Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Политика в Русском Журнале

  Все выпуски  

Политика в Русском Журнале / the West & the RestПолитика


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Политика
Все дискуссии "Политики"



Андрей Захватов
Чья вода?
Центральная Азия напоминает коммунальную кухню

В новых государствах Центральной Азии население растет слишком быстро - и не может себя прокормить. Дефицит продовольствия в короткий срок может так "отрегулировать" ситуацию, что начнется нечто страшное. Точнее, уже началось: сильнейшая засуха 2000 года полностью уничтожила урожай хлопка и продовольственных культур на сотнях тысяч гектаров. Последствия этой засухи сегодня можно наблюдать уже и в ближнем Подмосковье. По оценкам экспертов, только в Москву и Московскую область прошедшей весной прибыло "на заработки" не менее 120 тысяч таджиков. Учитывая, что Москва и Подмосковье - это еще не вся Россия и что Центральную Азию населяют не только таджики, можно представить себе истинные масштабы бегства от голода, который, при повторении засухи в 2001 году погони! т в Россию и Европу миллионы людей.

Хозяин ушел... И началось!

Впрочем, причины предстоящих этим летом краж картошки с подмосковных дач следует искать не в азиатском менталитете и не в засухе в далекой Ферганской долине или в Каракалпакии. Ухудшение ситуации началось гораздо раньше. Нынешнюю продовольственную катастрофу в центрально-азиатском регионе можно рассматривать как плату новых независимых государств за свою независимость друг от друга. Особенности производства продовольствия в засушливой зоне Центральной Азии таковы, что Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан и Казахстан смогут достичь продовольственной независимости только при использовании орошаемого земледелия и при хорошо обводненных пастбищах. Но даже в этой утопической ситуации воду придется расходовать весьма экономно. Почти две трети основных запасов речного стока огромного региона "хранятся" в ледниках Памира и Тянь-Шаня. Именно там находятся истоки двух главных водных артерий - Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи. Основные притоки и водосборные площади этих жив! ительных водотоков в своем большинстве также расположены в районах, прилегающих к Памиру и Тянь-Шаню.

Диспропорции в распределении водных ресурсов между бывшими союзными республиками во всем бассейне Аральского моря (точнее, того, что от него осталось) всегда создавали большую проблему, которая, впрочем, как-то решалась. За десятки лет до развала Союза на огромной территории пятерки государств центрально-азиатского региона была создана и функционировала система пусть не вполне сбалансированного, но все же единого управления водными ресурсами.

И сегодня, когда "дерьмо поперло", уместно вспомнить, что даже в советские времена были нередки случаи рукоприкладства местного значения в спорах за воду, особенно в пик ее потребления в районах административных границ азиатских республик. До массовых смертоубийств дело, правда, не доходило, однако кое-где затворы на водораспределителях в поливной сезон охранялись вооруженными милиционерами. Почти всемогущий всесоюзный Минводхоз, бюджет которого можно было сравнить, пожалуй, только лишь с Министерством обороны, успел в советский период построить (и натворить) в Центральной Азии многое. Десятки научных и проектных организаций бывшего Союза вплоть до середины 80-х годов занимались проектами переброски части стока сибирских рек в Центральную Азию и Казахстан. Считалось, что за орошение новых миллионов гектаров пришлось расплатиться высохшим Аралом. Как оказалось позже - не только им одним. Основные (и самые болезненные) "платежи за воду" начались практически сразу же после р! аспада СССР. Промаршировав на параде суверенитетов и лишившись "старшего брата" в лице Москвы, все без исключения азиатские участники СНГ оказались наедине с проблемой защиты основы своих жизненных интересов - питьевой и оросительной воды. Воды, от которой зависит ни много, ни мало - стабильность государства.

Взаимные претензии новых государств к транзитному стоку воды последовали немедленно. Узбекистан, переставший получать от соседей "живые деньги" за газ, перекрыл его Кыргызстану. Тот, в свою очередь, решил греться не газом, а электроэнергией - и сбросил дополнительную воду на турбины из Токтогульского водохранилища, да так поспешно и неумело, что пронесся поток, нанеся ущерб нижележащим водохранилищам. В поливной сезон воды, естественно, стало не хватать. Настаивая на сбросе оросительной воды из водохранилищ каскада Нарынских ГЭС в Кыргызстане, в непосредственной близости от границы с Кыргызстаном Ташкент провел учения по захвату "хорошо охраняемого объекта". Кыргызстан в свою очередь "намекнул" в СМИ, что при взрыве плотины вода сметет Ферганскую долину Узбекистана.

Туркменбаши решил отрыть на своей территории огромное водохранилище (не особенно заботясь о столь же важном для соседей стоке Аму-Дарьи). Претензии на сырдарьинскую воду к Узбекистану предъявляет Казахстан. Ташкент отвечает отключением газа и электричества в Южном Казахстане. Оппоненты в Астане - режут Узбекистану телефонную связь.

Наивно полагать, что в Узбекистане и Туркменистане спокойно наблюдают за предложениями Пакистана профинансировать продолжение строительства в Таджикистане Рогунской ГЭС и за желанием Таджикистана форсировать эту стройку. В первый же год заполнения водохранилища Рогунской ГЭС (на реке Вахш, крупнейшем притоке Аму-Дарьи) ситуация в обезвоженных и густонаселенных районах Узбекистана и Туркменистана окажется под угрозой выхода из-под контроля.

Общий анализ политической, экономической и демографической ситуации в центрально-азиатском регионе за истекшие 15 лет, проведенный с учетом проблемы нехватки водных ресурсов, дает весьма интересные выводы. Основная причина нынешних, более чем "прохладных" отношений между азиатскими партнерами по СНГ лежит совершенно не в тех папках, которые берут с собой на переговоры руководители этих государств. Спору нет: исламский экстремизм и международный терроризм заслуживают внимания на самом высоком межгосударственном уровне. Однако главная причина напряженности между государствами центрально-азиатского региона кроется не в создании минных полей вдоль государственной границы и не в том, "кто укрывает боевиков на свой территории".

Проблема "народа без жизненных ресурсов", из которых основными для азиатских стран во все времена являлись земля и поливная вода, - вот главная причина нестабильности в этом регионе.

Позовите участкового!

Если считать, что напряженность в Центрально-азиатском регионе нам невыгодна, то решение проблемы выглядит очевидным: необходимо оказать населению Центральной Азии продовольственную помощь. Мировое сообщество уже сориентировалось: первые десятки миллионов долларов начали поступать по назначению. Но поскольку поддержка продовольствием не может продолжаться неопределенно долго, те же страны-доноры вправе выступить "миротворцами" и потребовать от новых независимых государств признания на высшем государственном уровне, что альтернативы согласованному водопользованию в регионе нет. Следующим шагом после такого официального признания, возможно, станет разработка Межгосударственного Соглашения по текущему и перспективному использованию водных ресурсов...

Если Россия хочет восстановить свой контроль над регионом, ей необходимо принять в этом участие.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное