Жажда вечной жизни

Новости геронтологии. Новости пятницы, 17.06.05

Информационный Канал Subscribe.Ru

Кости в сосудах
16 Jun 2005 ИнформНаука

В крови больных, чьи сосуды поражены атеросклерозом, а сердце - ишемической болезнью, присутствует значительное количество клеток-предшественников костной ткани.

Обнаружившие этот феномен сотрудники Российского кардиологического НПК МЗ РФ предполагают, что потенциальные костные клетки играют важную роль в образовании атеросклеротических бляшек.
Клетки, о которых идет речь, называются стромальными стволовыми клетками. Они дают начало разным элементам соединительной ткани: фибробластам, составляющим основу большинства внутренних органов, хрящевым и костным клеткам. Стромальные стволовые клетки находятся, в том числе, в костном мозге, но в крови здорового человека их быть не должно. Однако российские медики обнаружили эти клетки в крови больных с повышенным содержанием липидов, с коронарным склерозом, а теперь и у пациентов с ишемической болезнью сердца.
Медики взяли на анализ кровь у семи пациентов с ишемической болезнью. Стволовые клетки, которым предстоит стать костными, несут на своей поверхности особый маркер остеонектин, неколлагеновый белок костной ткани. Медики не обнаружили ни малейших следов остеонектина в крови здоровых людей, между тем как у всех обследованных пациентов с коронарным склерозом количество меченых клеток оказалось весьма значительным. Кроме того, исследователи обнаружили стволовые стромальные клетки в стенках поврежденной аорты. Ученые предположили, что между развитием атеросклероза и наличием в крови потенциальных "костных" клеток существует взаимосвязь. По-видимому, стволовые клетки из крови проникают во внутреннюю оболочку артерии и там реализуют свои потенциальные возможности. Так в сосудах возникают бляшки разного типа: фиброзные, хрящевые, окостеневшие.

Клеточная терапия инсульта
16 Jun 2005 ИнформНаука

Сотням тысяч россиян, перенесшим инсульт, могла бы помочь клеточная терапия.

Этот метод пока не вошел в широкую неврологическую практику, но команда исследователей Института клинической иммунологии СО РАМН, Новосибирской государственной медицинской академии и Городской клинической больницы № 34 г. Новосибирска уже успешно использует клеточную терапию для лечения отдаленных последствий мозгового инсульта.
Донорские клетки, полученные из эмбриональной нервной ткани, стимулируют восстановление нервных клеток, поврежденных при инсульте. Новосибирские исследователи использовали клетки, полученные от человеческих абортусов 16-22 недель. Клеточную суспензию из клеток нервной ткани и клеток кроветворной печеночной ткани вводили в центральную нервную систему через спинномозговой прокол. Таким способом медики пролечили 10 добровольцев в возрасте от 35 до 56 лет с отдаленными последствиями геморрагического или ишемического инсульта. Все больные страдали тяжелыми двигательными расстройствами, плохой памятью и нарушениями умственной деятельности. После клеточной трансплантации у них восстановилась речь, нормализовалась работа тазовых органов, улучшилось психическое состояние, прибавилось силы в руках и ногах. Через полгода после лечение качество их жизни намного отличалось от качества жизни контрольной группы из 11 больных, которые получали только стандартную восстановительную терапию.

Ceрдце и карьера
16.06.2005 Русский переплет

Результаты исследования проведенного в Великобритании, свидетельствуют о том, что чем ниже социальный статус человека, тем чаще бьется его сердце и меньше вариабельность сердечного ритма. Известно, что тахикардия, так и снижение вариабельности ритма сердца ассоциированы с риском сердечного приступа и внезапной смерти. По мнению доктора Hemingway и его коллег данный феномен объясняется тем, что низкий социальный статус связан с определенным комплексом специфичных поведенческих реакций, которые вызывают изменения со стороны вегетативной нервной системы и нарушения обмена веществ в мышце сердца, что чревато высоким коронарным риском. Исследователи из University College (Лондон) тестировали 2,197 здоровых мужчин в возрасте 45 - 68 лет, которые находились на разных ступенях <служебной лестницы>. Сердце мелких служащих билось в среднем на 3,2 удара в минуту реже, чем у топ-менеджеров, причем отмечалась ригидность (сниженная вариабельность сердечного ритма). На показатели сердечного ритма так же влияли негативные поведенческие стереотипы (курение, сниженная физическая активность, нерациональное питание и злоупотребление алкоголем), психосоциальные факторы (ощущение своего малого влияния на итоги профессиональной деятельности и депрессия) Кроме того, показатели сердечного ритма были тесно связаны с проявлениями метаболического синдрома (увеличенными размерами талии, повышенным систолическим артериальным давлением, высоким содержанием липидов высокой плотности, триглицеридов и повышением уровня глюкозы в крови). Ученые заключают, что социальные факторы проникают в <кровь и плоть> человека, вызывая сердечно-сосудистые расстройства.
Low-Level Jobs Tied to Faster, Less Variable Heart Rates

Углеродное сердце
9 июня 2005 Трибуна

В подмосковном Зеленограде ученые работают над созданием нового искусственного клапана сердца.

У него будет три створки, а в качестве материала выбран прочный и инертный пиролитический углерод или углеситал.
Порок сердечного клапана — одна из наиболее часто встречающихся болезней сердца. Как правило, для лечения приходится делать операцию. В нашей стране потребность в искусственных клапанах — более 20 тысяч в год. А проходит таких операций в три раза меньше. Одна из причин — не хватает клапанов.
Восполнить нехватку клапанов решили в зеленоградском ЗАО «Три Карбон». А заодно поднять их качество. Дело в том, что все искусственные клапаны в мире имеют две створки, в то время как у натуральных их три. Медики считают, что двухстворчатая конструкция не самая удачная — разрушается центральный поток крови, который существует у естественных клапанов, и возникают высокие касательные напряжения, в результате которых гибнут клетки крови. Это осложнение после операции называется гемолиз. Кроме того, возможно и другое осложнение — тромбоз.
Один из способов улучшить ситуацию — изменить конструкцию клапана, сделать его трехстворчатым и из самого на настоящий момент биологически совместимого и надежного материала — пиролитического углерода. Такая конструкция обеспечивает сохранение центрального потока крови, а время открытия и закрытия весьма близко к циклу естественного клапана сердца.
Именно такую конструкцию и разрабатывают впервые в мире зеленоградские специалисты. Ученые из Института точной механики РАН, испытавшие макет клапана, считают, что дело идет на лад.

Код этой рассылки: science.health.gerontology