Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рождение без насилия

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Рождение без насилия N29 (25 июля 2000г.)
Информация данной рассылки - это личное мнение ее автора. Вся ответственность за возможные действия и их последствия, предпринятые в связи с этой рассылкой, лежит на тех, кто эти действия предпринимает. Читатель, будь ответственен за свои поступки!
Internet  > > >  birth.ft.inc.ru  > > >  Архив рассылки | Форум | Новости | Библиотека | Подписка
E-mail  > > >  birth@ft.inc.ru  > > >  Заказ предыдущих выпусков | Подписка
Новости последней недели:
Угрозу жизни новорожденного выявят за 45 минут
Канадские специалисты из Университета Лаваля, Квебек, разработали новый метод диагностики... >>>
Дезинфектанты стали причиной смерти шестнадцати новорожденных
Неправильное использование дезинфектанта в детском отделении одной из немецких больниц привело к... >>>
Спермицидный гель повышает риск заражения вирусом СПИДа
Использование спермицидного геля в качестве средства контрацепции повышает риск заражения СПИДом... >>>
Электронное устройство предсказывает дату родов
Британские ученые разработали электронное устройство, которое следит за сокращениями матки... >>>
Пищевые добавки могут быть опасны
Представители общественной организации, защищающей права потребителей, обратились в американское Управление по пищевым продуктам и лекарствам (FDA)... >>>

Сегодня мы продолжим начатый разговор о школах.

Тема: ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ

В духовно-научной основе вальдорфской педагогики лежит антропософия (от греческих слов "антропос" - "человек" и "софия" - "мудрость"). Это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.).

Эвритмия (от греческого слова, означающего "стройность, такт, благозвучие") - равномерность ритма в музыке, в танцах и в речи. На уроках эвритмии дети учатся двигаться под музыку, выражая этим движением определенные эмоции. Движение часто сопровождается не только музыкой, но и декламацией определенного стихотворения. Все вместе - стихи, музыка, танец - создает некое законченное "произведение".

Основателем антропософии был немецкий философ и духовный исследователь Рудольф Штейнер (1861-1925). В России его последователями были многие люди науки и искусства, в том числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и другие.

Первая свободная вальдорфская школа была основана в городе Штутгарт (Германия) в 1919 году. Европа, переживавшая социальные и экономические потрясения первой мировой войны, стояла перед необходимостью переосмысления прошлого и создания новых общественных структур.

Основоположник вальдорфской педагогики Рудольф Штейнер активно разрабатывал в то время идеи новой социальной формы общества, которая отвечала бы внутренним законам общественного развития. Рассматривая социальный организм как систему, состоящую из экономической, правовой и культурной систем, Штейнер считал, что подлинный прогресс в социально-культурной сфере требует полного обновления воспитательного и образовательного процесса.

В этой ситуации Эмиль Мольт, директор фирмы "Вальдорф-Астория" в Штутгарте, предложил Штейнеру создать школу для детей рабочих и служащих своей фабрики. "Фундаментом новой школы должны были стать внутренние законы и условия развития человека, которые у всех детей при всех индивидуальных различиях одинаковы... В вальдорфской школе было исключено деление по социальным слоям, степени одаренности, принадлежности к определенному вероисповеданию".

Одним из основных требований, предъявляемых к современной школе, является обеспечение своим выпускникам самой широкой общей образованности. Образованности, которая будет позволять понимать темп изменений, уметь приспосабливаться к нему и давать возможность в случае необходимости, уже будучи взрослыми, получить новую профессию.

Нигде в мире не нужны доктора математических наук, которые способны лишь использовать изобретенные другими формулы, в такой работе компьютер гораздо успешнее справляется с расчетами, чем человек. Повсюду требуются творчески мыслящие математики, инженеры и химики, способные сами делать новые открытия. И все меньше и меньше на современных производствах требуются работники, выполняющие рутинную работу. Автоматы выполняют эти виды работ дешевле и лучше.

Наряду с широким образованием, творческим началом и уверенностью в своих силах есть еще одна важнейшая человеческая способность, которой должен обладать современный человек и которую следовало бы воспитывать в годы школьного обучения. Это - социальность или умение, оставаясь самим собой, воспринимать людей такими, какие они есть.

