Жажда вечной жизни

Информационный Канал Subscribe.Ru

РАВНЕНИЕ НА МЫШЕЙ-МУТАНТОВ
28.09.05 Независимая газета
Владимир Покровский

Самовосстановление органов человеческого тела приведет не к долголетию, а к очень здоровой, но короткой жизни

Может быть, человек есть самое сложное, что способна создать природа, дальше – хаос.
Константин Худяков, видеоинсталляция DEISIS/Антропология. Источник: 'I Московская биеннале современного искусства. Параллельная программа-2005'

Это потрясающе, это даже выходит за рамки потрясающего, если, конечно, это все правда. Ученые создали «чудо-мышь», которая может регенерировать ампутированные конечности или сильно поврежденные органы, позволяющие ей выжить после смертельной травмы. Вы будете смеяться, но эта мышка выращивает себе не только отрезанный хвост, или палец, или ухо, или поврежденный сустав, но даже сердце! Единственное, что у мышки пока не восстанавливается, – это мозг. Ну, тут уж…
Больше того, выясняется, что если сделать инъекцию клеток чудо-мыши обычному грызуну, то и он получает ту же самую способность к регенерации.
Ну, мыши, они мыши и есть, и какое нам, извиняюсь, дело до каких-то там мышек. Но, что интересно, американские исследователи из Кембриджского университета, которые провели этот эксперимент, утверждают, что способность мыши к регенерации они получили, научившись контролировать дюжину генов в их геноме. А эти самые гены, что интересно, почти наверняка присутствуют и в ДНК человеческого организма.
То есть, если открытие подтвердится, наука медицина стоит перед ужасающе прекрасным переворотом.
Началось все с 1998 года, когда команда профессора иммунологии Элен Эбер-Кац из Уистарского института при Кембридже, создав генномодифицированную мышь (в эксперименте ее называли «MRL-мышь»), для начала проколола у нее уши, а те зажили быстро и без всякого шрама. Потом таким мышам удаляли пальцы, или как там это у них называется, – те вырастали заново, со всеми суставами. Хвост, сердце, печень – все у бедняг восстанавливалось. Причем быстро – поврежденные клетки сердечной ткани заменялись новыми, функционировали нормально и были неотличимы от здоровых уже через два месяца.
«Мы обнаружили, что у MRL-мыши клетки делятся с большей скоростью, – говорит Эбер-Кац. – Их клетки живут меньше и заменяются другими быстрее. Похоже, именно это обстоятельство связано с их способностью регенерировать».
По поводу нормальных мышек, которым привили способность к регенерации, впрыснув им зародышевые клетки печени от чудо-мышей, Эбер-Кац говорит с большим воодушевлением. По ее словам, эта способность сохранялась у «зараженных» даже спустя полгода.
До сих пор восстановление органов, причем ограниченное, когда речь не идет о печени или сердце, наблюдалось только у пресмыкающихся – ну, там, типа ящерицы, отбрасывающей свой хвост. Млекопитающие таким даром не обладают, они устроены сложнее, за что и заплатили утерей способности восстанавливаться. Природа, как уже было однажды сказано, не терпит простоты и постоянно стремится к усложнению. Но усложнение усложняет выживание. Может быть, человек есть самое сложное, что она способна создать, дальше – хаос.
Это известный закон такой: «За все надо платить». Чем заплатит человек, если, паче чаяния, сумеет заполучить от мышек способность к регенерации?
И тут интересно. По словам ученых, создавших чудо-мышь, они подозревают, что она и жить может намного дольше, чем ее обыкновенные сородичи. Пока это только подозрения, потому что ни одной из MRL-мышей не дали прожить больше, чем до возраста в 1,8 года. Свое подозрение насчет долгожительства исследователи только еще собираются проверять экспериментально. И здесь возможны сюрпризы.
Дело в том, что если клетки живут меньше и сменяются чаще, то по идее должен наблюдаться обратный эффект, поскольку с каждым новым делением клетки ее ДНК портится. Сам процесс старения пока окончательно не ясен, однако уже найдена генетическая шагреневая кожа – так называемая теломера, – которая во многом определяет нам срок нашей жизни. Это такой «хвостик», которым заканчивается двойная спираль ДНК, хранящей всю информацию о нашем организме. В качестве «хвостика» теломера, похоже, не содержит никакой информации о том, как должен быть устроен наш организм. Просто с каждым делением клеток (а у человека они делятся примерно пятьдесят раз за жизнь) теломера немножечко укорачивается. Через пятьдесят клеточных делений она исчезает вовсе, и дальше начинают отрезаться куски ДНК, уже несущие жизненно важную информацию.
Если гипотетическая способность к самовосстановлению человеку будет дарована, то он рискует заполучить не долголетие, а очень здоровую, но очень короткую жизнь. Причем жизнь с ДНК, сильно попорченной еще в репродуктивном возрасте. Этак и вымереть можно!

Код этой рассылки: science.health.gerontology