Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Политика в Русском Журнале

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Политика
http://russ.ru/politics
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии рубрики "Политика" http://russ.ru/forums/msg/935/935.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------

Глеб Павловский
http://www.russ.ru/authors/pavlovsk.html

Да здравствует 18-е брюмера!

Эти записи делались посреди нудной работы над очередным недельным 
план-графиком кампании, где под "9 ноября" я обнаружил загадочное 
"200-летие конца Великой французской революции". Предвкушая разнос 
сотруднице календарного отдела за этакую чушь, я отнял от 1999-ти двести - 
1799, - ага, конец Директории, ноябрь - их тогдашний "брюмер"... А 9 ноября
уж не то ли самое 18-е брюмера Наполеона Бонапарта?! Вдруг мысль о 
двухсотлетнем юбилее путча-конца революции показалась мне не нелепой, даже 
выбор даты не пустым. Но все же эта юбилейная сказка - не аллегория, и не 
надо читать бравурное Бонапарт как скромное Путин.


Все наши юбилейные маньяки тихо, на цыпочках обошли эту славную дату. 
Двести лет назад было покончено с Великой Французской революцией. Покончено
при помощи переворота, а как еще?

Перевороты - это зло. В благоустроенных странах переворотов не бывает, либо
они полуконституционные, как приход де Голля в 58-м и отстранение Никсона 
в 1974-м. Но в благоустроенных странах давно нет и революций - они все 
позаканчивались путчами.

К революциям применима формула Бердяева об утопиях - осуществить не задача,
задача - избежать. Войти не шутка, а вот попробуй потом выйти вон! Выход 
из революции тем затруднительней, чем глубже затронут быт обывателя. В 
России, где реальная жизненная ткань нелегальна, легальная мифологична 
("Знакотканна!" - блеснет словцом юный Островский), а мифологии асоциальны 
- революция овладевает обиходом. Подменяет институты власти и общества. 
Становится "нашим образом жизни".


***

Сперва они все обезьянничают. Стилистическая зависимость революций от 
предшественниц бесподобна. В политике 17-го года гигантское место занимали 
аллюзии французского 89-го - не реального, а воображаемого по Гюго и Мишле.
Вне мечты большевиков засвидетельствовать "штурм русской Бастилии" 
необъяснима бесцельная атака на Зимний дворец-музей; но Эйзенштейн выдал 
постановочную природу затеи. (В остальном октябрьский переворот в СПб - 
молниеносное и техничное взятие контроля над узлами столичных коммуникаций 
- истинный шедевр Троцкого.) Интересно, что и в начале демреволюции 91-го 
мы найдем зависимость от эстетики Эйзенштейна, уже обратную: Август 
объявили "мирным" на том основании, что Ельцин не бросил толпу штурмовать 
Кремлевский музей. Зато коммуникации тогда остались в руках старой власти и
были позже ею с выгодой - и с собою вместе - перепроданы новичкам.

Дальше больше. Масса приключений и происшествий - событий нет, они 
ускользают. Когда все проходит и дети революции припоминают, зачем строили 
баррикады и жгли "Пежо" - они не могут назвать ничего, кроме лозунгов и 
"глубоких радостных переживаний".

Но Россия бешенством подростковых гормонов от революций не откупится. 
Мифологическая шкала - общее у всех революций. Ужас русской в том, что эта 
квази-история у нас безысходна. Вляпавшиеся в русскую революцию навсегда 
застревают в несвоем времени - и обустраиваются, и живут в лабиринте, 
полагая, будто их жизнь настоящая. Русская революция - это "временное 
время" вместо исторического; временное - навсегда

Поверхностный анализ наших политических концепций обнаруживает, что все они
размещают себя на планке "сверхновой - подлинной истории" России - 
начинающейся где-то с апрельского 1985 пленума КПСС (времена почти уже 
библейские). Возникает история местного значения со своей автономной 
летописью переходного времени - "континуум", говоря по-ученому, а проще - 
отсчет событий от приближенной к живущему, неподвижной точки. Растущий 
пузырь "переходного времени", стенки которого поглощают и искажают взгляд в
прошлое - и вот мы разглядываем радужные пятна-картинки "Намедни".

Не в силах ничего реально изменить, мы потому оттягиваем решение всякой 
задачи, которую не удалось замолчать. Ход времени приобретает вид 
бесконечных оттяжек решения, каждая из которых в отдельности объяснима, а 
все вместе составляют длящийся привычный абсурд, где новая глупость обязана
переорать предыдущую, на нее же ссылаясь. Русская политическая дискуссия 
напоминает Сухумский обезьянник, куда служители завозят "Сникерсы" и свежую
прессу.

Если изобразить блок-схему любой русской революции, получится нечто вроде 
речной гидры, с хватающимися за съедобное присосками. Отсутствие головного 
мозга - и длинная трубка для переваривания. Коралл без известковой 
скорлупки: погибшая особь распадается без следа, не включаясь в растущие 
рифы прошлого, институтов и культурных схем. Прошлого нет - нет и средств 
обнаружить его отсутствие. Пропажа вчерашнего памяти не творит; вечное 
сегодня, "день сурка". Недаром в новейшей России просто не написана ни одна
история последних 20 лет - и мне неизвестно, чтобы историки обсуждали, 
почему она не написана!


***

Мир русской революции лучше всего представим средствами компьютерных игр - 
безопорность и трасформенность, но главное - сказочная безнаказанность. 
Безнаказанность была паролем перестройки, еще Горбачев с Рыжковым заложили 
ее экономический механизм. Но только Ельцин воплотил всю ее государственно 
буквально.

За время своего правления сам Ельцин никого всерьез не наказал. Оттого он, 
и никто другой - сказочный герой русской демократической революции. Поди 
найди в русской истории второго такого растяпу-революционера (Пугачев? Да 
не реальный, а пушкинский - в заячьем тулупчике). Ни один из его 
предшественников не сумел создать этакое царство, афанасьевский чудный мир 
вседозволенности. Открой русскую историю и поищи: сколькие ломали шеи - он 
один смог.

Ельцин невероятен. Это какой-то утопический Абсолют - царская водка 
совершенно растворенной в мифе реальности. Русь мечтала о Ельцине не одну 
сотню лет, и вымечтала. Он осуществил вековую грезу русского народа о 
долгосрочном упразднении физической и исторической скуки. Упразднении быта,
вошедшем в быт. Здесь нет воздаяния за ошибки и нет кары за преступления, 
исключения случайны и воспринимаются как несправедливость.

Но нет зато и воздаяния за труд. Заколдованный лес, где деньги образуются 
где-то отдельно от труда, и награды преют в заветных местах (места надо 
знать!), поджидая добра молодца с вилами и мешком. Не знаешь березовских 
мест, заветного гусинского слова - век трудись, век горбать - не видать 
дураку денег!

Но нет ответственности не значит, что нет зла.


***

Лунатики Российской Федерации не ведают силы тяжести, ни возврата по долгам
- и вот, чтобы род столь неприспособленный вовсе не вымер, эволюция 
создала киллеров-санитаров революционного леса. Недаром их отличают от 
просто убийц и серийных убийц-маньяков. Наша политическая пресса глядит на 
киллеров, как уэллсовские элои на питающихся ими морлоков - вынужденная 
необходимость природы, сродни биологической смертности.

Революция как пожар перекидывается на все, что горит. И однажды выгорит 
все. Наступает момент, когда все виды первичных ресурсов революции 
истощаются. Компьютерная матрица сереет, сбоит; ее "знакоткань" ветшает - 
знаки уже ничего не значат, хотя революционные макаки еще вертят их и 
важничают, передавая из лап в лапы. Наступает мирная буржуазная жизнь? Не 
тут-то было. Эволюция - не то что думается Б.А.Березовскому.

Расчеты на "естественный ход вещей, который..." что-то там примирит и 
согласит - еще один глюк революции. Революция неспособна сама себя 
прекратить. Она длится в мучениях, входящих в привычку. Жертвы становятся 
мучителями, мучители оправдываются тем, что и они - жертвы. "Чем дальше в 
лес, тем толще партизан," - гласит народная мудрость: в нашем лесу со 
временем ничего не заводится, кроме партизан, питающихся робким окрестным 
электоратом - да волков, питающихся партизанами.

Обитателям чудного леса не бывать серыми налогоплательщиками гражданского 
общества. Вынужденно перестав людоедствовать, они перейдут на гуманитарные 
"Сникерсы". Когда и подвоз "Сникерсов" прекратится, одни без затей вымрут, 
зато другие научатся злодействовать еще небывалым способом.

В революции длящейся достаточно долго (а Ельцинская демократическая 
подзатянулась - по длительности, между прочим, она уже превзошла 
Октябрьскую!) заводятся новые бесы, которые вполне могут дать новый импульс
адову процессу. Сталин вышел на дело под вечер революции Ленина-Троцкого.

Есть ли вообще выход из замкнутого мира русской революции? Да, разумеется. 
Выход - это переворот.


***

Смею напомнить, что Великая французская революция вводила во Франции 
конституционную демократию и передовой буржуазный строй. Вводила, 
вводила... Десять лет вводили - ни строя не ввели, ни демократии. К власти 
всплывали то людоеды-идеалисты, то идеалисты-ворюги, то физики с 
диктаторскими причудами. Современный российский политолог как родного 
признает столь пламенное ворье, как директор-миллионер Баррас, да и сам 
сойдет за своего в салоне стервы де Сталь.

А аббат Сиейес, похожий на Примакова? Как и наш, выживая в революцию молча,
он стал академиком и крупным политиком по остаточному принципу - в силу 
вымирания остальных, отчего к 1799 всеми выслушивался за мудреца! Еще в 
школе меня раздражало его пустомыслие: "Что такое третье сословие? Все... 
Чем оно должно стать? Чем-нибудь...", - и лишь при Горбачеве заслышались 
старые звуки: какая дорога ведет к храму..?

Молодой Бонапарте, командующий войны с египетскими сепаратистами, не привез
в Париж свидетельств успеха, кроме Розеттского камня с иероглифами. Успеха
не было - велика слава расстреливать конных мамелюков с дистанции 
ружейного залпа! Египет был полный провал - мамелюков перебили, зато бей в 
Каире усидел. От всей египетской экспедиции до нас дошло лицо Сфинкса, 
изувеченное пальбой тупицы-артиллериста.

Египет был Чечней. А вот побег из Египта, где застрявшую армию перемалывали
чумой и кинжалами, был истинно наполеоновский шаг. Здесь 
вояка-революционер, игрок в солдатики Буонапарте становится черновиком 
императора.

От лунатически-странной затеи с походом в Индию через Месопотамию при 
первых препятствиях - опрометью назад, в Париж, пока там первыми не 
догадались, что игра в революцию проиграна, тем более пока они не поняли, 
что ты уже начал другую игру.

Генерал-непарижанин в туманном перевороте брюмера не выказал особенной 
ловкости, ни даже храбрости. Он просто решил не проигрывать заодно с 
революцией. Вывезя из Египта самого себя, он мгновенно ввел эту новую 
ценность в спекуляции парижан, в оборот слухов и равноценных ГКО 
Директории. Привыкший к виртуальным ценностям, Париж схватился за 
новенького. Оттого 18-го брюмера Бонапарт легко провел депутатов и получил 
от них все нужные ему декреты. Но ведь и декреты были виртуальными - уже 
19-го он чуть не завалил дело, уверовав в легкую победу. Макаки опомнились 
да так раскричались на чувствительного корсиканца, что тот был готов 
отступать до вполне реальной гильотины - брат-спикер спас. Замечу, что до 
самой битвы при Маренго (едва из-за этого не проигранной) Наполеон сам 
оставался слегка революционером - азартным игроком в невзаправдашный Doom.

Сам переворот 18 брюмера практически был конституционным, не хуже де 
Голлева. Путч, при котором не только трупов - не было, кажется, синяков. 
Сиейес попробовал было навязать Бонапарту пост "консула войны", сохранив 
для своей клики "консула мира и финансов" - но Бонапарт придумал себе 
Первого консула и вскоре учредил Национальный банк.

Франция очнулась и начала выбираться из волшебного леса. А провались 
путчист Бонапарте - и процесс строительства капитализма во Франции вошел бы
в быт, как в России, французы его строили б по сей день, а ноябрь 
именовали "брюмером согласия и примирения". Однако уже с конца брюмера 
Первый консул стал осторожно приговаривать: "Революция заканчивается". С 
того же времени франк укрепился и начал расти. Вслед за 18-м брюмера были 
Кодекс Наполеона, Бальзак и объединенная Европа...

А Сиейесу придумали пост главы Сената, дали графа, пенсию и перестали 
считать мудрецом. Кот стал важным барином, и с тех пор ловил мышей только 
для развлечения. С брюмера 8-го года Республики и до ноября сего года все 
учебники упорно именуют аббата "историческим деятелем эпохи начала Великой 
французской революции".

----------------------------------------------------------------------------
Новости дня http://russ.ru/politics
Интернет-парламент http://elections.ru
Фонд эффективной политики http://fep.ru

Дискуссии рубрики "Политика":
Сегодня в России
Россия и заграница
http://russ.ru/forums/msg/935/935.html


----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное