Жажда вечной жизни

Апоптоз и продолжительность жизни на примере одноклеточного организма

20.10.08  Новости Геронтологии

Для современных биогеронтологов, начиная еще с самых первых исследований в области молекулярной генетики, почкующиеся дрожжи Saccharomyces cerevisiae остаются ценным материалом. Именно благодаря изучению дрожжей мы впервые узнали о сиртуинах (sirtuins). И сейчас дрожжи помогают ученым определить механизмы продления жизни при сокращении количества потребляемых калорий.

За старением дрожжей можно пронаблюдать одним из двух способов: сосредоточив свое внимание на репликационной продолжительности жизни (РПЖ), то есть на том, сколько раз материнская клетка способна делиться, образуя дочерние клетки, или обратив внимание на хронологическую продолжительность жизни (ХПЖ), то есть на то, как долго может просуществовать неразмножающаяся клетка. Несмотря на то, что существуют некоторые совпадения в способах регулирования генов РПЖ и ХПЖ, их принято рассматривать, как отдельные процессы.

Важным в старении дрожжей является то, что в конце ХПЖ или РПЖ, клетка дрожжей может умереть либо путем некроза, либо путем заранее запрограммированной смерти - то есть, апоптоза или чего-то очень похожего. Это вызывает удивление у тех из нас, кто привык считать апоптоз своего рода "благородной жертвой" поврежденной клетки какой-либо ткани или органа. Если поврежденная клетка не погибает, то появляется угроза возникновения рака. Поэтому в ответ на определенные виды стресса вышедшие из строя клетки готовы "добровольно" умереть. Но почему одноклеточные организмы подвергают себя апоптозу? Что им угрожает? Механизмами апоптоза и его последствиями для дрожжей занимается Rockenfeller and Madeo. Для тех, кто не знает:  Фрэнк Мадео (Frank Madeo) первым обнаружил, что к апоптозу дрожжей причастны напоминающие каспазу ферменты. В начале 21-го века рукопись Мадео стала необычайно популярной среди специалистов по дрожжам и апоптозу.

Апоптозная гибель стареющих дрожжей

В изучении процессов репликационного и хронологического старения важную роль играют дрожжи. Репликационное старение определяется числом дочерних клеток, порождаемых материнской клеткой. Следовательно, оно отражает процесс старения в пролиферирующих клетках, в то время как хронологическое старение принято считать примером постмитотического старения ткани. Поскольку обе формы старения у дрожжей заканчиваются запрограммированной смертью клеток (некрозной или апоптической), а отмена гибели клетки путем аннулирования апоптоза или за счет уменьшения числа окислительных радикалов способствует продлению жизни, то взаимосвязь между апоптозом и процессом старения становится вполне очевидной. Мы сейчас рассматриваем старение, как физиологический способ стимулирования апоптоза дрожжей, что неожиданно определяет его не как явление, провоцирующее старение, но как механизм, направленный на замедление процесса старения.

Позвольте не согласиться с последним предложением, по крайней мере, из-за того, что оно касается более обширной области биогеронтологии. Лишь немногие из ученых воспринимают апоптоз у млекопитающих как механизм, направленный против старения. Скорее наоборот, апоптоз рассматривается как механизм подавления опухоли, что отрицательно сказывается на регенеративной способности клеток. Другими словами, апоптоз у многоклеточных организмов – это явление, стимулирующее процесс старения.

Источник: Оuroboros

Антиоксиданты прочищают "затуманенные мозги" при диабете
22.10.08 Новости Геронтологии

Люди, страдающие от диабета, порой жалуются на забывчивость, ощущение потерянности и запутанности, они не в состоянии сосредоточиться и трезво взглянуть на происходящее вокруг. Новое исследование показывает, что антиоксидантные витамины С и Е могут предотвратить этот диабетический "туман в голове".

В ходе исследования больные диабетом ели жирную пищу, которая, как ожидалось, за счет снижения доставки кислорода к мозгу, должна была ухудшить их способность запоминать какую-либо информацию. Но поскольку участники эксперимента вместе с едой принимали по 1000 мг витамина С и 800 МЕ витамина Е, то их память только улучшалась.

Как утверждают ученые, вышеупомянутые антиоксиданты уменьшают окислительный стресс, который затрудняет доставку кислорода в клетки головного мозга. Окислительный стресс усиливается при повышении уровня сахара в крови.

Вероятность развития деменции у диабетиков больше, чем у здоровых людей. Виной тому изменения в сосудах головного мозга: нарушается кровоток, развивается воспаление. Прежние исследования показали, что витамины С и Е способны уменьшить пагубное влияние диабета на такие органы, как глаза и почки. Похоже, что они могут также защитить и мозг.

Подробнее: Chui, M.H., et al. Nutrition Research, July 2008 28(7); 423-429
Источник:
Stopagingnow

Защитные свойства витамина D против различных видов рака молочной железы
22.10.08 Новости Геронтологии

15 октября в the American Journal of Epidemiology были опубликованы результаты исследования, проведенного учеными из клиники Mt Sinai в Торонто – они обнаружили, что витамин D, получаемый благодаря солнечному свету или соответствующим пищевым добавкам, защищает организм от опухолей молочной железы с положительными и отрицательными рецепторами эстрогена и прогестерона.

Кристина М. Блэкмор (Kristina M. Blackmore) и ее помощники сравнили 759 больных раком груди и 1135 здоровых женщин, возраст участниц исследования был примерно одинаковым. У 450-ти женщин были отмечены положительные рецепторы эстрогена и прогестерона, 110 случаев рака были эстроген-позитивными и прогестерон-негативными, уи  199 женщин наблюдались эстроген- и прогестерон-негативные рецепторы. Для получения информации о продолжительности воздействия солнечных лучей и употреблении витамина D с пищей или с соответствующими пищевыми добавками использовались опросы по телефону.

Ученые отметили, что большое потребление витамина D существенно снижает риск возникновения рака молочной железы с эстроген- и прогестерон- положительными рецепторами. У женщин с эстроген-положительными и прогестерон-негативными рецепторами, а также у больных с отрицательными рецепторами эстрогена и прогестерона тоже наблюдались изменения, но с учетом всех анализируемых показателей они оказались недостаточными. Употребление пищевых добавок витамина D в молодости уменьшало вероятность развития опухоли с положительными рецепторами эстрогена и прогестерона.

"Полученные результаты свидетельствуют о том, что прием витамина D в начале жизни сокращает риск возникновения рака молочной железы, независимо от статуса рецепторов эстрогена и прогестерона", приходят к выводу авторы исследования. "Несмотря на то, что значительные успехи наблюдались у женщин с рецептор-положительным раком (самая крупная подгруппа участниц), подобные изменения отмечались и у женщин с рецептор-отрицательным раком и у больных со смешанным видом опухоли. Два последних вида рака в  дальнейшем следует изучить более детально".

Источник: Lef

Прием витамина D один раз в месяц не опасен, а наоборот, полезен для нашего организма
21.10.08 Новости Геронтологии

Израильские ученые утверждают, что большая доза витамина D раз в месяц так же не опасна и эффективна, как и маленькие ежедневные или еженедельные порции этого витамина.

Д-р София Иш-Шалом (Sophia Ish-Shalom) и ее коллеги объясняют (статья опубликована в the Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism), что для того, чтобы предотвратить появление переломов у пожилых людей, уровень активного метаболита витамина D -  25-гидроксивитамина D – в их крови должен быть больше, чем 30 нанограмм на миллилитр.

Конечно же, употреблять витамин D раз в месяц проще, чем каждый день. Однако, раннее ученые полагали, что высокие дозы этого антиоксиданта могут привести к резким скачкам уровня кальция в крови, а это отрицательно скажется на здоровье всего организма.

Чтобы проверить существовавшие опасения, ученые провели клиническое испытание, в котором приняли участие 48 женщин, их средний возраст составил 81 год. Все участницы эксперимента перенесли операцию по устранению перелома бедра. Исследователи сравнили три способа приема витамина D: 1500 МЕ один раз в день, 10500 МЕ один раз в неделю и 45000 МЕ каждые 28 дней.

Спустя 2 месяца содержание 25-гидроксивитамина D составило 33,2, 29,2 и 37,1 нанограмм на миллилитр, соответственно.

Избыточная концентрация витамина С была отмечены лишь у одной пациентки, которая витамин D принимала каждый день.

Иш-Шалом (Ish-Shalom), сотрудница Медицинского Центра в Хайфе, Израиль (Haifa, Israel), и ее помощники приходят к выводу, что "частота приема витамина должна определяться индивидуальными предпочтениями человека", который намерен регулярно принимать добавки витамина D.

Источник: Reuters

Компонент зеленого чая замедляет развитие диабета 1-го типа
24.10.08 Новости Геронтологии

Исследователи из Медицинского Колледжа штата Джорджии (the Medical College of Georgia) обнаружили, что эпигалокатехин галлат (EGCG), активный компонент зеленого чая, задерживает появление диабета 1-го типа у мышей.

В исследовании, опубликованном 24 октября в Life Sciences, специалист в области молекулярной биологии Стивен Хсу (Stephen Hsu) и его коллеги испытали воздействие EGCG на мышах с синдромом Шегрена, а также с диабетом 1-го типа. Синдром Шегрена появляется тогда, когда слюнные железы подвергаются нападкам со стороны иммунной системы организма, а диабет 1-го типа возникает, когда аналогичным нападениям подвергается поджелудочная железа. В ходе эксперимента животные пили либо простую воду, либо воду с добавлением 0,2% EGCG. Когда мышам было 8, 16 и 22 недели, ученые собирали и анализировали образцы тканей слюнных желез и образцы сыворотки крови.

Оказалось, что EGCG задерживает появление синдрома Шегрена и уменьшает осложнения, вызываемые этим заболеванием. Кроме того, существенно замедляется развитие диабета 1-го типа. В возрасте 16 недель мыши, получавшие EGCG были в 6,1 раза здоровее, чем мыши не получавшие этого соединения. На 22-ой неделе разрыв составил 4,2 пункта.  "EGCG модулирует несколько важных генов, так что патология слюнных желез подавляется на молекулярном уровне. Кроме того, в сыворотке крови значительно сокращается число аутоантител, ослабевают симптомы синдрома Шенгера", заявляет д-р Хсу (Hsu). "Наше исследование было направлено на изучение синдрома Шенгера, поэтому сведения о том, что EGCG также может предотвратить и задержать возникновение инсулин-зависимого диабета 1-го типа, стали для нас большим сюрпризом".

"Необходимость употребления зеленого чая для предотвращения появления подобных аутоиммунных заболеваний объясняется тем, что этот напиток – натурального происхождения и не приносит вреда организму", добавляет руководитель исследования Кевин Гиллеспи (Kevin Gillespie). "У EGCG нет побочных эффектов, в отличие от стероидов или других медикаментов, назначаемых для лечения подобных заболеваний".

Источник: Lef