Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Жажда вечной жизни

  Все выпуски  

Будут ли наши дети жить дольше родителей?


Будут ли наши дети жить дольше родителей?
14.02.06 Литературная газета (№6 2006 г., Семь клонов… на счастье?)
Людмила ПИСЬМАН

По мнению многих учёных, человеку под силу поднять возрастную планку, установленную природой. Какие это повлечёт за собой проблемы? И так ли уж радостна будет жизнь в промежутке от 80 до, скажем, 120? Или мы сохраним и физическую активность, и здравый ум, и ясную память? Об этом – наша беседа с биофизиком, специалистом по криобиологии, руководителем Междисциплинарного семинара по трансгуманизму и научному иммортализму (изучению возможностей бессмертия) Российского философского общества РАН Игорем Валентиновичем АРТЮХОВЫМ.

КТО ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЧЕЛОВЕКА

– Игорь Валентинович, насущна ли сегодня проблема продления жизни? Может быть, основные усилия нужно направить на борьбу с болезнями? Тогда и отпущенный нам срок увеличится.

– Старение – это основной враг человека, убийца номер один, вооружённый до зубов смертоносным оружием – хроническими болезнями. Если медицина завтра полностью победит, например, рак, то продолжительность жизни вырастет всего года на два. То же самое с сердечно-сосудистыми заболеваниями: избавившись от них, мы прибавим себе ещё лет семь…
Бороться нужно с «заказчиком» преступления, то есть со старением, а не только с «исполнителями». К сожалению, на «войну» с заболеваниями раком во всех странах уходит во много раз больше средств, чем на исследования, связанные с продолжительностью жизни.

– Почему же сама природа не борется со старением? Ведь в процессе естественного отбора должны выживать сильнейшие особи, способные сопротивляться недугам, в том числе и старческим…

– Дело в том, что вся информация о живом организме передаётся только через половые клетки. Сам организм носит временный характер, это всего лишь оболочка для будущего потомства. После рождения этого потомства, как ни цинично это звучит, тело уже невыгодно поддерживать. Есть такая шутка: «Курица – это промежуточная стадия в цикле размножения яиц». Но это вовсе не означает, что современному homo sapiens нужно слепо следовать этим законам. Наши интересы совершенно не обязаны совпадать с «интересами» эволюции.
В середине прошлого века появилось научное и философское направление – трансгуманизм. Этот термин придумал знаменитый английский биолог и гуманист Джулиан Хаксли, внук одного из сподвижников Дарвина Томаса Хаксли и родной брат писателя Олдоса Хаксли. Трансгуманизм – это гуманистическое мировоззрение, в основе которого лежит допустимость изменения природы человека, включая его биологический возраст, освоение новых сред его обитания, таких как космос и океан, и так далее. Он заново открывает идеи русского космизма и его представителей – учёных Фёдорова, Циолковского, Вернадского.

Под влиянием русского космизма находились писатель-фантаст А. Беляев, который в своих романах пытался поселить человека под водой, и даже В. Маяковский, герой которого в комедии «Клоп» был заморожен на много лет и очутился в будущем. Трансгуманизм становится всё более популярным среди представителей естественных и технических наук. Одним из его важнейших компонентов являются борьба со старением и продление жизни всеми возможными способами.

– Несколько лет мне довелось прожить в США, где медицина гораздо качественнее, а продолжительность жизни лет на 10–15 дольше, чем в России. Однако американские старики, хоть и выглядят бодрее наших, так же болеют, страдают слабоумием, с трудом двигаются. Стало быть, даже там пока не появилось эффективных методов борьбы со старением?

– Не стоит делать столь неутешительные выводы: передовая медицина сейчас находится в активном поиске таких методов, а некоторые уже существуют и их вполне можно использовать. Разделим их на несколько групп. В первую группу включим то, что вполне под силу каждому человеку: это здоровый образ жизни, правильное питание, отказ от курения и злоупотребления алкоголем, физическая и умственная активность. Просто, доступно, но недостаточно для человека, поставившего цель стать долгожителем.

Необходимо заняться ещё и медицинской профилактикой четырёх основных заболеваний, связанных со старением и входящих в состав метаболического синдрома, – атеросклероза, диабета, гипертонии и ожирения. И, конечно же, не пренебрегать профилактикой и ранней диагностикой рака. Всё это желательно делать под наблюдением хорошего врача, который назначит необходимые исследования, индивидуально подберёт правильный режим питания, рекомендует дополнительные средства, такие как витамины и микроэлементы, если надо – пропишет медикаменты.
О витаминах и микроэлементах следует сказать особо. Поливитаминные препараты нужно принимать всем, поскольку у нас в стране почти 100% населения недополучает с пищей те или иные вещества. Следует предпочесть те из них, которые состоят из таблеток нескольких видов, поскольку некоторые их компоненты нежелательно взаимодействуют друг с другом при одновременном приёме.

И ещё один совет: держитесь подальше от всяческих «народных целителей», «лавок жизни» и прочих заведений, не имеющих ничего общего с истинной медициной.

ЛЕКАРСТВО ВНУТРИ НАС

– В последнее время упорно муссируются слухи, что некоторые высокопоставленные особы лечатся методом клеточной терапии. Замечено, что в недавнем прошлом они выглядели совершенными развалинами, а сегодня – прямо как огурчики. И среди них даже один бывший руководитель государства…

– Эксперименты в области клеточной терапии велись ещё в начале прошлого века. Известно, что Черчилль постоянно пил коньяк, курил сигары и вообще был далёк от здорового образа жизни; при этом прожил 90 лет. Менее известно, что он проходил курсы клеточной терапии в одной из швейцарских клиник. Ещё довольно давно учёные открыли, что в живом организме есть клетки, не имеющие определённых функций, так называемые стволовые клетки. Они могут преобразовываться в специализированные клетки других типов, замещая те из них, которые погибли или были повреждены в результате травмы, болезни или старения. Но с возрастом их запас в организме исчерпывается.

Стволовые клетки можно добавить извне. Считается, что наибольшими возможностями обладают эмбриональные стволовые клетки. Для их получения пришлось бы создать, а потом уничтожить ранний эмбрион человека. Естественно, это вызывает бурные этические споры. Сейчас обычно используют «линейные» эмбриональные стволовые клетки – получаемые из «линий», ведущих своё происхождение от когда-то разрушенных эмбрионов и долгое время выращиваемых в лаборатории. Их применение пока носит экспериментальный характер – есть вероятность, что длительно выращиваемая в искусственной среде клетка переродится в раковую.

В России большинство практических процедур клеточной терапии делают с использованием фетальных стволовых клеток, полученных из абортивного материала. Таким способом можно улучшить, иногда весьма значительно, состояние здоровья человека при множестве заболеваний и травм. В некоторых случаях трансплантированные клетки приживаются (например, в печени или в тканях нервной системы), в других они постепенно отторгаются организмом, и через некоторое время приходится делать повторную пересадку. Часто основной эффект связан не столько с их замещающим действием, сколько с выделением сигнальных веществ, характерных для клеток молодого организма: они «перенастраивают» и собственные клетки пациента.

– Приведёт ли подобная терапия к замедлению старения и увеличению продолжительности жизни?

– Мы пока не можем этого сказать – ещё не накоплено достаточных данных долгосрочных наблюдений.
Есть ещё один источник – собственные стволовые клетки, присутствующие в таких тканях, как костный мозг и жировая клетчатка. Можно взять небольшое количество такой ткани и вырастить нужное количество стволовых клеток вне организма, после чего ввести их обратно. Эти клетки для пациента свои и отторгаться не будут. Это направление тоже только развивается, и опыта здесь меньше, чем энтузиазма.

Идут разработки и в области терапевтического клонирования: учёные надеются создать эмбрион, генетически идентичный пациенту, и использовать его клетки для пересадки. Результаты этой работы также появятся только в будущем.
Большие надежды подаёт использование естественных регуляторов – биологических сигнальных веществ. Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии разработал цитамины – пептиды, выделяемые из тканей молодых животных. Цитамины, кстати, продаются в обычных аптеках.

– В последнее время многие клиники и даже косметические кабинеты предлагают модную терапию стволовыми клетками. Можно ли им доверять?

– Там колют пациентам клетки, прошедшие неизвестно какой контроль и неизвестно в каких условиях выращенные. Из 10 таких учреждений с 9 лучше не связываться, они только компрометируют замечательный метод. Серьёзно можно относиться только к тем, которые функционируют на базе крупных научных медицинских центров. Терапию с использованием фетальных клеток получили уже тысячи больных, и здесь накоплен достаточно большой опыт. Там, где это делают достойные доверия специалисты, результаты очень хорошие, а осложнений нет.

КАК ОТОДВИНУТЬ СТАРОСТЬ

– Увеличив биологический возраст человека, можно ли восстановить его репродуктивную функцию?

– Действительно, репродуктивную функцию можно будет восстановить. Но даже если цивилизованный человек проживёт на земле несколько сотен лет, всё равно он будет иметь одного или двух детей – рожать больше обычно просто не хотят. На рождаемость больше всего влияет такой курьёзный на первый взгляд показатель, как грамотность женщин. Чем больше в обществе образованных женщин, тем меньше рождается детей. Конечно, я далёк от мысли загонять эмансипированных особ в рамки домостроя, но сама природа связи между грамотностью и отказом от рождения детей должна быть изучена. Не исключено, на неё можно будет как-то подействовать.

С появлением новых технологий, в том числе и биомедицинских, к нынешним проблемам человечества неизбежно прибавятся новые, о которых мы не подозреваем. Ведь их применение поначалу будет доступно зажиточным слоям общества в странах «золотого миллиарда», а остальные почувствуют себя обделёнными. Возникнут противоречия внутри обществ западных стран, усугубятся и конфликты между цивилизациями. Хотя сейчас новые технологии удивительно быстро дешевеют и становятся массовыми.

А если возникнут люди-клоны? Какими правами они будут пользоваться, какие законы станут их защищать? Например, будут ли они иметь право наследования после смерти своих оригиналов?
Скажете – бред научного фантаста? А ведь сегодня мы всерьёз обсуждаем права суррогатных матерей, о которых лет десять назад никто и не слыхивал…

– Есть ли шанс у ныне живущих хотя бы отодвинуть старость?

– Я не любитель делать прогнозы, но думаю, пройдёт несколько десятилетий, и мы сможем значительно замедлить старение или практически его остановить. Известный английский геронтолог Обри ди Грей даёт следующую оценку: если будут выделены средства, необходимые на развитие этой отрасли науки, в ближайшее десятилетие учёные смогут остановить старение мыши с вероятностью 90%, а в следующие за этим 25 лет отключить этот механизм у человека с вероятностью 50%…
 
Написать комметарий/обсудить новость                                                          Прочитать комментарии 

Лекарство против рака замедляет преждевременное старение
17.02.06 МедНовости
 
Лекарство против рака может оказаться способным замедлить преждевременное старение детей с синдромом преждевременного старения Хатчинсона-Гилфорда. Как удалось установить исследователям из Калифорнийского Университета, препарат под названием ингибитор фарнезилтрансферазы способен существенно снизить скорость проявления симптомов преждевременного старения у лабораторных мышей.

По мнению ученых, опубликовавших отчет о своем исследовании в журнале Science, препарат может оказаться пригодным и для лечения страдающих синдромом Хатчинсона-Гилфорда детей.
Синдром преждевременного старения Хатчинсона-Гилфорда – редкое генетическое заболевание, поражающее одного из приблизительно четырех миллионов новорожденных.

Причиной заболевания является генетическая мутация, ведущая к накоплению аномального протеина клетках, что является причиной деформации клеточных ядер. Симптомами болезни являются карликовость, облысение, появление морщин, уплотнение стенок артерий и остеопороз. Больные дети, как правило, не доживают до 15 лет.

Ингибитор фарнезилтрансферазы (FTI), действие которого на мышей с аналогичным генетическим дефектом изучали американские исследователи, обычно применяется при лечении онкологических заболеваний молочной железы, кишечника и костного мозга.

В ходе предыдущих экспериментов было установлено, что данный препарат способен предотвращать изменения формы клеточных ядер у животных, пораженных преждевременным старением.
В ходе нового эксперимента ученые исследовали влияние препарата на выживаемость больных мышей.

К конце 20-й недели эксперимента из 14 животных, не получавших  FTI, погибли 6. В то же время среди 13 мышей, получавших препарат, погибла только одна. Мыши, получавшие препарат, также значительно реже получали переломы костей скелета по сравнению с грызунами, не получавшими никакого лечения.

Большинство получавших  FTI к концу эксперимента продемонстрировали существенное увеличение таких показателей состояния здоровья как общая масса тела, здоровье костей, сила и продолжительность жизни.

По словам сотрудника Медицинской школы при Калифорнийском Университете доктора Лорена Фонга(Loren Fong), соавторам эксперимента впервые удалось продемонстрировать на животных эффективность  ингибитора фарнезилтрансферазы при лечении симптомов болезни Хатчинсона-Гилфорда.

Доктор Фонг подчеркнул, что, хотя применение препарата не привело к полному излечению больных животных, оно смогло существенно замедлить течение болезни. В то же время, согласно предположению доктора Фонга, увеличение дозировки препарата способно существенно увеличить его эффективность.
 
Написать комметарий/обсудить новость                                                          Прочитать комментарии 


В избранное