Никто из современных учителей и воспитателей не может предвидеть, в какой части света будут жить и работать его ученики, с какими культурами и людьми они столкнутся в будущем. Выработать способность жить и работать с другими людьми независимо от их происхождения, национальности, религиозных убеждений или политических взглядов - высокая и благородная задача.

Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше "вложить" в голову ребенка.

Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, - классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2 часа без перерыва. Воспитание в антропософской школе ориентировано на равновесное развитие мышления, чувств, воли, на гармоничное развитие целостного человека.

В настоящее время вальдорфские школы широко распространены по всему миру - в разных странах насчитывается около 700 школ и около 1000 вальдорфских детских садов. В 90-е годы движение за создание вальдорфских школ начало развиваться и на территории Советского Союза. В начале 90-х годов в России было 18 школ, официально зарегистрированных в Международном списке вальдорфских школ.

Школы, использующие в своей работе принципы вальдорфской педагогики, открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Иркутске, Ярославле, Казани, Самаре, Жуковском, Зеленодольске, Смоленске, Владимире, Воронеже, Тюмени. Гораздо шире география работы отдельных классов, групп детских садов, инициативных групп различных направлений, действующих на основе вальдорфской педагогики и импульсов, данных Штейнером.

В настоящее время в России существует около 80 таких школ и детских садов - в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Калуге, Ярославле, Казани, Самаре, Красноярске, Новосибирске, а также в Прибалтике, Грузии, республике Саха.

В сентябре 1992 года при содействии Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, института им. Г. Гана (г. Мангейм, Германия), РОНО Петроградского района в Санкт-Петербурге открылась первая вальдорфская школа - школа N 626 им. Р. Штейнера (Крестовский остров, пр. Динамо, д. 14).

В прошлом учебном году в этой школе было 8 классов, где обучалось 172 ученика (первый класс, в котором обучалось всего 11 человек, а также все классы с 4-го по 10-й) и работало 20 педагогов, которые являлись выпускниками или слушателями курсов Антропософской педагогики при Государственном университете педагогического мастерства, Вальдорфского педагогического семинара.

В июне 1999 года учащиеся 9-го класса успешно прошли итоговую аттестацию в присутствии районной аттестационной комиссии с выдачей аттестатов государственного образца о получении основного (общего) образования. После этого приказом Комитета по образованию Санкт-Петербурга школе был присвоен статус городской экспериментальной площадки. В 1999/2000 учебном году 25 учеников школы продолжили обучение в старшей ступени (в 10-м классе).

Обучение в этой школе начинается с 6,5 - 7 лет и рассчитано на 11 лет. Предметы художественно-практического цикла изучаются по расширенной программе. Дети обучаются в условиях психологического комфорта.

Институт семьи и ребенка проводил опросы школьников на тему "Нравится ли вам ходить в школу". Оказалось, что в вальдорфских школах 78%(!) учеников ходят в школу с удовольствием! А в обычных школах примерно столько же школьников отвечают, что они не любят ходить в школу.

В школе осуществляется принцип преподавания по эпохам. На протяжении 3-4 недель на главном уроке изучается один предмет: русский язык, математика, история, география, химия, физика, жизнь растений и животных и др. На уроках дети много двигаются, декламируют хором, поют и играют на флейтах, рисуют акварельными красками и восковыми мелками, лепят из глины и воска, слушают сказки и легенды, рассказы учителя.

Здесь нет привычных отметок, прописей, дневников, учебников. Каждый ученик на протяжении всей эпохи создает свой "учебник" по изучаемому предмету (записывает в большую тетрадь из ватмана важные сведения, полученные от учителя и из книг, иллюстрирует свои записи, дополняет свой "конспект" притчами и стихами, имеющими отношение к предмету).

С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.

На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию.

В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким-то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям.

В младших классах поздней осенью устраивается праздник фонариков. В то время, когда ночи долгие, а дни короткие, когда рано темнеет, когда еще не выпал снег, когда природа готовится к зимнему сну, а солнца почти никогда нет на небе - в такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зима не будет длиться вечно, что солнце скоро вернется и что на земле снова будет светло.

В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли. Например, пятиклассники подготовили к одному из концертов отрывок из оперы Моцарта "Волшебная флейта".

В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти. На стенах школы висят рисунки учеников - например, десяток вариантов одного и того же пейзажа, нарисованного мелками, чтобы можно было сравнить стиль работы разных учеников.

Сейчас школа находится еще в стадии становления, и ей оказывают поддержку Свободная Высшая Школа Антропософской педагогики (г. Мангейм, Германия), Центр Международных Связей Университета педагогического мастерства, РОНО Петроградского района г. Санкт-Петербурга.

За последние несколько лет в Санкт-Петербурге появилось еще 3 вальдорфских школы. Вероятно, каждая из них имеет свои особенности. Я разговаривала с родителями, дети которых учатся в школе на Черной речке и в школе на Ленинском проспекте - услышала много хорошего об этих школах и об учителях. Впрочем, я разговаривала и с детьми - их мнение не так однозначно, особенно если удается "разговорить" старшеклассников.

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:

Лиза:
" В прошлом году моя дочь пошла в первый класс обычной школы. Сначала нам казалось, что все нормально, но чем дальше - тем хуже. Девочке ужасно не нравилось ходить в школу, она даже плакала по утрам. Оказывается, учительница кричала на детей, и дети просто боялись ее. А потом мы случайно узнали про вальдорфскую школу и решили попробовать. Нам здесь очень нравится! Не идет ни в какое сравнение с обычной школой! Утром моя дочь с удовольствием идет в школу, а днем, когда я за ней приезжаю, мне ее не увести домой - ей хочется еще немного пообщаться с одноклассниками".

Марина:
"Я боялась отдавать своего сына в обычную школу - он все семь лет просидел дома, со мной, и совершенно не привык общаться со сверстниками (прогулки во дворе не считаются - там он не успевал вникнуть в сложную иерархию отношений между завсегдатаями песочницы). Я боялась, что "домашний" ребенок не сумеет противостоять толпе агрессивных мальчишек - тем более, когда их так много, как в обычном классе. И как раз в это время я познакомилась с учительницей одной из вальдорфских школ (на Черной речке). Мне понравилось то, что она рассказывала. Мы выбрали ближайшую к нам школу (на Крестовском острове), позвонили туда, и оказалось, что там как раз набирают детей в первый класс.

Класс получился маленький, и нас это вполне устраивало. Правда, у моего сына даже и в маленьком классе были сложности в общении со сверстниками - но в большом классе было бы еще хуже. Меня приятно удивило то, что учителя искренне старались помочь ему решить его проблемы. В обычной школе в таких случаях на ребенка сразу ставят клеймо "трудный", "непослушный", "плохой" - и вскоре он именно таким и становится. А в этой школе к нему все относились хорошо, несмотря на то, что он вел себя по-разному, в том числе и плохо. К концу года он уже освоился в школе, и дальше все шло хорошо. Так что я очень рада, что он учился именно там".

Таня: "В первом классе мой сын учился в гимназии. Там была очень большая нагрузка, детям было очень трудно все успевать, они уставали, ходить в школу не хотелось - в общем, мы измучились за этот год. С ужасом думали, что же будет дальше. А летом мы услышали от знакомых про вальдорфские школы и решили, что это именно то, что нам нужно. Ближайшая к нам школа - на Ленинском проспекте. С осени мой сын пошел в эту школу. Ему там очень понравилось - там такая спокойная обстановка по сравнению с его гимназией! Никто не кричит, не подгоняет, не заставляет делать огромное количество ненужных заданий. Теперь ему очень нравится ходить в школу, а раньше я и представить себе не могла, что такое бывает!"

Миша: "Наш ребенок учился в вальдорфской школе первые четыре года. Начинать с обычной школы нам не хотелось - сами понимаете, почему. А отдавать маленького ребенка сразу в какую-то спецшколу - по-моему, это ни к чему. Во-первых, нагрузка слишком большая. Во-вторых, еще непонятно, к чему у него есть склонность. Так что мы решили дать ему время, чтобы "определиться" со своими способностями и заодно привыкнуть к школьному ритму жизни. А потом мы нашли подходящую математическую школу, и теперь он учится там. Никаких проблем при переходе в новую школу не было. Никакого отставания по обычным предметам, которым нас пугали, тоже не было. Все нормально".

Директор одной из обычных школ: "К нам приходили дети из вальдорфских школ. Они отстают от наших учеников примерно на два года. Приходится принимать их с потерей двух лет. Если Ваша дочь окончила седьмой класс вальдорфской школы, то мы можем принять ее к нам в пятый класс. Вы согласны?" (Мама не согласилась, и девочка пошла в восьмой класс другой школы. Учится хорошо. Правда, возникает ощущение, что это исключительный случай.)

Ученик первого класса вальдорфской школы, скептик: "Да ну ее, эту школу. Я хочу писать по-письменному, а мы вместо этого печатными буквами пишем. А мои друзья из обычной школы сами уходят домой, когда захотят, потому что живут близко. А мне приходится ждать, пока за мной приедут, потому что учительница меня одного домой не отпускает - ехать далеко".

Ученица того же класса, имеющая опыт учебы в обычной школе: "Мне здесь так нравится! Здесь так интересно! Намного лучше, чем было в другой школе. Такие интересные уроки! Мы здесь так много рисуем, и играем, и гулять ходим - день очень быстро пролетает, даже уходить не хочется".

Старшеклассница, с первого класса учившаяся в вальдорфской школе: "Сомневаюсь, что я куда-нибудь поступлю после школы. Мы здесь такой ерундой занимаемся! Я бы, может, и ушла в обычную школу, но уже поздно. Не хочу учиться с теми, кто меня младше на 2 года. А мои родители никогда в жизни на такое не согласятся! Они думают, что вальдорфская школа - это так круто!"

Ее одноклассник: "Все эти наши декламации стишков хором - такая #$%^@! Какого $%^& нас заставляют это делать, как маленьких?" {К.П.: Если бы так говорил кто-то один, я бы подумала, что это случайность. Но так говорят практически ВСЕ старшеклассники! Почему? Это просто бравада? Или такая система воспитания/обучения не подходит для подростков? Или это какой-то местный "перекос", когда программа обучения неправильно приспособлена к местным культурным и социальным условиям?}

И напоследок - воспоминания о вальдорфской школе девочки, проучившейся там всего полгода. Ее имя - Асe:на.

"В Вальдорфскую школу я попала почти случайно: я поехала туда, чтобы посмотреть, где предстоит учиться моему брату и осталась. Почему? Мне понравился ткацкий станок в классе, стены с каким-то абстрактным рисунком, старое кирпичное здание с дверной ручкой из лакированной коряги и таблички на кабинетах, не написанные по трафарету, а вырезанные из дерева. Чувствовалось, что эту школу - любят.

Приняли меня очень просто: попросили нарисовать цветными карандашами любой рисунок (я нарисовала что-то очень светлое и инфантильное, смеющееся солнце и кривобокий домик); моя классная руководительница осталась довольна.

И началась школьная жизнь.

Раньше я никогда не ходила в школу с классно-урочной системой преподавания (училась экстерном), поэтому первое, что меня поразило - чудовищное количество времени тратилось впустую.

Во-первых, перемены. Перемены занимали в этой школе часа полтора в день. Ладно ещe: я - я читала книги, а вот мои одноклассники (читать не любящие), по-моему, ужасно скучали.

Во-вторых, основной урок. Собственно на обучение уходило из двух часов, дай Бог, сорок минут - в остальное время люди играли на флейтах, пели, произносили речe:вки и много аналогичной лабуды. Могу сказать, что я не видела ученика, который относился к этому серьe:зно: были пофигисты, которые считали, что лучше петь, нежели учиться, а были недовольные, понимающие, что время уходит впустую (но из школы не уходившие - куда им идти, если в общеобразовательную школу людей из Вальдорфской помещают на два класса младше: по уровню знаний).

Ещe: были труд (работа с деревом), рукоделие (кожа, войлок, ткань, глина ), эвритмия (это было красиво) и физкультура. Но об этих уроках не могу сказать ничего плохого (физкультуру я искренне ненавидела, но тут, я думаю, виновата я сама и немножко родители; эвритмию все мои одноклассники считали "полным отстоем" (цитирую), а мне она нравилась. Эвритмия была - движение в стихах. Или - стихи в движении?

О своих одноклассниках ничего плохого сказать не могу, люди как люди, многие даже очень классные (пользуясь случаем J, хочу передать им привет. Вот он: Люди! Я вас помню и люблю. Будьте счастливы, вы многому меня научили. Мрр.). Вот только Как-то раз был у нас диктант на "не" и "ни" с глаголами. Маленький такой, на полстранички. Если грубых ошибок (на изучаемое до этого неделю правило) было меньше пяти - диктант принимался. Иначе его писали ещe: раз. Кроме двоих человек, переписывал весь класс

Что ещe:? Там два иностранных языка - английский и немецкий. Оценивать не могу - я сама толком не знаю ни одного из них, но, по-моему, языки преподавались хорошо. Люди, которые хотели их знать - знали.

Короче.
Внимательное-бережное отношение к ученикам, отсутствие отметок - хорошо тем, что ни у кого не было страха перед учe:бой, плохо тем, что у единиц было желание учиться - в В.ш. и без этого хорошо. Так как никто знаний не оценивал, грамотность была фантастически низкая.

Зато - люди там умели играть на флейтах, петь, вырезать из дерева, вязать

Зато - им это всe: так в школе надоело, что уже никто из них не играл на флейте для себя, для друзей - они относились к искусству как к обязаловке. Вы видели школьника, решающего дифференциальные уравнения для души?

Зато - у них была эвритмия, где их учили Красоте.

Зато - эта самая Красота была обязательным уроком, по расписанию.

Зато - у них была очень красивая школа. В столовой - столы из светлого дерева, всюду растения

Зато - из этой школы никто не мог уйти, т.к. грамотность была столь низкой, что в другую школу человека из Вальдорфской бы просто не взяли. А ещe: - школьная программа была очень сдвинута по классам по сравнению с обычной, так что при переходе в обычную школу какие-то темы человек знал бы за восьмой класс, а какие-то - за пятый. Хм

Зато у них были очень красивые, светлые праздники с театральными выступлениями, музыкой На Рождество разыгрывали библейские сценки, были свечи тогда я даже чуть не осталась в В.ш.

Зато у них тетради из ватмана, без линеек. Они красивые, но, во-первых, жутко тяжe:лые, а во-вторых, в такой тетради не так-то просто выработать хороший почерк - буквы разных размеров, съезжают брр!

Раньше я думала, что в школу ходят, чтобы там учиться. В ту школу ходили - жить. Учитывая, что на неe: уходило по шесть часов шесть дней в неделю, я свои полгода хождения туда - там: писала - читала - пела - играла - бегала-прыгала (двигалась) - считала - думала - ела - целовалась - спала - шила - валяла (и дурака тоже) - что-то делала из дерева - писала письма - смеялась - плакала - утешала - сердилась - дружила - ссорилась - скучала - сидела на подоконнике - то же на полу - на другом подоконнике - мечтала - рисовала.

Ага, всe: это действительно прекрасно. Но в свою любимую - другую - школу я хожу с одной целью: учиться. А всe: остальное - целый список - с куда большим кайфом делаю дома.

Кому подходит:
Людям, которые всe: равно не будут поступать в ВУЗы, и которым не так важна цитология и синтаксис, как более жизненное умение шить юбки, и которые почему-либо не могут\не хотят шить юбки самостоятельно, параллельно с учe:бой.

Кому не подходит:
Людям, которые могут совместить цитологию с творчеством. Конечно, можно ходить в В.ш., а по вечерам читать учебники, но это, по-моему, уж слишком напряжно. Лучше днe:м ходить в школу, в которой дают какие-то реальные научные знания, а юбки шить по вечерам: такие, какие хочешь, а не такие, какие хочет твой учитель по рукоделию.

А ещe: интереснее - дома и учиться, и творить. Возможно, К.П. захочет написать следующий выпуск рассылки об обучении экстерном - тема интересная".


Advertising Banner Network F2\  
Наши партнеры
Наши рассылки и сайты
Рождение без насилия
Психологические тесты
  Последние:
Что говорят вам мимика и жесты?
Умение слушать
Сам себе психолог
  Последний выпуск:
Телесная терапия. Часть 2
Рассылка "Рождение без насилия" http://birth.ft.inc.ru
Автор: Ксения Подорова
birth@ft.inc.ru
Консультант: Ирина Мартынова irina@ft.inc.ru, профессиональная акушерка из Санкт-Петербурга, одна из создателей системы водных родов, принявшая более 600 домашних родов
Периодичность: еженедельно
Количество подписчиков: 2479


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное