Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Политика в Русском Журнале

  Все выпуски  

Политика в Русском Журнале / Политика


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Политика
Все дискуссии "Политики"



Ольга Брилева
Что же скажет Папа?!
Це погано, хлопци!

Слухи о приезде Римского Понтифика на Украину вызвали примерно такой же эффект, что и попадание пачки дрожжей в деревенский сортир. Все самое неприятное, что накопилось в украинской церковной жизни за последние 15 лет, всплыло разом и забурлило со страшной силой. В религиозной жизни Украины вызрело несколько болезненных проблем, по которым визит Святейшего Отца прошелся как скальпелем - и вся дрянь потекла наружу.

Первая из этих проблем - отношения Православной Церкви Московского и Киевского патриархата. Вторая - отношения Украинской Греко-Католической Церкви с УПЦ МП и УПЦ КП. Третья (кажется, наименее острая) - отношения православных (обоих патриархатов) и римо-католиков.

Проблемы эти возникли очень давно, еще при советской власти. Расправляясь со "старым режимом" на Западной Украине, советская власть врезала и по Церкви, причем тяжелее всего - по греко-католической, которую считали оплотом национализма. Уцелевшие греко-католические общины были чохом, "царским указом", приписаны к Московскому патриархату в 1946 году. С того момента появилось два поколения православных, которые уже привыкли считать греко-католические храмы своими, - и вместе с тем выросло два поколения униатов, которые считали эти храмы несправедливо отобранными.

Как ни странно, у католиков ситуация сложилась лучше - их храмы не передавали православным, а просто отбирали; поэтому на перестроечной волне возвращения храмов кое-что и им перепало. Впрочем, католики Днепропетровска до сих пор не могут вернуть здание храма. Но все же им приходится иметь дело с властью, а не с церковью, с чиновниками, а не с общиной, готовой отстаивать храм вплоть до драки. Помножим это еще и на национальное унижение, испытанное западно-украинскими униатами при СССР, на то, что церковь, к которой их насильно приписали "москали" и сама - "москальская", она пришла на штыках; а слово "москаль" в украинском нередко и значит - "солдат"... В сознании западно-украинских униатов, отнимающих церкви, вершится правое дело.

Тот, кто скажет, что в этом чертовски мало христианского духа - будет прав. Но чтобы избыть грех, его нужно сначала исповедать. Осознать. Если призывы к этому осознанию и покаянию будут исходить от Московского Патриархата, принявшего - пусть косвенно - участие в уничтожении Греко-Католической Церкви на Украине, боюсь, они еще не скоро будут услышаны. Скорее греко-католики прислушаются к Понтифику, который уже приносил покаяние за дела Римо-католической Церкви и имеет некоторое моральное право говорить о том, как важно вовремя признать, что ты был неправ. Но в этом случае протесты православных против приезда Папы на Украину звучат особенно глупо. Ведь когда еще выпадет такой же удобный случай поставить ребром вопрос о западно-украинских храмах?

На самом деле УПЦ МП эти храмы волнуют лишь как повод для громкой претензии к Престолу Св. Петра - ведь большинство из этих храмов принадлежит тем, кого РПЦ называет раскольниками - УПЦ КП. Поэтому ни в какой реальный диалог по поводу этих храмов УПЦ МП вступать с Понтификом не хочет. Гораздо, гораздо легче бросаться заявлениями вроде того, которое сделал в "Независимой газете" некий Валентин Лебедев:

"Следует признать очевидный факт: украинская Греко-Католическая Церковь самым тесным образом сотрудничала с нацистами во время Великой Отечественной войны. Ее деятели, например будущий униатский "патриарх" Иосиф Слипый, через своих людей активно участвовали в операциях дивизии "СС-Галичина" и батальона "Нахтигаль"; униатский митрополит Андрей Шептицкий писал панегирики Гитлеру. Так что если мы признаем итоги Нюрнбергского процесса, то и действия победившей стороны в отношении ближайших союзников гитлеровского режима - галицийских униатов - следует рассматривать в этом контексте".

Российское "коллективное бессознательное" на голубом глазу отождествляет греко-католиков, бандеровцев, украинских националистов и нынешних УНСОвцев, и тут бьют одним камушком двух птиц: если "национальной" церковью Украины является греко-католическая, то УПЦ КП - просто фикция. И "православный интернационал" противостоит "украинскому национализму" именно в лице УПЦ МП, противостоящей греко-католичеству и католичеству, а УПЦ КП здесь "сбоку припека".

По поводу того, сколько на Украине "московских", а сколько - "киевских" православных, мнения расходятся. По данным "Социс-Гэллап", 34% верующих на Украине являются приверженцами Киевского Патриархата и только 18% - Московского, но насколько этим данным можно доверять? Я поставила простой эксперимент: позвонила пятерым своим знакомым, о которых точно знаю, что они временами бывают в храме, и поинтересовалась, к какому Патриархату их община принадлежит. Ответ в четырех случаях был - "не знаю". Не может ли быть так, что на вопросы "Социса" люди отвечали более или менее от фонаря?

По официальным же данным на Украине зарегистрировано у УПЦ МП 9049 общин, у УПЦ КП 2781 община, а УАПЦ 1015 общин. При таком раскладе данные Гэллапа выглядят совершено нереальными: чтобы иметь двухкратное большинство "по людям", находясь в четырехкратном меньшинстве "по общинам", нужно, чтобы в каждый храм Киевского Патриархата ходило в восемь раз больше народу, чем в храмы МП. Достаточно заглянуть наугад в любые несколько храмов, чтобы увидеть совершенно другую картину. В лучшем случае есть численный паритет по отдельно взятым общинам - но тогда нужно признать, что православных Московского Патриархата большинство. Это и дает МП возможность говорить об Украине как о своей "канонической территории". Папа, гоу хоум. Раз мы большинство, а вы - меньшинство, то заткнитесь и не лезьте.

Но в наше время цивилизованные страны тем и отличаются от нецивилизованных, что права меньшинств в них уважаются. Даже если бы католиков на Украине было несколько тысяч - они все равно имели бы право увидеть своего Понтифика, а он - имел право увидеть их. Приезд Папы - это не вопрос, "католическая" Украина страна или "православная". Посмотрим правде в лицо: Украина (как и Россия) - страна безбожная, верующие здесь вообще в абсолютном меньшинстве. И наше счастье, что безверующее большинство к нам толерантно. А то мы в равной степени были бы бедные - что католики, что униаты, что православные. Как при советах. Приезд Папы - это другой вопрос: цивилизованная страна Украина или нет? Свободная или нет? Может ли в ней та или иная община верующих свободно встретиться со своим главой или нет?

Именно потому что католики в Украине - меньшинство, протесты православных "ультра" выглядят особенно жалко. Тот же Лебедев в своей статье пишет, что визит папы - "это демонстрация исторического триумфа католицизма и поражения православия, ибо именно Юго-Западная Русь являла собой щит православия против воинствующего католицизма". Если визит Патриарха Римского уже означает, по мнению Лебедева, исторический триумф католичества и поражение православия - то воистину мало православию нужно, чтобы потерпеть поражение! Далее в этой статье пишется: "Еще одним веским доказательством того, что Папа Римский едет как противник православия, является запланированная им серия встреч с лидерами раскольнических группировок: анафематствованным расстригой Филаретом (Денисенко) и лидерами так называемой "украинской автокефальной Церкви" - Мефодием Кудряковым и Игорем Исиченко. Подобные встречи - это акт поддержки раскольников". Но если митрополит Киевской Владимир наотрез отказывается встреч! аться с Папой и требует в открытом письме отложить визит - то кто же теперь виноват, что Папа встречается с раскольниками? Тут встает вопрос, чего, собственно, от Папы хочет Московский Патриархат? Чтобы Папа свернул вообще всю деятельность Католической Церкви на "канонических территориях" МП? Но ведь разговоры о "канонических территориях" - палка о двух концах. Если их всерьез поведут обе стороны, то получится, что не только католикам в Москве не место - но и православным в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Кроме того, московское православие прочно (и не без оснований) ассоциируется с российской великодержавностью. В Православной Церкви очень громко звучат высказывания вроде: "Мы видим, какую мощную атаку предпринимает католики и их союзники, чтобы растоптать святое православие на Киевской Руси, окончательно оторвать Украину от единоверной и единокровной России". Но - ах! - на Украине, даже на Восточной, сильно тяготеющей к России, далеко не все желают быть частью "единоверной и! единокровной". А разговоры в духе "айн фольк, айн райх, айн кирхе" вы зывают оскомину даже у сторонников интеграции с Россией. Интеграция же (и этой точки зрения держится большинство ее сторонников на Украине) возможна только на принципах взаимного уважения. В том числе - и уважения к религиозному выбору человека. Нельзя сказать, что среди католиков нет экстремистов - но среди католиков есть тенденция их одергивать. Православные же публицисты, увы, не стесняются в выражениях. Одергивают не тех, кто высказывает открытую вражду, - а тех, кто призывает к дружбе. Диакон Андрей Кураев в статье по поводу священника, перешедшего в ислам, не может удержаться от замечания в адрес "филокатоликов" - дескать, и они поступили бы честнее, если бы в открытую приняли католичество. Имен диакон не назвал, хотя намек более чем прозрачен: отец Григорий Чистяков неоднократно выступал за прекращение конфронтации и диалог. Представим себе на миг невозможную картину: он переходит в католичество. Православная Церковь потеряет этого прекрасного человека, настоящего под! вижника. Потеряет несколько тысяч его духовных детей. И все это люди, о потере которых стоит жалеть, потому что они самой своей жизнью очень много делают для православия.

Если Православная Церковь боится, что 6 милионов украинских католиков "совратят" 35 миллионов украинских православных МП - то нужно что-то срочно менять в украинской церкви. Идейно-политическую работу налаживать, что ли... Ну, чтобы не надо было за них так бояться. Потому что Папа и епископы Иоанн и Леонид за свою паству не опасаются. В "ПарафЁяльной газете" вы не найдете таких нападок на Православную Церковь, какими "радует" читателя "Радонеж" или проивинциальные православные издания типа "SOS". Католический священник не боится, что завтра его паства побежит бегом в православный храм через дорогу.

Проблема, таким образом, заключается именно в позиции Православной Церкви. Я понимаю, что в устах католика это звучит издевательски, но "секрет успеха" КЦ очень прост: она все время находится в некоем наступлении. Противостояние Церкви и "мира" - не танец, а поединок. И в этом поединке важно владение собой, важны тактика и стратегия. Даже сейчас, когда Евроатлантика секуляризована, кажется, до крайней точки, стратегия РКЦ остается наступательной. Если во всем мире останется один католик - он все равно будет наступающим католиком. Это удивительно, но факт. Позиция же глухой обороны, которую заняла ПЦ в России, губительна прежде всего для самой Церкви; впрочем, в Москве это понимают.

"Так каким же может быть наш ответ на "происки масонов"? Будем учить катехизис! Вот область, в которой все зависит от нашего усердия и нашей любви к истине. Тут нам никто не помешает. И это сделает нас независимыми от мира газет и сект. Вот что я предлагаю. Это что: тоже совет предателя Церкви? Хотите помочь Сербии - учитесь отвечать американским сектантам! Хотите смыть позор чеченской войны? Держите в памяти столько евангельских и библейских слов, чтобы, подобно святому равноапостольному Кириллу, быть в состоянии словом разъяснить мусульманам превосходство нашей веры" - это пишет тот же диакон А. Кураев в книге "О нашем поражении".

Но ведь именно этим и занимаются сейчас в Католической Церкви. Возрождается дух общины, ведутся постоянные занятия для разных групп прихожан, внутри Церкви действуют разные движения - от францисканцев-терциариев до "Назаретских семей" и неокатехуменальных общин. Я не верю, что Православная Церковь не в силах дать людям того же - и большего. А при том, что православных общин МП на Украине действительно большинство - то по "прозелитизму" УПЦ МП обошла бы и католиков, и греко-католиков, и "раскольников", организовав малые группы хотя бы в каждом десятом приходе.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное