Жажда вечной жизни

Генетики нашли связь между ростом и продолжительностью жизни

04.03.08 МедПортал

В результате исследования с участием израильских долгожителей выявлены варианты гена, связанные с повышенной продолжительностью жизни. Носителями гена оказались женщины с ростом ниже среднего, сообщает журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

Специалисты из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна Университета Йешива (Albert Einstein College of Medicine of Yeshiva University) сравнивали геном евреев-ашкенази в возрасте 100 и более лет, их потомков, а также участников из контрольной группы.

Выяснилось, что у долгожителей и их детей чаще встречались мутации рецептора к инсулиноподобному фактору роста-1 (ИФР-1), участвующему в регуляции процессов роста, развития и дифференцировки клеток и тканей организма. У носителей мутаций был нарушен процесс связывания клеток с ИФР-1, что сопровождалось повышением уровня этого вещества в крови на 37%, сообщил руководитель исследования Нир Барзилаи (Nir Barzilai). Ученые также отметили, что женщины, являвшиеся носителями мутантного гена, были в среднем на 2,5 сантиметра ниже участниц из контрольной группы.

«На практике это открытие подтверждает мнение о том, что инъекции гормона роста в качестве антивозрастного препарата, применяемые в США (и других странах), могут представлять опасность, поскольку люди с низким уровнем гормона роста живут дольше. Таким образом, отказ от инъекций гормона роста может увеличивать продолжительность жизни», - сообщил Барзилаи.
Исследование американских ученых стало первым подтверждением гипотезы о взаимосвязи мутаций генов ИФР-1 с продолжительностью жизни у людей. Ранее аналогичные данные были получены в отношении мышей, червей и дрозофил.

Излечение рака красным вином: очередное подтверждение
26.03.08 CNews

Исследовательская группа Рочестерского университета под руководством доктора медицины Пола Окунева (Paul Okunieff) впервые показала в лабораторных условиях, что природные атиоксиданты, содержащиеся в красном вине и в кожице виноградных ягод, действительно эффективно уничтожают раковые клетки поджелудочной железы, нарушая функционирование их митохондриального аппарата.

Результаты нового исследования, в котором исследовалось воздействие на рак поджелудочной железы ресвератола – вещества, содержащегося в красном вине и винограде – опубликованы в мартовском номере журнала Advances in Experimental Medicine and Biology.

Ценность данного исследования, по мнению ученых, особенно велика – митохондрии, обеспечивающие клетки энергией, имеют собственные ДНК и занимают относительно «автономное» положение в клетке. Согласно сегодняшним представлениям, уничтожение митохондриального аппарата раковых клеток приведет к их естественной гибели.

В ходе исследования были выделены две группы клеток рака поджелудочной железы. В одной группе клетки подвергались воздействию только ионизирующего излучения (радиационной терапии), в другой – комбинированному воздействию ионизирующего излучения и ресвератола в относительно высокой концентрации – до 50 мг/мл. Концентрация ресвератола в красном вине может достигать 30 мг/мл.

Исследования показали, что применение ресвератола приводит не только к росту эффективности уничтожения раковых клеток, но и повышает устойчивость нормальных клеток организма к воздействию неблагоприятных факторов ионизирующего излучения.
Шестое чувство полноты
27.03.08 Газета.Ru
Пётр Смирнов

Подсчёт калорий – удел не одних лишь спортсменов и вечно находящихся на диете девушек. Оказывается, наш собственный мозг всё-таки способен на это занятие. А обман его сахарозаменителями чреват последствиями, прямо противоположными желаемым.

Международная команда исследователей, среди которых оказались и наши соотечественники Наталья Сотникова и Рауль Гайнетдинов, нашла у мышей механизм, отвечающий за восприятие калорийности пищи. Нейрофизиологи доказали, что система поощрения в мозге напрямую зависит от этого «шестого чувства» и дисбаланс продуктов, нередко приводящий к тучности, как раз обманывает эту систему.

Шведским учёным удалось раскрыть механизм возникновения инфарктов и инсультов
15.03.08 Радио Свобода

Основной причиной инфарктов и инсультов является, как известно, атеросклероз –  хроническое заболевание, при котором нормальному току крови препятствуют холестериновые бляшки, отлагающиеся на стенках кровеносных сосудов. Учёным из шведского Каролинского института удалось определить критический момент формирования бляшек и выявить группу генов, отвечающих за этот процесс.

- Мы обнаружили сеть из 37 генов, регулирующих содержание в крови так называемого «плохого» холестерина –  снижение его уровня препятствует появлению атером на стенках сосудов. Это открытие позволяет создать лекарственные средства,  способные если и не остановить, то сильно замедлить течение болезни. То есть пациент сможет прожить долгую жизнь без клинических осложнений в виде инфаркта и инсульта, -  говорит доцент молекулярной медицины Каролинского Института Йохан Бьоркегрен.

В настоящее время  высокий уровень холестерина в крови снижают, предписывая пациентам физические упражнения, диету и препараты из группы статинов, которые, в частности, нормализуют уровень холестерина. Теперь же - шведские учёные рассчитывают, что их открытие даст начало совершенно новой терапии - воздействие будет оказываться непосредственно на гены.
Магний защищает курильщиков от инсульта
11.03.08 МедПортал

Употребление продуктов, богатых магнием, препятствует развитию ишемического инсульта. К такому выводу пришли финские ученые по результатам масштабного исследования с участием 26 тысяч курящих мужчин, сообщает журнал Archives of Internal Medicine.

В исследование были включены мужчины в возрасте от 50 до 69 лет, ранее не страдавшие инсультами. Сюзанна Ларссон (Susanna C. Larsson) и ее коллеги из Каролинского института регистрировали вес и рост мужчин, показатели артериального давления, а также данные об их пищевом рационе.

Наблюдение за участниками велось в течение 13,5 лет. За этот период у 2702 человек был диагностирован ишемический инсульт - заболевание головного мозга, обусловленное закупоркой того или иного сосуда. Еще 579 человек перенесли геморрагический инсульт (кровоизлияние в мозг из-за разрыва сосуда).

Проанализировав данные, ученые выяснили, что у мужчин, употреблявших наибольшее количество магния (около 589 миллиграммов в сутки), риск ишемического инсульта был на 15% ниже, чем у тех, кто употреблял наименьшее его количество (373 миллиграмма в сутки). При этом частота развития геморрагического инсульта была одинаковой в обеих группах, сообщили исследователи.

Механизм защитного действия магния на сосуды головного мозга точно не известен. По мнению ученых, этот эффект может быть обусловлен снижением артериального давления при употреблении пищи, богатой микроэлементом. Предполагается также, что магний может влиять на уровень холестерина, а также на чувствительность клеток организма к гормону инсулину, уменьшая риск инсульта.

Богатым источником магния ученые являются цельнозерновые продукты. Кроме того, этот микроэлемент содержится в таких продуктах как орехи, семечки, чернослив, морская капуста, а также в зеленых овощах.
Сигнальная молекула жизни
12.03.08 НГ
Надежда Маркина

Универсальный регулятор биологических процессов продолжает преподносить сюрпризы исследователям.

Много ли найдется химических веществ, удостоенных чести стать «молекулой года»? Оксиду азота, NO, по решению журнала «Science», эта честь выпала в 1992 году. Маленькая скромная молекула в конце прошлого века сделала головокружительную карьеру. Раньше ее считали лишь загрязнителем окружающей среды, который выбрасывается из промышленных труб и, окисляясь в воздухе, образует желтый «лисий хвост» – источник кислотных дождей. Однако в последнее время выяснилось, что оксид азота непрерывно вырабатывается в организме животных и человека, и он совершенно необходим как регулятор множества физиологических процессов, как универсальная «сигнальная молекула». Чтобы было понятно, о чем речь, напомним, что с оксидом азота связано действие знаменитой виагры и незаменимого нитроглицерина. Но ученые считают, что оксид азота может положить начало целому поколению самых разнообразных лекарственных средств.
Куркума помогает защищать здоровье сердца
04.03.08  АМИ-ТАСС

Желтый пигмент куркумин, компонент из растения куркумы, использующегося при приготовлении блюд как имбирная пряность, позволяет уменьшить сердечное воспаление и понизить риск остановки сердца, обнаружили канадские биологи.

Лабораторные испытания на мышах доказали эффективность применения этого вещества для восстановления сердечной функции и предотвращения расширения сосудов.

Как отметили учёные из Кардиоцентра Питера Манка, мощный антиоксидант куркумин действует непосредственно на ядро клетки, снимая напряжение и блокируя неправильное формирование хромосомы, где находятся подстрекательные гены, а также запрещая чрезмерное производство белка. По словам врачей, таким образом активный полифенол эффективно защищает организм от сердечного приступа и остановки сердца.