Жажда вечной жизни

Сенсация: ученые продлили жизнь дрожжей в 10 раз!

11.01.08 Новости Геронтологии

Биологи создали хлебные дрожжи способные жить до 800 (дрожжевых) лет  без видимых побочных эффектов.

Это очень важное открытие, достигнутое путем сочетания диеты и генетических изменений, вплотную приближает науку к контролю над продолжительностью жизни и здоровьем основы всех живых систем: клетки.

"Мы создаем основу для перепрограммирования клетки на здоровую жизнь", -  говорит руководитель исследования Вальтер Лонго (Valter Longo) из Университета Южной Калифорнии (University of Southern California).

Это исследование планируется к изданию в выпуске Журнала Генетики Публичной Научной Библиотеки (PLOS Genetics) за 25 января.

Схожее исследование его команды, демонстрирующее, что подобные генетические изменения у дрожжей оборачивают вспять синдром ускоренного старения, увидит свет 14 января в Журнале Биологии Клетки (The Journal of Cell Biology).

Команда Лонго посадила хлебные дрожжи на ограниченную по калорийности диету и нокаутировала (отключила) 2 гена - RAS2 и SCH9, - способствующие старению дрожжей и возникновению рака у людей.

"Мы получили 10-кратное продление жизни, что, на мой взгляд, - рекорд когда-либо достигнутый у живых организмов", - говорит Лонго.

В 2005 году та же исследовательская группа уже рапортовала о 5-тикратном продлении жизни в журнале Клетка (Cell).

Обычные дрожжи живут около недели.

"Я хотела бы сказать, что 10-кратное продление жизни - это довольно значительное достижение," - говорит Анна Маккормик (Anna McCormick), начальник отдела генетики и клеточной биологии Национального Института Старения (National Institute on Aging - NIA) и руководитель программы в команде Лонго.

"NIA финансирует такие исследования в расчете на продление здоровой жизни людей путем разработки лекарств, воспроизводящих продлевающие жизнь методы, используемые Лонго и другими исследователями", - добавляет Маккормик.

Хлебные дрожжи являются для ученых одним из наиболее изученых и понятных организмов на молекулярном и генетическом уровне. В свете этой простоты примечательно, что именно дрожжи привели к открытию некоторых наиболее важных генов и путей контроля старения и развития болезней у мышей и других млекопитающих.

Исследование, недавно опубликованное в журнале  Клетка (Cell, выпуск 130, стр. 247-258, 2007) рапортует, что мыши с мутацией гена, впервые найденного командой Лонго, жили на 30% дольше, чем обычные, а также были защищены от сердечных и костных заболеваний, без видимых побочных эффектов.

В ближайшие планы группы Лонго - дальнейшее изучение продления жизни мышей, а также изучение народности Эквадора с мутациями, аналогичными тем, которые описаны им у дрожжей.

"Люди с двух экземплярами таких мутаций имеют карликовый рост и другие проблемы со здоровьем", - говорит он. "Сейчас мы ищем их родственников с одним экземпляром мутации, которые, по-видимому, нормальны. ” Мы расчитываем, что обнаружим у них общее снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни".

Лонго предупреждает, что, как и в случае с эквадорской народностью, мутации ведущие к долголетию, как правило, сопровождаются серьезными проблемами роста и другими проблемами со здоровьем. "Поиск лекарств для продления человеческой жизни без побочных эффектов будет не легким", - говорит он.

Более простой целью, добавляет Лонго, было бы использование накопленных знаний о продлении жизни для профилактики конкретных болезней.

В исследовании, опубликованном 14 января журнале Биологии Клетки (Journal of Cell Biology), команда Лонго создала модель дрожжей  с человеческим синдромом Вернера/Блума, - неизлечимой болезнью, характеризующейся преждевременным старением, ростом заболеваемостью раком и, в конечном итоге, убивающей своих жертв.

Те же мутации, которые играют главную роль в 10-кратном продлении жизни, также обратили вспять процесс преждевременного старения, установили исследователи.

Лонго предлагает, чтобы существующие препараты, нацеленные на аналогичные метаболические пути антистарения у людей - например, специфический путь с участием инсулиноподобного фактора роста, или IGF-1, - были протестированы на пациентах с синдромом Вернера/Блума.

"Возможно, они не будут работать, но я полагаю, чтоне имея на сегодня никаких эффективных препаратов для лечения этой болезни, безусловно, было бы неплохо их испытать", - говорит Лонго.

В исследовании, опубликованном в PLOS Genetics, команда Лонго установила основные совпадения генов, причастных и к контролю над продолжительностью жизни дрожжей и млекопитающих, и  одновременно участвующих в продлении жизни путем ограничения калорийности питания.

"Мы идентифицировали 3 транскрипционных фактора..., которые очень важны для проявления эффекта ограничения калорий, но в то же время мы также показали, что этого недостаточно, поскольку даже без этих транскрипционных факторов, ограничение калорий лишь ненамного продлевает жизнь ", - говорит Лонго. "А это означает, что мы обнаружили достаточно ключевых игроков в эффекте ограничения калорий, но не все".

Ограничение калорий, - а на практике контролируемое голодание, - давно доказаный способ снижения заболеваемости и увеличения срока жизни у многих биологических видов: от дрожжей до мышей. Ученые считают, что дефицит питания переводит организм в эконом-режим, в котором они перенаправляют энергию с роста и воспроизведения на антистарение.

"Ограничение калорий проходит в настоящее время тестирование на приматах и даже на человеке", - говорит Лонго.

Справка: Лонго изучает старения на клеточном уровне в течение 15 лет и публикуется в ведущих американских научных журналах (несколько статей в соавторстве с В.П.Скулачевым). Его лабораторией разработан простой и недорогой метод измерения истинного хронологической продолжительности жизни дрожжей..