Жажда вечной жизни

Мухи сели на диету

12.03.07 Эксперт» №10(551)

Фото: Константин БатынковСпециалисты из Университета Джорджии опубликовали в журнале Aging Cell результаты своей работы, посвященной физиологическому старению. Они проводили эксперимент, связанный с ограничением питания плодовых мушек-дрозофил. Выяснилось, что на ограниченном рационе дрозофилы живут до 54 дней, тогда как «обычно» питающиеся — всего до 38 дней.

Ученые предположили, что полуголодное существование увеличивает физиологическую устойчивость подопытных мушек — повышает сопротивляемость к холоду, инфекциям, воздействию свободных радикалов. Выяснилось, что дрозофилы разных возрастных групп реагируют на полуголодный рацион по-разному. У молодых мушек действительно повышалась физиологическая устойчивость, и они жили в полтора раза дольше, чем их ровесники из контрольной группы. У стареньких же дрозофил картина была другая: они очень плохо переносили холод и голод и иногда умирали даже раньше контрольных. Но у некоторых старых дрозофил наблюдалось повышение иммунитета к инфекциям — и такие жили чуть дольше обычных мушек.

Эксперименты с голоданием, проводившиеся на животных других видов, давали подобные результаты. Многочисленные опыты (195 групп животных) более двадцатилетней давности, которые проводили разные лаборатории, показывают, что при воздействии калорийно ограниченных диет средняя продолжительность жизни подопытного животного увеличивалась примерно на 15%. Во многих опытах было показано, что ограничение рациона в раннем возрасте дает наибольшее продление жизни, особенно у крыс и мышей. Правда, у других видов — кролики, собаки, обезьяны — увеличение срока жизни было менее выраженным.

Ученые считают, что экстраполировать эти результаты на человека преждевременно. Многие из них полагают, что ограничение питания в период роста может привести к негативным последствиям в результате нарушения обмена веществ. Однако отмечено, что некоторое ограничение питания в пожилом возрасте дает позитивные результаты, что подтверждают и исследования образа жизни долгожителей.

Профессор Вячеслав Рябинин: Если печень посадили, ее надо вырастить
14.03.07 АиФ Челябинск

Искусственные человеческие органы, методики омоложения, стволовые клетки… Все это звучит довольно интригующе, но только недавно перекочевало со страниц фантастических романов в нашу действительность. И многие фантастические эксперименты проводят в Челябинске.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Какао поможет уберечься от серьёзных болезней
13.03.07 АМИ-ТАСС

Химик Марина Мерфи и профессор медицины Норман Холленберг из Военно-медицинской школе Гарварда (США) считают, что эпикатехин – вещество,  найденное в какао, -настолько важен для человеческого организма, что его нужно назначать как витамин.

Профессор Холленберг провел долгие годы, изучая структуру и пользу какао, которое пьют в местности Куна в Панаме. Он нашел, что регулярное потребление напитка сокращает у жителей на 10% риск 4-х самых общих смертоносных болезней: сердечный удар, остановка сердца, рак и диабет. Панамское население может выпить в неделю до 40 чашек натурального какао, которое имеет высокие уровни содержания эпикатехина.

В настоящее время эпикатехин не поддерживается мировым научным сообществом как несущий существенную роль флаванол. Но, по словам учёных, связь между высоким потреблением этого вещества и уменьшенным риском болезней настолько удивительна, что в дальнейшем будут проведены более серьёзные и масштабные исследования его воздействия на человеческое здоровье.

Такие флаванолы, как эпикатехин, не присутствуют в обычном какао, так как они чрезвычайно горьки на вкус. Однако Холленберг надеется, что его открытие даст толчок пищевым компаниям для развития производства эпикатехина, который можно как добавлять в продукты, так и выпустить в виде капсул.

Эпикатехин также найден в чае, вине, шоколаде и небольшом количестве фруктов и овощей.

Найден ключ к регенерации конечностей: подробности
02.03.07 Cnews

Американским ученым, по-видимому, удалось найти ключевое звено в сложном механизме регенерации утраченных конечностей различных животных.

Головастики могут достичь того, о чем люди могут только мечтать. Они могут отбросить, к примеру, свой хвост, и тот вновь вырастет - вместе со спинным мозгом, мышцами, кровеносными сосудами. Ученым удалось выяснить, что основным регулятором этого процесса является электрический импульс, который и подает команду на регенерацию. Эти результаты дают надежду на создание эффективных методов регенерации органов у человека.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Шоколад помогает пожилым людям сохранять оптимизм
08.07.07 ИноПресса

Наконец-то новость, которой мы все ждали. Шоколад способствует здоровью, более тонкой талии и позитивному взгляду на жизнь в пожилом возрасте.

Исследование, которое не было профинансировано шоколадной промышленностью, показывает, что пожилые мужчины, которые ели шоколад, находятся в лучшей физической форме, более оптимистичны и выше оценивают собственное благополучие.

Начиная с 1960 года, исследовательская группа ученых из финских университетов в Оулу и Хельсинки изучала хельсинкских бизнесменов, родившихся между 1919 и 1934 годом.

Испытуемым задавали вопросы о том, что они думают о жизни, в том числе спрашивали их, какие конфеты они предпочитают. Из 1367 респондентов только чуть больше 100 сказали, что не едят сладкого. Из остальных 860 сказали, что предпочитают шоколад, а 399 – что предпочитают какие-то другие сладости. Средний возраст респондентов – 76 лет, сообщают ученые в журнале European Journal of Clinical Nutrition ("Европейский журнал клинического питания").

Любители шоколада, как правило, стройнее, у них тоньше талия, и они реже страдают от диабета, чем те, кто выбирает другие сладости. Кроме того, они немного лучше образованны.

Однако самое большое различие проявилось в отношении к жизни и в субъективном ощущении благополучия.

Любители шоколада значительно выше оценивают свое здоровье, чувствуют себя счастливее, реже испытывают чувство одиночества и реже страдают от депрессий.

Кроме того, они с большей вероятностью до сих пор строят планы на будущее.

Предыдущие исследования показывали, что употребление шоколада высвобождает эндорфины, которые вызывают чувство удовольствия и снижают чувствительность к боли.

Впервые микроробот путешествовал по сосудам
22.03.07 ИНаука

О выдающемся успехе сообщили ученые Политехнического института и клиники Монреальского университета, работавшие под руководством доктора Сильвиана Мартеля. Они сумели первыми в мире ввести в сонную артерию свиньи микроскопический зонд-робот и управляли всеми его перемещениями.

Одна из самых заманчивых идей современной медицины - создание крошечных роботов, которые находили бы в организме больные ткани или даже клетки, доставляли туда лекарства или, напротив, удаляли что-то, ставили точный диагноз и т.п.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Мы могли бы жить вечно. Только нервы мешают
21.03.07 Деловая неделя

В последнем номере "Журнала общей биологии" опубликована статья украинского ученого Алексея Бойко, в которой он выдвигает свою гипотезу, почему млекопитающие, в том числе и человек, не могут жить вечно. С раннего детства в нашем мозге перестают появляться новые нервные клетки. Именно это, по мнению Бойко, запускает программу старения организма и его неизбежной смерти.

Хорошо быть губкою

Почему мы стареем и умираем? Этот вопрос не такой уж наивный. Вот уж сто с лишним лет биологи не могут до конца понять, является ли смерть неизбежным явлением, а если является, то что именно отправляет нас на тот свет.

В природе есть существа, которых в той или иной степени можно считать бессмертными. У бактерий понятия старения практически не существует. И сто, и двести лет может жить моллюск жемчужница, причем чем дольше он живет, тем активнее размножается. И умирает он лишь из-за того, что все время растет: створки раковины становятся тяжелыми, и она уже не в силах их открывать.

Еще дольше могут прожить губки. Именно этим животным принадлежит рекорд долгожительства в царстве животных. Старейшим из живых организмов на нашей планете является гигантская антарктическая морская губка вида Scolymastra joubini, возраст которой, по разным оценкам, составляет от 15 до 23 тысяч лет. Она была обнаружена на морском дне у побережья Антарктиды около 20 лет назад американским исследователем Полом Дейтоном (Paul Dayton). Это довольно простое существо сидит прикрепившись ко дну, а клетки его постоянно обновляются, и фактически оно остается всегда молодым. Погибнуть губка может только от внешних причин.

В общем, бессмертие – штука не такая уж сказочная...