Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Детский Невропатолог о здоровье и болезнях новорожденных.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 

выпуск    17        

 

 

Здравствуйте, Все!

 

Сегодня у нас

1.Письма.

2.ГИПЕРТЕНЗИОННО-ГИДРОЦЕФАЛЬНЫЙ СИНДРОМ.

3.Как рассказывать Сказки.

 

Сначала ответы на вопросы которые пришли в мой адрес.

 

Здравствуйте, Олег Гельевич! Старшему сыну сейчас 3,3. При рождении поставили диагноз ПЭП, синдром повышенной возбудимости, гидроцефальный синдром. В 2 года поставили диагноз РЭП. Все назначенное лечение принимали. Врачи постоянно указывали на положительную динамику. В 3 года нас сняли с учета. Нужно бы радоваться, но меня беспокоит его состояние. Ребенок очень возбужден, частые капризы и истерики, особенно такое состояние обостряется весной и осенью, и на смену погоды. К сожалению, у нас в городе (Талдыкорган, Казахстан) очень трудно попасть на прием к детскому невропатологу, платных детских клиник нет. Подскажите пожалуйста, нужно ли продолжать наблюдение у невропатолога, и принимать лекарственные средства, которые принимали раньше (кавинтон, диакарб-аспаркам). Или достаточно периодически давать ребенку успокаивающие сборы. Заранее благодарю, Наташа.

 

Здравствуйте, Наташа!

Успокаивающие подавать надо. Регулярно. Хотя бы 1 курс (2-3 нед.) в 2 месяца.

Ещё было бы неплохо попринимать такие препараты как Пантогам, Фенибут и другие ноотропные препараты. Можно с Кавинтоном или Винпоцетином. Диакарб Вам уже не нужен. Это мочегонное. Он назначается только тогда, когда есть признаки прогрессирующего гидроцефального синдрома.

Наблюдаться невропатологом желательно раз в 6 месяцев. Обязательно рассказывайте, что стало лучше, а что ещё Вам не нравится. Кстати, ближе к школе, надо бы позаниматься с хорошим психологом.

Загляните на сайт http://adhd-kids.narod.ru/index.html   Сайт родителей детей с СДВГ

Там найдете много полезного и нужного для Вашего ребёнка.       

 

Уважаемый Олег Гельевич!

С большим интересом читаю Вашу рассылку, набралась смелости и тоже хочу задать Вам вопрос: моему сыну 5 лет. Он

любит ходить дома на цыпочках (дома ходит в носках). Когда он был маленьким и только учился ходить, то ходил

нормально, а потом, когда стал постарше ( я сейчас точно уже не помню, наверное с 2-х лет) начал ходить на

цыпочках. Я его спрашиваю, почему он так ходит, он говорит, что ему так нравится. Когда на него одеваешь обувь,

он ходит нормально.

Меня беспокоит нормально это или нужно обратиться к врачу?

С уважением, Ольга.

Довольно частые жалобы.

Чаще всего, это похоже на пирамидную недостаточность. Т.Е. слегка затруднено проведение нервного импульса, Т.е. последствия родовой травмы компенсированы не полностью. Обычно в этом ничего страшного нет. Разобраться подробнее не мешает, но большинство невропатологов воспринимают это как вариант нормы, и, поскольку, в будущем это ничем, кроме лёгкой неловкости в ногах и плохой растяжки не грозит, то и беспокоиться надо только в том случае, если вы хотите ,чтобы ребёнок стал спортсменом-рекордсменом.

 

А это вопросы-ответы с форума.

гидроцефалия

 

Здравствуйте. В нашей семье имеет место большеголовость. Наш ребенок родился с окружностью головы 36 см  при росте 50 см , но по данным НСС был здоров. В 3 мес нашему ребенку был поставлен диагноз наружняя гидроцефалия по результатам нейросоноскопии (межполушарная щель 5 мм , субарахноидальное пространство 5 мм),окружность головы 41 см. Было отставание в НПР (плохо держал голову, не было упора на ноги), после проведения курса массажа, терапии диакарбом, кортексином и стугероном было улучшение состояния, но после прекращения лечения состояние опять ухудшилось. Нас направили обследоваться на внутриутробные инфекции, где была выявлена ЦМВ (+ + +). Прошли курс лечения ЦМВ неовиром и вифероном-1, но улучшения не наступило. Сейчас нам 6 мес:  мы плохо сидит, сохраняется гипертонус в ножках (стоит на носочках, не встает на стопу) большой родничок (2см*2см не изменялся с 2 мес), окружность головы 47 см по  результатам измерения  невропатолога и 45 намерил педиатр, по данным нейросоно  скопии гидроцефалия увеличилась (субарахноидальное пространство 6 мм, межполушарная щель на всем протяжении от 7 до 11 мм). Мы не знаем что делать, т.к. ребенок уже 3 мес живет на лекарствах, а результатов нет. Опять назначили курс лечения: фуросемид+аспаркам, электрофарез с эуфилином, церебрум-композитум, убихинон-композитум, массаж+ЛФК. Стоит ли продолжать давать ему лекарства или можно без них обойтись.null

 

Гипертензионно-гидроцефальный синдром не всегда безобиден и не всегда проходит самостоятельно, без вмешательства медиков. Если идёт прогрессирование (рост окружности головки, задержка психофизического развития), то просто НЕОБХОДИМО продолжать лечение. Это мочегонные и ноотропные препараты как минимум. В вашей ситуации всё ещё продолжается прогрессирование процесса, следовательно, лечение НЕОБХОДИМО продолжать, пока не наступит компенсация, стабилизация состояния. Лечение Вам назначено правильное, и надо лишь набраться терпения, делать всё как надо.

Самовосстановление (самоизлечение) происходит обычно в первые 2-4 месяца. Если этого не произошло, то необходимо лечение, и длительность его определяется индивидуально.

 

Скрежет зубами во сне

 

Моей дочке 10 лет. Уже несколько лет она очень скрипит во сне зубами. По характеру девочка очень спокойная, без излишней возбудимости. Что делать?

Всё же это признак тревожности, внутреннего напряжения.  Сходите к психотерапевту и буде ясна причина. А успокаивающие препараты или травки надо бы попить.

 

Гидроцефалия + гигантская ликворная киста

 

Моему сыну 3,5 года. В 2 месяца была диагносцированна небольшая киста и гидроцефалия (тоже слабая). Невропатолог сказал, что на фоне нашей "главной проблемы" отсутствия перегородки между желудочками головного мозга - на это не следует обращать внимания. Проконсультировавшись у доктора в другом городе мы проводили только курсы массажа, наблюдая за общим развитием ребёнка. Тогда от нас отказались невропатологи нашего города, сославшись на то, что их мнение нам не так важно, как мнение Саратовского врача. Ребёнок развивается изумительно, на ровне, иногда с опережением сверстников. Отлично разговаривает, знает буквы, считает. В 2,5 года оформлялись в садик у того же доктора, который нас забраковал в 2 месяца, он признал, что неврологических отклонений нет вообще. В 3,5 года сын сам понял, что у него не видит правый глаз (этого наши окулисты тоже никогда не диагностировали). При обследовании было выявлено, что у ребёнка 2 степень гидроцефалии и гигантская арахноидальная

 ликворная киста. И это послужило причиной слепоты. Что нам теперь делать? Нам рекомендуют либо дальше наблюдаться, либо делать пункцию кисты и шунтирование. Помогите с решением.kompressors@mail.ru

Такие вопросы обычно решают с Нейрохирургами, после проведения КТ или ЯдерноМагнитногоРезонанся и др. исследований. На ЯМР всё видно более наглядно. Просто наблюдаться – это терять время. А решение о  пункции и шунтировании  (делать или наблюдать) можно принять только после серьёзного обследования.

 

развитие умственных способностей

 

Зравствуйте. Моя дочь учится во втором классе, но я устала от ее несобранности и рассеянности, математика дается с трудом. Пыталась с этим бороться ругаясь и по хорошему, но нет результатов. Как можно развивать умственные способности, может есть какие-либо препараты, витамины безвредные для ребенка? Спасибо.

 

Несобранность и рассеянность часто являются следствием ММД или СДВГ, что вообще-то для Вас одно и тоже. Обратитесь к невропатологу, распишите несколько последовательных курсов лечения ноотропами (Ноотропил, пантогам, пирацетам, кортексин, глиатилин и др.). Именно такая постоянная «поступательная» работа позволит развить умственные способности. Хорошо бы добавить работу с психологами или в психологических группах. Это позволит повысить её осознанность и скорректировать поведенческие особенности, а через умение радоваться маленьким достижениям появятся собранность и желание учиться.

 

 

По количеству просмотров отдельных тем на «медлинке.ру» заметил, что многих интересует тема гипертензионно-гидроцефального синдрома.

 

 

2.

ГИПЕРТЕНЗИОННО-ГИДРОЦЕФАЛЬНЫЙ СИНДРОМ.

Разумеется, я дам упрощённое описание. Научных  статей в Инете много, а таких «простых» как у меня  - мало J

Итак, название. Гипертензионный – это повышенное внутричерепное довление. Гидроцефальный – это разговор о жидкости  внутри головы. Жидкость эта называется ликвор. Она вырабатывается в сосудистых сплетениях, которые заполняют полости больших полушарий – «боковые желудочки».Затем она продвигается в «межполушарную щель», затем в 4-й желудочек, который находится в основании мозжечка (а мозжечок находится под затылочными долями полушарий), далее вниз по центральному каналу спинного мозга. Кроме того, часть этой прозрачной жидкости выходит на поверхность мозга и омыват его, находясь между внутренней поверхностью свода черепа и наружной поверхностью полушарий с их красивыми извилинами. В норме жидкость свободно циркулирует в этих полостях.

Причин нарушения циркуляции множество: врождённые аномалии, инфекция, родовая травма, …

Нарушения циркуляции происходят :

1. от того, что жидкости вырабатывается больше чем надо,

2. нарушается проходимость ликвородинамических путей,

3  другие причины не так часты.

Критерии диагностики.

Рост окружности головки, больше чем на 1 см. в месяц (со 2-го месяца жизни).

Низкий мышечный тонус.

Низкие сухожильные рефлексы.

Данные УЗИ.

В лечении основное  - это назначение мочегонных средств, курсами до 1 мес.

Вот и всё самое основное о ГГС.

 

3.

Хочу посоветовать - рассказывайте детям сказки, пока это позволяет возраст. Это великолепное средство косвенного воспитания и решения больших проблем маленького человечка. Научиться этому не просто, а Очень Просто. Просто рассказывайте. Включайтесь в их фантазии, сочиняйте вместе - это основы Творчества и хорошей памяти. Тем, кто совсем не знает как это делать - вот инструкция.

В гостях у сказки

Наши маленькие дети не делят мир на правду и вымысел. Сказки становятся для них основой для понимания реальности, а привычный мир заполняется волшебством. А затем из этой невероятной смеси правды и вымысла постепенно складывается мир будущего взрослого человека. И нет на земле увлекательнее занятия, чем сочинять вместе с малышом сказки. Ведь Андерсен, можете быть уверены, живет в каждом из нас.

Любая сказка начинается с волшебных слов: "В некотором царстве...", "Жили-были", "давным-давно" или "Однажды...". Вот вы произнесли одно из них, и малыш замер в предвкушении чудесной истории: а что там дальше? Действительно, а что рассказывать дальше? Наши дети легко превращают нас в добрых волшебников, потому что искренне верят: родители могут все. И мы изо всех сил стараемся соответствовать такому высокому статусу а иногда у нас это даже получается. Правда, иногда нам приходится непросто, но... в волшебных сказках именно то, что трудно, оказывается самым правильным. Со временем мы вовлекаемся в игру, и то, что казалось раньше сложным, становится простым и занимательным. И тогда сочинение сказок превращается в увлекательное занятие.

Откуда берутся сказочные персонажи

Оглянитесь по сторонам: героем волшебных приключений может стать практически любой человек, животное или предмет. А иногда вам даже не надо пытаться напрягать воображение: спросите у малыша, и он сам моментально придумает вам главного героя вашей сказочной эпопеи.

Уроки Андерсена

Знаменитый сказочник сочинил огромное количество прекрасных сказок, потому что знал очень важную детскую тайну, которую остальные взрослые почему-то забыли. Все вокруг - живое: камни, цветы, предметы, игрушки... Все может двигаться, мечтать и говорить, а значит, стать героем удивительной истории. Стоит только спросить себя: "Что будет, если обычный предмет попадет в необычное для него место?" - и сказка начинается.

Вот, например, обыкновенный снежок, который лепил сегодня на прогулке ваш малыш. "Однажды маленький мальчик слепил из снега круглый снежок, принес его домой и положил на стул. А сам пошел ужинать. Дома было тепло, и снежок полежал-полежал и начал худеть да таять. Мальчик увидел это и спросил: "Что с тобой случилось, почему ты плачешь, снежок?" "Потому что в тепле я растаю и превращусь в лужицу", - ответил снежок. Тогда мальчик открыл холодильник и положил снежок на самую холодную полку. Снежок очень обрадовался и сказал мальчику "спасибо".

Вот и получилась сказка. Конечно, взрослому человеку она покажется незатейливой, но человечек 1-2 лет, с его маленьким жизненным опытом, оценит ее по достоинству. А для детей постарше можно придумать продолжение. (С кем встретился снежок в холодильнике? С кем подружился? Как он выбрался из холодильника и вернулся домой - в снежный сугроб? Кто помог ему?)

Выбрав героя для своей сказки, представьте его живым и говорящим. Поместите его в необычное место. Уточните, как он туда попал. Придумайте, что с ним там произошло. Вообразите, что из этого может в результате получиться. (Кого он встретил? Кто ему помог? Кто мешал? Чем все закончилось?)

Эти сказки можно отнести к разряду "продолжение следует". Например: "Полежал-полежал снежок на полочке и увидел, допустим, апельсин... А апельсин ему и говорит..." Берите в соавторы своего малыша. Спросите его, например, о том, что сказал этот апельсин или как же снежку удалось выбраться на улицу. Вполне вероятно, что ребенку даже захочется провести эксперимент со снегом и водой.

Превращение в героя

Главным персонажем сказки может стать и ваш малыш. Детям в отличие от нас с вами не надоедает слушать одни и те же сказки по сотне раз. Так что, превращая своего малыша в героя сказки, вы убиваете сразу двух зайцев. Вам не придется повторять из вечера в вечер одно и то же, а малыш будет гордиться собой и своими благородными поступками. Ведь ему всюду хочется сунуть свой любопытный носик и навести порядок - на свой лад. Создать такую сказку совсем просто. Возьмем, например, знаменитый "Теремок". В самый кульминационный момент, когда медведь лезет в теремок и вот-вот его разрушит, сделайте в сказке новый поворот. "И тут приезжает наш мальчик Леня на синей машине и говорит: "Стой, медведь, так делать нельзя!" А медведь ему в ответ... Очень скоро ваш карапуз начнет сам придумывать детали и новые сюжетные ходы. Вам только и останется, что поддержать его инициативу. Уточняйте, задавайте наводящие вопросы, приветствуйте гуманизм и полет фантазии своих детей.

Персонаж из мешка Деда Мороза

Придумывать героев и даже рассказывать сказку вы можете всей семьей - взрослые и дети. Возьмите коробку, или корзину, или "волшебный мешок Деда Мороза" и положите туда заранее несколько игрушек или елочных украшений. Попросите своего малыша вытянуть оттуда один предмет и сказать о нем "волшебные слова" - сказочный зачин. (Если ребенок еще маленький, говорите за него вы). Например, малыш вытянул зайчика и сказал: "Давным-давно жил да был зайчик"... "А где он жил?" -спрашиваете вы. Следующий участник-сказочник продолжает, например, так: "Жил он в доме Деда Мороза..." (или на полке в магазине, или в коробке с игрушками...). Затем вы все по очереди продолжаете сказку. Как видите, в какую сторону повернет повествование заранее неизвестно, ведь в зависимости от местожительства зайца изменится и следующая фраза. Это делает сказку непредсказуемой и многовариантной, а игру общесемейной. В случае заминки "подстегните" свою фантазию: извлекайте из корзины следующий предмет - и сказка легко продолжится.

Как придумать сюжет

Герой героем, но все-таки в сказке главное - сама занимательная история. В сущности, сюжетом сказки может стать все, что заинтересовало ребенка, все, что он должен узнать о мире и о себе. Есть много способов дать простор своему воображению и создать хороший сюжет. Вот лишь некоторые из них.

По готовой канве

Этот способ очень удобен для начинающих сказочников. Возьмите любую детскую сказку, придумайте новых героев и "запустите" их в старый знакомый сюжет. Например, сказка "Колобок" может превратиться в новогоднюю историю. (Помните, Колобка слепили, затем он сбегает от бабушки, дедушки и так далее). Замените Колобка на Снеговика, которого слепили дети. Стоял-стоял Снеговик у ворот, а затем ушел в канун Нового года в лес. Пусть он обхитрит всех коварных зверей и убежит от них, да еще и елку принесет детям - ну чем не волшебная сказка? Вы можете менять порядок действия, концовку, усложнить или упростить сюжет. Придумывайте вариации на знакомую тему, учитывая возраст и интересы своего ребенка. Вы можете также соединить несколько сказок в одну занимательную историю.

Перевертыши

Подумайте, как еще можно изменить сказку, которую ваш карапуз хорошо знает. С ребенком 3-5 лет можно даже заранее обсудить это. Так, в сказке "Морозко" замените злую мачеху на добрую, придумайте, что из этого может получиться. Или, например, вместо Мальчика-с-пальчика у старика и старухи появилась Девочка-с-мизинчик, либо вместо Змея Горыныча из-за леса прилетел Говорящий Паровоз. Если сказка и не перевернется с ног на голову, то все равно станет совсем другой.

Карточные игры

Возьмите старую колоду карт или карточки одного размера. На них надо нарисовать (или приклеить уже готовые рисунки) различных сказочных героев, зверей, картинки природы... Эти атрибуты нужны для того, чтобы разбудить ваше воображение. Вполне вероятно, что главным героем захочет стать ваш ребенок - сказки "про себя" дети слушать обожают. Придумайте название для сказки. В нем должна отражаться фабула вашей истории. Например, "Сказка про то, как Арина ходила к доброй корове за молоком для котят" или "Сказка про козленка, который получал подарки". Действие сказки может происходить там, где живет ребенок, а может переместиться в сказочное место. А как только придет время рассказывать сказку, вытаскивайте по очереди из колоды 3-7 карточек (чем старше ребенок, тем сложнее сказка, тем больше у нее поворотов и подробностей, и тем больше карточек вам понадобится). Пришла пора отправлять героя, изображенного на картинке, в сказочное путешествие.

Народные премудрости

Пословицы и поговорки тоже помогут сочинить вам сказку. Они хороши тем, что там есть двойной смысл (прямой и переносный), а зачастую запрятана интересная история. Например, "Кто хвалится, тот с горы свалится". Достаточно вообразить гору и разных животных, которые идут туда (в гости, за морковкой...) - и сказка готова. Детям 4-5 лет интересно будет самим сочинять сказки по тем пословицам, которые вы им предложите.

Выберите пословицу в словаре крылатых выражений. Придумайте двух-трех героев (сказочных или реальных). Обсудите пословицу таким образом, чтобы ребенок понял, в чем ее основной смысл!

Советы сочинителям

Учитывайте возрастные особенности своего ребенка. Штудировать учебники по психологии не обязательно. Достаточно обратить внимание на те народные и авторские сказки, которые он любит сейчас. Так, малыш не влюбится в Дюймовочку, если ему годик, а в полтора - два может испугаться вредных жаб и не понять, почему девочка прощается с солнышком.

У детей такое богатое воображение, что они "видят" все то, что вы рассказываете. Не изображайте слишком ярко и красочно (с подробностями) злого героя или бедствия. Ему это может запасть в память, и он долго будет бояться - сам не понимая чего.

Если вам показалось, что ребенок что-то не понял, задавайте вопросы, давайте пояснения, но делайте это корректно, без поучительства, чтобы не разрушить поэзию волшебной сказки. Бывает, что ребенок предпочитает и потому требует рассказывать ему однотипные сказки. Например, только приключенческие, повествовательные, бытовые или "научно-технические". Ничего необычного в этом нет. Это неплохо, но рассказывайте и сочиняйте вместе с ним разнообразные сказки, такие же многогранные, как окружающий мир и наши взаимоотношения с ним.

Заряна Некрасова
Статья из декабрьского номера журнала

 

 

 

На сегодня всё.    Здоровья Вам.

 

         Олег Гельевич                      ogp56@bk.ru

 

Если вы не хотите, что бы ваше письмо публиковалось в рассылке, сообщите об этом явно.

 

Архив рассылки:    http://subscribe.ru/archive/science.health.detnevrolog

Подписаться на рассылку:  http://subscribe.ru/catalog/science.health.detnevrolog

 

 

 

 Дружественные рассылки и сайты:

 

http://subscribe.ru/catalog/psychology.pedagogika  рассылка  "Папам и мамам об особых детках"  это о работе с детьми – инвалидами.

http://pougatch.udmnet.ru/index.php?id=11    Сайт Доктора Пугача В.Н.

 

http://adhd-kids.narod.ru/index.html   Сайт родителей детей с СДВГ.

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.health.detnevrolog
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное