Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

поможем друг другу!

[friend] статья - людмила путина

Людмила Путина: "В воспитании детей должны принимать участие оба родителя"

Уже два года подряд 1 июня, в Международный день защиты детей, супруга Президента
России Владимира Путина Людмила Путина даёт интервью центральным изданиям
на тему воспитания детей, образования, семейных ценностей. Мы соединили прошлогодние
ответы Людмилы Александровны с нынешними, данные "Российской газете",
и предлагаем их вашему вниманию.

- Людмила Александровна, cейчас немало говорится о потере семейных ценностей...

- Общество должно защищать ребёнка. У нас, например, до сих пор существует такое
понятие, как мать-одиночка. Почему, собственно, она одиночка? Женщина родила
ребёнка и воспитывает его. И почему этот ребёнок с раннего детства должен чувствовать
себя ущемлённым? Я считаю, что в воспитании должны участвовать оба
родителя, даже если ребёнок живёт с кем-то одним из них. У нас, к сожалению,
часто ребёнка делают разменной монетой при выяснении отношений, тогда как
необходимо помнить о правах детей. Думаю, мужчина и женщина должны стать терпимее
друг к другу. Создание семьи должно стать правом, обоюдным желанием,
а не обязанностью. Но как это сделать - у меня нет рецепта. Возможно, государство
что-то может здесь сделать.

- Вы считаете себя рядовой домохозяйкой?

- У меня трудовая книжка лежит дома, я просто воспитывала детей. Моим детям,
считаю, повезло, что у них такие родители, которые никогда не спрашивали, какие
оценки они получили, позволяли им не ходить в школу, когда они уставали, какое-то
время, правда вынужденно, давали им домашнее образование. Представьте
- ребёнок должен идти в школу рано утром и выдерживать 10-часовой стресс - это
безумное чередование предметов: физика, спорт, математика. Даже будучи домохозяйкой,
в течение дня переключаясь с одного решения на другое, я здорово устаю. А детям
в школе приходится переключаться с одного предмета на другой минимум шесть
раз, каждые 45 минут. А ещё они должны делать домашние задания, отвечать на уроках,
получать оценки. И за эти оценки их может отругать сначала учитель,
а потом - родители. Представляете, какой это колоссальный стресс?

- Муж никогда не возражал против ваших методов воспитания детей?

- Он, к счастью, никогда не вмешивался. Муж для меня всегда был как "направляющая
линия". Он всегда говорил, чего бы он хотел, а я принимала решение и потом
даже забывала, что на самом деле этого хотел именно он. Но в нашей семье никогда
не экономили на учёбе и отдыхе. И если заходила речь о том, заниматься
ли девочкам танцами, ходить в школу, где не один иностранный язык, а два, но
это дороже, то мой муж денег на образование дочерей никогда не жалел.

- Вы с ними друзья?

- Я считаю, что родители и дети никогда не могут быть друзьями. Это - нечестная
дружба. Родители всегда на ступеньку выше детей. Родители - это всегда авторитет,
но это не отменяет доверительных отношений. Родители просто обязаны выстроить
хорошие отношения с детьми. А дружба... Даже когда мне говорят некоторые
мои подруги: я со своим ребёнком дружу - то мне просто жаль ребёнка, потому что
это неравная дружба. В любой момент мама или папа, извините за грубость,
могут начать "качать права". А ребёнок - никогда. Поэтому хоть я со своими детьми
очень люблю общаться, но никогда не лезу им в друзья.

- С Владимиром Владимировичем удаётся поговорить, когда вы его поймаете?

- Мы его не ловим. Просто он приходит домой в половине двенадцатого, в двенадцать
ночи. Я пыталась воздействовать на него убеждением, что нужно не только
работать, но ещё и жить. Он слишком много работает. Все члены семьи это знают,
и поэтому тот, кто хочет пообщаться, ждёт его приезда за столом, за чашкой
вечернего кефира....

- У вас большой опыт сравнения, Людмила Александровна, школы европейской и школы
российской, качества образования, стандартов. Иным хочется отправить детей
на учёбу в Европу. Другие говорят: "Зачем? Лучше в России учиться". А вы что
думаете?

- Мне кажется, родители должны понимать, что они тем самым программируют отчасти
будущую жизнь своего ребёнка: европейскую или российскую. Всё зависит от
того, чего хотят родители: чтобы дети жили там или здесь? Чтобы они имели друзей
там или здесь?

- А качество образования где лучше?

- Думаю, что качество образования везде может быть разным. Можно и в очень хорошем
колледже получить плохое образование. А можно и в среднем вузе - отличные
знания. Когда встал вопрос об образовании для наших детей, мы однозначно выбрали
Россию.

- Каждый родитель вкладывает, как вы говорили, все свои нереализованные амбиции
в ребёнка. Как вы относитесь к вундеркиндам? Когда ваши дочери научились
читать?

- Моя позиция: первый класс и существует для того, чтобы детей, не торопясь,
учили читать, считать, писать. Вот у меня двуязычные дети. А язык настолько
энергоёмкая вещь! И, видимо, поэтому, когда они учили параллельно два языка,
чуть-чуть отставали от своих сверстников по словарному запасу. То есть, видимо,
место в мозгу всё-таки небезгранично... А так я ничего специально не делала,
чтобы их обучать до школы чему-либо. Как мне представляется, у наших детей
было счастливое детство.

Что же касается вундеркиндов, то я думаю, что это какие-то особые, нетипичные
дети. Их ведь совсем небольшой процент.

- Родительский опыт говорит: надо у ребёнка разглядеть талант. Людмила Александровна,
к чему ваши девочки были склонны в детстве? Родители обязаны к чему-то
подталкивать своих детей?

- В раннем возрасте очень сложно, я думаю, разглядеть конкретный талант. Я как
мама просто давала детям разностороннее образование и хорошее воспитание.
И никогда их не мучила. Всегда контролировала, чтобы они высыпались, были бодрыми,
весёлыми, чтобы они осваивали всё это в хорошей физической форме.

Мне кажется, что родители действительно могут в раннем возрасте заложить лишь
основу для различного рода деятельности в будущем. Наши дети занимались танцами,
играли на скрипке, фортепьяно. Сейчас, например, они танцуют с огромным удовольствием.

- Ваши дочери учатся в Санкт-Петербургском университете. А какие специальности
они избрали?

- Старшая - биологию, а младшая - японский язык.

- Писали, что они у вас полиглоты. Сколько языков уже знают?

- Владеют тремя языками свободно. Это немецкий, английский, французский. Кроме
того, старшая изучает испанский, а младшая три года учила китайский, а сейчас
начала ещё и японский.

- Если бы ваша дочь пришла за советом, что выбрать: карьеру или детей - что бы
вы ей посоветовали?

- Я бы посоветовала определиться со смыслом её собственной жизни. И если главный
смысл жизни она найдёт в продолжении жизни, в детях, тогда - рожать детей
и посвящать им всё своё время.

Кто-то может позволить себе взять няню, которая будет заниматься детьми, а самой
работать. Опять же вопрос: хочет ли женщина, чтобы это были только её дети?
Или согласна на то, что они будут и "чуть-чуть нянины"? Передо мной тоже всё
время стоял выбор. Идти работать или воспитывать детей? Иногда меня спрашивают:
как вы воспитали таких детей? Минута в минуту 14 лет посвятила им. Я почти не
работала. Надо вам сказать, что это непростое испытание, когда женщина отказывается
даже от минимальной карьеры, от общения, от коллектива.

- Перед родителями рано или поздно встаёт вопрос отделения детей от семьи. Одни
говорят, что надо детям помогать, даже когда они уже закончили вуз: устраивать
на работу или в аспирантуру. Есть другая, западная позиция: чем раньше отделить,
тем лучше. Где граница разумного?

- Мне лично не близка ни та, ни другая точка зрения... И отправлять ребёнка из
дому на все четыре стороны, думаю, неправильно. И держать его при себе до
старости плохо. Наверное, это психологический вопрос. На самом деле дети могут
продолжать жить с вами под одной крышей и при этом быть самостоятельными.
А могут сбежать от родителей в другой город, но всю жизнь оставаться на привязи.

- Сейчас можно прослушать всю школьную программу по литературе, включая "Войну
и мир", на компакт-диске. Вам приходилось когда-либо так слушать литературное
произведение?

- Да. В своё время я покупала аудиокассеты. Кстати, моей младшей дочери нужно
было сдавать литературу при поступлении в вуз. Так она всё прослушала на
дисках. Просто не успеть было всё прочесть за год.

Но ценность чтения неоспорима. Именно чтения книг. Как некая альтернатива СD-диски
подходят, но книгу ничто заменить не может. Сейчас до 40 процентов молодёжи
не читают. Возможно, они не осознают пока ещё ценности чтения. Но, не научившись
читать в детстве, не получится это сделать и во взрослом возрасте.

- Людмила Александровна, вы в будущее смотрите с оптимизмом?

- Я думаю, каждый гражданин переживает за нашу страну. Что будет? Будет ли продолжаться
стабилизация в социальной сфере, в экономике, её рост, оживление
культурной жизни? Продолжит ли наша страна двигаться по пути демократизации общества?
Если в стране всё будет хорошо - и у нас всё будет хорошо. А будет
всё хорошо.

- Если бы вы были абсолютно свободным человеком, какой бы город для жизни выбрали?

- Мне ближе Москва.

- Владимир Владимирович говорил, что, готовя Послание Федеральному собранию,
обсуждал многие вопросы, в том числе демографические, со многими специалистами.
А вы вместе обсуждали?

- Нет. Рабочие вопросы он со мной не обсуждает. Насчёт демографии мы, конечно,
говорили, но так, на бытовом уровне. Я услышала послание вместе со всеми
людьми в стране. Он сам его писал. Писал долго, но не дома - в Кремле. И когда
накануне он дома ещё раз просматривал его, если бы я подошла в этот момент
к столу и попыталась заглянуть, он, скорее всего, вряд ли с этим согласился бы.

- Интересно, а ваши дочери много времени проводят в Сети?

- Они начали заниматься компьютером где-то с 14 лет. К ним приходил преподаватель
и два года обучал. Сейчас они очень хорошо умеют им пользоваться. Прекрасно
освоили клавиатуру и на английском, и на русском. В 14 лет я разрешила им сесть
за компьютер чисто интуитивно. К этому возрасту формируется как раз левое
полушарие мозга. "Общаются" они с колоссальной скоростью, конечно, активно пользуются
и Интернетом. Но при этом читают книги. Сажать, на мой взгляд, ребёнка
в 7 лет к компьютеру вредно для здоровья, для его развития.

- Как вы думаете, женщина будет рожать, когда у неё хороший муж или когда она
живёт в хорошем государстве? Многие читательницы говорят: я бы опиралась прежде
всего на мужа.

- И на государство непременно... Столько внимания было уделено женщине в послании
президента. Государство уже поддержало женщин. Все мои приятельницы собрались
рожать. Ведь женщине нужно что? Внимание. Я почему сказала, что государство главнее
здесь, чем муж? Потому что женщине природой заложено родить и вырастить
детей. И как говорят, против природы не попрёшь. И поэтому, если у женщины есть
условия родить ребёнка, она это будет делать. Поэтому мне кажется, что
нужно создавать условия. Государство может создать для этого условия.

- Извините, а вы счастливый человек? И что в вашем понимании счастье?

- Счастье - это, наверное, движение навстречу друг другу. Не важно, в каком общении.
Мужчина - женщина. Человек - государство. Родители - дети. Движение
навстречу друг другу.

- Значит, можно сказать, что сегодня мы с вами счастливы?

- Конечно.
Анна Белькевич
expresshelp20***@r*****.ru


--

Выпуск 1987
Количество подписчиков: 122


Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru

Ответить   Wed, 23 Aug 2006 12:15:01 +0300 (#588606)