Жажда вечной жизни

Выбор между жизнью и смертью

2008 № 2 В мире науки
Анна Королева, Владимир Скулачев и Максим Скулачев

С 2005 г. в России в стенах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова проводится междисциплинарный инновационный проект, который может не только составить достойную конкуренцию зарубежным геронтологам, но и имеет реальные шансы на создание первого действенного геропротектора – лекарства против старости. Научный руководитель проекта — академик РАН В.П. Скулачев.Инвестором выступила Русско-азиатская инвестиционная компания (РАИнКо).

Для осуществления этого проекта инвестор и руководство МГУ в лице ректора В.А. Садовничего и деканов биомедицинских факультетов приняли решение пойти по пути, достаточно распространенному на Западе, но все еще необычному для России —создать «приуниверситетскую» биотехнологическую компанию. Так была создана «Митотехнология», уже три года ведущая проект «Практическое использование ионов Скулачева».

Старость — не радость

Многие изобретения, без которых человечество не представляет себе жизни сегодня, были созданы и внедрены в практикув XX в. (электричество, автомобиль, самолет, телевидение, компьютеры, полет в космос). Столь же кардинальные шаги были сделаны и в биологии, которая превратилась из описательной науки в экспериментальную и инженерную область — появилась возможность направленного изменения свойств живых существ. Были сделаны многие открытия, например установлен механизм наследственности и расшифрован генетический код, создана генная инженерия, «прочтен» геном человека, разработаны методы клеточной инженерии, клонирования и многое другое. Благодаря этим достижениям биологии удалось вооружить медицину средствами против многих опаснейших болезней.

Однако есть одна важнейшая область, в которой прошлому веку похвастаться, в сущности, нечем. Это борьба со старением. В отличие от любого другого заболевания (допустим, что старость — это тоже болезнь) старению подвержено все человечество. По достижении определенного возраста каждый человек начинает медленно «угасать»:ослабевают мышцы, падает иммунитет, увеличивается вероятность возникновения онкологических, сердечно-сосудистых, нейродегенеративных заболеваний, ослабевают зрение, память, уменьшается выносливость. Что это, если не признаки какого-то системного заболевания? В конце концов, один из этих симптомов старения прогрессирует настолько, что организм уже больше не может сопротивляться недугу и умирает.

Витамин D снижает риск возникновения диабета первого типа
13.03.08 МИС

По мнению британских ученых, употребление витамина D маленькими детьми поможет снизить риск возникновения диабета 1 типа у них в будущем, сообщает ВВС.

Ученые считают, что у детей, которые принимали витамин D, на 30% ниже риск возникновения заболевания диабетом, чем у тех, кто не принимал.

Диабет 1 типа – эндокринное заболевание, вызванное дефицитом гормона инсулина, развивающееся вследствие разрушения β-клеток поджелудочной железы. Болезнь характеризуется хроническим повышением концентрации глюкозы в крови и серьёзными метаболическими нарушениями.

Диабет 1 типа является одним из самых распространенных заболеваний среди жителей Европы и Северной Америки. Число случаев заболевания постоянно увеличивается. Ученые предполагают, что в промежуток между 2000 и 2010 годами число новых случаев повысится на 40%.

Группа ученых из Манчестера объединили результаты 5 исследований об эффекте витамина D. Они обнаружили, что действительно, используя биодобавку витамина D, риск возникновения заболевания снижается. Причем, чем дольше срок употребления витамина D, тем ниже риск возникновения заболевания.

Основываясь на результатах исследований, ученые рекомендуют давать детям витамин D в качестве добавки к пище, по крайней мере в течение первых 2 лет жизни, но эффективнее, если витамин D дети будут употреблять в течение первых 5 лет жизни.

...Жили они долго. И счастливо?
11.03.08 СПВ
Анастасия Долгошева

В пресс-центре «Санкт-Петербургских ведомостей» специалисты, так или иначе связанные с геронтологией (наукой о старении) и гериатрией (наукой о методах лечения и профилактики болезней пожилого и старческого возраста), обсуждали, возможно ли преодолеть стереотип «старость не в радость».

Низкая рождаемость и дефицит работающего населения ведут к тому, что, говоря об экономическом благосостоянии страны, надежду возлагают уже не столько на «молодое» население, сколько на «здоровое», пусть и не очень молодое. Именно сейчас в Академии медицинских наук обсуждается программа с исчерпывающим названием «Профилактика возрастной патологии и ускоренного старения, снижение преждевременной смертности от биологических причин и продление трудоспособного периода жизни населения России». Разработчики утверждают, что Петербург и Россия еще покажут миру, как можно оздоровить население.

Глобализация старения

Под таким девизом проходил последний мировой конгресс геронтологов. «Глобализация» – потому что население стареет во всем мире, в том числе в болезненной, многодетной и моложавой Африке.

К 2020 году более миллиарда человек на Земле будут формально считаться пожилыми: достигнут 60 лет. Половина всех пожилых придется на Азию, в том числе на Китай, которому некоторые уже пророчат экономическую катастрофу, поскольку из-за правила «одна семья – один ребенок» количество людей почтенного (и в разной мере нетрудоспособного) возраста в Поднебесной резко возрастет.

И на конгрессе по геронтологии в США первым выступал даже не врач – а важный экономический чиновник. Который с тревогой объявил, что в Соединенных Штатах резко увеличилось количество людей старше 80 лет, и это бы ничего, но стало больше и тех, кто не может себя обслуживать. И если одной медсестры достаточно в помощь двум пожилым, которые могут сами за собой ухаживать, то каждому «несамостоятельному» нужны уже две медсестры. В первом случае «сестринская» помощь одному пожилому человеку оценивается в 25 тысяч долларов в год, во втором – в 100 тысяч долларов. Американцы уже разработали программу, по которой в страну ввозят не столько врачей, сколько медсестер.

Все это звучит несколько зловеще. Однако...

– Старение населения – процесс нормальный, это отражает развитие общества, – говорит Владимир ХАВИНСОН, главный специалист по геронтологии и гериатрии городского комздрава, один из разработчиков программы. – Чем старше цивилизация, тем больше в ней людей старшего возраста.

Исследователям удалось вылечить крыс от рака мозга с помощью генной терапии
26.02.08 Компьюлента

Эльвира Кошкина

Ученым удалось вылечить крыс с быстро развивающейся формой рака мозга, сообщает New Scientist. В ходе лечения специалисты использовали генную терапию, которая заставляет иммунную систему атаковать злокачественные опухоли.

По словам исследователей, это достижение подготавливает почву для испытаний нового метода лечения на человеке, которые могут быть начаты уже в следующем году.

Метод выглядит следующим образом: в мозг вводится безвредный вирус, который инфицирует только быстро делящиеся раковые клетки. Этот же вирус используется для доставки терапевтических генов в опухоль. Один ген - HSV1-TK - убивает раковые клетки, активируя ганцикловир, введенный в брюшную полость крысы. Еще одна ключевая составляющая успешного лечения - это второй ген, Flt3L, который собирает в мозге иммунные "дендритные" клетки из кровотока. Эти клетки поглощают остатки умерщвленных раковых клеток и доставляют их обратно в лимфатические узлы, тем самым, заставляя иммунную систему вновь атаковать уцелевшие в мозге клетки опухоли.

Открытие было сделано сотрудниками Медицинского центра Седарс-Синай в Лос-Анджелесе. Прежде попытки вылечить глиобластомы с помощью генной терапии заканчивались безуспешно, поскольку клетки опухоли выживали и возобновляли рост. Новый же способ лечения позволяет преодолеть эту проблему, так как постоянно заставляет иммунную систему уничтожать клетки опухоли.

Витамин Е может увеличить риск рака легких
03.03.08 МедНовости

Витаминные добавки не только не защищают от рака легких, но, напротив, могут способствовать его развитию. В ходе масштабного исследования американские ученые выяснили, что ежедневный прием 400 миллиграммов витамина Е увеличивает риск рака легких на 28%, сообщает American Journal of Respiratory and Critical Care Medicine.

Специалисты из Вашингтонского университета в Сиэтле использовали данные исследования VITAL, в котором принимали участие около 77 тысяч мужчин и женщин в возрасте от 50 до 76 лет. За четырехлетний период наблюдений у 521 человека был диагностирован рак легких.

Как и ожидалось, главными факторами риска рака легких были курение, наследственность и пожилой возраст. Кроме того, в числе неблагоприятных факторов оказался прием биодобавок с витамином Е. По словам руководителя исследования Кристофера Слейтора (Christopher G. Slatore), каждые 100 миллиграммов витамина Е увеличивали риск рака легких на 7%, а стандартная дозировка в 400 миллиграммов - на 28%. Причем наиболее часто негативный эффект витамина Е проявлялся у курильщиков.

Витамин Е в организме играет роль антиоксиданта, защищающего от вредных молекул – свободных радикалов. Однако в высоких дозах это вещество может оказывать противоположный эффект и действовать как прооксидант, вызывая окислительные процессы и повреждение клеток, предположили исследователи.

Ранее финские ученые показали, что риск рака легких увеличивается при приеме бета-каротина (провитамина А). По словам исследователей, избежать подобного риска и обеспечить организм необходимыми витаминами можно с помощью сбалансированной диеты, содержащей достаточное количество овощей и фруктов.

Британцы бросают спортзалы
05.03.08 ИноПресса
Пета Би

В последние годы британцы, прежде одержимые фитнесом, стали отказываться от занятий на тренажерах. На смену спортзалам приходят более оригинальные способы поддерживать себя в форме, рассказывает в статье для The Times Пета Би, автор книги "Комплексное упражнение".

Что же ждет Британию в будущем: прекрасная утопия или дорога к лени общенационального масштаба? В любом случае, смерть бегущих дорожек уже не за горами, констатирует она. Впервые с тех пор, как идея о необходимости посещать тренажерные залы укоренилась в общественном сознании в восьмидесятые, наметилось резкое сокращение числа их посетителей.

Откройте журналы о знаменитостях, советует автор, и вы обнаружите тому подтверждения. Десять лет назад на нас сыпались фотографии звезд, идущих в зал или из зала. Теперь же ничего подобного нет. Пять лет назад, когда тренажерные залы были на пике популярности, их посещали 8,7 млн британцев. Однако в 2007 году, по статистики компании Deloitte, число их клиентов снизилось на 54 тыс. человек. За последние два года доходы фитнес-клубов значительно упали, но, по мнению бизнес-аналитиков, дальше будет только хуже. Залы тем временем развязали ценовую войну, чтобы привлечь посетителей, указывает газета.

Отчасти случившееся объясняется переменами в образе жизни, отчасти – экономической ситуацией, но в любом случае лучшие дни спортзалов остались позади. В новом тысячелетии тренажеры вытеснили йога, пилатес и загородные спортивные лагеря.

В Германии разработан протез имплантируемый в глаз
23.03.08 ИТАР-ТАСС

В Германии успешно завершена разработка первого в мире имплантируемого в человеческий глаз протеза для улучшения зрения. Он прошел необходимые испытания и установлен уже шести пациентам, сообщило в Берлине министерство образования и научных исследований ФРГ.

По его данным, примерно три миллиона людей, в том числе 10 тысяч человек в Германии, страдают от Retinis pigmentosa - пигментоза сетчатки. При этом заболевании острота зрения по причине отмирания клеток сетчатки постоянно снижается, что часто приводит к слепоте. Однако, как правило, часть нервных клеток сохраняется и существует возможность связать их с микропротезом.

Ею воспользовались эксперты Рейнско-Вестфальского технического университета Аахена и Института микроэлектронных систем им. Фраунхофера в Дуйсбурге, разработавшие микропротез, получивший название EPIRET3. Это единственная в мире система, функционирующая в режиме беспроводного питания. Другими словами, имплантируемый в глаз микропротез не подключается к внешним источникам с помощью кабеля, как другие имплантаты сетчатки. Это сокращает время на операцию, упрощает обращение с системой и не слишком травмирует пациента.

Новый микропротез для глаза был вживлен в специализированных клиниках в Аахене и Эссене шести добровольцам, которые на протяжении нескольких лет ничего не видели. После четырех недель испытаний специалисты исследовали сетчатку при помощи электронных датчиков. Выяснилось, что все пациенты смогли различать оптические образцы. Теперь ставится задача увеличить срок службы и ношения микропротеза, совершенствовать технику проведения операции по его установлению. Чтобы пациенты могли ориентироваться в окружающем мире, к разработанной системе в будущем должна быть подключена камера, которая станет передавать в имплантат радиосигналы.

"Ученые и техники совместно достигли выдающихся результатов - сказал статс-секретарь в министерстве научных исследований Томас Рахель. - Мы хотели бы, чтобы они уже скоро пошли на пользу многим слепым". Стоимость проводившихся с 1995 года разработок составила в общей сложности 17,5 млн евро.