Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "VIP-версия: комментарии известных людей на актуальные темы" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2005 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
23
|
25
|
|||
31
|
Статистика
-3 за неделю
Политика в Русском Журнале Политика в Русском Журнале
Политика в Русском Журнале
Сегодня в выпуске
21.12.2005
Посольский приказ
Некоему витии плевали в школе на рюкзак плебеи, и теперь изгнанник вырос, выбился в элиту, его милость доставили на телевидение, и уж с экрана он всем вам, плебеям, харкнет смачно!
Кроме знаменитого "Мочить в сортире" Владимир Путин одаривал публику и другими, пускай менее прижившимися, но зато не менее хлесткими фразами.
- Я бывал не только на Сардинии, - сказал однажды Путин, - но и не первый раз на таких предприятиях, где не очень хорошо пахнет. Таких предприятий у нас в стране немало, и именно здесь и нужно чаще бывать.
А ведь все правильно. Так почти всегда по существу замечает президент.
Вопрос лишь в том, когда же будет дело и раздирающее ноздри зловоние
сменится если не ароматом "Chanel # 5", то хотя бы пристойным нейтралитетом.
Надо чаще бывать в России. В ее городках и селах. И не просто для знакомства, а для серьезных выводов.
Недавно вместе с Дмитрием Рогозиным я объехал почти всю Тверскую область. Как ни гони, а пока доедешь от одного пункта до другого, теряются часа полтора. Поэтому перед началом встречи в очередном Доме культуры приходилось, обратившись к неприметному старожилу, делика! тно выведывать: "А где тут у вас это, ручки помыть?"...
Вот, например, "ручки помыть" в замечательном городе Удомля. Темнота. Лампочка отсутствует. Место обнаруживаешь исключительно на нюх. Что это за место? Дыра, пробитая в полу, словно от попадания снаряда. Такую же дыру я встречал недавно в РУВД Воронежа, но там понятно, почему нет унитаза, по той же причине, что отбирают ремень и шнурки. Там в туалете не к чему прицепиться и нечего отколоть, не зарежешься, не вооружишься, там в спину матерится конвойный... А здесь чего? Дом культуры - это же дворец города. Кое-как свечу себе мобильником, пробираясь к дыре. Пол мокрый. Свежевымытый. Однако чем? Мочой!
Думаю, какой-нибудь интеллектуал, отлив в такой тмутаракани, тотчас бы ощутил бодренький прилив желчи. "Убогий у нас народ, - довольно закряхтел бы интеллектуал. - Власть виним, а с себя начать надо. Живем, как свиньи. Валяемся то на печи, то в канаве. Гадим и не убираем".
Так! , именно так говорят наши интеллектуалы. Говорят, где могут, н! апример на съемках телепрограмм, досадуя, что прямой эфир почти отменили. Так, сдобрив это каким-то анекдотцем, говорил мне на телеканале "Россия" один талантливый режиссер второго ряда. Так говорил мне недавно на съемках канала ТВЦ, сдобрив свой сарказм еще одним расхожим ужастиком о русском национализме, один талантливый политолог, но тоже второсортный. Иной раз радуешься, что передачи идут в записи и, как бы ни лютовали и ни хохмили витии, как бы ни подыгрывали им "невольники гэбни" ведущие, какой бы продвинутый зал ни подбирали, ПРОШЛА ИХ ПОРА - священные и тупые ножницы цензора покарнают-таки либеральное изделие!..
И выйдет - унылая передача, скучная, как кожа змеи. Зато без яда...
На самом деле критиканские речи о народе - это попытка внушить народу, что ВСЕ ПОТЕРЯНО. По причине внутренних комплексов - своей инаковости, гуманитарной исключительности, мифической "непопсовости" - многие интеллектуалы рвутся на любые эфиры, лишь бы злорад! но сообщить простому человеку: "Какое возрождение? Ты мыслишь сказками! Ты - полное чмо!"
У интеллектуалов острый комплекс неполноценности. И они стремятся этот комплекс ущербности и вины передарить народу.
Некоему витии плевали в школе на рюкзак плебеи, и теперь изгнанник вырос, выбился в элиту, его милость доставили на телевидение, и уж с экрана он всем вам, плебеям, харкнет смачно! Сидите, ужинайте картохой, сосиской и плохой водкой у своих экранов в Удомле, Угличе и Урюпинске - в вас плюнули, и саркастическая слюна на вашей картошке, сосиске и пенится в вашей стопке...
"Мне важен человек", - искренне, быть может, заявляет интеллектуал, а смысл его требования прост: уничтожить народ. Чтобы был не народ, объединенный русской культурой бытия, а был потерянный забулдыга, оставленный один на один с дисциплинированным Востоком, родоплеменным Югом и прочими эгоистами, но не атомарными, а весьма и весьма коллективными.
В сортире город! а Удомля я не испытал к народу нелюбви. Но и не прослезился, в! осславив нашу надмирность. Я скупо выругался про себя и пошел в зал, где уже начиналась встреча и хор жителей пел "Калинку-малинку".
Сильные голоса. Трогательно. Ведь смогли же самоорганизоваться! С явным удовольствием и вдохновением выводят песни. Хором дирижировала милая энергичная девушка. Как выяснилось впоследствии, сама она съездила в Москву, отучилась в Гнесинке и вот вернулась в родные края, где придумала занятие для старых и нестарых, устроила кружок.
Девушка - комиссарша. Маузер, потертая кожанка и иссиня-черный куст волос? Блондиночка в сарафане. Главное - дух. А в комиссарах, как известно, "дух самодержавья".
Люди запели с ее подачи! Песня продлевает их жизни. Не правы те, кто упрекает русских в разобщенности. Разобщаемся мы тоже сообща. В этом и состоит отечественная специфика: мы обладаем коллективным инстинктом, сообща охаем, бьем баклуши, спим всем бескрайним селом. Должен прийти некто, наделенный волей. Некто взмахнет дир! ижерскими руками, и тогда мы заработаем страстно и самозабвенно.
Термины "кадровая революция" и "комиссары", дежурно озвученные одним молодежным формальным движением, очевидно, с подачи неглупого человека, сегодня абсолютно актуальны. Институт комиссаров и был бы ответом на пресловутую масштабную коррупцию. Отсюда вытекает еще один термин - "преодоление отчуждения". Только комиссар - наместник Центра - на личном примере способен преодолеть отчуждение человека от человека, народа от государства. Попытка слепо копировать западную модель с приторным понятием "гражданское общество" оборачивается издевкой над смыслами. Именно традиция комиссара, наместника, внутреннего посла отвечает глубинному зову России. Где черпать кадры, как учинить всероссийский кадровый призыв, забабахать политическую "фабрику звезд" - тема отдельной статьи.
Пока же о механизме. "Внутренний посол" - это когда человек, честный, любящий! народ, имеющий начальный капитал знаний, отсылается в Удомлю,! Углич и ли Урюпинск. С крайними полномочиями и крайней ответственностью, с возможностью подобрать команду. И контролирует ситуацию. От унитаза в нужнике до распределения местного бюджета, от света фонарей на улицах до вздергиванья на фонарях криминалитета. Со всеми оговорками это был принцип большевиков, позволивший им удержать страну. Да, многих комиссаров убивали. Но мученичество за Идею вдохновляло новых. Вот вам и искомый "образ героя" для молодежи!
Пока же мы имеем тошнотворную инерцию, кадровое убожество, патологическое безволие, в котором нужно винить не прекрасный зеркальный наш народ, а ту похмельную чиновничью физиономию, что толоконным лбом прислонилась к зеркалу.
Перед отъездом у нас была встреча с тверским губернатором.
- В области есть отделение союза молодежи "За Родину!" - сообщил я. - У ребят свои спортзалы, энергия, подтянули кружок молодых художников. Давайте работать. Социальные программы, добрые дела. Честные кадры.
- ! Давайте, - сказал Зеленин.
Мы спускались по лестнице от губернатора. Перед нами, кажется, краснела ковровая дорожка. Кажется, краснела. Ковры у губернатора поседели от пыли. Приятно оставить свой след, а все же...
Какая разница, чем там владеет губернатор, сколько он получает, пускай даже на хлебе и воде сидит, но вытряхнуть ковры разве сложно?
Пора выбивать и вытряхивать ковры!
ПодробнееСезонные хлопоты
Правительство США намерено привести Россию в соответствие с международными стандартами религиозных свобод. Хочет этого Россия или не хочет, не имеет абсолютно никакого значения.
Долго мы держались, долго мы крепились по поводу религиозной свободы в России, об уровне которой в последний месяц не отписал только ленивый (источник хлопот - отчетный доклад Госдепартамента США об уровне религиозных свобод в России), но вот, почитав "результаты" пресс-конференции в РИА "Новости" от 15 декабря сего года на царапающую слух тему "Правда и ложь о религиозных свободах в России", поняли: нет, не можем молчать, просто нет сил больше.
1.
Острые и злободневные темы прошедшей пресс-конференции таковы: коррумпированные чиновники отнимают у Церкви Патриаршее подворье в Сокольниках, злобные исламисты продолжают свою исламскую деятельность на территории России, злобные неправославные ученые и деятели продолжают нападать на Церковь, в общем, надо что-то делать, в конце-то концов, сколько можно ждать - хотите поговорить об этом?
Патриаршее подворье отнимают с конца 1990-х годов; поелику наблюдаем мы за этим вялотекущим пр! оцессом вот уже лет пять, хочется, чтобы что-то наконец произошло -отняли, вернули или еще что-нибудь. Вызывают радостное умиление (жив еще русский человек!) потуги действовавших на конференции фигурантов (Виталий Аверьянов, Кирилл Фролов, священник Олег Стеняев - все те же лица, знакомые до боли) воззвать к православной общественности. К сожалению, православная общественность не отзовется, ибо является на деле ментальным конструктом пары десятков персонажей новостей (в том числе упомянутых фигурантов). Церковные здания как не возвращали, так и не вернут, потому что закон законом, а деньги - деньгами, это понятно.
Исламисты (кстати, кто такие исламисты? мусульмане - понятно, но исламисты?) продолжают свою вредоносную деятельность. Прежде всего на конференции была проведена классическая магическая операция смены имени, а именно: если исламские организации назвать псевдоисламскими, все с ними сразу будет понятно, не правда ли? А если параисламские (хотели бы мы знать, к! то является автором подобного симулякра?) - значит, уж точно в! аххабитс кие, и к чему здесь тонкости о различии исторического ваххабизма, саудовского ваххабизма и "ваххабизма"-терроризма, о котором так любят писать в газетах (как и о НЛО, зловещих сектах, крысах-мутантах из московской канализации и т.п.)?
Вызывает тихую ностальгическую грусть статья "ал-Ваххабийа" made by Г.В.Милославский из дивного энциклопедического словаря "Ислам" 1991 года - сухого остатка и недобитого осколка советского востоковедения. Смотрите: "в настоящее время ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран"1. И это все. Все! Конец статьи! Нет ни исламских фундаменталистов, ни экстремистов, ни террористов; их просто еще не существует. О дивный древний 1991-й год, где ты, с твоей простотой и определенностью?
Нам кажется - по недомыслию, конечно же, - что д! ля "исламистов" логично вести исламскую деятельность. Логично, что книга, оскорбляющая чувства мусульман (Роман Силантьев, "Новейшая история исламского сообщества России"), подвергается "нападкам мусульман", не вполне вникнувших, видимо, в шизофренический дискурс заявления "православной общественности" по этому поводу от 5 декабря 2005 года, согласно которому г-н Силантьев написал книгу не как "сотрудник отдела внешних церковных связей Московского патриархата", а как "независимый исследователь" (интересно, как это у него получилось). Православной общественностью ощущают себя, конечно же, Союз православных граждан, Православное общество "Радонеж", "Византийский альманах", Консервативное совещание, Союз реалистов России и Международное евразийское движение, а кто еще? А больше некому.
