Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Политика в Русском Журнале

  Все выпуски  

Политика в Русском Журнале / the West & the RestПолитика


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Политика
Все дискуссии "Политики"



Сергей Кирухин
Ирландский риф европейской интеграции

Прошлая неделя в странах Европейского союза должна была приобрести особое значение как время подведения итогов шведского председательства, и встреча лидеров ЕС в Гетеборге намечалась в качестве отчетно-символической вехи. Однако реальные события в который раз придали предполагаемому торжественно-протокольному мероприятию неожиданную актуальность, показав, что процесс европейской интеграции не сводится к рутинным процедурам.

За неделю до встречи в Гетеборге, в Ирландии состоялся референдум по договору, заключенному в Ницце в конце прошлого года. Договор этот содержал поправки и дополнения к уставным документам ЕС, необходимые, в частности, для расширения союза. Законодательство Ирландии предполагает проведение референдума для принятии соответствующих решений, однако политики как в самой стране, так и за ее пределами отнеслись к необходимой процедуре довольно беспечно. Ирландия считается одним из "первых учеников" Евросоюза: в течение последнего десятилетия страна серьезным образом переломила социально-экономическую ситуацию, превратившись из хронически больного пациента в лидера экономического роста, демонстрирующего лучшие показатели. Не отрицая заслуг самих ирландцев, нельзя не признать и того, что успехи ирландской экономики вряд ли были бы столь впечатляющими без массированной инвестиционной и дотационной помощи ЕС. Как раз поэтому политики полагали, что граждане Ирландии в благодарность,! так сказать, за оказанные услуги поддержат планы расширения и углубления европейской интеграции. Однако как раз этого не произошло.

Был немалый соблазн списать отрицательный результат за счет шкурного интереса. Ирландцы, как и жители другого слабого периферийного региона - Пиренейского полуострова, - с опаской относятся к предстоящему расширению ЕС на Восток, поскольку в этом случае ожидают в первую очередь сокращения экономической помощи: появление в союзе наряду со слабой западной окраиной еще и гораздо более слабой восточной окраины не может не повлечь за собой пересмотра всей экономической политики Евросоюза. Испания уже выражала свое беспокойство по этому поводу, однако в ходе интенсивных неафишируемых переговоров испанское руководство все же удалось уговорить не превращаться в препятствие на пути интеграционного процесса. Поэтому как только стали известны результаты референдума, кое-кто из европолитиков заговорил о возможности "купить" ирландцев предоставлением крупного пакета экономической помощи с соответствующими гарантиями. Конечно, проблема "дележки пирога", когда едоков становится все боль! ше, свою роль сыграла. И все же, было бы неправильно сводить все только к ней.

Ирландские политики предупредили своих европейских коллег: на референдуме было в первую очередь выражено недовольство тем, что процесс интеграции превратился в закулисную возню, не имеющую отношения к реальным потребностям граждан ЕС. И что не менее важно, недовольство все более усиливающимся неравенством положения отдельных членов союза. Предостережение более чем уместное, в связи с чем стоит вспомнить, что договор, заключенный в Ницце, был совсем не только (а может и не столько) документом о расширении ЕС, но и документом, в котором усиливались механизмы принятия централизованных решений. И рычаги этих механизмов оказывались у наиболее мощных членов союза. Парадоксальным образом ирландцы напомнили влиятельным политикам Европы о том, от чего те всеми силами стремятся избавиться: о принципе консенсуса и гражданского участия.

Показательная порка Австрии за то, что ее граждане голосуют не так, как того хотелось бы руководству ЕС, уже оказала свое негативное воздействие на других "малых" членов союза. Им в очередной раз продемонстрировали двойной стандарт в отношении "малых" и "больших" членов. Это получило ясное подтверждение после прихода к власти в Италии правительства Берлускони: хотя по своему составу (включая крайне правых) оно ничем не лучше (а то и похуже) сине-черного австрийского правительства, однако никто и не заикался о том, чтобы подвергнуть Италию каким-либо унизительным экзекуциям. Руководство союза постаралось не замечать происшедшего. Зато это очень хорошо заметили граждане малых стран Европы, удельный вес которых в принятии решений - согласно договору, заключенному в Ницце, - стремительно приближается к нулю.

Происшедшее показало, что политика европейской интеграции реализуется на разных плоскостях, между собой почти не пересекающихся. На плоскости "большой политики" идет, скажем, дискуссия между Германией и Францией о будущем ЕС. Но при этом обе стороны исходят из того, что у союза образуется некое "ядро", концентрирующее и направляющее процесс (нетрудно догадаться, кто в теремке живет, и спор идет лишь о том, кто в нем будет первым). На плоскости жизни "простых" европейцев, которым нечего делить в большой политике, видится совсем иное: нарастающие экономические и социальные проблемы, усиливающееся отчуждение политики, в том числе и европейской, превращение ее в закулисные игры людей, крайне далеких от тех самых граждан, именем которых они и принимают решения. Договор, принятый в Ницце, был как раз результатом такой закулисной политики. И это интуитивно чувствуют граждане Европы.

Парадокс европейской интеграции заключается в том, что она осуществляется во многом вопреки воле граждан ЕС. Во всяком случае, как только что-нибудь из интеграционной политики выносится на широкое обсуждение, происходит провал. Так было в прошлом году с датским референдумом по евро, так было в этом году с ирландским референдумом. Совершенно не случайно британское правительство год за годом оттягивает референдум по евро: боится, и не без оснований. На счастье европолитиков законодательство большинства стран не требует референдумов для принятия чрезвычайно важных решений, а добровольно на это испытание они явно не рвутся. Во всяком случае, раздающиеся время от времени предложения такого рода решительно отвергаются.

На встрече в Гетеборге политики делали вид, что ничего не произошло. Делались заявления такого рода, что мы мол безусловно уважаем мнение ирландских граждан, но процесс интеграции должен безостановочно двигаться дальше. Комментаторы уже заметили, что с точки зрения логики такое умозаключение - безусловный абсурд. Ведь одно с другим явно не сочетается, тем более - одно из другого не выводится. Однако такова логика Евросоюза, руководители которого заседали в специальном зале, полностью изолированном от внешнего мира, чтобы не мешал шум уличных столкновений, которыми сопровождалось заседание. От выхода на публику пришлось отказаться. Однако такое решение явно непродуктивно. Ведь политика реализуется не только в решениях исполнительной власти. Рано или поздно приходится обращаться к избирателям: на выборах европарламента, национальных парламентов, региональных органов. И тогда граждане и говорят свое слово. С этим приходится считаться.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное