Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рождение без насилия

  Все выпуски  

Рождение без насилия N30


Служба Рассылок Городского Кота

Рождение без насилия N30 (1 августа 2000г.)
Информация данной рассылки - это личное мнение ее автора. Вся ответственность за возможные действия и их последствия, предпринятые в связи с этой рассылкой, лежит на тех, кто эти действия предпринимает. Читатель, будь ответственен за свои поступки!
Internet  > > >  birth.ft.inc.ru  > > >  Архив рассылки | Форум | Новости | Библиотека | Подписка
E-mail  > > >  birth@ft.inc.ru  > > >  Заказ предыдущих выпусков | Подписка
Новости последней недели:
Дольше оставайтесь девственником у позже сойдете с ума
Исследователи из Новой Зеландии установили прямую связь между ранним сексом и психиатрическими заболеваниями... >>>
Пилюли Новая таблетка избавляет от месячных
Американские ученые из Вирджинии предложили новый оральный контрацептив... >>>
  Любовь без осечек
В Канаде начались клинические испытания контрацептива нового поколения. Ученые назвали его "Невидимка"... >>>
Аллергия у ребенка зависит от здоровья матери Раннее половое созревание женщины повышает риск развития аллергии у ее будущих детей
Британские ученые обнаружили связь между частотой аллергических заболеваний и возрастом, в котором у матери больного начались менструации... >>>


Чтобы завершить разговор о школе (и вернуться к беременности и родам), напоследок расскажем о домашнем обучении. Эта форма обучения пока не очень распространена в нашей стране, но каждый из Вас наверняка встречал таких детей, которым ежедневное хождение в школу кажется слишком скучным, а домашнее обучение подошло бы очень хорошо.

Тема: ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Давным-давно, еще когда все дети должны были рождаться в роддоме, некоторым родителям хотелось найти какой-нибудь другой способ рождения, и тогда появились первые дети, рожденные дома. Давным-давно, еще когда все дети должны были ходить в школу, некоторым родителям хотелось найти какой-нибудь другой способ обучения, и тогда появились первые дети, обучающиеся дома.

В те далекие времена многие считали, что учиться дома могут только очень больные дети. Однако некоторым родителям уже тогда удавалось договориться с обычными директорами обычных школ, чтобы их совершенно здоровым детям разрешили не ходить в школу.

Перестройка немного облегчила эту задачу: летом 1992 года Ельцин издал указ, разрешающий ВСЕМ детям домашнее обучение. Более того, школа должна была выплачивать родителям таких детей компенсацию - за то, что реальная нагрузка на учителей снижается из-за того, что дети учатся самостоятельно и не посещают школьные уроки. Правда, мне неизвестны случаи, когда школа действительно платила родителям за непосещение школы. Но известны другие случаи: когда с родителей брали деньги за разрешение не посещать школу.

Кроме того, наличие указа еще не означает обязательность его исполнения для всех школ. Обычно директора не любят столь нестандартный способ обучения, поэтому начинают отговаривать родителей от такого решения. А если родители настаивают на своем, то им предлагается довольно неудобная форма домашнего обучения: когда ребенок должен являться в школу на все "серьезные" контрольные работы (в конце каждой учебной четверти) и писать их вместе со всеми.

Это означает, что ребенок должен изучать школьные предметы не в том темпе и порядке, как ему удобно, а в общепринятом. Т.е. в течение первой четверти изучить все предметы в объеме школьной программы за первую четверть, явиться в школу и написать все контрольные, и так далее. Но некоторым детям удобнее учиться по-другому: во-первых, быстро, во-вторых, последовательно (а не параллельно, как принято в обычной школе).

Получается, что до сих пор предлагавшаяся в большинстве школ форма домашнего обучения представляла собой промежуточный этап между обучением по обычной программе и совершенно свободным обучением, к которому стремятся некоторые дети.

Совсем недавно, 23 июня 2000 года, был подписан приказ Министерства образования Российской Федерации N1884 "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната". Теперь получить образование в форме экстерната можно в ЛЮБОМ аккредитованном образовательном учреждении. При этом аттестация экстернов должна проводиться в той форме и в те сроки, которые установит само это общеобразовательное учреждение.

Это означает, что ученики невыпускных классов не обязательно должны сдавать экзамен по каждому предмету. Если школа решит, что возможен творческий экзамен или защита проекта, то все это может быть засчитано в качестве промежуточной аттестации. Например, ученик может создать свой сайт и представить его для аттестации по информатике. Или сделать стихотворный перевод поэмы Байрона и получить за это оценку по английскому языку за сооветствующий класс. Или написать роман "Записки путешественника" и получить оценку по географии. Кому что ближе.

Кроме того, есть возможность сдавать экстерном не все предметы, а только некоторые. А на остальные уроки ходить, как обычно. Я знаю немало случаев, когда дети, "выросшие" за компьютером (и, тем более, в Интернете) просто "освобождались" от школьных уроков информатики и "автоматически" получали свою пятерку. Дети, прожившие несколько лет за границей и свободно владеющие двумя (или несколькими) языками, обычно освобождаются от школьных уроков иностранного языка.

Благодаря новому документу облегчается жизнь детей, не желающих ходить в школу, и их родителей. Возможно, теперь таких детей станет больше. Если Ваши дети (или дети Ваших знакомых) учились дома, то Вы хорошо представляете себе все плюсы и минусы такого обучения. Пожалуйста, присылайте нам свои рассказы - мы поместим их на наш сайт.

А пока предлагаем Вам прочитать рассказ девочки Асены, которая учится дома, а также рассказ ее мамы о том, с чего это началось и как происходило.

Рассказывает Асена:

Обучение экстерном: Диалог

Большинство людей ходит в школу ежедневно. Каждый день у них уходит час на сборы, от получаса до двух часов на дорогу туда-обратно, час на перемены и час на выслушивание уже известного. Не говоря уже о трe:х-четырe:х часах, уходящих на домашнее задание.

Зато - жизнь у человека спокойная, расписанная и определe:нная. За десять школьных лет из ребe:нка вырастает замечательный Исполнитель Заданного. Если делать всe:, что говорят, то париться уже ни к чему - аттестат будет, и неплохой. Кайф!

А у меня школа другая. У меня нет расписания уроков - иду туда, куда хочу. Нет у меня своего класса, под который надо подстраиваться - учусь сама по себе. А есть зачe:тная книжка, где расписаны все темы - с местом для оценки, даты и подписи учителя.

Эту книжку я таскаю с собой, пока не сдам все зачe:ты за тот или иной класс (в соответствии с общеобразовательным стандартом обучения), а потом иду в преподавательскую, где мне выдают табель с оценками (с которым я, если захочу, могу сунуться в любую другую школу.)

В принципе, в школе меня никто особо не учит - я там зачe:ты сдаю. Готовлюсь я к ним сама, дома, по учебникам и прочим книгам, а в школу захожу дважды в неделю на три часа - получить зачe:ты по выученным темам, расспросить учителей поподробнее о непонятом или заинтересовавшем, да и просто пообщаться - учителя у меня замечательные. (Я даже не буду привет передавать: слишком много имe:н надо перечислить ?)

В мою школу (кстати, она называется "Обучение в Диалоге" - Петербург, ул. Некрасова, 19) берут в любое время года и в любой класс. Я, например, последние четыре года шла туда весной, подготовившись - и двух-трe:х месяцев мне хватало на программу целого класса. (Только вот в восьмом классе не хватило: из-за четырe:х месяцев Вальдорфской школы (я о ней рассказывала в прошлом выпуске рассылки) я не законспектировала учебники, и теперь иду в школу с сентября - сдавать хвосты за восьмой класс и начинать девятый. А после Нового года, если не уйду на летние каникулы ?, и половину десятого успею пройти )

Правда, есть у моей школы один существенный недостаток: за неe: надо платить

Кому подходит:
Людям, умеющим самостоятельно заниматься и планировать своe: время; людям, которые приходят в школу УЧИТЬСЯ. (Всего шесть часов в неделю: успеть сдать зачe:ты! Показать учителям, что ты не баклуши бил три дня! Успеть зайти к биологу, спросить, чем изменчивость отличается от отбора! Какие еще перемены!? Не так часто в школе бываешь, чтобы отдыхать! Написать контрольную по корням или отложить еe: до среды, а пока пойти сдать химию до галогенов? - в общем, свободы выбора - выше крыши ?)

Кому не подходит:
Людям, которые не привыкли к самоконтролю (не случайно детей в "Диалог" берут только с пятого класса), которым проще девять месяцев делать ежедневно по три заданных учителем упражнения, чем три недели по двадцать восемь, выбранных самостоятельно, людям, которые позволяют себе приходить в школу неготовыми (а у нас это не катит: нету класса, так что на умных одноклассников рассчитывать не приходится; с чем придe:шь - то и ответишь)...

А вот мне моя школа очень нравится. Отношения с учителями построены на взаимном уважении, приходя на урок, я прихожу туда работать. Звучит это примерно так: "Здравствуйте, Виктор Николаевич, рада Вас видеть! (присаживаясь) Я сегодня пришла сдавать Вам оптику. Да конечно всю, там немного." А в нормальной школе я эту оптику имела бы счастье слушать - не отвечать - целую четверть

И вот ещe: что: знания в нашей школе дают не крутые, а на среднем уровне. Нет у нас дополнительных предметов, нет углублe:нного изучения чего-либо. Но зато если человеку из "Обучения в Диалоге" понадобилось выучить, например, химию, у него есть и время на это, и умение работать с текстом Умной Книги По Химии. И, чтобы выучить химию, этого вполне хватает ?.

Спасибо моей школе за моe: счастливое детство! ?
Мрр,
Асe:на.


Рассказывает Марина, Асенина мама:

Как это начиналось

Много лет назад, когда мой старший сын учился в шестом классе, у меня возникло ощущение, что в школе он просто теряет время. Учился Ник вполне прилично, но это не требовало особых усилий с его стороны. В школе ему явно было скучно - на уроках он занимался чем угодно, кроме того, чем там полагалось заниматься: читал книги, рисовал, болтал, сочинял что-то на клочках бумаги.

Отсидев в школе положенные 5-6 часов, Ник возвращался домой, где его ждали более интересные занятия: музыка (он играл на гобое и еще некоторых инструментах и к тому же сам сочинял музыку), общение в ФИДО (может быть, кто-то из читателей еще помнит это уникальное явление), чтение, возможность поехать на какой-нибудь концерт в филармонию. И все было бы хорошо, если бы не нужно было каждый вечер делать уроки и каждое утро вставать ни свет ни заря, чтобы пойти в школу

И тогда у нас возникла "гениальная" идея: а почему бы Нику просто не ПЕРЕСТАТЬ ходить в школу? В первый момент мы были готовы к самому экстремальному варианту: просто "исчезнуть" из школы, а потом найти такое место, где можно будет сдать экстерном всю школьную программу. Чисто теоретически это казалось возможным. Что получится на практике, мы сначала совершенно не представляли.

Кстати, кроме существенной экономии времени, была еще одна важная причина для такого решения. Из-за того, что Ник слишком легко получал свои четверки и даже пятерки, у него не было никакой нужды относиться к учебе более серьезно. Если бы все так и продолжалось, то в старших классах он точно так же, ничего не делая, получал бы как минимум тройки, и вряд ли ему хотелось бы что-то учить дополнительно (отчасти и потому, что оценки нас не очень сильно интересовали).

Идея домашнего обучения подразумевала самостоятельное изучение школьных учебников от корки до корки - т.е. более систематическое и серьезное ознакомление со школьной программой, чем при ежедневном посещении школы (потому что в школе, как известно, спрашивают далеко не каждый день, и можно пропустить полдюжины параграфов, а потом выучить один-два, когда ожидается опрос или контрольная).

И вот на следующий день Ник остался дома, а я пошла к директору школы. Не мудрствуя лукаво, я сказала, что он ничего не делает в школе, а это развращает - формируется привычка "учиться", не прилагая никаких усилий, т.е. просто плыть по течению. И поэтому я больше не хочу пускать его в школу.

Директор отнеслась к моим словам с пониманием - действительно, у детей, которым учеба дается слишком легко, потом возникают серьезные проблемы. Мы стали обсуждать возможные варианты. Директор решила, что ей следует расспросить работников РОНО - возможно, где-то такой опыт уже есть. (Оказалось, что в нашем районе мы были "первыми ласточками". Официально это еще не было разрешено, но наш директор - спасибо ей за это! - решила "в порядке эксперимента" разрешить нам домашнее обучение.)

Я предложила такой способ: Ник к весне дочитает до конца все учебники и в течение апреля и мая сдаст экзамен каждому из его учителей. А директор пообещала мне, что она предупредит учителей, чтобы они не сопротивлялись. Так все и началось.

Правда, некоторые учителя - когда наступила весна и пришло время сдавать экзамены - отнеслись к этому без энтузиазма. Приходилось по несколько раз подходить к ним и просить, чтобы они назначили время экзамена, а они ссылались на свою занятость и отказывались. В конце концов все завершилось благополучно - все предметы были сданы с приличными оценками.

После летних каникул директор предложила мне написать заявление о том, что мы "просим разрешить нашему ребенку домашнее обучение". С тех пор Ник так и учился - в течение года прочитывал все учебники (решал некоторые задачи из учебников по математике, делал некоторые упражнения из учебников по русскому), а весной договаривался с учителями (сначала сам, а если были проблемы, то приходилось мне подключаться) и сдавал по каждому предмету экзамен. Понятно, что свободного времени у него теперь было гораздо больше, чем прежде, и больше не нужно было рано вставать каждое утро (а для фидошника, да еще живущего в семье, где все "совы", это было немаловажным преимуществом).

Тем временем моя дочь некоторое время походила в школу и убедилась, что там нет ничего хорошего. Директор школы ничуть не удивилась тому, что и сестра Ника тоже будет учиться дома. Асена была еще слишком маленькой, чтобы самой договариваться с учителями (хотя в начальной школе учителей было только 2 или 3 - уже не помню точно: она сдавала русский, математику, чтение, английский и краеведение), так что мне пришлось самой убеждать их принять у нее экзамены.

Именно эти мои разговоры с учителями, их нежелание выкроить час для экзамена (хотя к тому времени уже вышел указ, по которому они обязаны были не только принимать такие экзамены, но даже и проводить консультации в течение всего учебного года - а мы никогда не утруждали их никакими консультациями) и необходимость снова и снова объяснять, что "мой ребенок учится дома" - все это заставило меня искать другие способы сдачи экзаменов.

(Небольшое отступление. Когда я говорила кому-нибудь, что мои дети учатся экстерном, то мне почти всегда задавали один и тот же вопрос: "А чем больны Ваши дети?" Срабатывал стереотип мышления: ВСЕ здоровые дети ходят в школу. Я отвечала, что мои дети ничем не больны. Мой собеседник с недоумением задавал следующий вопрос: "Тогда почему они не ходят в школу?" - "Не хотят", - отвечала я. Интересно было наблюдать реакцию людей на это заявление. Некоторые проявляли искренний интерес и начинали расспрашивать о подробностях, а некоторые с этого момента начинали считать нашу семью "странной" и исчезали с нашего горизонта.)

Естественно, мы начали наши поиски со школы "Экстерн", которую нашли в телефонном справочнике. Оказалось, что - несмотря на такое подходящее название - туда пришлось бы ходить каждый день, а стоило это безумно дорого. Однако, как выяснилось, в этой школе есть особое отделение - "Обучение в Диалоге" - куда как раз не нужно ходить каждый день и не нужно учиться там весь год. Этот вариант показался нам интересным, но мы решили поискать еще что-нибудь - подешевле.

Нашли школу, предлагавшую такую же (на первый взгляд) систему обучения. Она называлась "Школа-Плюс". Занятия тоже проходили два раза в неделю, и тоже можно было начать в любое время. Асена стала "жертвой" этого эксперимента.

Ник к этому времени уже учился в "Обучении в Диалоге", и мы представляли себе, как там все устроено, поэтому Асена ожидала найти нечто подобное. Она рассчитывала, что будет подходить к одному из преподавателей и сдавать если не весь предмет за один раз, то, во всяком случае, его немалую часть. Реальность обманула ее ожидания.

Свободы выбора практически не было: каждого ученика посылали к определенному учителю на целый "урок", и в течение этого урока ученик имел право сдать не более трех(!) параграфов. Асена не могла вынести такого темпа - ей хотелось сдавать сразу по 10-20. Но тут выяснилось, что за каждый(!) дополнительный (сверх положенных трех) параграф нужно дополнительно платить!!!

Мы подсчитали, что если Асена попытается сдать все предметы за два месяца, как мы планировали, то сумма таких доплат значительно превысит стоимость "Обучения в Диалоге". Получается, что более низкая стоимость этой школы теряет смысл. Там удобно учиться не тем, кто сдает слишком быстро, а тем, кто сдает слишком медленно. У нас дома вместо "Школа-Плюс" стали говорить "Школа-Минус".

И со следующего месяца Асена присоединилась к Нику в "Обучении в Диалоге". Так до сих пор и учится там. Никто не ограничивает ее порывы сдавать много и быстро, никаких доплат за это не берут. Два раза в неделю она ездит сдавать зачеты. Некоторые предметы удается сдать за несколько занятий, другими приходится заниматься дольше и серьезнее - особенно если что-то не получается. Иногда вместо традиционного зачета можно получить свою оценку другим способом: например, вместо годовых контрольных по физике написать лирические книги на соответствующие темы.

Мне кажется, что такой способ обучения намного эффективнее обычной учебы: у ребенка есть возможность уделять каждому предмету именно столько времени, сколько нужно. Например, целую неделю, не отрываясь, читать учебник географии. А потом - почувствовав, что уже хватит - отвлечься и в следующие несколько дней просто отдыхать или заниматься, допустим, только математикой.

В обычной школе ребенок не имеет никакой свободы выбора: он жестко ограничен рамками расписания. Даже если возникает желание, скажем, учить химию долго и упорно, то нет такой возможности - кроме химии, есть еще масса предметов, по которым каждый день что-то задают, и еще эти 6-8 часов, проведенных в школе, в шуме, в толпе Если относиться к учебе "всерьез", то в старших классах, мне кажется, просто невозможно сохранить здоровье. А при домашнем обучении ребенок сам выбирает для себя посильную нагрузку - в какие-то дни он может заниматься очень напряженно, в другие - почти ничего не делать.

Многие родители говорят, что все это, конечно, интересно, но им не подходит, потому что их ребенок не такой, у него нет способностей, нет усидчивости, нет еще чего-то, и потому нужно все время заставлять его учиться, и нужно каждый день делать вместе с ним уроки (и тратить на это уйму времени, между прочим), и каждый день проверять все, что он делает

Но, может быть, дело не в способностях и не в усидчивости, а в том, что школьная программа (усредненная и перегруженная) рождает в детях отвращение к учебе? И, может быть, именно такие дети легко и с удовольствием учились бы дома? И, к изумлению родителей, охотно изучали бы школьные учебники, если бы им позволили делать это в своем собственном темпе?

"Короче говоря, если Вы что-то ищете и не находите, не теряйте надежды. Может быть, это "что-то" найдет Вас." (М. Павич)


Advertising Banner Network F2\  
Наши партнеры
Наши рассылки и сайты
Рождение без насилия
Психологические тесты
  Последние:
Что говорят вам мимика и жесты?
Умение слушать
Сам себе психолог
  Последний выпуск:
Телесная терапия. Часть 2
Рассылка "Рождение без насилия" http://birth.ft.inc.ru
Автор: Ксения Подорова
birth@ft.inc.ru
Консультант: Ирина Мартынова irina@ft.inc.ru, профессиональная акушерка из Санкт-Петербурга, одна из создателей системы водных родов, принявшая более 600 домашних родов
Периодичность: еженедельно
Количество подписчиков: 2479


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное