказывается неожиданным (иной раз - и для самих музыкан! тов) и неповторимым. В этот раз на сцене окажутся: швейцарский тромбонист Кристоф Швейцер, болгарский перкуссионист Стоян Янкулов, немецкий исполнитель на диджериду Марвин Диллманн, а также давние коллеги и друзья Шилклопера - контрабасист Владимир Волков и вокалист-фольклорист Сергей Старостин - и многие, многие другие. Ансамбль BratschЦыганский джаз стал для нас уже родной музыкой. На дисках Джанго Рейнхардта или - изредка - Стефана Граппелли, в выступлениях Бирели Лагрена или ансамбля LoJo; цыганский джаз в равной степени ублажает эстетов - любителей джаза, а также тревожит русскую душу. 8 апреля ансамбль Bratsch - звезды World music вообще и цыганского джаза в частности - приезжают в Москву, в тот же ММДМ, чтобы снова ублажить и растревожить. Собственно говоря, bratsch - это традиционная цыганская скрипка. Гитаристом Дан Гарибян и скрипач Бруно Жирар созда! ли свой ансамбль около двадцати пяти лет назад. Первый романти! чески от носился к собственному происхождению, к армянским корням, слушал армянскую, греческую и русскую музыку и, разумеется, был вдохновлен тем же Рейнхардтом. Второй - меньший романтик - стал биологом, десять лет занимался исследованиями - а в результате все равно пришел к музыке. Помимо Гарибяна и Жирара, в состав группы сейчас входят кларнетист, контрабасист и аккордеонист. Музыканты, разумеется, не ограничиваются исполнением только цыганской музыки; в сфере их интересов вся та немыслимая радостная мешанина из клезмера, босса-новы, би-бопа, сальсы и чего еще только ни-, которая до краев наполняет публику немыслимым, пенящимся, как лимонад, весельем. ПодробнееДистанция необходимого размера Под "Вежливый отказ" не распоешься и не растанцуешься. Их слушаешь с тем же отстранением, что классическую музыку или джаз. Зато с куда меньшим ощущением карнавала и сопричастности творческому процессу, которое подчас возникает на рок-концерте. Под вспышки софитов и барабанную дробь прихрамывающий дирижер выводит на сцену пеструю компанию-оркестр: басиста в розовых штанах, трубача, издали похожего на трубача-медвежатника Квинто из фильма "Ва-банк", седовласового поэта, мефистофельски юркого скрипача и других. Атмосфера мгновенно заряжается какой-то бесшабашной театральностью, литературщиной. За-ради красного, литературного и театрального, словца дирижера хочется назвать то ли капельмейстером, то ли тамбурмажором - оба термина не имеют к нему ни малейшего отношения. Он и дирижером-то пробудет недолго, всего две-три минуты, пока, стоя спиной к публике, будет приветствовать свой оркестр. Затем налет театральности, заданный первым аккордом-приветствием, рассеется. Дирижер уйдет со сцены и вернется через пару минут уже в привычном амплуа гитариста и вокалиста. Так начинался концерт группы "Вежливый отказ" во МХАТе имени Горького - концерт, который - ради того же словца - тянет назвать одним из самых ярких событий какого-нибудь сезона, предстоящего или прошедшего - это совершенно неважно. После трехлетнего перерыва музыканты вернулись на сцену для того, чтобы отметить день рождения команды (21 год) и вселить в поклонников смутные надежды на новые встречи. Этими же смутными надеждами заканчиваются практически все рецензии на концерт - критики оказываются в непростой ситуации: никакой определенности от Романа Суслова (лидера группы и председателя колхоза "Хрящевский" в Тульской области) не жди, дальнейшие планы группы никому точно не известны. Вот и получается, что писать о "Вежливом отказе" крайне непросто, сплошной сопромат. Будущее в тумане. О прошлом же и о настоящем написано уже немало, но даже не в этом дело. Сложность заключается в том, что у этих музыкантов необычайно высок уровень рефлексии, и, по сути д! ела, они сами, учтиво, но скучливо, как заученный урок, прогов! аривают журналистам все специфические особенности своей группы. Так басист Дмитрий Шумилов, памятный многим по роли негра Вити в "Ассе", несколькими емкими фразами намечает пунктир истории и творческой эволюции "Вежливого отказа". Условно говоря, это выглядит так: Мы никогда не были рок-группой, мы не вписываемся в жанровые рамки. Именно поэтому музыка заведомо оказывается важнее текста, а тот иной раз превращается в бессмысленный и звучный набор фонем. Именно поэтому - не будучи привязанными к жанру и традиции - мы оказываемся "вне времени"; музыка "Вежливого отказа" может нравиться или нет, но вопрос о ее актуальности абсурден. Именно поэтому мы не боимся своего возраста; комичная слава пожилых рокеров, решивших тряхнуть стариной, нам не гроз! ит. Однако как раз о возрасте - правда, в несколько ином преломлении - заговорил Роман Суслов три года назад, объясняя причины прекращения концертов. В клубах, объяснял он, играть невозможно: публика вопит, все прокурено, на следующий день после концерта голова трещит, а музыканты меж тем люди уже немолодые, и им надо отдохнуть. Бравируя своей "немолодостью", Суслов, разумеется, мало кого убедил; но тогда, в феврале 2003 года, история группы, казалось, зашла в тупик - и не творческий застой музыкантов был тому виной, а бредовая ситуация в музыкальном мире. Незадолго до прощального концерта в эфире программы "Земля-воздух" эксперты - диджеи разных радиостанций - слушали изысканные атональные композиции "Отказа", слушали в оцепенении. А придя в себя, признали: ни на одной радиостанции этой музыке места нет; эти отшлифованные-! приджазованные формулировки не то что слишком сложны - иноплан! етны, и нет под них целевой FM-аудитории. С концертными площадками дело обстояло не лучше, и прощальное выступление "Отказа" три года назад было тому доказательством. В темноте и толчее зрительного зала нарастало нетерпение, концерт задерживался. Суслов долго переговаривался со звукооператором. Потом наконец заиграли - спокойно, ровно, абсолютно вне патетики расставания. (Об этом спокойствии, о выхолощенности и нарочитой, вероятно, затертости звука тогда, помнится, сразу заговорили критики.) Тут вроде бы пустить слезу - любимая группа, последняя гастроль! Рвануть рубаху и подпеть свою любимую, про джигита. Ну, хоть заорать чего-нибудь и зажечь по всему залу сотни зажигалок. А не получается - опять сплошной сопромат: подпеть Суслову невозможно, как невозможно подпеть ребенку, самозабвенно голосящему, тянущему на разные лады атональную песнь собственного спонтанного сочинения! . Орать и рыдать с зажигалкой тоже как-то некстати - ясно, что Суслов со товарищи этого не ждут и не хотят. Диссонанс клубной атмосферы и музыки был в тот момент очевиден, кажется, всем - и самим музыкантам, и зрителям. Эмоциональная и творческая эволюция "Вежливого отказа" как будто пошла наперекор бурному развитию клубной столичной жизни. Чем спокойнее, ироничнее и мудрее становились музыканты, в свое время отказавшиеся от идеи перформанса и шума, тем больше шума и угара предполагалось на клубной сцене конца 1990-х - начала 2000-х годов. К 2003 году неформулируемый конфликт дошел до логического предела; музыканты на три года прервали выступления, и каждый занялся своими делами. И вот сейчас, три года спустя, они вернулись - по просьбе друзей, как уклончиво сообщается в разных интервью. "Вежливый отказ" появился на МХАТовской сцене масштабным составом - оркестром, а не гру! ппой. На сцене собрались участники "Отказа" самых ра! зных вре мен. Помимо Суслова, тут были и пианист Максим Трефан, и вышеупомянутый "негр Витя" - басист Дмитрий Шумилов, и барабанщик Михаил Митин - люди, игравшие в группе с 80-х годов. Трубач - известный джазмен, философ, радиоведущий и музыкальный обозреватель Андрей Соловьев - в 1989 году он принимал участие в записи пластинки "Отказа" на фирме "Мелодия", а в середине 90-х стал играть с группой регулярно. Самые молодые музыканты - саксофонист Павел Тонковид и Павел Карманов - флейтист и пианист, ярчайший композитор-минималист, оказавшийся в группе более или менее случайно (несколько лет назад он подменял Трефана, попавшего в автокатастрофу). Скрипач Сергей Рыженко, переигравший с великим множеством групп - от заслуженных "ДДТ" и "Аквариума" до маргинальных "Футбола" и "Последнего шанса"; с "Вежливым отказом" он записывал ту же, что и Соловьев, пластинку на фирме "Мелодия". Поэт и автор названи! я "Вежливый отказ" Петр Плавинский в треухе и тулупе появился на сцене ненадолго и прочел пару макабрических, в остеровском духе, стишков из детской книжки "Спички, бритва и лекарства". Замечательным образом трехлетний перерыв не только не подействовал пагубно на настрой группы и манеру игры - он как будто придал музыкантам сил. Если Суслова, три года не игравшего и занимавшегося коннозаводством, приходится признать феноменом, то с прочими музыкантами ситуация проще. Казалось бы, волею обстоятельств "Вежливый отказ" стал для участников чем-то вроде хобби и каждый из них занимается своим делом (кто исполнительством, кто сочинительством). Но именно эта независимость музыкантов от проекта "Вежливый отказ" оказывается гарантией высочайшего профессионализма. После длительного перерыва и двух недел! ь репетиций музыканты отыграли блестящий концерт вполне академ! ического толка. Два отделения (в общей сложности больше двух часов) звучали старые композиции "Отказа", доведенные до немыслимого совершенства (в интервью Суслов подчеркивал, что не хочет исполнять никаких новых вещей, потому что те требуют доработки). Десятиминутное шаманство "Густоплясовой". Вкрадчивое нашептывание - "В чужих озерах сна". Теснота слов, теплые сумасшедшие фонемы в "Тучах над городом". Андерсеновский сказочный "Шкаф" с молодецким посвистом Соловьева. Прихрамывающие арпеджио в "Марине и Медведе". Все это - проживание истории "Вежливого отказа" - без малейшего налета архаики. Не перечитывание архивов и не перетряхивание сундуков, а мгновенное и точное попадание зрителю куда-то под дых, солнечное сплетение самого актуального, насущного. Трудно вздохнуть. Сидишь, вжавшись в кресло. Каждая вещь отточена и герметична в своей безукори! зненности. Музыка "Вежливого отказа" всегда была музыкой не самовыражения, а скорее самосовершенствования - и полигоном для самосовершенствования оказался юбилейный МХАТовский концерт. Доронинский МХАТ - пристанище одичалых ветеранов рок-сцены и место одиозное. Здесь меломаны умирают со смеху, глядя, как пожилые капельдинерши в пиджаках с золотыми пуговицами унимают раздухарившихся фанатов Вячеслава Бутусова. Здесь театралы запальчиво вопрошают, почему на сцене монструозного театра в центре Москвы выступают Трики или Morcheeba, а начинающие талантливые режиссеры и актеры репетируют в подвалах. И здесь же парадоксальным образом выяснилось, что лучшего места для выступления "Вежливого отказа" было не найти. Причин тому несколько. На большой сцене помещаются рояль и полноценная ударная установка. Трезвые и не ошалевшие от клубного шума и чада звукорежиссеры тоже немаловажная сос! тавляющая хорошего концерта; можно безбоязненно выводить на сц! ену полн оценный профессиональный оркестр. Но по-настоящему тут важны причины не технические, а атмосферные. Дело не в театрализации представления, которой на концерте был минимум - разве что приветствие и чтение стишков. Дело в том, что театральное соотношение "зал - сцена" предполагает ту дистанцию "зрителя - артиста", которая так нужна Суслову и так невозможна даже в самом большом клубе. Ведь под музыку "Вежливого отказа", как уже было сказано, не распоешься и не растанцуешься, и девки не будут орать "Леня! Орландину!". Как ни кощунственно это прозвучит, но "Рок-энд-ролль" или "Коммунальный вальсок" ты слушаешь с тем же отстранением (придыханием, удивлением, недоверием, благоговением, внутренним протестом), что классическую музыку или джаз. Зато с куда меньшим ощущением карнавала и сопричастности творческому процессу, которое подчас возникает на рок-концерте. Финальная надежды на возвращение "Отказа" - хот! я бы и в режиме "летом сельское хозяйство - зимой музыка" - остается. Однако решение зависит не только от планов Суслова и его музыкантов; тут еще вопрос концертной площадки. Эта проблема вполне отрефлектирована Сусловым, который пока не слишком отчетливо представляет себе перспективы группы. И то - где выступать группе в следующий раз? В Доме музыки или Рахманиновском зале? Вероятно, скорее там, чем в "Шестнадцати тоннах" или "Б2". И надо заметить, что этот вопрос актуален, кажется, далеко не только для "Вежливого отказа". Явственно ощущается недостаток крупных концертных площадок с большой сценой, адекватной акустикой, сидячим зрительным залом. (Отплясывать в стоячем партере Горбушки уже далеко не всем в охоту - мы ж уже немолодые, как сказал бы Суслов). Открываются, конечно, ! новые клубы, вполне удовлетворяющие всем вышеизложенным требов! аниям, н о их пока не так много. Какая-то трансформация клубной жизни должна происходить - назрело. И в то время как завсегдатаи филармоний говорят о поиске новых форм, о том, что академическая музыка должна демократизироваться, разрывать дистанцию и как-то приближаться к своему слушателю, качественной неклассической музыке было бы не худо эту дистанцию восстановить и слегка отстраниться от зрительской толпы. Хотя бы и посредством новых залов. ПодробнееТорг уместен Все эти АНО, контрольные пакеты, рейтинги, учредители, госсобственность, владение на правах аренды и налоговые послабления свидетельствуют о том, что процесс в образовании пошел - процесс приватизации. Сообщения о том, что кто-то из фигурантов списка Forbs покупает себе очередной клуб, яхту, виллу, шато, замок, дворец, стали уже настолько привычными, что на них мало кто обращает внимание. Заголовок "Дерипаска приватизирует Плехановскую академию" вызывает у читателя куда большую заинтересованность, и не потому, что его волнует расширение ассортимента покупок, а потому, что он понимает: приватизации подлежит новая сфера, на этот раз - объекты образовательной инфраструктуры. Дотошные журналисты не преминули напомнить, что на самом деле это не первый опыт вхождения акул бизнеса в образование, прецедент уже был: Ходорковский покупал РГГУ, эксперимент закончился не очень удачно. Но с Плехановской академией случай иной - ее ректор Виталий Видяпин попросил Владимира Путина превратить вуз в автономную организац! ию с частным соучредителем ("Коммерсант"). По словам ректора, речь идет о "реализации частно-государственного партнерства в сфере образования, или создании вуза нового типа". Процесс пойдет небыстро - в три этапа, для начала вуз планирует получить статус автономной некоммерческой организации (АНО) и пригласить в соучредители Олега Дерипаску, потом пять лет, с 2006 по 2011 год, будут "отрабатывать механизмы партнерства", а через пять лет, на третьем этапе, предполагается разработать федеральную законодательную инициативу. Ну, в общем, лет через десять АНО-ЧГП станет легитимным. Пока же ректор Видяпин говорит о том, что госорганы должны провести оценку университета и "если нас оценят в 100 миллионов долларов, то доля соучредителя ! будет не 50 миллионов, а 100". За такие деньги, считает р! ектор, м ожно создать "настоящий западный университет - не Оксфорд, а Стэнфорд, работающий на практикоориентированной основе", университет со "спортивным дворцом, кинотеатром, бутиками и парикмахерскими". Насколько нужны университету, который находится не в чистом поле, а в столице России, свои бутики, - решать соучредителям; читателю, особенно сетевому, минутный поиск показывает: "Закон РФ о некоммерческих организациях. Статья 10. Автономная некоммерческая организация, где в пункте 1 говорится: "Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации", а в пункте 2 утверждается, что "автономна! я некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация". Сочетание статей закона и 100 миллионов, которые учредитель передаст вузу в собственность, свидетельствует, что так можно сделать неплохой гешефт и с полным правом, на законных основаниях, заняться предпринимательской деятельностью в сфере образования. Пугать неудачным опытом не надо, потому что еще минута на поиск - и перед тобой свидетельства того, что есть примеры куда более успешного выстраивания цепочек "образование - бизнес" и "бизнес - образование". Конечно, превращение Плехановской академии в АНО и миллионы ее потенциального учредителя - сюжет увлекательный, но локальный какой-то, тянет разве что на новеллу. В целом же картина куда масштабнее, эпическое, ! можно сказать, полотно. О том, что бизнес во главе с Российски! м союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) решил посодействовать образованию, стало известно два с лишним года назад. За это время выяснилось, что роль благотворителей предпринимателей не устраивает, подход этот "абсолютно тупиковый" и говорить с государством на образовательную тему бизнес будет не как спонсор, а как партнер. Еще в первой декаде марта в Петербурге в ходе "круглого стола" "Взаимодействие бизнеса и образования в реализации приоритетного национального проекта" президент РСПП Александр Шохин заявил, что "контрольный пакет в этом случае остается за государством: финансовый донор, в свою очередь, получает возможность контролировать расходование вкладываемых в подготовку кадров ресурсов". Что предлагает бизнес в рамках проекта "Образование" Ключевые слова здесь, конечно же, "контрольный пакет", точнее, говорить надо "контрольный пакет акций". Там, где появляются акции, появляется и акц! ионерное общество, и акционеры, и стоимость акций. Как и чем о! пределяе тся стоимость акций компании? В частности, ее местом в рейтинге себе подобных. А потому представители бизнеса, отметил г-н Шохин, должны участвовать в разработке требований к системе образования и проведении рейтингов учебных заведений. Усвоенная во времена дикого капитализма формула "Любой каприз за ваши деньги" сработала - первые рейтинги уже появились. Насколько они помогут потенциальным покупателям в определении стоимости объекта поглощения, сказать трудно, но для обывателя это увлекательнейшее чтение. Ну, вот кто, например, слышал что-нибудь об Ивановском государственном энергетическом университете? Мало кто. Про Санкт-Петербургский университет слышало, наверное, гораздо больше людей. "Сарафанное радио" - это дело одно, рейтинг - совсем другой коленкор. Так знайте же, л! юди, потребители и покупатели, что Ивановский институт (9-е место) обгоняет и питерский университет (15-е), и легендарный московский Физтех (11-е). Что от того, что Новороссийская государственная морская академия занимает 78-е место, РГГУ - 47-48-е, а МГИМО - 23-е? Если кто-то хочет стать капитаном дальнего плавания, трудно предположить, что он выберет гуманитарный вуз. Если компания занимается перевальным бизнесом, вряд ли она станет вкладываться в специалистов по международной журналистике. Но это взгляд обывателя с его трезвой логикой. Рейтинги, как объясняют, нужны для того, чтобы отказаться от "уравниловки" в финансировании и определить группу лидеров - это 20 вузов, которые получат статус национальных. Им на каждого обучающего студента будут выделять из госказны по 5 тысяч долларов в год. Во вторую группу попадут около 300 вузов, они станут зваться межрегиональными и бу! дут получать за каждого обучающегося студента по 3 тысячи долл! аров. В третьей группе окажутся еще 600 вузов - им ежегодно будет выделяться по 2 тысячи. Отказ от "уравниловки", от "всеобщего равенства", введение градационного финансирования - идея замечательная, рейтинг - инструмент для ее реализации вроде бы вполне подходящий. Но стоит вглядеться в первые две строчки предложенного рейтинга:
|
В избранное | ||