Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Обожаю сплетни!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости культуры в Русском Журнале Новости культуры в Русском Журнале
Новости культуры в Русском ЖурналеСегодня в выпуске 07.04.2006 Все о поэзии 166 Дольник. 1. Л.Тимофеев: "Вид русского и немецкого стихосложения, являющийся своеобразной промежуточной формой между силлабо-тоническим (главным образом трехсложным) стихом и чисто тоническим. Сочетания ударных и безударных слогов образуют поэтому не "стопы" а "доли", где количество безударных колеблется от одного до трех-четырех.
Стих такого типа получил распространение в русской поэзии с начала 20-го века у Блока и других поэтов. Его называют также "паузником", а один из его видов получил название "тактовика".
2. Можно дать дольнику и другое определение - и мне кажется, более правильное: стих, получающийся в результате пропуска слогов (или вставки дополнительных) в трехсложных размерах. Например:
Считаем ударения: Что ты заводишь песню военну, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. Если бы схема чередования ударных и безударных слогов была 1 2 3 / 4 5 6 / 7 8 9, был бы совершенно правильный дактиль. Чтобы его восстановить, нужно делать паузу на месте недостающего слога после "заводишь", считая при этом паузу за именно реальный (безударный) слог: Что ты заводишь (-) песню военну, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. В результате получается такой странный, подпрыги! вающий ритм. (Ну, и две оборванные строки в конце строфы, конечно, производят особый эффект.) 3. Но это был отдельный эксперимент, не получивший продолжения. А вот с начала 20-го века - с символизма - дольник (дольники разных типов) широко распространяется в практике русских поэтов и постепенно становится нормальным и - - - 4. Еще одно важное отличие современного дольника от державинского - у Державина слог пропускается все время в одном и том же месте строки, один и тот же по счету - 6-й; в дольниках 20-го века слоги пропускаются и вставляются без всякой системы, где угодно автору, что придает стихам большую гибкость, динамичность, подвижность и т.д. 5. В музыке примерно такое же самое дело, как мне кажется, проходит под названиями "свинг" и "офф-бит". "Бит - это равномерное пульсирование.!
В эпоху
свинга (в 30-е годы) вся танцевальная музыка строилась на фундаменте, который создавали контрабасист и стучащий в бас-барабан барабанщик. Под выражением "четыре четверти" в музыковедении имеют в виду разбиение такта на четыре доли с акцентом на
первую и третью, при этом первый удар сильнее третьего: бууууум-бум-буум-бум. Жесткость и однообразие бита позволили остальным музыкантам играть чуть-чуть не в такт, иначе говоря, то! торопиться, то опаздывать относительно основного бита: это офф-бит (off-beat). Играть офф-бит - большое искусство. Для чего был нужен офф-бит? Вообще говоря, искусство создавать пульсирующий и как бы плывущий ритм - основная характерная особенность джаза!
; в рок-н-ролле оно было практически начисто утрачено вместе с!
виртуоз
ным бас-сопровождением, которое несло самостоятельную ритмическую функцию. Впрочем, джаз, который пытался угнаться за своим конкурентом рок-н-роллом, тоже упростил ритмический рисунок, но повысил его доходчивость и навязчивость, за что и получил название хард-боп (hard-bop)". * * * Вот это все очень правильно и верно. Но в поэзии дело дальше пошло, чем в джазе. - В поэзии такое уж почти сто лет делают - всевозможные дольники, - объяснял я и!
м. А была бы совсем не хуйня. Эхох.
6. Образцы 6.1 Блок:
Дольник на основе трехстопного анапеста. Потемнели, поблекли залы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Почернела решотка окна. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 У дверей шептались вассалы: 1 2 3 4 5 6 7 8 "Королева, королева больна". 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * * * Первая строка - почти правильный дактиль с пропуском слога перед последним словом: Потемнели, поблекли залы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Если было бы Потемнели, поблекли ВСЕ залы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, был бы вообще совершенно правильный дактиль. * * У дверей шептались вассалы: 1 2 3 4 5 6 7 8 - слог пропуще! н после "дверей". Если бы было У дверей ЗАшептались вассалы, был бы опять же нормальный дактиль. * "Королева, королева больна". Лишний слог - пятый. Если бы было что-то типа Королева, кролева больна, опять же был бы дактиль. Вот так. Далее так подробно разбирать не буду - поупражняйтесь самостоятельно. 6.2
В программе акмеизма это, кстати, было объявлено смелым новаторским акмеистским изобретением - "разбивать оковы ритма пропуском слогов". Брюсов был очень возмущен - символисты задолго до акмеистов вовсю это делали. 6.3
Нарбут состоял в акмеистах, но стихотворение совершенно футуристическое - щ, р и проч., общая намеренная затрудненность звучания и смысла. Антиэсте!
тизм опять же. То есть вроде бы - зашибись. * 6.4 Пастернак:
Размер? Я бы сказал, что это дольник на основе четрырехстопного дактиля с бессистемно (алеаторно) варьируемой анакрузой. 6.5 Багрицкий
И т.д. 6.6.
(Бродский, кстати, признавал влияние Багрицкого на свою ритмику.) 7. Вот примерно так, ага. Тырц-тырц. 8. Еще несколько определений дольника: Поэтический словарь Квятковского
Поиск по РЖ Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ © Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail. Пишите в Русский Журнал. |
В избранное | ||