Результатом "независимого исследования" стало, между прочим, получение премии Союза писателей Росс! ии (с одной стороны) и выдвижение сего гениального труда Союзо! м мусуль манских журналистов на премию "Лучшая книга 2005 года в области художественной фантастики" (а это с другой стороны), ведущие религиоведы России (среди которых по неизвестной причине невозможно обнаружить никаких реальных представителей университетского религиоведения, кроме зав. кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ Ольги Васильевой, что символично) не считают книгу исламофобской (это с третьей стороны) и прочая, прочая, прочая - процесс пошел, грамотный PR и все такое.
Логично, что православная монархическая символика, до сих пор "висящая" в гербе России, мусульманам (которых, кстати, не менее 10% от числа россиян - а здесь скрывается еще более интересная тема, сколько где кого, о чем мы уже писали2) совершенно не нужна и "неинтересна" (за каждым из затронутых топиков скрывается чрезвычайно интересные темы, позволим себе замети! ть).
К заявлению об антиправославной деятельности ряда ученых и общественных деятелей, предъявленному на пресс-конференции, нет смысла относиться серьезно - на сайте "Правая.ру", опубликовавшем "результаты", к "неправым людям" относят такой представительный массив персон (от Павловского до Милитарева), что становится ясно: кто не с ними, тот против них, искажая первичное "Кто не против вас, тот за вас"3.
Заявленная тема пресс-конференции - религиозная свобода в России - настолько далеко отошла, как мы видим, от реального ее содержания, что мы не видим иного выхода, как вернуться к источнику проблемы - ежегодному отчету Госдепартамента США об уровне религиозных свобод в мире, а именно в России.
2.
Продолжим с начала. Во-первых, шокирует сразу одно занятное, кажется, никем еще не подмеченное обстоятельство: текст отчетов с 2001 по 2005 год практически идентичен (т.е. неп! онятно, с чего переполох). Целые абзацы текста повторяются дос! ловно, в носятся лишь дополнения и уточнения. Идеи, направления мысли и выводы - неизменны. Описание России для Америки не меняется на протяжении вот уже пяти лет. Ситуация не меняется, меняются лишь факты, подтверждающие, с позиции отчетов, одно и то же. Различия в основном по статистическим данным, которые, видимо, просто переправляются в соответствии с обновлениями информации4.
Другая проблема - расхождение объявленной и номинально принятой "теории" с реально существующей практикой. В основном приводятся в пример события, происходящие в отдаленных регионах России, о которых столичные жители зачастую не подозревают сами. Произвол местных властей рисуется достаточно мрачно - по сравнению с заверениями правительства о полной религиозной свободе и независимости. Часто в тексте фигурируют факты, относящиеся скорее к межэтнической, национальной розни, чем к религиозной. Религиозная и национальная самоидентификация перепутаны и переме! шаны, при этом в отчете о религиозных свободах добрая половина данных весьма отдаленно связана с религиозной проблематикой5. Русская православная церковь выглядит этаким монстром, состоящим в теневом сговоре с правительством и вытесняющим любых конкурентов. Мусульмане - опасными экстремистами6. Правительство США - главными спасителями и единственной соломинкой для России, оказавшейся в столь тяжелой ситуации религиозной и этнической розни. При этом, в лучших американских традициях, лучшей помощью считается проведение конгрессов, конференций, круглых столов и дискуссий - бесконечная говорильня a.k.a. "свободные коммуникации"- и минимум реальных шагов.
Статистика зарегистрированных религиозных организаций вовсе не отражает реальной обстановки7. Несмотря на официально признаваемую поддержку любых религий, на практике всегда возникают сложност! и с получением официального статуса. Дума и парламент громогла! сно заяв ляют о полной свободе и независимости религии от государства, местные же власти создают всяческие препятствия к образованию неправославных религиозных организаций.
Возникают сложности с регистрацией религиозных организаций8, закон 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" выстраивает сложную иерархию привилегий и обязанностей, ставит множество препятствий перед незарегистрированными "религиозными группами"9. В регионах принимаются новые законы по ограничению религиозных свобод10. Большие сложности возникают с въездом иностранных гостей, с паспортно-визовым режимом11.
"Оскорбляются" религиозные свободы отдельных личностей, групп и организаций12. Раздел о принудительном переходе в другую религию пустует, но неизменно сохраняет! ся (видимо, как предостережение) с 2001 по 2005 год. Меняется раздел о позитивных изменениях в области религиозных свобод, но все изменения чисто формальны13. В этом разделе факты повторяются и муссируются; американцы не упускают случая упомянуть о своем неоценимом вкладе в улучшение ситуации в России.
В разделе, посвященном общественным отношениям, снова поднимается пласт фактов о религиозной нетерпимости и оскорблениях религиозных памятников, а также о дискриминации религиозных меньшинств со стороны государства (сложности регистрации, различные запреты и ограничения, аресты представителей культов). Далее описываются различные происшествия, базирующиеся опять же скорее на межнациональных конфликтах, чем на межрелигиозных. Главные аргументы здесь - антисемитизм и национализм, обвинения в адрес РНЕ и других радикальных политических организаций. В том же ключе трактуются террористические акты в Чечне, Северной Осетии - как действи! я радикальных мусульманских организаций. Тем не менее есть зде! сь и тем а религии: главный обвиняемый - Русская православная церковь, которая "позволяет себе" негативно высказываться о религиозных меньшинствах, таких как "Свидетели Иеговы", "Адвентисты Седьмого дня" и др. Получается, что де-факто православие является официальной религией страны. На важных государственных мероприятиях, как правило, присутствуют представители РПЦ, где им отводятся наиболее почетные места.
Как же нас спасает Америка? Америка старается "вовлечь Россию в непрерывный диалог о религиозной свободе" (тема эволюции от функционеров, которые что-то все-таки делали, к конференционерам, которые только говорят, заслуживает, несомненно, отдельного исследования). Много говорится о проводимых мероприятиях, финансировании различных социальных программ, помощи в разрешении визовых вопросов. Правительство США намерено привести Россию в соответствие с международными стандартами религиозных свобод. Хочет этого Россия или не хочет, н! е имеет абсолютно никакого значения14.
В общем, все плохо, а в контексте предстоящей реформы НКО Россия сама, так сказать, отсекает пути своего спасения - не придут больше толерантные доллары, и наступит время межконфессиональных и межэтнических войн, от которых Америка - по нашей же собственной глупости! - спасать более нас не сможет.
3.
И вы думаете, что на этом все закончилось? Конечно нет! Всякое действие порождает противодействие, и проанализированный выше доклад Госдепартамента также не стал исключением из этого правила, породив элегантную "отбивку" со стороны Русской православной церкви, написанную митрополитом Кириллом (Гундяевым)15.
Главное в этом дивном тексте (зовется он "Открытое письмо Кондолизе Райс" - что не может не вызвать умиления) - так это то, что митрополит Кирилл искренне удивляется, как это и почему Госдепартамент с! делал вывод об огосударствлении Церкви в России. Церковь, разу! меется, никак не связана с государством (вот что стоило бы подать на конкурс в номинации художественной фантастики!). Вторит митрополиту Кириллу и Элладская православная церковь (уже по поводу отчета по Греции).
Интересно, что наверняка через год Госдепартамент вновь породит отчет, почти идентичный нынешнему. Об этом как о новости вновь напишут СМИ. И об этом отчете тоже кто-нибудь напишет. Сезонные хлопоты на то и сезонные, в конце-то концов. Все повторяется, круг за кругом, а "правые" люди или "левые" (в данном контексте абсолютно не имеет значения какие) вновь используют тот или иной громкий слоган в качестве затравки для очередной говорильни a.k.a. свободные коммуникации. Текст порождает текст, и никто ничего не делает. Некому спасать Россию. Некому, кроме самой России, но об этом, пожалуй, в следующий раз.
Примечания:
1 Ислам: Энциклопедический словарь / Под ред. С.М. Прозорова. - М.: Наука. Главная редакция Восточной литературы, 1991. - С. 51.
2 Павел Костылев, "Статистическое зазеркалье".
3
Евангелие от Марка, 9:40.
4 Например, население страны плавно менялось с 147,5 млн. чел. (2001) до 144 млн. чел. (2005), а в 2003 году решили уточнить площадь России (с 6,5 млн. квадратных миль на 6 592 769 кв. миль - ведь это очень важно!).
5 В час!
тности,
красочно описывается активность скинхедов и ультраправых организаций.
6 Вплоть до того, что жители Коломны подают прошение о запрете строительства мечети, так как боятся притока мусульман.
7 Считается, что большинство жителей России причисляют
себя к православным христианам, несмотря на то, что практически не ходят в храмы и не соблюдают обрядов. Второй по значимости религией признается мусульманство (в первую очередь это регионы Поволжья, Татарстан, Башкортостан, Северный Кавказ), буддизм (Бурятия, Тыва, Калмыкия), иудаизм. Также, по американским данным, в России набирает силу протестантское движение.
8 Процедура регистрации длительна и сложна; обязательное требование для регистрации - она должна существовать не менее 15 лет и включать не менее 10 членов - граждан этой страны.
9 Они не имеют налоговых льгот, не могут открывать счет в банке, приглашать иностранных гостей, выпускать литературу, проводить религиозные церемонии в тюрьмах и государственных
больницах.
10 Тем временем многочисленные агрессивные проявления религиозного экстремизма не прекращаются. Например, в марте 2004 года в Башкортостане возобновлено дело против Сайентологического центра дианетики: их обвинили в нелегальных и вредных медицинских и образовательных действиях. В феврале 2004 году "Свидетелям И!
еговы" было запрещено проводить публичные акции. Многие м!
усульман
ские организации до сих пор имеют трудности с регистрацией, так как к ним применяется термин "ваххабиты" - слишком расплывчатый и неопределенный, чтобы фигурировать в официальных законах.
11 Эти вопросы - с ноября 2002 года - решает не МИД, а МВД. "Неугодным" могут отказать в визе - "в интересах государственной безопасности", как, например, офицерам
Армии спасения Роберту Гаррарду и Карлу Лидхольму (март 2003).
12 Статистика меняется, набираются различные факты - разрытые могилы на протестантских кладбищах, сожженные церкви, разрисованные свастиками памятники и пр. Террористические акты рассматриваются как антимусульманские акции. Мормоны в Пскове были приглашены на военную !
базу для участия в англоязычном диспуте, а затем арестованы за нелегальное проникновение на территорию (2002). В университете Кабардино-Балкарии 9 студенток были арестованы за ношение хиджабов и чтение Корана - это считалось нарушением устава университета (2004). Член Церкви объединения был принудительно госпитализирован в психиатрическую больницу и т.п.
13 2001: выступления
Путина против антисемитизма. Участие администрации президента в спонсировании конференции, собирающей членов региональных правительств, управлений религиозных организаций, юристов, ученых.
14 В мае 2002 года президент Дж.Буш, его жена и госсекретарь Колин Пауэлл встречались с представителями множества различных конфессий в Москве и Санкт-Петербурге для о!
бсуждения этого круга проблем, свободной коммуникации и получе!
ния макс
имально объективной картины о религиозной обстановке в России. Подобные встречи и конференции регулярно проводит американский посол. По отчетам о финансировании программ религиозной толерантности: негосударственные организации получают от США гранты - приблизительно $75-80 тыс. в год. Также Америка поддерживает проекты в регионах: исследования Гуманитарно-теологического института в Нижнем Новгороде, Центра ресурсов Южной России, Уральский центр поддержки негосударственных организаций - с целью нахождения компромисса
между религией и властью.
15 Ее можно обнаружить на сайте Московской патриархии.
Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: russ.politics Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||