Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Политика в Русском Журнале

  Все выпуски  

Политика в Русском Журнале / the West & the RestПолитика


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Политика
Все дискуссии "Политики"



Андрей Захватов
Смерть, запертая в горах

Можете себе представить бочку со слегка слежавшимся цементом. Частицы его как бы "связаны". И если по бочке посильнее ударить кувалдой, связи моментально нарушатся. Цемент превратится в сыпучий порошок. При сейсмическом воздействии происходит похожее явление - оползень сходит очень быстро, за секунды. Десятки тысяч кубометров грунта, потеряв устойчивость, скользят вниз, как по маслу.

До войны в Таджикистане я жил в этой стране и занимался проблемой Сарезского озера. Проблема имеет давнюю историю. Зимой 1911 года от сильнейшего землетрясения в глубокое ущелье за нескольких секунд обрушилась горная масса, равная по высоте Останкинской башне. Оползень запрудил реку и похоронил кишлак Усой, именем которого позже назвали завал. Уровень воды за ним начал подниматься, и вода вскоре затопила кишлак Сарез. Возник новый географический объект - Сарезское озеро, представляющее собой грандиозное зрелище. Озеро вытянулось на 75 километров, а глубина воды перед завалом достигает 500 метров. Емкость озера колоссальна - 17 кубических километров воды, запертой в горах. Через 2 года после завала вода стала просачиваться через него, и в конце 30-х годов озеро стало полностью проточным: приток и фильтрация выровнялись. Таково озеро и сегодня - огромное естественное хранилище чистейшей пресной воды, готовой обрушиться на головы шести миллионов человек.

Если Усойский завал разрушится, пострадает не только Таджикистан. Трагедия затронет Афганистан, Узбекистан и Туркменистан. Еще 15 лет назад этот трагический прогноз был мало кому известен, но сегодня эти данные уже не секретны. В начале апреля, во время визита в Душанбе, министр МЧС России Сергей Шойгу, обсуждавший в Таджикистане проблему Сареза с президентом Эмомали Рахмоновым и своим коллегой, министром МСЧ Мирзо Зиеевым, еще раз озвучил цифру - 6 миллионов. Такое количество человек проживает в зоне возможного затопления.

Что же произойдет, если вода прорвется? Ответ на этот искала группа специалистов, которую я возглавлял в Таджикистане. К середине 1988 года у нас уже был опыт прогнозирования оползней и наводнений от разрушения плотин. Мой ташкентский коллега Александр Тучин разработал математическое и программное обеспечение, позволяющее рассчитать последствия таких катастроф. Весной 1986 года в Таджикистане произошла трагедия на относительно небольшом объекте. В сильный дождь, ночью, от вхождения в относительно небольшое Саргазонское водохранилище селевого потока временная плотина высотой прядка 20 метров рухнула, и поток воды буквально смел близлежащий кишлак. Погибло более 40 человек. Проверяя методику прогноза, мы смоделировали эту катастрофу на компьютере, - расчетная зона затопления полностью совпала с той, что нанесли на карту топографы после трагедии. Опыт прогноза катастроф мы пополнили и через 2 года, когда от подземного толчка гигантский оползень обрушился на кишлак Шарора в 1! 5 километрах от Душанбе. Помню, на объект со мной выехали две девушки из моей группы специалистов, о чем потом пришлось пожалеть: наблюдать картины трагедии могут не все.

Итак, в конце 80-х была получена картина возможной трагедии и создана система раннего оповещения о катастрофе. Сигналы с датчиков, установленных ниже завала, передавались в штабы гражданской обороны с использованием современной в те годы спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ". Была начата также проработка вариантов безопасного спуска воды из Сареза...

Но распад Союза, а затем и война прервали все работы. Во время вооруженного конфликта в Таджикистане часть оборудования вышла из строя. А часть - морально устарела. Изменились и технические возможности. Но главное - для послевоенного Таджикистана взять на себя даже восстановление системы оповещения о катастрофе - задача невыполнимая. А ведь вслед за ней надо решать проблему спуска воды из озера. Вблизи Сареза нет дорог и строительство уникальных гидротехнических сооружений в этом районе - это сотни и сотни миллионов долларов. Данные, поступающие от Агентства "Сарез" (специально созданного для решения проблемы), вызывают беспокойство. Кроме нового землетрясения угрозу несут также три огромных оползнеопасных склона на берегах озера, - переплеск воды через завал высотой в несколько десятков метров может разрушить его.

Как это все будет выглядеть? В конце 80-х для моделирования катастрофы на Сарезе требовалось до 5 часов непрерывной работы компьютера. Расчеты мы начинали поздним вечером, чтобы никто не мешал. И когда в 4 часа ночи машина выдала первые параметры возможной катастрофы, я был шокирован. Если Усойский завал будет разрушен, по ущелью понесется прорывная волна высотой до 100 и более метров. Скорость лобовой части смертельного грязекаменного потока превысит 80 километров в час. Многие кишлаки навсегда прекратят свое существование, - они просто обречены. По мере выхода в равнину, поток снизит скорость, но начнется быстрое затопление огромных территорий стран, которые я назвал, - Таджикистана, Афганистана, Узбекистана и Туркменистана. Через несколько суток мутная волна подойдет к Аральскому морю. Трагедия и последствия ее будут ужасными. Масштабы гибели "Титаника" померкнут перед катастрофой на Сарезе. Мало кому удастся спастись на подсобных плавающих средствах. Десятки тысяч люд! ей будут гибнуть, наблюдая, как немногочисленные вертолеты не успевают их спасти. Нарушатся водозаборы питьевой воды, будут затоплены сотни кладбищ, погибнут миллионы голов скота, который, разлагаясь, на многие километры наполнят воздух смрадом. В воду попадут нефтепродукты и токсичные вещества, возникнут эпидемии. Животный мир и растительность понесут непоправимые потери. Кроме того, в этом неспокойном регионе поток нарушит обычное состояние минных полей вдоль таджико-афганской границы. Мины будут разбросаны по обширной поверхности. Та же картина произойдет с десятками складов с боеприпасами. Плодородие почв будет нарушено и его не удастся восстановить долгие годы. Выжившее население постигнет другая беда - голод. Соседние, да и европейские страны содрогнутся от наплыва миллионов обезумевших от катастрофы голодных беженцев, находящих успокоение в опиуме и героине. Сегодня с большой вероятностью можно прогнозировать также и серьезные политические последствия. Дело в том, чт! о в катастрофе очень сильно пострадает Афганистан. Поэтому вслед за не й население этой страны в довольно короткий срок сметет любое руководство страны - лидеров "Талибана" или любых других, которые знали о возможной катастрофе, но сознательно не приняли мер по защите людей.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное